МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Уголовное преследование как функция государства

    обвинения в совершении общественно опасного деяния, запрещенного уголовным

    законом; е) проведение следственных и иных процессуальных действий,

    направленных на установление оснований применения принудительных мер

    медицинского характера либо принудительных мер воспитательного воздействия;

    ж) принятие следователем окончательного решения по делу (составление

    обвинительного заключения; прекращение уголовного преследования (как по

    нереабилитирующему, так и по реабилитирующему основанию); прекращение

    уголовного дела с прекращением уголовного преследования; прекращение

    уголовного преследования и направления уголовного дела в суд для применения

    принудительной меры воспитательного воздействия; направление уголовного

    дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера).[46]

    Среди участников, осуществляющих уголовное преследование, называть

    начальника следственного отдела, осуществляющего лишь ведомственный

    контроль, на мой взгляд, следует с оговоркой о том, что он осуществляет

    уголовное преследование при личном расследовании уголовного дела. Хотя в

    ст. 39 УПК РФ, регламентирующей правовое положение начальника следственного

    отдела, термин "контроль" не употребляется, но содержание статьи (право на

    проверку материалов уголовного дела, дачу следователю указаний о

    направлении расследования, производстве отдельных следственных действий,

    привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении

    подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и

    объеме обвинения, отмена необоснованного постановления следователя о

    приостановлении предварительного следствия, внесение прокурору ходатайства

    об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя и

    др.) свидетельствует о том, что он выполняет контрольную функцию в пределах

    полномочий, предусмотренных законом.

    В силу ст. 40 УПК РФ на орган дознания кроме производства дознания

    возлагается возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146

    УПК РФ, и проведение неотложных следственных действий по уголовным делам,

    по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2);

    производство отдельных следственных и иных процессуальных действий, а также

    содействие следователю при наличии соответствующего письменного поручения

    последнего (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). [47] Поэтому среди субъектов,

    осуществляющих уголовное преследование, нужно назвать и орган дознания (что

    согласуется и с положениями ч. 2 ст. 21 УПК РФ), внеся изменения в п. 55

    ст.5 УПК РФ следующего содержания: "орган уголовного преследования -

    прокурор; следователь; начальник следственного отдела, принявший уголовное

    дело к своему производству; дознаватель; орган дознания в случаях,

    предусмотренных настоящим Кодексом". [48]

    Из всего сказанного, процессуальными актами, означающими окончание

    уголовного преследования, в стадии судебного разбирательства будут

    являться: определение суда (постановление судьи) о прекращении уголовного

    дела; определение суда об освобождении лица от уголовной ответственности с

    применением принудительных мер медицинского характера; оправдательный

    приговор или обвинительный приговор. Таким образом, уголовное преследование

    заканчивается в результате разрешения дела по существу. Именно суд, оценив

    в состязательном процессе доказательства, представленные органами

    уголовного преследования, определяет, насколько уголовное преследование

    обоснованно и может ли оно служить предпосылкой для наступления уголовной

    ответственности.

    В связи с этим можно согласиться с авторами, полагающими, что

    уголовное преследование реализуется: в стадии возбуждения уголовного дела;

    в стадии предварительного расследования; в стадии предварительного

    слушания; в стадии судебного разбирательства.

    Что касается судебного контроля в плоскости отношений уголовного

    преследования, контроль суда действует как в досудебных, так и в судебных

    стадиях уголовного судопроизводства. При этом "суд не является органом

    уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне

    защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их

    процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав" (ч. 3

    ст. 15 УПК РФ). По новому УПК РФ (ст. 29) судебный контроль охватывает

    многие вопросы, которые по УПК РСФСР решал прокурор. В частности, только

    суд, в том числе в ходе досудебного производства правомочен принимать

    решения: 1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,

    домашнего ареста; 2) о продлении срока содержания под стражей; 3) о

    помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в

    медицинский или психиатрический стационар для проведения соответственно

    судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; 4) о

    производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище; 6) о производстве личного

    обыска; 7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих

    информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных учреждениях; 8) о

    наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи; 9) о

    наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и

    юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в

    банках и иных кредитных организациях; 10) о временном отстранении

    обвиняемого от деятельности; 11) о контроле и записи телефонных и иных

    переговоров.

    Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на

    действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и

    дознавателя. [49]

    Из перечисленных правовых положений нетрудно заметить, что и судебный

    контроль участвует в уголовном преследовании (суд, втягиваясь в обсуждение

    и решение вышеупомянутых вопросов, оказывается причастным к решению проблем

    уголовного преследования), но в роли гаранта обеспечения законности его

    осуществления. Проводимая в стране судебная реформа пока не дала зримых

    результатов. Поэтому у Президента РФ В.В. Путина были основания для

    заявления в его Послании 2001 года Федеральному Собранию РФ: "Отечественная

    судебная система отстает от жизни… для многих людей, пытающихся законно

    восстановить свои права, суд так и не стал "ни скорым, ни правым, ни

    справедливым. Не говорю "всегда", но во многих случаях, к сожалению, это

    так".[50]

    Вместе с тем я убежден, что судебный контроль за законностью и

    обоснованностью решений и действий органов уголовного преследования

    необходим. Он нужен для умножения гарантий от возможных фактов беззакония и

    произвола в практике уголовного преследования.

    http://romashkaspb.nm.ru/

    § 2. Международное сотрудничество в области уголовного преследования

    Преследование за совершение международных преступлений осуществляется

    на двух уровнях — международном и национальном. До последнего времени на

    международном уровне регулировался лишь порядок сотрудничества национальных

    органов, вся тяжесть по преследованию лиц, совершивших международные

    преступления, ложилась на плечи национальных органов. Однако, начиная с 70-

    х гг. начали создаваться и международные органы, которые призваны дополнить

    систему национальных органов.

    Борьба с преступностью - внутренняя функция любого государства. Но

    современной преступности присуща и экстерриториальность, т.е. совершение

    уголовно-наказуемых деяний одними и теми же лицами на территории не только

    нескольких республик, краев, областей, но и государств. Получают все

    большее распространение терроризм, коррупция, незаконная торговля

    наркотиками, фальшивомонетничество, отмывание преступных доходов и другие

    преступления, имеющие международную значимость. Это объясняется тем, что

    организованная преступность растет и приобретает транснациональный

    характер.

    В целях осуществления скоординированной работы по расследованию и

    раскрытию преступлений и розыску скрывшихся преступников создана

    Международная организация уголовной полиции - Интерпол (1946 г.). В его

    структуре созданы Национальные центральные бюро. Они являются центрами

    международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью,

    опорными пунктами Интерпола на местах. В России такое Бюро создано Указом

    Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 "Об участии Российской Федерации в

    деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола", а

    постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 утверждено

    Положение о Национальном центральном бюро Интерпола.[51]

    В рамках этой международной организации сложился постоянно действующий

    механизм кооперации и координации действий полиции разных стран в борьбе с

    общеуголовной преступностью. В ее задачи входят: 1)способствовать широкому

    взаимному сотрудничеству всех органов уголовной полиции в пределах

    действующего в странах законодательства и в духе Всеобщей декларации прав

    человека; 2) создавать и развивать институты, которые могут содействовать

    успешному предупреждению и борьбе с уголовной преступностью. Основными

    направлениями ее деятельности являются: 1) уголовная регистрация; 2)

    международный розыск преступников; 3) международный розыск лиц, пропавших

    без вести; 4) международный розыск национальных ценностей. Поэтому роль

    Интерпола в международной борьбе с преступностью весьма существенна.[52]

