МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Уголовное преследование как функция государства

    января 2000 года №1-П, принятом в связи с жалобой И.П. Смирновой и запросом

    Верховного Суда Российской Федерации. Так же данный термин фигурирует в

    международных договорах, подписанных и ратифицированных Россией, в том

    числе в договорах о правовой помощи.

    На первоначальном этапе реформирования современного российского

    законодательства новые нормы вводились путем дополнений и изменений в УПК

    РСФСР. Попытка возродить рассматриваемый институт в уголовно-процессуальном

    праве была предпринята в 1997 году в проекте, а в дальнейшем нашла свое

    отражение в УПК РФ от 18 декабря 2001 года.

    Возрождение УПК РФ института уголовного преследования следует считать

    существенным продвижением государства в защите прав и свобод человека и

    гражданина, еще раз позволяющим переосмыслить историческое наследие в сфере

    уголовного судопроизводства.

    Рассмотрение норм законодательства зарубежных государств об уголовном

    преследовании требуется, на мой взгляд, в связи с необходимостью

    объективной оценки опыта, имеющегося в других странах с целью последующего

    возможного заимствования отдельных положений для более эффективной

    реализации уголовного преследования.

    Как справедливо отмечал Г. Дашков, "нередко приходится сталкиваться со

    случаями, когда опыт одной страны или даже единичный факт выдается за

    общепризнанную практику всех цивилизованных стран". Для избежания такового

    нами рассматриваются нормы об уголовном преследовании следующих государств:

    Соединенные Штаты Америки. В США основой для уголовно-процессуального

    законодательства являются положения Конституции США, с внесенными в нее

    поправками. Так, поправка V содержит положение о том, что никто не должен

    привлекаться к ответственности за караемое смертью или иным образом

    позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному

    заключению Большого жюри, за исключением дел, возбужденных в сухопутных или

    военно-морских силах. Поправка VI указывает, что при всяком уголовном

    преследовании обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд

    беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного

    законом, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право на очную

    ставку со свидетелями, показывающими против него; право на принудительный

    вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты.

    Поправка XIV (1868 год) говорит о том, что ни один штат не должен издавать

    или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан

    Соединенных Штатов, равно, как ни один штат не может лишить какое-либо лицо

    жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо

    отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите

    закона.

    Основным федеральным законом, регулирующим уголовное преследование,

    является раздел 18 Свода законов Соединенных Штатов Америки. Этот раздел

    именуется "Преступления и уголовный процесс". Вместе с тем, помимо

    федеральной системы уголовной юстиции, действует своеобразная система

    уголовной юстиции в каждом штате. Нормы уголовного процесса в ряде штатов

    объединены с уголовным кодексом в одном нормативном акте. Уголовное

    преследование по делам о федеральных преступлениях осуществляется ФБР и

    различными другими федеральными службами, а также независимыми друг от

    друга многочисленными учреждениями полиции: полиции штата, графства, либо

    муниципальной полиции. Полиция вправе производить различные действия,

    направленные на собирание доказательств, задерживать подозреваемых. При

    этом разрешение на производство арестов, обысков, а также других действий,

    ограничивающих права граждан, дает суд. Прокуратура в США не является

    единой централизованной системой. Существует федеральная прокуратура

    (федеральная атторнейская служба) и носящая различные названия прокуратура

    (атторнейская служба) штатов и городов, которые независимы друг от друга.

    Прокуроры (атторней) решают вопросы о возбуждении уголовного преследования,

    могут сами производить расследование каких-либо преступлений, в том числе и

    производить расследование по делам, начатым полицией.

    При решении вопроса о возбуждении уголовного преследования прокурор,

    как правило, руководствуется двумя моментами: во-первых, наличием или

    перспективами получения доказательственной базы, достаточной для осуждения

    обвиняемого; во-вторых, отвечающей интересам представляемого прокурором

    округа целесообразностью уголовного преследования с учетом степени

    общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего.

