Шпоры по правоведению
|гос-вом и охраняются в необходимых случаях| |
|его принудительной силой). | |
|32. Понятие и классификация юридических |34. Применение права понятие, стадии |
|фактов. Фактический состав: Юридические |Правоприменение необходимо в тех случаях, |
|факты - это такие конкретные жизненные |когда юридическая норма не может быть |
|обстоятельства-, с которыми связывается |реализована без властного содействия |
|возникновение, изменение или прекращение |государства. К ним относятся: |
|правоотношений. Юридические факты в |а) когда необходимо официально установить |
|зависимости от оснований можно |юридически значимые обстоятельства |
|классифицировать по видам: |(например, признание гражданина в судебном|
|по связи с волей участников |порядке умершим или безвестно |
|правоотношений: события и действия. |отсутствующим); |
|События не связаны с волей людей |б) когда диспозиция нормы вообще не |
|(наводнения, стихийные бедствия), действия|реализуется без индивидуального |
|зависят от воли участников правоотношения |государственно-властного веления (право на|
|и бывают правомерными и неправомерными; по|пенсию); |
|характеру наступающих последствий: |в) когда речь идет о реализации санкции. |
|правообразующие (прием на работу), |Признаки правоприменения: |
|правоизменяющие (перевод на другую работу)|1) особый субъект - специально |
|и правопрекращающие (увольнение с работы).|уполномоченный государственный орган |
| |(должностное лицо), редко-общественный |
|Нередко для возникновения правоотношения |орган, например, профсоюзы; |
|или его прекращения необходим не один |2) имеет государственно-властный характер;|
|юридический факт, а их совокупность. Тогда| |
|речь ведут о фактическом составе. |3) является деятельностью по вынесению |
|Правовые отношения – основная часть |индивидуально-конкретных предписаний; |
|общественных отношений; носят волевой |4) выступает формой управленческой |
|характер (осознанное поведение, содержание|деятельности государства; |
|– нормы права, наличие субъективных прав и|5) осуществляется в определённых |
|юридических обязанностей; гарантируются |процедурных формах: порядок применения |
|гос-вом и охраняются в необходимых случаях|права регулируется процедурными нормами, |
|его принудительной силой). |отраслями. |
| |б) представляет собой определенный |
| |процесс; |
| |7) имеет творческий характер; |
| |Результаты правоприменения оформляются |
| |индивидуальным юридическим актом-актом |
| |применения права. Следовательно, |
| |правоприменение - это |
| |государственно-властная деятельность, |
| |осуществляемая компетентными субъектами в |
| |определенных процедурных формах и |
| |направленная на содействие в реализации |
| |юридических норм путем вынесения |
| |индивидуально-конкретных решений. |
| |Применение права, как определенный |
| |процесс, состоит из стадий. Выделяют три |
| |стадии: |
| |1) установление фактических обстоятельств |
| |дела; 2) формирование юридической основы |
| |дела; 3) решение дела. |
| |Дополнительной стадией (четвертой) может |
| |выступать государственно-принудительная |
| |реализация правоприменительного акта, т.е.|
| |исполнение фактическое. |
| |Стадия формирования фактической основы |
| |протекает как процесс доказывания наличия |
| |или отсутствия юридически значимых |
| |обстоятельств, составляющих предмет |
| |доказывания, с помощью |
| |фактов-доказательств. Вторая стадия |
| |включает следующие правоприменительные |
| |действия: а) выбор юридической нормы, |
| |подлежащий применению; |
| |б)проверка подлинности нормы и её действия|
| |во времени, в пространстве и по кругу лиц |
| |в) проверка правильности текста |
| |нормативно-правового акта; г) уяснение |
| |содержания нормы права (путем толкования).|
| |Третья стадия (решение юридического дела) |
| |представляет собой не местный акт. Это |
| |процесс (формально-логический, творческий,|
| |государственно-властный). |
|40 Правовое регулирование — это |41 Понятие и виды правомерного поведения: |
|результативное, нормативно-организационное|Основной группой социально-значимых |
|воздействие на общественные отношения |поступков людей в юридическом их измерении|
|специальной системы собственно правовых |выступает правомерное, или законопослушное|
|средств (норм права, правоотношений, актов|поведение - это поступки, соответствующие|
|реализации и применения)..Стадии и |правовым предписаниям. Масштабы, границы, |
|элементы механизма правового |шаблоны правомерного поведения |
|регулирования: 1)юридическая регламентация|устанавливаются государством в диспозициях|
|общественных отношений; 2) возникновение |правовых норм. Разновидностями |
|субъективных прав и субъективных |законопослушных актов, в частности, |
