Таможня на охране закона
профессиональными кадрами, то есть кадровая проблема.
Процесс комплектования таможенных специальных подразделений
исполнителями с оптимальным сочетанием деловых и личных качеств идет
сейчас интенсивно и одновременно несколькими путями.
1. Это отбор кадров из среды таможенников с базовым высшим
образованием и последующая переподготовка по специальной программе в
условиях Российской таможенной академии ( РТА ) с отрывом и без отрыва от
производства.
2. Фундаментальная подготовка на базе общего среднего образования на
правовом факультете РТА.
Сегодня и на ближайший обозримый период основным резервом пополнения
являются вышедшие в запас профессионалы розыскники ( разработчики-
агентуристы ) из родственных правоохранительных структур. Это объективно
неизбежно и полезно, ибо с самого начала создается слой умельцев,
которые в ближайшем будущем смогут повести за собой вновь подготовленных
специалистов таможенной формации. А, как известно, профессиональное
мастерство в значительной мере наращивается путем передачи секретов
ремесла из рук в руки. Однако, не следует забывать о различиях в
методиках противодействия, с которыми приходят в таможенные органы выходцы
из других правоохранительных структур.
Будучи во многом сходными ( " борьба " и " оперативно-розыскная
деятельность " - вот что " роднит " всех профессионалов ), тем не менее
каждая из методик существенно отличается одна от другой, а в отдельности
ни одна из них в " чистом виде " не может быть противопоставлена
особенностям тактики той или иной разновидности противника,
противостоящего таможенникам.
Разработка методики противодействия, адекватной таможенной специфики,
возможно, комбинированной, а в конечном счете - своей специфической - вот
еще одна проблема. Словом, если речь идет о практических шагах по
организации координации и противодействия с таможенными органами в деле
борьбы с контрабандой и другими видами посягательств на экономические
интересы страны, желательно помнить, что процесс профессионального
становления специальных подразделений ГТК идет не равномерно в Центре и
на местах, что это требует времени и терпения.
Отсутствие взаимопонимания порой проистекает от, того что многими пока
еще не усвоено, что таможенная служба стала вполне самостоятельной и
мощной государственной правоохранительной структурой. С другой стороны,
понятно, что настоящее уважение и признание к таможенным розыскникам
приходит не сразу, а постепенно и с ростом их профессионализма.
В ближайшее время представляется необходимым:
1. Для совершенства деятельности по обеспечению экономической
безопасности страны, правоохранительных структур в целом и специальных
подразделений таможенных органов, в частности - определить и нормативно
закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими
правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности заинтересованных
специалистов и служб Министерства внутренних дел, Федеральной службы
безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведывательного
управления Генерального штаба, Федеральной службы налоговой полиции и
Налоговой инспекции.
2. На основе четкого разграничения функций разработать методику
координации и взаимодействия специальных служб таможенных органов с
другими правоохранительными структурами при проведении совместных
скоротечных и долговременных операций.
3. В интересах ускоренного становления таможенных органов как
правоохранительной структуры организовать интенсивную подготовку
профессионалов оперативного розыска на собственной учебно-методической
базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям
таможенной специфики.
4. В рамках плана НИР Российской таможенной академии активизировать
разработку основ методологии оперативно-розыскной деятельности
таможенных органов, включая:
- теоретическое осмысление понятия, роли и места оперативно-
розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической
безопасности страны;
- научное обоснование границ функциональности специальных
подразделений таможенных органов и других правоохранительных структур и
линий сопряжения между ними;
- определение путей становления и развития специальных служб
таможенных органов на основе результатов анализа и обобщения оперативно-
розыскной практики в Центре и на местах и изучения опыта подобной работы в
родственных структурах.
Создание как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного
механизма координации и взаимодействия возможно лишь при условии соблюдения
всеми заинтересованными службами и подразделениями принципа научного
подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению
экономической безопасности, при строгом следовании логике здравомыслия и
четкой ориентации на интересы общего дела, исключающей проявления
ведомственной амбициозности и конъюктуризма.
Примат целесообразности и державных интересов - вот ключ к решению
проблем.
