Шпоры по правоведению
Шпоры по правоведению
|1. Понятия и основные признаки |2. Понятие формы государства и её |
|государства: Государство- это организация |элементы: |
|суверенной политической власти, |Понятие формы государства и её основные |
|действующая в отношении всего населения на|элементы. |
|закрепленной за ним территории, |Форма государства как совокупность его |
|использующая право и специальный аппарат |внешних признаков показывает, какова |
|принуждения. |организация государственной власти, каким |
|Государству присущи следующие признаки: |образом, какими органами и какими методами|
|Основные: территория, население, публичная|она осуществляется в данном государстве. |
|власть, право, правоохранительные органы, |Форму государства характеризуют три |
|армия, налоги, госуд. Суверенитет. |элемента, из которых она складывается: |
|Дополнительные: един. Гос. язык, Ед. |форма правления, форма государственного |
|транспортная система, един. Денежная |устройства и политический режим. |
|единица, един. Информац. Система. |2. Форма правления. |
|Территория - это пространственная основа |Форма правления характеризует способ |
|государства, его физическая, материальная |организации высших органов государственной|
|опора. Она включает сушу, недра, водное |власти, порядок их формирования, |
|пространство, континентальный шельф и др. |взаимодействия между собой, а также с |
|Без территории государство не существует, |населением. Все государства по форме |
|хотя может изменяться во времени |правления подразделяются на монархии и |
|(уменьшаться в результате поражения в |республики. |
|войне или увеличиваться в процессе |В монархиях высшая власть полностью или |
|экспансии). Население, т.е. человеческое |частично сосредотачивается в руках |
|сообщество, проживающее на территории |единоличного главы государства - монарха, |
|гос-ва. Народ (нация) - это социальная |его верховная власть, как правило, не |
|группа, члены которой обладают чувством |ограничена определённым сроком и |
|принадлежности к ней благодаря общим |передаётся по наследству. Истории и |
|чертам культуры и историческому сознанию. |современной конституционной практике |
|Население гос-ва может состоять из одного |известны такие разновидности монархии, как|
|народа или быть многонациональным. |раннефеодальная, |
|Публичная власть. Термин "власть" означает|сословно-представительная, абсолютная, |
|способность влиять в нужном направлении, |дуалистическая, парламентарная монархия. |
|подчинять своей воле, навязывать ее |В республике высшая власть принадлежит |
|подвластным, ощущать над ними господство. |органам, избираемым или формируемым на |
|Такие отношения устанавливаются между |определённый срок. Основные разновидности |
|населением и особой когортой (слоем) |современной республики - президентская и |
|людей, которая им управляет. Власть |парламентская республика, однако |
|политической элиты осуществляется |распространение получает и смешанная |
|посредством органов и учреждений, |республика, известны и другие |
|объединенных в единую иерархическую |разновидности республики - советская |
|систему. Механизм гос-ва позволяет |республика, суперпрезидентская республика |
|обеспечить нормальную жизнедеятельность |(более подробно о формах правления - см. |
|общества. К важнейшим его составляющим |вопрос 4). |
|относятся законодательные и исполнительные|3. Форма государственного |
|органы. Отличительными признаками |(территориального) устройства. |
|государственной власти в отличие от др. |Форма государственного устройства - способ|
|видов власти (политической, партийной, |организации государственной власти по |
|религиозной, экономической, |территории характеризующий соотношение |
|производственной, семейной, и др.) |государства как целого с его составными |
|являются: ее публичность, т.е. |частями. Государства по форме |
|распространение прерогатив на всю |федеративного устройства подразделяются на|
|территорию, на все население; ее |унитарные и федеративные. Унитарное |
|универсальность, т.е. способность решать |государство - простое, единое, цельное |
|любые вопросы, затрагивающие общие |государство, не имеющее в своём составе |
|интересы; общеобязательность ее указаний. |государственных образований. Федеративное |
|Право как система обязательных правил |государство (федерация) - сложное |
|поведения является мощным средством |государство, части которого являются |
|управления и начинает использоваться с |государствами или государственными |
|появлением государственности. Гос-во |образованиями (более подробно о формах |
|осуществляет правотворчество, т.е. издает |государственного устройства - см.вопрос 5)|
|законы и др. нормативные акты, | |
|адресованные всему населению. Право |4. Государственный (политический) режим. |
|позволяет власти делать свои решения |Государственный (политический) режим |
