МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Уголовное преследование как функция государства

    В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления

    уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в

    публичном, частно-публичном и частном порядке (ч. 1 ст. 20 УПК РФ).

    Согласно УПК РФ, в публичном порядке уголовное преследование

    осуществляют прокурор, следователь, начальник следственного отдела,

    дознаватель, потерпевший, его законный представитель и представитель,

    гражданский истец и его представитель (п. 47 ч. 1 ст. 5).

    Отнесение потерпевшего к стороне обвинения законодателем продиктовано

    тем, что в случае установления и изобличения лица, совершившего

    преступление, ему будет вменен причиненный его действиями вред, исходя из

    определения ущерба потерпевшим. В связи с этим, также справедливо отнесение

    к стороне обвинения законного представителя и представителя потерпевшего,

    гражданского истца и его представителя.

    Однако данные участники не всегда осуществляют уголовного

    преследования, ибо они не компетентны в том, являются ли их показания и

    представленные доказательства изобличающими конкретное лицо в совершении

    преступления, они лишь являются источником доказывания факта совершения

    преступления (это положение не относится к частному обвинителю).

    Я разделяю мнение ученых, не включающих в уголовное преследование

    применение мер принуждения, так как их основное назначение состоит не в

    изобличении виновного и доказывании его вины, а в обеспечении оптимальных

    условий для доказывания и достижения по уголовному делу истины. Аргументом

    в подтверждение такого мнения могут служить положения УПК РФ о том, что

    судья (не являющийся органом уголовного преследования) при поступлении к

    нему уголовного дела должен выяснить в отношении каждого обвиняемого

    подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения (ст. 228 УПК

    РФ). Если же меры пресечения отнести составной частью уголовного

    преследования, то судья автоматически становится на сторону обвинения, что

    недопустимо.

    Производство по уголовным делам частно-публичного порядка

    осуществляется в общем порядке (ч. 1 ст. 147 УПК РФ). То есть, все

    указанное выше, относящееся к уголовным делам публичного обвинения, в

    равной мере распространяется и на уголовные дела частно-публичного

    обвинения. Но со следующим исключением: во-первых, для того, чтобы началось

    официально уголовное преследование со стороны государственных органов,

    необходим конкретный повод - заявление потерпевшего. Однако это требование

    распространяется не на все случаи, так как прокурор вправе возбудить

    уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, если

    последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может

    защищать свои права и законные интересы (ч. 2 ст. 147 УПК РФ). Последнее

    положение свидетельствует о том, что при поступлении одного из

    перечисленных в законе поводов к возбуждению уголовного дела, проверка

    сообщения о совершении преступления, относящегося к частно-публичному

    порядку, должна быть произведена в полном объеме. В случае отсутствия

    заявления потерпевшего, необходимо выяснить причины, по которым лицо

    отказывается предоставить таковое. После чего - материал должен быть

    отправлен прокурору для принятия окончательного решения по материалу.

    Вместе с тем, ст. 147 УПК РФ содержит неполный перечень должностных лиц,

    правомочных возбудить уголовное дело данной категории. В этой связи, на наш

    взгляд, более приемлема трактовка ч.4 ст.20 УПК РФ о том, что "прокурор, а

    также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить

    уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей

    настоящей статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное

    преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии

    или по иным причинам неспособно самостоятельно воспользоваться

    принадлежащими ему правами".

    Инициатором возбуждения уголовного дела частного обвинения является

    потерпевший. Но здесь следует сделать оговорку, что законодатель, определяя

    порядок рассмотрения дела, вкладывает обыденное понимание "потерпевшего",

    так как в ч. 1 ст. 42 УПК РФ определено, что "решение о признании

    потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора

    или суда". А ст. 318 УПК РФ не требует вынесения данного постановления.[40]

    Согласно ст. 23 УПК РФ стало возможным привлечение к уголовному

    преследованию по заявлению коммерческой или иной организации, если

    преступное деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой или

    иной организации, не являющейся государственным или муниципальным

    предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также

    интересам граждан, общества или государства. В этом случае уголовное дело

    возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его

    согласия.