    Отказ в возбуждении уголовного преследования может быть обоснован также и

    ссылкой на его нецелесообразность в связи с несопоставимостью вреда,

    причиненного общественным интересам, и материальных затрат, требующихся для

    осуществления уголовного преследования. При этом прокурору предоставляется

    юридическая возможность прекращения начатого уголовного преследования на

    любом этапе уголовного процесса. Дискреционные полномочия прокурора

    регламентированы процессуальными нормами, содержащимися в федеральных

    статутах и статутах штатов, а также в судебных прецедентах. В случае

    несогласия с решением прокурора не возбуждать уголовное преследование,

    потерпевший вправе обжаловать это решение в суд. Ни законодательство, ни

    решения Верховного Суда США не содержат данного правила, оно установлено в

    прецедентах, созданных судами штатов, поэтому в каждом штате

    соответствующие прецеденты имеют свои особенности, однако в большинстве из

    них прослеживается общая идея о том, что суд вправе оценивать особенности

    решения прокурора об отказе в возбуждении уголовного преследования лишь в

    том случае, когда оно мотивировано отсутствием перспектив получения

    достаточных обвинительных доказательств, либо явилось результатом

    чрезмерного злоупотребления дискреционным правом. Если же такое чрезмерное

    злоупотребление отсутствовало, то, согласно норм прецедентного права, в

    проводимую окружным прокурором уголовно-процессуальную политику суд

    вмешиваться не должен, чтобы не нарушать принцип разделения властей . Таким

    образом, принцип законности (если улик достаточно, дело должно быть

    направлено в суд) ограничивается на практике принципом целесообразности.

    Западные ученые признают, что нахождение правильного соотношения

    принципов законности и целесообразности в конечном итоге является одним из

    факторов, определяющих результаты борьбы с преступностью.

    В уголовном законодательстве США определена также процедура уголовного

    преследования в случаях, когда преступное поведение содержит признаки более

    чем одного посягательства. Данная норма исходит из нецелесообразности

    осуждения более чем за одно из нескольких преступных посягательств, которые

    выразились в одном и том же поведении или возникли из одного и того же

    события преступления, если об этих посягательствах было известно

    надлежащему должностному лицу, осуществляющему уголовное преследование, в

    момент возбуждения первого судебного разбирательства и если они находятся в

    пределах юрисдикции одного и того же суда. Рассмотрение дел о таких

    посягательствах является исключением и может быть осуществлено только по

    ходатайству атторнея или подсудимого и только в том случае, если этого

    требуют интересы правосудия.

    Уголовное преследование исключается, если по тем же основаниям имеется

    оправдание, осуждение или прекращение уголовного преследования. При этом

    необходимо, чтобы уголовное преследование было прекращено надлежащим, то

    есть законным, образом.

    Обвинение в суде поддерживают прокуроры. В то же время в роли

    обвинителей могут выступать и адвокаты, действующие по контракту, например,

    на стороне штата. [21]

    Федеративная Республика Германия. В ФРГ предварительное расследование

    проводят прокуроры, но прибегают при этом к помощи полиции. Уголовно-

    процессуальное законодательство Республики предусматривает две формы

    окончания дознания: возбуждение публичного обвинения и прекращение дела.

    Появление в уголовном процессе ФРГ альтернатив уголовному

    преследованию stricto sensu связано с Законом от 02 февраля 1974 года,

    который официально называется "Вводный закон к Уголовному кодексу ФРГ".

    Речь идет о создании нового процессуального института, дающего прокурору

    право отказаться при определенных условиях от возбуждения публичного

    обвинения даже в тех случаях, когда имеются достаточные фактические данные

    и правовые основания к уголовному преследованию . По таким делам прокурор

    может отказаться от возбуждения публичного обвинения и одновременно с

    согласия суда возложить на обвиняемого следующие обязанности: выполнить

    определенную работу с целью загладить причиненный деянием вред, внести

    денежную сумму в пользу общественно полезного учреждения или в

    государственную казну, выполнить общественно полезную работу или

    выплачивать средства на содержание потерпевшего. Для выполнения этих

    обязанностей прокуратура устанавливает срок, который может быть продлен,

    также прокуратура вправе отменить выполнение указанных обязанностей.[22]

    http://romashkaspb.nm.ru/

    УПК предусматривает также возможность отказа от уголовного

    преследования за деяния, совершенные за границей или иностранцами внутри

    страны, но на иностранном корабле или в самолете. Прокуратура вправе

    отказаться от уголовного преследования, если проведение процесса вызвало бы

    опасность причинения тяжкого вреда ФРГ или если преследование противоречило

    бы другим важным публичным интересам (153 с и d Кодекса).

