Шпоры по правоведению
|бюджете, который действует только в |обретения им юридической силы, которая |
|течение определенного года) и |может возникнуть в день его подписания, |
|кодифицированные (кодексы, уставы, |если это прямо предусмотрено в законе. |
|положения). |Дата вступления нормативно - правового |
|Подзаконные акты. Подзаконный акт - это |акта в законную силу связана с моментом |
|акт правотворчества, который основан на |его официального опубликования или |
|законе и не противоречит ему. Он призван |определено сроком, указанным в самом акте.|
|конкретизировать основные положения закона|Прекращение действия нормативного акта, |
|применительно к определенным общественным |т.е. утрата им юридической силы наступает |
|отношениям. |при его отмене. |
|По сфере распространения и субъектам |Действие нормативно - правового акта в |
|издания подзаконные акты подразделяются: |пространстве. Пределы действия |
|общие; местные; ведомственные; |нормативного акта в пространстве очерчены |
|внутриорганизационные акты. |территорией государства, которая включает |
| |в себя сухопутную территорию, водное |
| |пространство, воздушное пространство, |
| |недра, гражданские суда под флагом |
| |государства, в момент их нахождения в |
| |открытом море, военные корабли, где бы они|
| |не находились. |
| |Действие нормативно - правового акта по |
| |предмету Границы действия нормативного |
| |акта по предмету определяются кругом |
| |общественных отношений, на который |
| |распространяются нормы, содержащиеся в |
| |данном акте. Действие нормативно - |
| |правового акта по лицам По общему правилу |
| |нормативный акт действует в отношении всех|
| |лиц, находящихся на территории его |
| |действия и являющихся субъектом отношении,|
| |на которые он распространяется. Но, |
| |иностранные граждане и лица без |
| |гражданства не могут быть субъектами |
| |определенных отношений. |
|24.Правотворчество: понятие, субъекты, |29. Отрасли российского права — это |
|принципы, стадии. |совокупность правовых норм, регулирующих |
|Нормативные правовые акты являются |какую-либо большую сферу сходных |
|продуктом особого рода деятельности – |общественных отношений. В числе основных |
|правотворчества. |компонентов отраслей системы права |
|Нормотворчество - это основной путь |называют конституционное право, |
|воздействия на общественные отношения, |административное право, гражданское право,|
|главное средство придания праву |трудовое право, семейное право, земельное |
|юридической силы. |право, природоохранительное право, |
|Правотворчество - это в принципе и главным|уголовное право, уголовно-процессуальное |
|образом государственная деятельность, |право и гражданско-процессуальное право. |
|завершающая процесс формирования права, |Система права — это все действующие в |
|означающая возведение государственной воли|государстве нормы права, объединенные по |
|в закон. |отраслям права. |
|Процесс правообразования идет в недрах |Ведущее место в системе права занимает |
|общества, а государство лишь оформляет (в |конституционное право. Эта отрасль права |
|формально определенные предписания общего |объединяет нормы, закрепляющие основы |
|характера) его правовые потребности. |общественного строя и политики РФ, |
|Выделяют следующие способы |основные права, свободы и обязанности |
|правотворчества: |граждан, национально-государственное |
|1) принятие нормативных актов полномочными|устройство нашей страны, избирательную |
|государственными органами; |систему, порядок образования и компетенцию|
|2) непосредственное правотворчество |федеральных органов государственной |
|народа, проводимое в форме всенародного |власти. Закрепленные Конституцией РФ |
|голосования (референдум); |принципы выступают ведущим правовым |
|3) санкционирование государственными |началом остальных отраслей права. |
|органами норм, которые сложились |Административное право регулирует |
|независимо от них в виде обычая (делового |отношения, складывающиеся в процессе |
|обыкновения) или выработаны |государственного управления: Правительства|
|негосударственными организациями |РФ, федеральных министерств и других |
|(например, кооперативами, общественными |органов, устанавливает порядок прохождения|
|организациями); |государственной службы, а также систему |
|4) формирование юридических прецедентов. |административных проступков и порядок |
|Общими принципами правотворчества |применения административных санкций к |
|(нормотворчества) являются: Научность; |виновным лицам. Финансовое право является |
|Демократизм; Законность; Гуманизм и др. |совокупностью норм, регулирующих |
