Таможня на охране закона
через границу. ( " Пограничник ", 1908, № 30, с.664. )
Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. Опыт подтверждал
между тем, что вследствие специфики охраны границы защита экономических
интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно
осуществляется военными. Это привело к мысли о создании пограничной стражи
по военному образцу. На этом настаивали министр финансов граф Е.Канкрин и
другие государственные деятели России. В частности, он писал в этот период:
„Прежде всего... следует стремиться к тому, чтобы по возможности прекратить
контрабанду не только на границе, но и внутри государства". Начались поиски
наиболее приемлемой организационной структуры пограничной стражи, которая
бы в первую очередь защитила экономические интересы государства на границе.
В 1822" году правительство принимает решение об упразднении Таможенной
пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых
воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в
первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию.
Однако вскоре практика охраны границы указанным способом показала, что
надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывают
своего назначения, они сблизились с контрабандистами и потворствовали им.
Казачьи полки, оторванные от Дона, разлагались. Назрела необходимость новой
реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на
государственной границе.
5 августа 1827 года была учреждена новая Таможенная пограничная стража
на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной
армии. Ранее созданная таможенная стража была упразднена. В 1832 году
казачьи полки также были отозваны с границы и отправлены на Дон.
В соответствии с Карантинным уставом 1832 года Таможенная пограничная
стража была переименована и получила название „Пограничной стражи".
Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 года, в котором
говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана
границы в карантинном отношении или нет, именовать пограничною стражею.
Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента
внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей
Пограничной стражи была охрана границы в экономическом отношении, то есть
борьба с контрабандой. Второй задачей являлся пограничный надзор.
На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности: „недопущение
провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и
перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах;
прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте;
осуществление в некоторых местах границы Империи карантинного надзора;
оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей,
находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение". (
Чернушевич М. Материалы к истории пограничной стражи. ч. 1- М.,1900, с.27 )
Следовательно, основной обязанностью Пограничной стражи являлась борьба
с контрабандой, то есть защита экономических интересов России на
государственной границе. Не менее важной являлась задача задержания людей,
незаконно следующих через границу. Пограничной страже вменялось в
обязанность и выполнение других функций. В них просматривается прежде всего
защита экономических интересов на границе. Пограничная стража учреждена с
целью воспрепятствования беспошлинному (тайному) провозу из-за границы
разных товаров помимо таможни.
В начале 30-х годов XIX века на границах с Пруссией и Польшей усилилась
контрабанда. Через границу прорывались большие группы (до ста и более)
вооруженных контрабандистов, нападали на чинов пограничной стражи,
прорывали иногда ее цепи и устраивали в приграничных районах буйства и
грабежи.
С целью воспрепятствования подобным действиям в 1832 году Пограничная
стража в Юрбургском округе была усилена двумя эскадронами кавалерии и двумя
ротами пехотного полка. В 1836 году на границу с Пруссией был направлен
целый пехотный полк с легкой батареей (8 орудий). Этот полк был расположен
в тылу Пограничной стражи на участке от м. Юрбурга до Палангена и далее по
морскому берегу Курляндской губернии до г. Либавы. Три батальона пехоты,
усиленные орудиями, дислоцировались на австрийской границе.
В 1854 году регулярные части конницы и пехоты были вновь заменены
казаками. Сразу же усилилась контрабанда, участились случаи грабежей и
убийств. Поэтому в 1861 году для усиления Пограничной стражи в Юрбургском
таможенном округе вновь был выделен пехотный полк. Две роты от пехотного
полка укрепили погран-стражу на австрийской границе в Радзивиловском
таможенном округе.
Практика усиления Пограничной стражи в 70-е годы стала обычным
явлением. На протяжении 50-60-х годов совершенствовалась структура самой
Пограничной стражи. Так, 4 сентября 1852 года полубригады были
преобразованы в бригады, а надзиратели и их помощники стали именоваться
отрядными офицерами, то есть проходил дальнейший процесс приближения
пограничных формирований к воинским. Впервые в каждой бригаде Пограничной
стражи для подготовки низших чинов и замещения ими вахмистерских и унтер-
офицерских должностей создавались отдельные учебные команды.
В связи с передачей таможенных органов в 1856 году от Департамента
внешней торговли в Департамент таможенных сборов, ему были подчинены
начальники таможенных округов и Пограничная стража.
Важным нововведением явилось комплектование Пограничной стражи
рекрутами, которое стало осуществляться в соответствии с указанием военных
округов от 8 мая 1861 года.
С сентября 1861 года инспекторами Министерства финансов по Пограничной
страже стали назначаться офицеры или лица из числа военных, чего не было
раньше.
1 июля 1868 года Государственный Совет России принял постановление,
юридически закрепившее положение морской таможенной полосы. В нем
говорилось:
1. Пространство полосы в три морских мили от русского берега, как на
материке, так и на острове, признается морскою таможенной полосою, в
пределах которой все, как русские, так и иностранные суда, подлежат надзору
русских таможенных властей.
