Шпоры по правоведению
|личности. Отношения между государством и |потерпевших от преступлений и |
|гражданином должны строиться на началах |злоупотреблений властью охраняются |
|равенства и справедливости. Определяя в |законом. Государство обеспечивает |
|законах меру свободы личности, государство|потерпевшим доступ к правосудию и |
|в этих же пределах ограничивает и себя в |компенсацию причинённого ущерба. 7) Право |
|собственных решениях и действиях. Оно |на возмещение вреда. право на возмещение |
|берет на себя обязательство обеспечивать |государством вреда, причинённого |
|справедливость в отношениях с каждым |незаконными действиями (или бездействием) |
|гражданином. Подчиняясь праву, |органов государственной власти или их |
|государственные органы не могут нарушать |должностных лиц. 8) Недопустимость |
|его предписания и несут ответственность за|произвольных ограничений прав и свобод |
|нарушение или невыполнение этих |человека и гражданина. не должны |
|обязанностей (ответственность депутатов |издаваться законы, отменяющие или |
|перед избирателями). На тех же правовых |умаляющие права и свободы человека и |
|началах строится ответственность личности |гражданина. Права и свободы человека и |
|перед государством. |гражданина могут быть ограничены только |
| |федеральным законом и только в той мере, в|
| |какой это необходимо в целях защиты основ |
| |конституционного строя, нравственности, |
| |здоровья, прав и законных интересов других|
| |лиц, обеспечения обороны страны и |
| |безопасности государства. |
|14. Понятие, основные признаки и принципы |19. Классификация правовых норм: Норма |
|права: Право представляет собой |права (правовая норма) - формально |
|совокупность общеобязательных правил |определенное, общеобязательное правило |
|поведения (правовых норм), установленных |поведения, регулирующее общественные |
|или санкционированных государством или |отношения, закреплённое в праве и |
|охраняемых его силой. С учетом |обеспеченное государством. Норма права |
|существенных свойств можно выделить |является первичной единицей права. В свою |
|следующие признаки права: 1. Право - это |очередь, совокупность норм права, |
|явление общественное. Оно возникает как |установленных и санкционированных |
|продукт общества на определенной ступени |государством, образуют право в целом, |
|его развития. 2. Право есть регулятор |составляют систему права. |
|социально значимого поведения человек |Виды правовых норм. |
|разновидность социальных норм. 3. Право |По характеру содержащихся в них правил |
|есть система нормативного регулирования, |поведения (иначе говоря - по характеру |
|на учете интересов различных слоев |диспозиции) правовые нормы подразделяются |
|общества, их согласии и компромисса. Нормы|на управомочивающие, обязывающие и |
|права должны быть объективированы вовне, |запрещающие (см. предыдущий пункт). |
|закреплены в определенных официальных |Существуют и другие классификации правовых|
|формах: нормативно - правовых актах, |норм: |
|правовых обычаях, юридических прецедентах |По социальному назначению и функциям - на |
|и др. Право общеобязательно. Оно |учредительные (основополагающие принципы),|
|распространяет свое действие на всех |регулятивные (регулирующие общественные |
|членов общества. Праву присуща |отношения) и охранительные |
|процедурность. Процедура касается как |(устанавливающие ответственность за |
|реализации, так и издания юридических |правонарушения). |
|норм. |По степени определённости предписаний (по |
|Право тесно связано с государством. |методу правового регулирования) - на |
|Государство влияет на правовые притязания |императивные (однозначно определяющие |
|общества и оформляет их в процессе издания|вариант поведения субъектов при |
|нормативно-правовых актов, оно также |соответствующих обстоятельствах), |
|осуществляет контроль за осуществлением |диспозитивные (предусматривающие |
|юридических предписаний и обеспечивает их |возможность выбора варианта действий |
|властную реализацию. Право охраняется |субъекта) и рекомендательные. |
|государственным принуждением. Право всегда|По источнику - на конституционные, |