|Содержание правотворчества складывается из|отношения, связанные с накоплением и |
|последовательно осуществляемых |распределением государственных финансов. |
|организационных (процедурных) действий, |Составная часть этой отрасли — нормы, |
|образующих в своей совокупности то, что |предусматривающие порядок составления и |
|называют правотворческим процессом. |исполнения государственного бюджета. |
|Правотворческий процесс - это технология |Земельное право — это совокупность норм, |
|создания нормативных актов и Доведения их |регулирующих отношения, складывающиеся по |
|предписаний до адресатов. |поводу распоряжения и управления |
|Правотворческий процесс складывается из |земельными ресурсами, находящимися в |
|ряда стадий: |собственности государства или частном |
|1. Стадия законодательной инициативы. Речь|владении, в связи с их использованием и |
|идет о первичном официальном действии |охраной. Гражданское право объединяет |
|компетентного субъекта, состоящем во |нормы, которые определяют правовое |
|внесении в Правотворческий орган или |положение участников гражданского оборота,|
|предложения об издании нормативного акта |основания возникновения и порядок |
|или Подготовленного проекта акта. |осуществления права собственности и других|
|2. Решение компетентного органа о |вещных прав, регулирует договорные, другие|
|необходимости издания акта, выработке |имущественные и связанные с ними личные |
|_проекта, включении в план законопроектных|неимущественные отношения. Трудовое право |
|работ и т.п. |— это совокупность норм, регулирующих |
|3. Разработка проекта нормативного акта и |трудовые отношения рабочих и служащих |
|его предварительное Обсуждение. Процедуры |(работников) с хозяйственными |
|того и другого различаются в зависимости |организациями, предприятиями. |
|от важности проекта, от того, кому |Природоохранительное право — это отрасль, |
|поручена его разработка, а также от |регулирующая общественные отношения в |
|характера будущего нормативного акта |сфере освоения и использования обществом, |
|(общегосударственный акт или |государством, предприятиями, гражданами |
|ведомственный). |окружающей природной среды. Семейное право|
|Наиболее важные проекты выносятся на |представляет собой совокупность норм, |
|всенародное обсуждение, подготовке других |регулирующих отношения, связанные с браком|
|принимают участие консультативные группы |и принадлежностью человека к семье. |
|ученых и специалистов. |Уголовное право — это совокупность норм, |
|4. Рассмотрение проекта нормативного акта |которые устанавливают основания уголовной |
|в том органе, которы уполномочен его |ответственности и освобождения от нее, |
|принять. |формулируют понятие преступления и цели |
|5. Принятие нормативного акта путем |наказания, виды уголовных санкций и |
|голосования в государственной Думе, |порядок их применения, определяют круг |
|одобрения Советом Федерации и подписания |общественно опасных деяний, которые |
|Президентом России. |признаются преступными. |
|6. Доведение содержания принятого акта до |Уголовно-процессуальное право составляют |
|его адресатов путем официального |нормы, регламентирующие порядок |
|опубликования закона. |производства уголовных дел. Данная отрасль|
|Правотворчество может выражаться в виде |права регулирует деятельность органов |
|принятия единичного акта, содержащего |дознания, предварительного следствия, |
|отдельные юридические нормы, и в виде |прокуратуры и суда при расследовании и |
|систематизированного (кодификационного) |разрешении уголовных дел. Нормы |
|акта, содержащего определенные |гражданского процессуального права |
|совокупности, группы норм. С помощью |определяют цели и задачи гражданского |
|единичных актов вносятся дополнения и |судопроизводства, подведомственности и |
|изменения в кодифицированное |подсудности рассматриваемых споров, |
|законодательство. В ходе текущего |устанавливают круг и правовое положение |
|правотворчества устраняются противоречия и|участников процесса, порядок сбора и |
|пробелы в законодательстве. |оценки доказательств по гражданским делам,|
| |регламентируют ход судебного |
| |разбирательства общими и арбитражными |
| |судами, порядок вынесения и обжалования |
| |решений по гражданским делам, а также |
| |исполнения вступивших в законную силу |
| |решений. |
|30. Понятие, признаки и структура |31. Субъекты правоотношений, их |
|правоотношений: Правоотношения - это |правоспособность, дееспособность и |
|отношения между людьми, урегулированное |деликтоспособность: Правоотношения - это |
|нормами права. |отношения между людьми, урегулированное |