    Международное сотрудничество государств в борьбе с преступлениями

    осуществляется не только в рамках Интерпола и других международных

    организаций. Общепризнанным стало заключение государствами специальных

    двусторонних договоров о правовой помощи по уголовным делам. В качестве

    примера можно привести подписанный 16 сентября 1996 г. Договор между РФ и

    Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным

    делам, который ратифицирован Федеральным законом РФ 13 июля 2001 года.[53]

    Общие правила в этой области установлены Европейской конвенцией о

    взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятой в Страсбурге 20

    апреля 1959 г. Для характеристики, в какой степени они имеют отношение к

    уголовному преследованию, можно привести статью 1 данной Конвенции:

    "Договаривающиеся Стороны обязуются оказывать друг другу, в соответствии с

    положениями настоящей Конвенции, самую широкую правовую помощь на взаимной

    основе в вопросе уголовного преследования за преступления, наказание за

    которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных

    органов запрашивающей Стороны".[54]

    22 января 1993 г. в г. Минске государства - члены Содружества

    Независимых Государств подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых

    отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (в России она

    вступила в силу 10 декабря 1994 г. - СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472). В ней

    часть 3-я посвящена осуществлению уголовного преследования.[55]

    Часть положений обеих Конвенций находит отражение в УПК РФ (ст. 453-

    473).

    Анализ упомянутых международных актов и УПК показывает, что правовая

    помощь соответствующих органов иностранных государств может включать в себя

    производство обысков, изъятие и передачу вещественных доказательств,

    вручение документов, проведение экспертиз, допросов свидетелей, обвиняемых,

    экспертов и других лиц, осмотра, предоставление сведений о судимости лиц,

    осужденных ранее судами данного государства, пересылку отпечатков пальцев,

    выдача лиц российским правоохранительным органам для привлечения к

    уголовной ответственности, осуществления уголовного преследования в

    отношении иностранного гражданина, совершившего преступление на территории

    России и впоследствии оказавшегося за ее пределами и т.п.[56] Причем

    согласно ст. 455 УПК РФ доказательства, полученные на территории

    иностранного государства должностными лицами в ходе исполнения ими

    поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в

    Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного

    преследования в соответствии с международными договорами или принципом

    взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются

    такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории

    Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ.

    Для использования правовой помощи Интерпола и зарубежных государств в

    уголовном преследовании, осуществляемом в России, создана необходимая

    правовая база. Как никогда она нужна сегодня, когда терроризм в силу своей

    широкомасштабности тревожит все население земного шара, и поэтому борьба с

    ним является делом не только какого-то государства, где он совершен. По

    словам Президента РФ В.В. Путина, "бороться с ним невозможно в рамках

    отдельных государств… Интегрируясь в международные преступные сети,

    террористы несут угрозу всему мировому сообществу… терроризм не знает ни

    границ, ни морали".[57] В этом смысле в Федеральной целевой программе по

    усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы развитие международного

    сотрудничества в борьбе с преступностью вполне резонно определено как одно

    из приоритетных направлений борьбы с преступностью.

    Ещё одним органом осуществляющим уголовное преследование за совершение

    международных преступлений стала Международная комиссия по установлению

    фактов, учрежденная статьей 90 Дополнительного протокола I 1977 г. к

    Женевским конвенциям о защите жертв войны. После того, как в ноябре 1990 г.

    было сделано двадцатое заявление о принятии компетенции Комиссии, была

    созвана конференция для избрания членов Комиссии. Сегодня действует уже

    второй состав Комиссии.

    В отношении государств-участников, сделавших соответствующее

    заявление, как указывается в статье 90 Протокола, Комиссия компетентна

    "расследовать любые факты, которые, как предполагается, представляют собой

    серьезное нарушение, как оно определяется Конвенциями и настоящим

    Протоколом, и другое серьезное нарушение Конвенций и настоящего Протокола"

    без специального на то согласия.