|имеет дело с отклоняющимся от нормы |законодательные, подзаконные, договорные, |
|поведением. Право (как разновидность |обычные и др.. |
|социальных норм) обладает качеством |По предмету правового регулирования (по |
|нормативности, оно действует как типовой |отраслевой принадлежности) - на нормы |
|регулятор. Нормативность проявляется и в |конституционного, гражданского, |
|неоднократности действия юридических норм |уголовного, административного, трудового, |
|и формируется как результат обобщения и |семейного права и иных отраслей права. |
|фиксации устойчивых, повторяющихся |Особо выделяются правовые нормы, не |
|социально полезных отношений и поступков |содержащие правил поведения: декларативные|
|людей. Право не тождественно закону. |(нормы-принципы), дефинитивные |
|Законодательство выступает одной из форм |(нормы-определения) и оперативные нормы |
|выражения права. |(нормы-изменения). |
|Непосредственная связь права с гос-вом | |
|обусловливает три характерных признака, | |
|отличающих право от иных социальных норм: | |
|1. Нормы права являются обязат. для | |
|исполнения всеми, кого эти нормы касаются:| |
|гражданами, юридическими лицами, гос-ми | |
|органами и др. 2. Неукоснительное | |
|исполнение и соблюдение норм права | |
|обеспечивается принудительной силой | |
|государства в лице его органов внутренних | |
|дел (милиции), прокуратуры и суда. Это | |
|означает, что в случае нарушения нормы | |
|права, потерпевший может обратиться за | |
|защитой в милицию, прокуратуру или суд. 3.| |
|Лица, виновные в несоблюдении или | |
|неисполнении конкретной нормы права, несут| |
|юридич. ответственность, предусмотренную | |
|санкцией нарушенной нормы права. Это может| |
|быть предупрежд., штраф, админ. арест или | |
|лишение свободы. При этом гос-тво берет на| |
|себя обязанность самостоятельно и за свой | |
|счет выявлять и привлекать к ответст-ти | |
|всех лиц, совершивших преступления и | |
|админ. правонарушения. | |
|20.Понятие источника права и его виды: |21. Нормативно-правовой акт: нормативно - |
|Источники (формы) права. Источник (форма) |правовой акт - изданный в установленном |
|права - внешняя форма выражения и |порядке уполномоченный на то |
|закрепления норм права. Формирование норм |государственным органом акт |
|права (правотворчество) может |правотворчества, устанавливающий, |
|осуществляться государством путём принятия|изменяющий или отменяющий правовые нормы. |
|нормативных правовых актов, в других |Признаки нормативно - правовых актов: |
|случаях государство придаёт правилу |нормативно - правовой акт содержит в себе |
|характер правовой нормы путём |нормы права; нормативно - правовой акт |
|санкционирования. Различают четыре |выступает в виде официального |
|основных вида источников (норм) права: |государственного документа, который имеет |
|Правовой обычай. Судебный прецедент. |обязательные атрибуты (название акта, |
|Нормативный правовой акт. Нормативный |наименование органа, принявшего его); |
|договор. |юридические нормы группируются в |
|2. Правовой обычай: обычай - правило |нормативных актах по определенным |
|поведения, которое сложилось в течение |структурным образованиям (разделам, |
|нескольких поколений и стало обязательным |главам, статьям); |
|в силу многократного повторения, привычки.|Виды нормативно - правовых актов: |
|Правовым обычаем называется обычай, |Сущность высшей юридической силы |
|санкционированный государством, после |заключается в следующем: |
|установления юридической санкции за |никто, кроме органов законодательной |
|несоблюдение простой обычай становится |власти, не вправе принимать или отменять |
|правовым. Как источники право обычаи имели|законы; |
|большое распространение в древности и в |все правовые акты государства должны |
|средние века, но и в настоящее время они |издаваться в соответствии с Основным |
|не утратили своего значения в некоторых |Законом (Конституцией). Если подзаконный |
|странах. В России правовой обычай широкого|акт противоречит закону, то этот акт |
|распространения не имеет, однако его |должен быть приведен в соответствие с |
|применение не исключается. |законом, либо отменен; |