|юридических обязанностей; 3) реализация |являются аренда помещений и приобретение |
|субъективных прав и субъективных |туристической путевки, выполнение |
|юридических обязанностей; 4) применение |служебных обязанностей на производстве и |
|права. Стадиям механизма правового |родительских функций в семье и др. |
|регулирования соответствуют следующие |В рамках законопослушного поведения юристы|
|элементы: |видят три его подвида или уровня. |
|1. Нормы права — это общеобязательные, |1. Обычное правомерное поведение, |
|формально определенные правила поведения, |представляющее собой повседневную |
|установленные или санкционированные |служебную (трудовую) и бытовую жизнь, не |
|государством, обеспеченные его |выходящую за рамки законов и других актов.|
|принудительной силой и направленные на | |
|урегулирование общественных отношений. |2. Активное правомерное поведение — |
|Формой существования норм права являются |выражает гражданское бодрствование, |
|соответствующие нормативно-правовые акты, |настырную жизненную позицию, инициативную |
|а также иные источники права. |законопослушную деятельность. |
|Классификация норм права позволяет |3. Пассивное правомерное поведение — |
|подразделить их: а) в зависимости от |определяется как намеренное уклонение от |
|функциональной роли — на исходные, общие и|пользования своими субъективными правами, |
|специальные; 6) по предмету правового |своеобразное юридическое самоограничение. |
|регулирования — на конституционные, |Примеры банальны: отказ от создания семьи,|
|гражданские, уголовные, административные и|абсентеизм, уклонение от участия в |
|т.д.; в) по методу правового регулирования|общественно-полезном труде. |
|— на императивные, диспозитивные, |Правомерное поведение: поведение |
|поощрительные, рекомендательные; г) по |относительно права может быть Правомерным,|
|характеру — на материальные и |противоправным (неправомерным) и |
|процессуальные; д) по времени действия — |юридически нейтральным индифферентным. |
|на пояснительные и временные. |Индифферентное поведение правом не |
|2. Правоотношение — урегулированное |регулируется и правовых последствий не |
|нормами права общественное отношение, |вызывает. Правомерное и неправомерное |
|участники которого являются носителями |поведение (Как юридически значимые |
|субъективных прав и обязанностей. Оно |разновидности поведения) представляют |
|является индивидуализированным отношением,|собой одно явление - правовое поведение. |
|т. е. отношением между отдельными лицами |Отличие от противоправного поведения в |
|(гражданами, организациями, |том, что правомерное поведение и его |
|государственными органами и гражданами), |результат социально полезны (или хотя бы |
|которые связаны между собой правами и |не вредны) для общества. |
|обязанностями, определяющими обеспеченную |Субъективная сторона правомерного |
|законом можного и должного поведения, т. |поведения характеризуется |
|е. его границы (рамки). Правоотношение |интеллектуально-волевым отношением |
|появляется при наступлении предусмотренных|субъекта к своему деянию и его |
|законом юридических фактов (договора, |«следствиям. Однако если для субъективной |
|административного акта, правонарушения, |стороны правонарушения характерно |
|события и т.д.). |специфическое интеллектуально-волевое |
|3. Акты применения права составляют |состояние правонарушителя, которое |
|властные действия компетентных органов, |именуется виной, то для поведения |
|обеспечивающих возникновение право |законопослушного субъекта характерна иная |
|4. Акты реализации прав и обязанностей |мотивация, в зависимости от характера |
|определяют истинное поведение субъектов. |последней можно проводить деление |
|На этом элементе заканчивается действие |правомерного поведения на виды: |
|механизма правого регулирования, потому |1. Правомерное поведение, при котором |
|что обеспечивается реальное поведение |субъект осознает необходимость, |
|субъектов, соответствующий результат, на |обоснованность, справедливость требований |
|достижение которого была направлена воля |правовых норм, сознает полезность своего |
|законодателя. Простое регулирование — |поведения и желает наступления социально |
|такой процесс, когда используется один |полезного результата. 2. Конформное |
|государственный властный акт, т.е. |(«приспособленческое») поведение субъекта |
|нормативный акт. Индивидуализация прав и |(«так делают все»). 3. Субъект исполняет и|
|обязанностей осуществляется самими |соблюдает правовые требования под угрозой |
|субъектами, к которым этот акт обращен. |мер государственного принуждения или уже в|
|Сложное регулирование — такой процесс, |результате их применения. При объективной |
|когда используются два акта |стороне правомерное поведение бывает: а) |