2. Всякое судно, русское или иностранное, которое войдет в морскую
таможенную полосу, может быть подвергнуто осмотру Таможенной стражей,
причем шкипер судна обязан по требованию предъявить все имеющиеся у него
как судовые, так и грузовые документы.
3. Всякое судно, вошедшее в морскую полосу, при подходе к нему судна под
русским таможенным флагом, должно остановить ход. В случае неисполнения
сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел, и если после этого
все то же вошедшее в морскую таможенную полосу судно не остановится, то
крейсер, повторив холостые выстрелы, стреляет сперва по рангоуту (чтобы
сбить паруса и мачты), а затем и по корпусу судна.
4. Преследование судна, не подчинившегося требованию крейсера в морской
таможенной полосе, может быть продолжено и за пределами этого пространства
в водах нейтральных.
Постановление предусматривало создание морского крейсерства для надзора
за морской таможенной полосой с целью недопущения в страну контрабандных
товаров.
Ранее, в 1837 году, был учрежден штат флотилии и вышло в свет „Положение
о Балтийской крейсерской флотилии". В соответствии с положением флотилия,
подчиняясь Министерству финансов, одновременно входила в Военно-Морской
Флот страны.
Важным событием в жизни Пограничной стражи явилось высочайшее
распоряжение о включении ее в общий план Вооруженных Сил страны. Однако ни
это распоряжение, ни другие нормативные документы военного ведомства не
признавали погран-стражу военной организацией. Практически Пограничная
стража считалась специальными полицейскими формированиями. Пограничная
стража непосредственно на местах подчинялась таможенным округам, а в центре
- Департаменту таможенных сборов, то есть возглавлялась гражданскими
чиновниками.
Организационная структура Пограничной стражи была следующей: 13
таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 4 отдельные роты, 41 бригадный
и полубригадный командир, 31 командир рот, 119 надзирателей, 156 их
помощников, 2018 нижних конных чинов, 1264 нижних пеших.
Пограничная стража в начале XIX века охраняла 8800 верст европейской
части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном
отношении способствовали более активной борьбе с контрабандистами. Если в
1827 году в государственную казну поступило 16 млн. руб. серебром
таможенных сборов, то в 1857 году - 32 млн. руб.
Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вышедших в этот
период, способствовал расширению прав пограничных командиров, более
действенной борьбе с нарушениями таможенных правил.
В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни,
обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 года на офицеров, а с
1878 года и на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии,
по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной
границы и задержание контрабандистов. В конце века пограничные бригады были
учреждены на Кавказе и в Средней Азии. Протяженность границ, которые
охранялись Пограничной стражей, к этому времени составляла 13 918 верст, из
них 706 - на Белом море, 2624 - на Балтийском, 3328 - в Закавказье, 1269 -
берега Черного и Азовского морей, 2638 - Кавказские (морские и сухопутные),
747 - в Финляндии. 2609 верст - в Средней Азии. ( Краткий очерк...,с.1. )
В 1893 году на базе пограничных бригад был создан Отдельный корпус
Пограничной стражи и подчинен непосредственно Министерству финансов.
Корпус выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении, вел
активную борьбу с контрабандистами.
Практика охраны границы в таможенном отношении в период с 1827 года и до
начала XX века целиком оправдала себя.
Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на
государственной границе. Пограничная стража внесла существенный вклад в
борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке,
эффективно боролась с контрабандистами.
( 2. Создание Корчемной стражи и ее деятельность.
Первые корчемные команды были созданы еще в XVII столетии в Москве для
пресечения тайного изготовления, перевоза и продажи предметов, обложенных
акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль).
Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица,
замеченные в провозе, - как контрабандисты или корчемники. В 1699 году было
постановлено считать корчемниками тех, кто платит за работу по найму вином,
но если плата была больше ведра.
Еще при Петре 1 преследование корчемников возлагалось на специально
назначенных лиц. В 1730 году в распоряжении московских откупщиков для
преследования корчемства и взимания штрафов был представлен особый отряд
солдат. Однако вследствие множества злоупотреблений эта корчемная команда в
1732 году была подчинена Коммерц-коллегии. С 1732 года в Петербурге в
ведении Коммерц-коллегии состоял для искоренения корчемства особый
комиссар, а при нем отряд солдат, которые отряжались от полков ежемесячно.
При Корчемной страже состояли также особые команды. С 1767 года
откупщики имели право содержать за свой счет Корчемную стражу из отставных
обер-офицеров и солдат, а по мере надобности в их распоряжение
откомандировывали воинские команды.
Сверх того, в 1766 году в Москве, а в 1771 году в Петербурге были
учреждены особые, содержащиеся за счет казны, конные Корчемные команды,
которые оставались в ведении губернской администрации.