Исследуя данную проблему об осуществлении правоохранительной
деятельности таможенными органами в России, в работе была сделана попытка
раскрыть основные правовые вопросы организации и деятельности таможенной
службы в период её становления и укрепления. Всё это происходит в сложных
условиях осуществления в стране политических и экономических
преобразований.
Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов,
одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.
Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную
копилку из таможенных органов.
Основной итог деятельности таможенных органов РФ - это завершение
процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему
страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной
службы в укреплении экономических основ государства, регулировании
внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности
Державы.
Не мало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и
нарушениями таможенных правил. Создана единая целостная, вертикальная
система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования
нормативная база позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой и
НТП.
Таможня имеет свою охрану, службу собственной безопасности, создается
таможенная авиация и флот. Таможенные органы РФ получили статус
военизированной организации и стали субъектом оперативно-розыскной
деятельности. За эти годы фактически заново создали весь фискальный
блок, а именно механизмы, структуру по взиманию таможенных налогов и
перечислению их в бюджет.
Трудный этап становления отечественной таможенной системы уже
пройден. Теперь стоит задача создать необходимые условия, чтобы страна
могла полноценно включиться в сложную систему правовых и мирохозяйственных
отношений. Поэтому в апреле 1996 года была представлена целевая программа
развития таможенной службы РФ на 1996 - 1997 годы и на период до 2000
года.
Создание системы таможенной службы, оснащенной современными
средствами связи и транспорта, будет способствовать максимальному снижению
контрабанды.
Одно из заключительных особенностей российской таможни является ее
державный характер. Эта традиция идет из глубины российской истории.
Таможня всегда играла большую роль в утверждении русской
государственности. Известная всем крылатая фраза "таможенника" Верещагина:
"Я мзду не беру. За державу обидно !" стала символом государственно-
мыслящего человека.
Но к сожалению не все российские таможенники помнят об этом. Опыт
работы большинства из таможенников чуть больше 2 лет, за количеством
упустили качество. В отдельных случаях это привело к разболтанности кадров,
правонарушениям и служебным преступлениям.
Так за 1996 год 0,3 процента состава службы совершили те или иные
правонарушения. Привлечено к уголовной ответственности за получение взяток
- 86 человек, за содействие дачи взяток - 5, за злоупотребление
служебным положением - 38, за должностной подлог - 27. Ничто так не
наносит вред авторитету таможенной службы, как правонарушение среди
самих таможенников. Поэтому главное в работе с кадрами - это повышение
уровня профессионализма и дисциплины. Без улучшение кадровой работы
нельзя решить поставленные перед службой задачи.
В дипломной работе рассмотрены вопросы становления и развития
структур и институтов, которые осуществляют именно правоохранительную
деятельность в российской таможенной службе. Уделено внимание
международно-правовому сотрудничеству в сфере таможенного дела.
Раскрыта трехзвенная система управления таможенным делом, правовые основы
организации и деятельности таможенных органов при осуществлении
правоохранительных функций.
Россия - мощная индустриально-сырьевая страна. Однако сегодня, когда
отсутствуют границы, идет нарушение таможенного законодательства. В связи
с этим в дипломной работе большое внимание уделено вопросам
правоохранительной функции таможни, механизмам борьбы с этими
правонарушениями, а также вопросам взаимодействия в этой сфере с иными
государственными органами, предприятиями, учреждениями организациями и
гражданами.
Таким образом в дипломной работе проанализированы наиболее важнейшие
функции таможенных органов, новшества, которые появились в таможенном деле
в связи с принятием нового таможенного кодекса, а также правоохранительный
статус таможенных органов Российской Федерации.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение
-3-
Глава 1: Из истории создания и работы органов борьбы
с контрабандой на границе.
-7-
( 1. Учреждение таможенной пограничной стражи.
-7-
( 2. Создание Корчемной стражи и ее деятельность.
-14-
( 3. Пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров.
-16-
Глава 2: Таможенные органы Российской Федерации
как субъект правоохранительной деятельности.
-22-
( 1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи.
-22-
( 2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России.
-26-
( 3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление.
-27-
( 4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил.
-41-
(5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности.
-55-
Глава 3: Правоохранительная деятельность таможенных органов
России на современном этапе.
-61-
( 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности.
-61-
( 2. Взаимодействие с правоохранительными органами России
и Зарубежных стран.