|общеобязательными для населения всей |характеризуется методами осуществления |
|страны. Юридические нормы устанавливают, |политической власти, степенью политической|
|что именно нужно делать (хотя это никогда |свободы в обществе, состоянием правового |
|не выполняется в полной мере). |статуса личности. Политический режим может|
|Правоохранительные органы. Эта часть |быть охарактеризован как демократический, |
|государственного аппарата достаточно |авторитарный или тоталитарный (более |
|разветвлена и образует свою подсистему, в |подробно о политическом режиме - см. |
|которую входят судебные органы, |вопрос 6). |
|прокуратура, милиция, органы безопасности,|5. Взаимосвязь элементов формы |
|внешней разведки, налоговая полиция, |государства. |
|таможенные органы и др. Они необходимы |На первый взгляд между формой правления, |
|любому гос-ву в связи с тем, что власть |формой государственного устройства и |
|правителей осуществляется посредством норм|политическим режимом нет жёсткой |
|права, приказов, т.е. имеет императивный |взаимосвязи, однако можно проследить |
|характер. Если к власти проявляется |некоторые тенденции. Демократический режим|
|неуважение, то с помощь правоохранительных|характерен для республики, а также для |
|органов применяются предусмотренные |конституционной монархии, хотя бывают и |
|правовой системой санкции. Характер и |исключения. Для суперпрезидентской |
|объем принуждения зависят от многих |характерен авторитарный политический |
|причин. Насилие является последним |режим, для советской республики - |
|аргументом, к которому прибегают |тоталитарный или авторитарный политический|
|политическая элита, когда ослабляется ее |режим, а для абсолютной монархии - |
|идеологическая основа и возникает |тоталитарный политический режим и |
|возможность свержения. Армия. Одна из |унитарное государственное устройство. Для |
|главных целей правящей элиты заключается в|федерации характерна президентская или |
|гарантировании территориальной целостности|смешанная форма правления. Но подробное |
|гос-ва. Современное вооружение делает |объяснение этих взаимозависимостей выходит|
|возможным захват территории не только |далеко за пределы нашей с вами подготовки.|
|смежных гос-в. Поэтому вооруженное силы до| |
|сих пор остаются необходимым атрибутом | |
|любого гос-ва. Но армия применяется не | |
|только для защиты территориальной | |
|целостности, но также может использоваться| |
|и в критических внутренних конфликтах | |
|(хотя это и не является ее прямой | |
|задачей). Налоги, т.е. обязательные и | |
|безвозмездные платежи, взыскиваемые в | |
|заранее установленных размерах и в | |
|определенные сроки, необходимы для | |
|содержания органов управления, | |
|правоохранительных органов, армии, для | |
|поддержки социальной сферы (образования, | |
|науки, культуры, здравоохранения и.), | |
|создания резервов на случай чрезвычайных | |
|происшествий, бедствий, а также для | |
|выполнения других общих дел. В основном | |
|налоги взимаются принудительно. | |
|Государственный суверенитет означает, что | |
|власть, существующая в гос-ве, выступает | |
|как высшая власть, а в мировом сообществе | |
|- как самостоятельная. В международных | |
|отношениях суверенитет выражается в том, | |
|что власти данного гос-ва не обязаны | |
|юридически выполнять приказы других гос-в.| |
|Различают внутренний и внешний | |
|суверенитеты. Внутренний суверенитет- это | |
|верховенство в решении внутренних дел. | |
|Внешний суверенитет- это независимость во | |
|внешних делах. | |
|3.Монархия как форма правления: понятия и |4. Республика как форма правления: понятия|
|основные признаки: Монархия - форма |и основные признаки: Республика - форма |
|государственного правления, при которой |государственного правления, при которой |
|высшая власть в государстве принадлежит |высшая власть в государстве принадлежит |
|одному лицу - монарху, получающему власть |выборным органам парламенту, президенту; |
|в порядке престолонаследия. Признаки |наряду с ними существует независимое |
|монархии: существование единоличного главы|правосудие и муниципальное самоуправление.|
|государства; обладание монархом всей |Признаки республики: коллективное |
|полнотой власти, которая является |правление, осуществляемое не одним лицом, |
|нераздельной, верховной и суверенной |а системой государственных органов; |
|(независимой); наследственный порядок |республиканское правление основано на |
|передачи власти; бессрочное правление |принципе разделения властей на |
|монарха; юридическая безответственность |законодательную, исполнительную и |
|монарха. Виды монархий. В теории |судебную; в формировании власти участвует |
|государства выделяются абсолютная и |народ; в процессе выборов государственный |
|ограниченная монархии. Абсолютная монархия|органов могут применяться различные |