|Состав правоотношения: Правоотношения |нормами права. |
|имеют сложный состав. Его элементами |Субъектами правоотношения могут быть: |
|являются: субъекты, т.е. участники; |индивиды, организации, государство в |
|содержание; объекты – материальные и |целом. Что бы быть субъектом права, надо |
|нематериальные блага либо поведение лица, |обладать правосубъектностью, т.е. быть |
|по поводу которых возникает правоотношение|правоспособным, дееспособным и |
|(вещи, имя, честь, достоинство, продукты |деликтоспособньш. |
|интеллектуального творчества, действия лиц|Правоспособность - это способность в силу |
|и др.) |норм права иметь субъективные права и |
|Субъектами правоотношения могут быть: |юридические обязанности, (она возникает с |
|индивиды, организации, государство в |рождения и прекращается смертью). |
|целом. Что бы быть субъектом права, надо |Дееспособность - это способность субъекта |
|обладать правосубъектностью, т.е. быть |самостоятельно, своими осознанными |
|правоспособным, дееспособным и |действиями осуществлять юридические права |
|деликтоспособньш. |и обязанности, (у государства как субъекта|
|Правоспособность - это способность в силу |права и организаций правоспособность и |
|норм права иметь субъективные права и |дееспособность возникают одновременно в |
|юридические обязанности, (она возникает с |момент их образования). Дееспособность |
|рождения и прекращается смертью). |индивидов возникает в отличие от |
|Дееспособность - это способность субъекта |правоспособности постепенно и зависит от |
|самостоятельно, своими осознанными |нескольких факторов: |
|действиями осуществлять юридические права |дееспособность зависит от возраста |
|и обязанности, (у государства как субъекта|правоспособного субъекта; |
|права и организаций правоспособность и |на дееспособность оказывает влияние |
|дееспособность возникают одновременно в |состояние здоровья; |
|момент их образования). Дееспособность |близкое родство субъектов также может |
|индивидов возникает в отличии от |ограничить дееспособность; |
|правоспособности постепенно и зависит от |фактором, влияющим на содержание |
|нескольких факторов: |дееспособности, является законопослушность|
|дееспособность зависит от возраста |субъектов; |
|правоспособного субъекта; |религиозные убеждения позволяют отказаться|
|на дееспособность оказывает влияние |от осуществления ряда прав и обязанностей,|
|состояние здоровья; |которыми обладают граждане государства. |
|близкое родство субъектов также может |В юридической науке выделяется и такое |
|ограничить дееспособность; |качество субъекта права как |
|фактором, влияющим на содержание |деликтоспособностъ, т.е. способность лица |
|дееспособности, является законопослушность|отвечать за свои поступки. В принципе ее |
|субъектов; |можно было бы считать элементом |
|религиозные убеждения позволяют отказаться|дееспособности (обязанность отвечать - это|
|от осуществления ряда прав и обязанностей,|разновидность обязанностей). Содержание |
|которыми обладают граждане государства. |правоотношений составляют субъективные |
|В юридической науке выделяется и такое |права и юридические обязанности. |
|качество субъекта права как | |
|деликтоспособностъ, т.е. способность лица | |
|отвечать за свои поступки. В принципе ее | |
|можно было бы считать элементом | |
|дееспособности (обязанность отвечать - это| |
|разновидность обязанностей). Содержание | |
|правоотношений составляют субъективные | |
|права и юридические обязанности. | |
|Юридические факты - это такие конкретные | |
|жизненные обстоятельства-, с которыми | |
|связывается возникновение, изменение или | |
|прекращение правоотношений. Юридические | |
|факты в зависимости от оснований можно | |
|классифицировать по видам: | |
|по связи с волей участников | |
|правоотношений: события и действия. | |
|События не связаны с волей людей | |
|(наводнения, стихийные бедствия), действия| |
|зависят от воли участников правоотношения | |
|и бывают правомерными и неправомерными; по| |
|характеру наступающих последствий: | |
|правообразующие (прием на работу), | |
|правоизменяющие (перевод на другую работу)| |
|и правопрекращающие (увольнение с работы).| |
| | |
|Нередко для возникновения правоотношения | |
|или его прекращения необходим не один | |
|юридический факт, а их совокупность. Тогда| |
|речь ведут о фактическом составе. | |
|Правовые отношения – основная часть | |
|общественных отношений; носят волевой | |
|характер (осознанное поведение, содержание| |
|– нормы права, наличие субъективных прав и| |
|юридических обязанностей; гарантируются | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|