    В связи с этим можно согласиться с авторами, полагающими, что

    уголовное преследование реализуется: в стадии возбуждения уголовного дела;

    в стадии предварительного расследования; в стадии предварительного

    слушания; в стадии судебного разбирательства.

    Из всего вышесказанного выше хотелось бы сделать выводы:

    1. В уголовном преследовании можно выделить три аспекта: 1) об

    определении порядка его осуществления в законе; 2) о возникновении

    уголовного преследования; 3) о его реализации в деятельности участников

    уголовного судопроизводства.

    2. Под уголовным преследованием понимается предусмотренную уголовно-

    процессуальным законом обязанность компетентных органов государства (органа

    дознания, дознавателя, следователя, прокурора), а также право частного

    обвинителя и потерпевшего осуществлять деятельность, направленную на

    установление события общественно опасного деяния, и изобличение лица, его

    совершившего.

    3. Возникновение уголовного преследования связано с фактом совершения

    деяния (действия, бездействия), содержащего признаки преступления.

    4. Реализация уголовного преследования начинается с момента

    возбуждения уголовного дела, ибо только с этого момента должностные лица

    вправе произвести все предусмотренные законом следственные и иные

    процессуальные действия в полном объеме.

    5. В защиту прав потерпевшего необходимо изменить порядок производства

    по делам частного обвинения и предусмотреть возможность рассмотрения

    возмещения ущерба, причиненного общественно опасным деянием в случае отказа

    прокурора от обвинения.

    http://romashkaspb.nm.ru/

    ___________________________________________________глава 2.

    РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ УГОловноГО преследованиЯ

    § 1. Правовое закрепление функции уголовного преследования

    в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ

    Уголовное преследование - это предусмотренная уголовно-процессуальным

    законом обязанность компетентных органов государства (органа дознания,

    дознавателя, следователя, прокурора), а также право потерпевшего и частного

    обвинителя осуществлять деятельность, направленную на установление события

    общественно опасного деяния, изобличение лица, его совершившего.

    Уголовное преследование - это сложное последствие, возникающее в связи

    с совершением уголовно наказуемого деяния, которое содержит следующие

    элементы:

    1) основанную на нормах уголовно-процессуального закона и вытекающую

    из факта совершения деяния (действия, бездействия), содержащего признаки

    преступления, обязанность органа дознания, дознавателя, следователя,

    прокурора в результате всестороннего, полного и объективного исследования

    обстоятельств дела, установить и изобличить виновного;

    2)выдвижение в установленном законом порядке обвинения в совершении

    общественно опасного деяния, запрещенного под угрозой наказания Уголовным

    законом;

    3) утверждение прокурором обвинительного заключения;

    4) поддержание государственного обвинения в суде.

    Возникновение уголовного преследования связано с фактом совершения

    деяния, содержащего признаки преступления. То есть уголовное преследование

    является корреспондирующим правом должностных лиц государственных органов,

    компетентных осуществить расследование, применить предусмотренные законом

    приемы и методы, направленные на установление события преступления и

    изобличение лица, его совершившего, и обязанность при этом действовать в

    рамках закона на обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть

    отрицательные последствия противоправного поведения.

    Реализация института уголовного преследования означает, что после

    возникновения уголовно-процессуального правоотношения права и обязанности

    его субъектов (виновного в совершении преступления и органа дознания,

    дознавателя, следователя, прокурора) были реализованы в точном соответствии

    с предписаниями закона. Поэтому о начале реализации уголовного

    преследования можно говорить лишь с момента возбуждения уголовного дела,

    ибо только с этого момента должностные лица вправе производить все

    предусмотренные законом следственные и иные процессуальные действия,

    применить меры принуждения и пресечения.

    Однако уголовное преследование до конца не реализуется, если уголовное

    дело было возбуждено по факту совершения преступления, а в ходе

    предварительного расследования установить лицо, его совершившее, не

    представилось возможным, либо, когда в ходе расследования будут установлены

    обстоятельства, исключающие преступность деяния, либо доказано, что лицо,

    совершившее запрещенное уголовным законом деяние, не подлежит уголовной

    ответственности.