|государственно-властного характера: один |Необходимое (желательное); б) Социально |
|из них — нормативный, другой — акт |допустимое, например, супружеские разводы.|
|применения нормы права. Цель же любого |Следовательно, правомерным поведением |
|процесса правового регулирования, простого|будет такое поведение, которое будучи |
|или сложного, всегда одна — упрочить |общественно необходимым, желательным или |
|общественные отношения, содействовать их |социально допустимым. осуществляется в |
|развитию, потому что важнейший и |соответствие с правовыми предписаниями, |
|непосредственный результат правового |поддерживается возможностью |
|регулирования всегда состоит в правомерном|государственной защиты. Механизм |
|поведении граждан. |формирования правомерного поведения |
| |включает в себя: юридический механизм, |
| |психологический механизм и социальный |
| |механизм. |
|26. Действие нормативно-правовых актов о |42.Понятие, состав и виды правонарушений: |
|времени, пространстве и по кругу: |Правонарушение - это общественно опасное |
|Действие нормативно - правового акта. |виновное деяние, противоречащее нормам |
|Нормативно - правовой акт действует во |права и наносящее вред обществу. |
|времени, по территории, предметам действия|Признаки правонарушения: правонарушение - |
|и по кругу лиц, на которых |это такое поведение человека, которое |
|распространяются нормы данного акта. |выражается в действии или бездействии. |
|Действие нормативного акта во времени |Правонарушениями не могут быть мысли, |
|начинается с момента его вступления в |чувства людей до тех пор пока они не |
|законную силу. Необходимо отличать момент |выразились в конкретных противоправных |
|принятия нормативного акта от момента |действиях; правонарушения противоречат |
|обретения им юридической силы, которая |нормам права и совершаются вопреки им; |
|может возникнуть в день его подписания, |правонарушения совершаются только людьми; |
|если это прямо предусмотрено в законе. |правонарушением признается только виновное|
|Дата вступления нормативно - правового |поведение субъектов права. Если вина |
|акта в законную силу связана с моментом |отсутствует, то, что деяние |
|его официального опубликования или |правонарушением не признается; |
|определено сроком, указанным в самом акте.|правонарушения обладают общественно |
|Прекращение действия нормативного акта, |опасным характером, т.е. наносят вред или |
|т.е. утрата им юридической силы наступает |создают опасность такого вреда для |
|при его отмене. |личности, собственности, государства или |
|Действие нормативно - правового акта в |общества в целом; правонарушение влечет за|
|пространстве |собой применение к правонарушителю мер |
|Пределы действия нормативного акта в |государственного воздействия. Виды |
|пространстве очерчены территорией |правонарушений: Все виды правонарушений по|
|государства, которая включает в себя |степени их общественной опасности |
|сухопутную территорию, водное |подразделяются на проступки и |
|пространство, воздушное пространство, |преступления. Самым опасным видом |
|недра, гражданские суда под флагом |правонарушений являются преступления. |
|государства, в момент их нахождения в |Законодатель, решая вопрос, к какой |
|открытом море, военные корабли, где бы они|категории отнести преступление, |
|не находились. |руководствуется следующими критериями: |
|Действие нормативно - правового акта по |значимость общественного отношения, |
|предмету Границы действия нормативного |ставшего объектом посягательства (жизнь, |
|акта по предмету определяются кругом |здоровье, честь, достоинство личности); |
|общественных отношений, на который |размер причиненного ущерба; способ, место |
|распространяются нормы, содержащиеся в |и время совершения противоправного деяния;|
|данном акте. |личность правонарушителя. |
|Действие нормативно - правового акта по |Вторую группу правонарушений составляют |
|лицам По общему правилу нормативный акт |проступки. Они характеризуются меньшей |
|действует в отношении всех лиц, |степенью общественной опасности по |
|находящихся на территории его действия и |сравнению с преступлениями. Виды |
|являющихся субъектом отношении, на которые|проступков: административные проступки - |
|он распространяется. Но, иностранные |это правонарушения, посягающие на |
|граждане и лица без гражданства не могут |общественный порядок, на отношения в |
|быть субъектами определенных отношений. |области исполнительной и распорядительной |
| |деятельности государства, не связанные с |
| |выполнением служебных обязанностей |
| |(нарушение правил дорожного движения); |
| |дисциплинарные проступки ~ правонарушения,|
| |которые совершаются в сфере трудовых |
| |отношений и нарушают порядок работы |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|