МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Таможня на охране закона

    получившие в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование

    - " правоохранительная деятельность " . Данное понятие является

    сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в

    конце 50-х - начале 60-х годов. По сравнению с возрастом других терминов

    и понятий, которыми пользуются юристы, это " младенческий " возраст.

    Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "

    правоохранительная деятельность " еще не " устоялось ". Вокруг него идут

    активные споры, высказываются разные суждения. А вместе с этим и разные

    мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В

    действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

    В соответствии с существующими доктринальными разработками

    рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом

    существенных признаков.

    Один из них проявляется в том, что такая деятельность может

    осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических

    мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения

    и взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено

    преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным

    законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая законом; если

    имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может

    быть возложена обязанность возместить ущерб; если по заключенному договору

    не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия

    или оказания каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции;

    если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить

    водительских прав и т.д. Среди мер юридического воздействия важное место

    отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их

    профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

    Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности

    является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры

    воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного

    правового акта. Только они могут служить основанием применения

    конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган,

    применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять

    соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые

    совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере

    от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная

    мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

    В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является

    и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением

    определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное

    наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может

    быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и

    всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных

    процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной

    комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных

    правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других

    правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство

    имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т.д. Во всяком

    случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер

    воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила,

    подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой

    признания решения незаконным и недействительным.

    Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности

    считается то, что ее реализация возлагается на специально уполномоченные

    государственные органы, комплектуемые соответствующим образом

    подготовленными служащими - по больше части юристами, а также

    специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение

    предоставляются необходимые материальные и технические средства.

    Организация и деятельность таких государственных органов детально и

    всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе

    путем установления особых процедурных ( процессуальных ) правил для

    решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено

    на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости

    принимаемых названными органами решений о применении юридических мер

    воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или

    предполагаемых нарушений.

    С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято

    считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным

    признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую

    государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права

    специально уполномоченными органами путем применения юридических мер

    воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении

    установленного им порядка.

    Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее

    содержании, пока что в законодательном порядке не решен. Но это не значит,

    что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию

    ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются

    вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных

    органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности,

    Закон о милиции, Закон о судоустройстве, Уголовно-процессуальный кодекс и

    другие. В статье 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что

    основными объектами, которые должны защищаться системой государственных

    органов, являются: личность - ее права и свободы; общество - его

    материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй,

    суверенитет и территориальная целостность.

    Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при

    раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком

    случае в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

    По закону охрана названных ценностей возложена на все

    государственные и правоохранительные органы, в том числе и на таможенные.

    Это составляет суть задач последних.

    ( 2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России.

    Структура правоохранительных подразделений Государственного

    Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:

    1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России -

    Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое

    включает в себя:

    - отдел организации дознания;

    - отдел таможенных расследований;

    - отдел расследования уклонений от таможенных платежей;

    - отдел по борьбе с особо опасными видами конрабанды;

    - отдел по борьбе с котрабандой наркотиков;

    - отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных

    стран;

    - информационно-аналитический отдел;

    - отряд быстрого реагирования.

    2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы:

    - Отдел таможенных расследований;

    - Отдел дознания;

    - Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

    - Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

    3. На уровне таможен созданы:

    - Отдел таможенных расследований;

    - Отдел дознания;

    - Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

    - Отдел по борьбе с котрабандой наркотиков.

    Особое положение в структуре таможенных органов занимают отделы

    собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.

    Все указанные структурные подразделения имеют горизонтально-

    вертикальное подчинение.

    ( 3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление.

    Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой

    защиты экономических интересов России и ее безопасности.

    Таможенным органам право на производство дознания по делам о

    контрабанде впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было

    подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с

    существенным расширением компетенции.

    На сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по

    пяти составам преступлений, предусмотренных УК РФ:

    - статья 188 " Контрабанда ";

    - статья 189 " Незаконный экспорт технологий, научно-технической

    информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения,

    вооружения и военной техники ";

    - статья 190 " Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов

    художественного, исторического и археологического достояния народов

    Российской Федерации и зарубежных стран ";

    - статья 193 " Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

    ";

    - статья 194 " Уклонение от уплаты таможенных платежей ".

    Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного

    расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко

    предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного уголовно-

    процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение

    преступлений, сбор доказательств по делу.

    Согласно ст. 118 УПК РСФСР дознание делится на две разновидности:

    дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

    обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного

    следствия не обязательно.

    Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

    Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно,

    проводится в течение десяти дней. Этот срок является максимальным и

    продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

    По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов

    предварительное следствие обязательно (СТ.126УПК РСФСР).

    Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в

    пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по "горячим" следам

    преступления провести неотложные следственные действия, к которым согласно

    ч.1 ст. 119 УПК РСФСР относятся: осмотр, обыск, выемка,

    освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и

    потерпевших.

    Однако данный перечень не является исчерпывающим. Законом Союза ССР от

    12 июня 1990 г. были внесены изменения и дополнения в Основы уголовного

    судопроизводства Союза ССР и союзных республик, которым к неотложным

    следственным действиям отнесены также: прослушивание телефонных и иных

    переговоров, наложение ареста на имущество, назначение экспертизы.