    В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления

    уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в

    публичном, частно-публичном и частном порядке (ч. 1 ст. 20 УПК РФ).

    Согласно УПК РФ, в публичном порядке уголовное преследование

    осуществляют прокурор, следователь, начальник следственного отдела,

    дознаватель, потерпевший, его законный представитель и представитель,

    гражданский истец и его представитель (п. 47 ч. 1 ст. 5).[41]

    Прокурор вправе самостоятельно и в полном объеме вести данный процесс

    по конкретному уголовному делу. Указанное его право закреплено также в

    Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 1, 27, 31).

    Однако к субъектам уголовного преследования относятся также следователь и

    дознаватель. В случаях, когда они ведут уголовное преследование, прокурор

    надзирает за их деятельностью. [42] Предметом надзора при этом выступает

    соблюдение прав и свобод людей, установленного порядка разрешения заявлений

    и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения

    оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также

    законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-

    розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия

    прокурора по надзору в этой сфере устанавливаются уголовно-процессуальным

    законодательством РФ и другими федеральными законами (ст. 30 Закона о

    прокуратуре).[43]

    В механизме уголовного преследования прокурор выполняет двоякую роль:

    как непосредственного субъекта уголовного преследования, так и субъекта

    обеспечения законности уголовного преследования в присущих этим его

    функциям процессуальных формах.

    Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования

    определены в ст. 37 УПК РФ, которые можно разделить на два этапа:

    а) подготовительный. Осуществляемый на досудебных стадиях процесса

    (например: дача согласия на возбуждение уголовного дела, поддержание

    ходатайства перед судом о проведении следственных действий, ограничивающих

    конституционные права и свободы граждан, а также об избрании меры

    пресечения в виде заключения под стражу либо домашнего ареста, утверждение

    обвинительного заключения); http://romashkaspb.nm.ru/

    б) непосредственный (поддержание обвинения в суде). Прокурор, выступая

    государственным обвинителем, осуществляет функцию обвинения, доказывая на

    правах стороны виновность подсудимого. Я согласен с мнением Я.О.

    Мотовиловкера, что именно "убеждение прокурора в виновности лица в

    предъявленном ему обвинении является тем обстоятельством, которое позволяет

    определить: а) почему прокурор как орган надзора за законностью

    осуществляет в судебном разбирательстве обвинительную функцию (потому, что

    он убежден в виновности подсудимого); б) что охватывает обвинительная

    функция прокурора в судебном разбирательстве (лишь то обвинение, по

    которому обвиняемый предан суду и в доказанности которого прокурор

    убежден); в) на каком этапе процесса, когда именно возникает предпосылка

    осуществления обвинительной функции (лишь после того, как собраны

    доказательства, которые, с точки зрения прокурора, "подтверждают наличие

    преступления и виновности обвиняемого").

    Согласно ст. 246 УПК РФ, участие государственного обвинителя в

    судебном разбирательстве по всем делам публичного и частно-публичного

    обвинения - обязательно.

    Отказ прокурора от обвинения не опровергает, а, наоборот,

    подтверждает, что он в данном процессе участвует в качестве носителя

    функции обвинения. Ибо "отказаться от обвинения может только тот, кто

    осуществляет функцию обвинения, а не тот, кто осуществляет функцию защиты

    или решения дела". Изменение норм УПК РСФСР в части, что в случае отказа

    прокурора от обвинения суд обязан прекратить разбирательство, продиктовано

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 года № 7-П "По

    делу о проверке конституционности положений п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 232, ч. 4

    ст. 248 и ч. 1 ст. 258 УПК РСФСР в связи с запросом Иркутского районного

    суда Иркутской области и Советского районного суда г. Нижний Новгород", в

    котором ч. 4 ст. 248 УПК РСФСР ("Отказ прокурора от обвинения не

    освобождает суд от обязанности продолжать разбирательство дела и разрешать

    на общих основаниях вопрос о виновности или невиновности подсудимого")

    признана противоречащей Конституции РФ, как "допускавшая при отказе

    прокурора от обвинения осуществление судом несвойственной ему обязанности

    по обоснованию предъявленного органами расследования обвинения".