    Возможен отказ от уголовного преследования при деятельном раскаянии

    лица, совершившего государственное преступление, если такое лицо после

    совершения преступления, но прежде, чем ему стало известно о его раскрытии,

    способствовало предотвращению вредных последствий, касающихся безопасности

    Республики. Условием освобождения от уголовной ответственности является

    также сообщение сведений о намерении совершить измену Родине, выдать

    государственную тайну или создать угрозу внешней безопасности.

    В ФРГ прокуратура вправе отказаться от уголовного преследования лица,

    которое осуждено за совершение другого преступления, если наказание за него

    достаточное для исправления виновного (ст. 154 Кодекса). Уголовное

    законодательство предусматривает исключение наказания по истечении сроков

    давности привлечения к уголовной ответственности (раздел 5 гл. 1 Уголовного

    кодекса ФРГ).

    Великобритания. В Великобритании нет единого кодифицированного

    нормативного акта, содержащего нормы уголовного процесса (за исключением

    Шотландии, для которой британский парламент в 1975 году издал Закон об

    уголовном процессе). В Англии нормы уголовно-процессуального права в

    основном содержатся в законодательных актах, касающихся судоустройства. Это

    законы о Верховном суде 1981 года, о магистратских судах 1980 года, о

    присяжных 1974 года, об уголовном правосудии 1925 года, о преследовании за

    преступления 1985 года, об отправлении правосудия 1985 года, о полиции и

    доказательствах по уголовным делам 1984 года. В связи с тем, что единого

    уголовно-процессуального кодекса не принято, а стиль изложения английских

    законов таков, что оставляет возможности для судейского усмотрения, весьма

    существенной остается роль прецедентного права. С помощью судебных

    прецедентов толкуются положения, изложенные в законодательстве в общей

    форме, а также устраняются пробелы в законодательстве.

    Уголовное преследование в Англии и в Уэльсе осуществляется, главным

    образом, полицией, которая производит расследование и передает дело в суд.

    Законом 1985 года о преследовании за преступления была учреждена служба

    коронных обвинителей Королевской службы уголовного преследования. Ее

    возглавляет директор публичных преследований, назначаемый Генеральным

    атторнеем. Обвинители ведомства публичных преследований поддерживают

    обвинения в судах по делам, направленным полицией, а в некоторых случаях

    осуществляют возбуждение уголовных дел и расследование преступлений.

    Принимая решение о необходимости преследования лица, совершившего

    уголовное преступление, в судебном порядке Королевская служба уголовного

    преследования и полиция, для которой Инструкция для королевских обвинителей

    также является обязательной, должны исходить из концепции публичного

    интереса. Основная проблема заключается в "индивидуализации" для каждого

    конкретного случая достаточно абстрактных критериев, содержащихся в

    Инструкции. Именно поэтому в некоторых британских регионах с начала 90-х

    годов применяется своеобразный эксперимент, смысл которого состоит в том,

    что Королевская служба уголовного преследования, получив дело из полиции,

    передает его в службу пробации, которая собирает информацию о личности

    обвиняемого, главным образом проводя с ним подробные и продолжительные

    беседы. Такая информация помогает составить прогноз последующего поведения

    данного лица и предупредить совершение им новых преступлений. После этого

    собранный материал передается обратно в Королевскую службу уголовного

    преследования, которая его учитывает при принятии решения о дальнейшем

    движении дела. Отказ от уголовного преследования может быть обжалован в

    суд. [23]

    Вместе с тем, несмотря на нововведения, базовая модель английского

    уголовного преследования осталась и заключается в наличии выбора только

    между двумя традиционными вариантами реакции государства на преступление,

    исходя из его опасности для общества: первый вариант - официальное

    уголовное преследование лица, результатом которого, с точки зрения

    обвинения, должно стать наказание в качестве юридического последствия

    совершения преступления; второй вариант - отказ от уголовного

    преследования.