-63-
Заключение
-66-
Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Конституция Российской Федерации, 1993 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, 1960 г.
Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.
5. Закон РСФСР от 18.04.91 «О милиции», Ведомости Съезда народных
депутатов и Верховного Совета РФ. 1991г. № 16.
6. Закон от 17.01.92 г. «О прокуратуре Российской Федерации», Ведомости
Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992 г. № 8.
7. Закон РСФСР от 05.03.92 г. «О безопасности», Ведомости Съезда
народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992г. № 15.
8. Закон РФ от 01.04.93 г. « О государственной границе Российской
Федерации», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета
РФ. 1993 г. № 17.
9. Закон РФ от 28.04.93 г. « О государственной охране высших
представительных органов государственной власти РФ и их должностных
лиц», Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
1993 г. № 21.
10. Закон РФ от 24.06.1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»,
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993
г. № 29.
11. Федеральный закон от 03.04.95 г. « Об органах федеральной службы
безопасности в РФ», Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 15.
12. Федеральный закон от 20.04.95 г. «О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»,
Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 17.
13. Федеральный закон от 12.08.95 г. « Об оперативно-розыскной
деятельности», Собрание законодательств РФ. 1995 г.
14. Таможенное законодательство. СЗА -М., 1994 г. с. 5.
15. Указ Президента РФ « О некоторых мерах по усилению таможенного
контроля на государственной границе РФ», СЗА -М., 1993 г., с.16.
16. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29.06.79 г. «О практике
применения судами общих начал назначения наказания».
17. Приказ ГТК РФ № 7 от 09.01.94 г. «Об организации отделов дознания в
таможенных органах России».
18. Приказ ГТК РФ № 687 от 22.12.94 г. « Об изменении структуры и штатной
численности правоохранительных подразделений таможенных органах».
19. Приказ ГТК РФ № 345 от 25.05.95 г. «Об утверждении типового положения
об отделе таможенных расследований таможни Российской Федерации».
20. Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах
РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2, с.4.
21. Приказ ГТК РФ № 96 от 03.03.97 г. « Об утверждении типового положения
об отделах собственной безопасности регионального таможенного
управления и таможен».
22. Габригидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 1993 г. с.
96.
23. Габригидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1995 г.
с.313.
24. Габригидзе Б.Н. «Таможенные органы РФ». -М. «Государство и право». -
1995 г. № 3. С. 16-20.
25. Гуценко К.Ф. «Правоохранительные органы». Учебник для ВУЗов. -
М. Издательство «БЕК». 1995 г. с. 1-5.
26. Долгов А.И., Дьяков C.В. «Организованная преступность». -М.
«Юридическая литература». 1989 г. с. 210,211, 253.
27. Козыкин А.Ф., Самойленко П.И.. «Законность и обоснованность
возбуждения уголовных дел по фактам противоправного перемещения
валютных ценностей через таможенную границу».Учебно-практическое
пособие. Издательство ГТК России. -М. 1996 г.
28. Круглов А.С. «Таможня меняет приоритет». -М. «Экономика и жизнь».
1993 г. № 17, с.16.
29. Кулишер И.М. «Очерки по истории таможенной политике».-СПб. 1903 г.,
с. 19, 33.
30. Минцлав С.Р. «В таможенном мире». Трапезонд, 1917 г., с. 35,37.
31. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». с. 45.
32. Чернушевич М. «Материалы к истории пограничной стражи.», Ч.1. -М.
1900 г., с. 27, 46, 62, 78,83,89.
33. Феофанов Ю. « Если «можно» значит можно, если нельзя, то нельзя». -
М. «Закон». 1995 г. № 3, с. 13-18.
34. Пограничник № 1, 1906 г. с. 15.
35. Контрабанда и борьба с ней. - М., 1925, с. 2.
36. Пограничник, 1908 г. № 30, с. 663, 664.
37. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 31 января 1898 г.,
№ 14.
38. Белая книга Российских спецслужб. Издание 2, информационно-
издательское агенство «обозреватель». -М. 1996 г.
39. Таможенный вестник, № 7, издание ГТК России. -М. 1993 г.
40. Таможенный вестник, № 8-9, издание ГТК России. -М. 1995 г.
41. Таможенный вестник, № 3-4, издание ГТК России.-М. 1996 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|