    По делам публичного обвинения УПК РФ на потерпевшего, а также его

    законного представителя и представителя распространил полномочия по

    поддержанию обвинения (ч. 3 ст. 45; п. 16 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Однако

    данная норма в ходе судебного разбирательства не может быть реализована в

    полном объеме, так как не требуется согласие названных участников при

    отказе прокурора от обвинения либо при изменении объема обвинения (несмотря

    на то, что данная тема неоднократно обсуждалась на страницах юридической

    литературы, и предлагались изменения существующего положения названного

    участника).[44]

    Уголовное преследование заканчивается вынесением судом приговора, либо

    прекращением уголовного дела, в связи с этим, участие прокурора в стадиях

    кассационного производства и пересмотра вступивших в законную силу

    приговоров, определений и постановлений суда, обосновывается выполнением им

    не функции уголовного преследования, а функции надзора. Это объясняет

    необходимость внести изменения в соответствующие статьи УПК РФ путем замены

    слов "государственный обвинитель" словом "прокурор". [45]

    Отнесение потерпевшего к стороне обвинения законодателем продиктовано

    тем, что в случае установления и изобличения лица, совершившего

    преступление, ему будет вменен причиненный его действиями вред, исходя из

    определения ущерба потерпевшим. В связи с этим, также справедливо отнесение

    к стороне обвинения законного представителя и представителя потерпевшего,

    гражданского истца и его представителя. Однако данные участники не всегда

    осуществляют уголовного преследования, ибо они не компетентны в том,

    являются ли их показания и представленные доказательства изобличающими

    конкретное лицо в совершении преступления, они лишь являются источником

    доказывания факта совершения преступления (это положение не относится к

    частному обвинителю).

    Следующим субъектом, осуществляющим уголовное преследование, законом

    отнесен следователь и дознаватель. Но надо отметить, что они осуществляют

    названную деятельность лишь в силу полного, всестороннего и объективного

    исследования обстоятельств дела. При этом законодатель не оговаривает ни в

    одном из следственных действий в качестве условия - получение информации,

    изобличающей подозреваемого или обвиняемого, а предусматривает возможность

    их проведения, если в результате будут получены сведения, предметы или

    документы, имеющие значение для уголовного дела. Право же следователя

    обжаловать указания прокурора, свидетельствует не о том, что он выполняет

    функцию уголовного преследования, а о том, что он процессуально

    самостоятельное лицо и оценивает полученные доказательства на основе

    внутреннего убеждения.

    Таким образом, содержание уголовного преследования, осуществляемого

    следователем, включает: а) возбуждение уголовного дела (как в отношении

    конкретного лица, так и по факту совершения общественно опасного деяния);

    б) производство следственных действий, направленных на установление события

    преступления, а также выявление, установление и изобличение лица, его

    совершившего. При этом, основываясь на содержании законодательства (ч. 2

    ст. 17 УПК РФ), отнести то или иное доказательство к указанной категории

    возможно лишь условно, исходя из внутреннего убеждения следователя и только

    после его проведения; в) проведение иных процессуальных действий,

    допускаемых в уголовном процессе без регламентации их производства уголовно-

    процессуальным законом (истребование документов, получение объяснений,

    производство ревизий, инвентаризаций и иные), осуществляемых в целях

    установления обстоятельств совершения общественно опасного деяния,

    запрещенного уголовным законом, и лица, его совершившего; г) реализация

    формы уголовного преследования подозреваемого, обвиняемого предопределяется

    достижением определенного этапа в познании истины по уголовному делу и

    поэтому имеет под собой материальную основу в виде такой совокупности

    доказательств, которая позволяет предопределить виновность конкретного

    человека в совершении преступления; д) формулирование и предъявление

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.