    В Шотландии система органов публичного уголовного преследования

    является более развитой. Во главе ее стоит лорд-адвокат (юридический

    представитель Короны в данной части Соединенного Королевства), его

    заместителем является генеральный солиситор Шотландии. В Шотландии

    исторически действует система должностного государственного обвинителя по

    уголовным делам, осуществляемого в публичных интересах службой так

    называемых "прокураторов - фискалов". Последние обладают исключительной

    компетенцией принимать решение о возбуждении уголовного преследования,

    могут принимать к своему производству наиболее сложные уголовные дела,

    расследование по другим делам осуществляется полицией. Прокурор-фискал

    может поручить провести дознание с получением отчета по делу, при этом он

    вправе потребовать от полиции дополнительного дознания. Обвинение в судах

    поддерживают генеральный солиситор, помощники лорда-адвоката, а в судах

    низшего звена - прокураторы-фискалы. Следует отметить, что уголовный

    процесс Шотландии отличается от английского процесса и по своему содержанию

    стоит ближе к французскому, континентальному типу.[24]

    В странах СНГ остается тенденция, заключающаяся в том, что в качестве

    основных органов, возбуждающих и осуществляющих уголовное преследование на

    досудебных стадиях, продолжают оставаться органы дознания и

    предварительного следствия (например, Республика Беларусь, Республика

    Туркменистан, Республика Узбекистан). При этом прокуратура осуществляет,

    главным образом, надзор за законностью уголовного преследования,

    санкционирует проведение отдельных следственных действий и применение мер

    принуждения. Следует отметить, что институт уголовного преследования

    возобновлен не только в УПК Российской Федерации и Республики Беларусь, он

    также нашел свое отражение в законодательстве Казахстана, Азербайджана,

    вобравший формы расследования и основные положения УПК РСФСР, а также

    Модельного УПК для государств-участников СНГ, принятом Межпарламентской

    Ассамблеей государств-участников СНГ 17 февраля 1996 года.[25]

    В завершение, на мой взгляд, следует отметить, что, несмотря на

    наличие в каждом государстве своих особенностей осуществления уголовного

    преследования, существует международная согласованность о порядке

    взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с

    соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных

    государств и международными организациями.

    Относительно Российской Федерации, порядок выдачи лица для уголовного

    преследования или исполнения приговора определен главой 54 УПК РФ,

    регламентирующей правила направления запроса о выдачи лица, находящегося на

    территории иностранного государства; пределы уголовной ответственности

    выданного лица; исполнения соответствующих запросов и порядок обжалования

    принимаемых решений. По существу данная глава явилась отражением положений

    Конвенций, Договоров и соглашений об оказании правовой помощи по уголовным

    делам, заключенных СССР и РФ. В России институт выдачи начал формироваться

    еще в древнерусском государстве и получил достаточно совершенное развитие.

    Каждое государство имеет свою специфику осуществления уголовного

    преследования лица, совершившего уголовно наказуемое деяние. [26] Это

    выражается как в порядке возбуждения уголовного преследования (уголовного

    иска), так и сроках производства, а также в должностных лицах, правомочных

    на его осуществление, и круге их полномочий.

    При заимствовании альтернатив уголовного преследования, необходимо

    российскому законодателю четко определить границы целесообразности

    применения таких альтернатив. Ибо только законные поводы прекращения

    уголовного преследования могут служить построению правового государства,

    защите прав и свобод человека и гражданина, устранят злоупотребления

    должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование при выборе условий

    альтернатив.

    § 3. Социальная обусловленность, понятие и содержание уголовного

    преследования___________________________________________________

    Понятие уголовного преследования раскрывается в п. 55 ст. 5 УПК РФ:

    ”Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая

    стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в

    совершении преступления”. Однако формированию его предшествовало

    исследование этой основополагающей категории уголовно-процессуального права

    в трудах известных процессуалистов (Строговича М.С., 1951 г., Якубович Н.

    А., 1980 г., 1996 г., Ларина А.М., 1986 г., Соловьева А.Б., 1996 г.,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.