В 1840 году на границах крупных губерний корчемство, сопровождаемое
буйством и даже убийствами, приняло такие размеры, что правительство
вынуждено было учредить в 1850 году особую Корчемную стражу из 450 человек,
содержание которой (90 тыс. Руб. В год) отнесено было за счет земских
сборов. Корчемство уменьшилось. В 1856 году стража была упразднена.
В 1862 году стража была создана из вольнонаемных людей в приграничных с
Царством Польским уездных губерниях (Ковенской, Виленской, Гродненской и
Волынской) для предотвращения тайного ввоза спиртных напитков (питей),
подлежащих акцизу, из Царства Польского в Российскую империю.
В 1875 году стража была переведена в пограничные уезды. Она состояла из
стражников, младших и старших объездчиков, которые были подчинены помощнику
акцизного надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смотрителям
Корчемной стражи. Размеры пограничного района, подлежащего ведению
Корчемной стражи, определялись Министерством финансов в пределах не менее
21 и не более 50 км черты границы. В вверенных им районах чины Корчемной
стражи имели право осматривать как проходящие обозы и транспорты, так и
всех проезжающих и проходящих, а возы с сеном, соломой и другими
громоздкими предметами испытывались железными щупами, если это не
сопрягалось с порчей клади: кроме того, они были вправе проводить обыски в
местах оптовой и розничной продажи „питей" в частных домах, но лишь в тех
случаях, когда корчемник, преследуемый по горячим следам, скроется из виду
стражи в частное жилище. Провоз и пронос вина в пограничном районе,
подлежащем ведению Корчемной стражи, дозволялся днем. Если на Корчемную
стражу совершалось нападение, она вправе была применять огнестрельное или
холодное оружие.
В 1866 году была упразднена воинская Корчемная стража при соляных
промыслах, взамен была учреждена вольнонаемная. В 1880 году вслед за
отменой акциза с соли упразднена и эта стража. В период с 1861-го по 1871
год существовала Корчемная стража по взиманию акциза с табака. В 1893 году
она состояла из 968 человек, на ее содержание расходовалось 422 597 руб.
Корчемная стража, как правило, создавалась в отдельных регионах страны.
В Наказе чинам Корчемной стражи в Приморской и Амурской областях,
утвержденном 27 июля 1911 года министром финансов В.Коковцевым, говорилось,
что Корчемная стража „предназначена для предотвращения водворения из-за
границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу в пределах 50 верст от
границы". Корчемная стража подчинялась управляющему акцизными сборами.
Служащие Корчемной стражи носили особую форму одежды, знак с надписью
„Корчемная стража". Они имели на вооружении шашку артиллерийского образца,
револьвер системы „наган" и трехлинейную винтовку драгунского образца. Чины
Корчемной стражи приводились к присяге. В своей деятельности Корчемная
стража взаимодействовала с полицией, таможенной охраной и пограничной
стражей.
Задержанные контрабандные спиртные напитки и другие акцизные товары,
как правило, оценивались и продавались с аукциона на местах конфискации.
Китайская водка „ханшин", как негодная к употреблению, уничтожалась.
Таким образом, оценивая место, роль и целесообразность создания и
деятельности Корчемной стражи, можно прийти к выводу, что ее деятельность
направлялась прежде всего на выполнение Высочайшего указа о монополии
государства на производство и продажу спиртных напитков и других
подакцизных товаров как внутри страны, так и на границе и в пограничных
районах.
Корчемная стража как один из органов, подчиненных Министерству
финансов, просуществовала до 1918 года.
( 3. Пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров.
Как свидетельствуют исторические источники, контрабанда - явление
давнее. О нем встречаются упоминания в древнегреческих и римских
источниках. В середине века слово kontrabandos служило для обозначения
товаров, запрещенных и подлежащих конфискации. „Несовершенство таможенного
управления, подкупность чиновников, неопределенность ставок тарифов, масса
исключений... все это привело к массовой контрабанде", - пишет И.М.Кулишер
( Очерки по истории таможенной политике. - СПб.1903, с.19 ).
Достаточно сказать, что еще в 1696 году из 800 тыс. тюков шерсти,
произведенной в Англии, было вывезено во Францию контрабандным путем 500 (
Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политике. - СПб. 1903, с.33 ).
В России контрабанда появилась как уже говорилось, еще в начале XVII
века. Англичанам в торговле были предоставлены в тот период многочисленные
льготы, но они были изобличены в контрабанде, „в торге подкрадными...
товарами" ( Контрабанда и борьба с ней. - М., 1925, с.1 ). Не случайно в
1649 году иностранцам было отказано в льготах. Однако контрабанда в XVI
-XVII веках в Московском государстве носила случайный характер. Поэтому не
было нужды охранять границу от проникновения контрабандистов.
В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней
торговли России с Западом и принятием в 1724 году протекционистского
таможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер.
В частности, вводится система вознаграждения для задержателей
контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра 1 (1811 год) 80%
сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов
предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда
таможенных чиновников и их семьям. Из 80% - 2/3 выдавалось задержателям, а
1/3 -начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|