    Как видно, перечень неотложных следственных действий довольно

    большой. Но это не означает, что таможенные органы, осуществляя данную

    разновидность дознания, обязаны во что бы то ни стало выполнить все

    неотложные следственные действия. Сделать это часто бывает невозможным по

    объективным причинам. Производство тех или иных неотложных следственных

    действий и их очередность находятся на усмотрении лица, ведущего дознание,

    его начальника и начальника таможенного органа и во многом зависят от

    особенностей совершенного преступления, складывающейся на месте обстановки

    и наличия реальных возможностей их осуществления. В то же время, несмотря

    на трудности, таможенные органы обязаны пресечь преступление и по "горячим"

    следам собрать и задокументировать доказательства, в отношении которых

    имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы,

    умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы

    также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие

    уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

    При необходимости начальник органа дознания по сложным уголовным делам

    может создавать бригаду дознавателей, один из которых возглавляет ее и

    принимает дело к своему производству.

    Наряду с неотложными следственными действиями орган дознания

    правомочен избрать любую меру пресечения, в том числе заключение под

    стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-

    процессуального закона.

    Решая вопрос об аресте, необходимо учитывать тяжесть совершенного

    преступления, личность подозреваемого и наличие доказательств его

    виновности.

    При производстве дознания первой разновидности таможенные органы (как

    и другие органы дознания) не вправе производить следственные действия,

    выходящие за рамки неотложных, например: предъявление для опознания, очную

    ставку, следственный эксперимент, проверку показаний на месте, привлечение

    в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого.

    Дознание должно вестись оперативно и в строгом соответствии с

    уголовно-процессуальным законом. Всякое отступление от закона, в том числе

    несоблюдение процессуальных форм, рассматривается как нарушение закона и

    влечет за собой негативные правовые последствия.

    Компетентный следователь вправе в любой момент дознания изъять

    уголовное дело у таможенного органа и принять его к своему производству

    (ч.3 ст. 127 УПК РСФСР).

    Не ожидая истечения срока дознания и выполнения всех неотложных

    следственных действий, дознание по делу необходимо закончить в

    установленный законом срок (10 дней).

    Если в ходе дознания к подозреваемому лицу была применена мера

    пресечения, дознание должно быть окончено раньше установленного срока,

    чтобы дать следователю время для привлечения лица в качестве обвиняемого.

    Мера пресечения, примененная к подозреваемому, действует только в течение

    десяти дней (ст.90 УПК РСФСР ).

    Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно,

    заканчивается составлением постановления об окончании дознания и

    направлением уголовного дела транспортному прокурору для определения его

    подследственности и передачи следователю для производства предварительного

    следствия.

    После передачи дела таможенный орган может проводить по данному делу

    только неотложные следственные действия по письменному поручению

    следователя или прокурора.

    Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

    необязательно, существенно отличается от первой разновидности дознания.

    Отличие идет в первую очередь за счет объема полномочий органа дознания и

    сроков расследования. Данный вид дознания полностью заменяет собой

    предварительное следствие. Органы дознания не ограничены в производстве

    следственных действий и в применении мер уголовно-процессуального

    принуждения.

    Расследование в форме дознания осуществляется по менее тяжким

    преступлениям, перечень которых дан в ст. 126 УПК РФ.

    Возбудив уголовное дело, таможенный орган обязан принять все

    предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления лиц,

    совершивших преступление, и всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по

    уголовному делу. При этом орган дознания руководствуется правилами,

    установленными УПК РСФСР для предварительного следствия (за исключением

    отдельных положений, указанных в п.2,3 ст. 120 УПК). По таким делам

    дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения

    уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения

    либо постановления о прекращении или приостановлении дела.

    Этот срок дознания может быть продлен прокурором, непосредственно

    осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один

    месяц.

    В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть

    продлен по правилам ст. 133 УПК РСФСР, то есть по тем правилам, которые

    установлены для продления срока предварительного следствия, а именно: до 3

    месяцев транспортным прокурором на правах районного прокурора, до 6 месяцев

    транспортным прокурором на правах областных прокуроров. Дальнейшее

    продление срока дознания может быть произведено только в исключительных

    случаях Генеральным Прокурором Российской Федерации.

    Обращение в транспортные прокуратуры на правах областных по вопросам

    продления срока дознания таможенные органы обязаны производить только через

    региональное таможенное управление, а в Генеральную Прокуратуру Российской

    Федерации - через ГТК РФ.

    В процессе расследования уголовного дела (имеются в виду обе

    разновидности дознания) все следственные действия, проводимые по уголовному

    делу, оформляются протоколами, а принимаемые решения - постановлениями.

    Протоколы являются наиболее распространенными процессуальными

    документами, имеющими большую значимость в уголовно-процессуальной

    деятельности. В них концентрируется большая часть доказательственной и

    другой информации, необходимой для правильного разрешения дела. Поэтому не

    случайно уголовно-процессуальный закон предъявляет высокие требования к

    оформлению протоколов следственных действий и их содержанию.

    Все протоколы следственных действий условно можно разделить на три

    вида:

    1. Протоколы как вид доказательства по делу.

    2. Протоколы допросов.

    3. Протоколы, фиксирующие результаты принятых по делу промежуточных

    процессуальных решений (например, протокол об ознакомлении с постановлением

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.