|- это форма правления, при которой власть |избирательные системы, одни менее, другие |
|монарха ничем не ограничена: он издает |более демократичные; представительные |
|законы, назначает высших чиновников, |органы власти и высшие должностные лица |
|собирает и расходует казну без всякого |избираются на определенный срок; высшие |
|контроля со стороны кого бы то ни было. |должностные лица несут ответственность |
|(Саудовская Аравия, Катар, Оман). |перед органом, их избравшим, или народом. |
|Ограниченная монархия подразделяется на: |Виды республик (2 осн. вида): В |
|дуалистическую и парламентарную |парламентской республике главой |
|(конституционную) в зависимости от степени|государства является выборное должностное |
|ограничения полномочий главы государства. |лицо - президент. Его роль в формировании |
|Дуалистическая (двойственная) монархия |правительства, как и в управлении, |
|возникает переходные периоды, когда класс |страной, носит чисто номинальный характер.|
|феодалов уже не в состоянии безраздельно |Правительство, возглавляемое премьер - |
|господствовать, а буржуазия еще не в силах|министром, функционирует в том случае, |
|взять всю полноту политической власти в |если оно располагает поддержкой |
|свои руки. Признаки дуалистической |парламента, перед которым несет |
|монархии: Наличие двухпалатной структуры |политическую ответственность. Признаки |
|парламента. Нижняя палата формируется |парламентской республики: верховенство |
|выборным путем и представляет интересы |власти парламента; правительство |
|буржуазии, а верхняя - назначается |формируется ставленником партии, |
|монархом. Правительство при дуал. монархии|победившей на парламентских выборах; члены|
|подчиняется монарху, который по своему |правительства ответственны перед |
|усмотрению назначает и отстраняет от |парламентом за свою деятельность; |
|должности министров. Монарх обладает |правительство находится у власти до тех |
|правом вето на принимаемые парламентом |пор, пока пользуется поддержкой |
|законы. (Иордания, Кувейт, Марокко). |парламентского большинства; парламент |
|Парламентарной монархии свойственно |может вынести вотум недоверия |
|ограничение власти монарха, как в |правительству в целом или одному из его |
|законодательной, так и в исполнительных |членов, что влечет за собой отставку |
|сферах какой идеологии они придерживаются,|правительства. Президентская республика |
|какую систему хозяйствования они |характеризуется тем, что высшим |
|используют. |должностным лицом в стране является |
| |президент, обладающий полномочиями главы |
| |государства и главы правительства. |
| |Признаки - президентской республики: |
| |президент назначает правительство, которое|
| |ответственно перед ним; президент |
| |назначает, перемещает и отстраняет от |
| |должности членов правительства; президент |
| |избирается не парламентом, а в результате |
| |референдума или коллегиями выборщиков; |
| |президент имеет право вето на законы, |
| |принимаемые парламентом; президент |
| |является главнокомандующим вооруженными |
| |силами страны. (США, Колумбия, Бразилия, |
| |Мексика, Панама, Боливия). В некоторых |
| |государствах существует республиканская |
| |форма правления, носящая смешанный |
| |характер, Франция |
|5. Формы государственного устройства: |6. Политические режимы, демократические и |
|унитарная, федеративная, конфедеративная: |авторитарные: Политический режим - это |
|Форма государственного устройства - это |способ властвования. Он характеризует |
|способ территориального устройства |взаимоотношения правящей элиты и населения|
|государства, которое вносит определенный |и представляет собой совокупность методов |
|порядок во взаимоотношения центральной, |практического осуществления |
|региональной и местной властей. Виды форм |государственной власти. |
|государственного устройства: |Политический режим определяет уровень |
|По форме государственного устройства |политической свободы в обществе, правовое |
|государства разделяются на унитарные и |положение личности, дает ответ на вопрос о|
|федеративные. |том, каким образом осуществляется |
|Унитарное государство отличается |государственная власть, в какой мере |
|абсолютной политической целостностью. |население допускается к управлению делами |
|Унитарное государство неделимо: его |общества и в каком числе к |
|отдельные административно - |правотворчеству. |
|территориальные единицы не имеют своего |2. Демократический режим (демократия). |
|собственного законодательства, органов |Демократия - такая организация |
|государственной власти и управления, не |государства, при которой единственным |
|обладают суверенитетом. Признаки |источником власти признаётся народ, власть|
|унитарного государства: единая структура |осуществляется по воле и в интересах |
|государственного аппарата на территории |народа. Демократические режимы |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|