    Комиссия приступает к выполнению своих функций после обращения

    государства-участника — стороны в конфликте — с соответствующей просьбой и

    с согласия другой стороны в конфликте. Если сторонами конфликта являются

    государства, сделавшие заявления о признании компетенции Комиссии, то

    дополнительное согласие другой стороны не требуется.

    Собственно расследование, в том числе расследование положения на

    месте, осуществляется палатой из пяти членов Комиссии и двух специальных

    членов, назначенных сторонами в конфликте, но не являющихся их гражданами.

    Результатом ее деятельности выступает доклад о фактах, установленных

    палатой. Доклад представляется заинтересованным сторонам. Он сопровождается

    рекомендациями, которые Комиссия считает необходимыми. С целью более

    подробного регулирования деятельности Комиссии 8 июля 1992 г. ею были

    приняты Правила.

    Идея создания международного уголовного суда долго обсуждалась в среде

    юристов-международников, несколько раз она была близка к реализации (после

    Первой мировой войны в момент создания Постоянной палаты международного

    правосудия, перед Второй мировой войной в связи с актами терроризма и после

    Второй мировой войны в рамках ООН), однако до последнего времени

    существовал лишь один прецедент создания международного уголовного суда —

    международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио, в которых отправлялось

    правосудие над главными военными преступниками.[58]

    Несмотря на обнадеживающие результаты и широкое признание правовых

    принципов, на которых строилась их деятельность, они не смогли достигнуть

    той степени универсальности, всеобщности осуждения, которой требует

    совершение международных преступлений. Поэтому последнее десятилетие XX в.

    можно считать поистине революционным в области преследования за

    международные преступления. В первой половине десятилетия в рамках

    универсальной международной организации — ООН — были созданы два

    специальных международных трибунала в отношении бывшей Югославии и Руанды,

    а летом 1998 г. в Риме произошло историческое событие — был принят устав

    постоянного международного уголовного суда.

    Прорывом в деле создания международного уголовного суда явилось

    учреждение Международного трибунала по бывшей Югославии. Впервые после

    почти пятидесяти лет серьезные нарушения международного гуманитарного права

    в рамках конкретного вооруженного конфликта стали не просто объектом

    пристального внимания международного сообщества, но и предметом судебного

    разбирательства. С точки зрения политической это связано с изменением

    расклада сил в Европе и во всем мире, а также с тем, что конфликт в бывшей

    Югославии стал первым широкомасштабным конфликтом в Европе за последние

    пятьдесят лет. Немалую роль сыграли и средства массовой информации, которые

    донесли до широкой общественности картину человеческих страданий, что

    привело к созданию коалиции общественных сил в поддержку создания

    международного уголовного суда. В качестве временной меры был учрежден

    международный трибунал ad hoc. [59]

    В качестве первого шага Совет Безопасности в резолюции 764 (1993)

    осудил зверства, совершавшиеся в бывшей Югославии, как нарушения

    международного гуманитарного права и указал на индивидуальную

    ответственность тех, кто их совершал. В качестве второго шага Совет

    Безопасности предпринял усилия по расследованию нарушений с помощью

    государств и международных гуманитарных организаций (резолюция 771 (1993))

    и комиссии экспертов, учрежденной резолюцией 780 (1993). Однако, как уже

    указывалось выше, принятые меры не изменили ситуацию, а собранная

    информация не отвечала предъявляемым к ней требованиям.

    Наконец, в ответ на инициативу ряда государств-членов ООН, Ассамблеи

    Совета Европы, европейского парламента, докладчиков (Корелл — Тюрк — Тьюн)

    в рамках Московского механизма по человеческому измерению ОБСЕ в Боснии и

    Герцеговине и Хорватии и других Совет Безопасности 22 февраля 1993 г. в

    резолюции 808 (1993) решил в принципе вопрос об учреждении международного

    трибунала для преследования виновных в совершении нарушений международного

    гуманитарного права. Согласно резолюции Генеральный секретарь представил

    доклад, в котором содержался проект Устава Трибунала. В проекте были учтены

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.