|3. Судебный прецедент. Судебный прецедент |закон не подлежит утверждению или |
|- решение суда по конкретному делу, |приостановлению никем, кроме специально |
|которому придаётся обязательная сила |уполномоченного на то органа |
|(некоторые исследователи в качестве |законодательной власти. |
|источника права выделяют ещё и юридический|Действие нормативно - правового акта. |
|прецедент). Суд выступает в роли |Нормативно - правовой акт действует во |
|правотворческого органа, его решение |времени, по территории, предметам действия|
|становится образцом для рассмотрения |и по кругу лиц, на которых |
|аналогичных дел в будущем. Аналогичные |распространяются нормы данного акта. |
|дела, рассматриваемые впоследствии судами |Действие нормативного акта во времени |
|(как правило, нижестоящими), должны |начинается с момента его вступления в |
|решаться так же. |законную силу. Необходимо отличать момент |
|4. Нормативный правовой акт. |принятия нормативного акта от момента |
|Нормативный правовой акт - документ, |обретения им юридической силы, которая |
|принимаемый уполномоченным государственным|может возникнуть в день его подписания, |
|органом, устанавливающий, изменяющий или |если это прямо предусмотрено в законе. |
|отменяющий нормы права. Нормативные |Дата вступления нормативно - правового |
|правовые акты, действующие в стране, |акта в законную силу связана с моментом |
|образуют единую систему. По порядку |его официального опубликования или |
|принятия и юридической силе нормативные |определено сроком, указанным в самом акте.|
|правовые акты подразделяются на законы и |Прекращение действия нормативного акта, |
|подзаконные акты. |т.е. утрата им юридической силы наступает |
|5. Законы и подзаконные акты. |при его отмене. |
|Закон - нормативный правовой акт, принятый|Действие нормативно - правового акта в |
|в особом порядке высшим представительным |пространстве |
|(законодательным) органом государственной |Пределы действия нормативного акта в |
|власти или непосредственно народом. Законы|пространстве очерчены территорией |
|регулируют наиболее важные общественные |государства, которая включает в себя |
|отношения и обладают наибольшей |сухопутную территорию, водное |
|юридической силой. Среди законов выделяют:|пространство, воздушное пространство, |
|основные - Конституции и аналогичные |недра, гражданские суда под флагом |
|законы, имеющие высшую юридическую силу; |государства, в момент их нахождения в |
|конституционные - принимаемые по некоторым|открытом море, военные корабли, где бы они|
|вопросам конституционного значения; |не находились. |
|кодифицированные - сложные |Действие нормативно - правового акта по |
|систематизированные акты, регулирующие |предмету Границы действия нормативного |
|комплекс общественных отношений; текущие -|акта по предмету определяются кругом |
|принимаемые для урегулирования других |общественных отношений, на который |
|вопросов жизни общества. |распространяются нормы, содержащиеся в |
|6. Нормативные договоры. |данном акте. |
|Источником права являются также |Действие нормативно - правового акта по |
|нормативные договоры. Самым |лицам По общему правилу нормативный акт |
|распространённым видом нормативных |действует в отношении всех лиц, |
|договоров являются международные договоры.|находящихся на территории его действия и |
| |являющихся субъектом отношении, на которые|
| |он распространяется. Но, иностранные |
| |граждане и лица без гражданства не могут |
| |быть субъектами определенных отношений. |
|22.Закон. Его верховенство в системе |23 Нормативно-правовой акт: нормативно - |
|нормативных актов: Источники права - это |правовой акт - изданный в установленном |
|обстоятельства, вызывающие появление |порядке уполномоченный на то |
|права, его действие. |государственным органом акт |
|Закон не подлежит утверждению или |правотворчества, устанавливающий, |
|приостановлению никем, кроме специально |изменяющий или отменяющий правовые нормы. |
|уполномоченного на то органа |Признаки нормативно - правовых актов: |
|законодательной власти |нормативно - правовой акт содержит в себе |
|Закон - нормативно - правовой акт, |нормы права; нормативно - правовой акт |
|обладающей высшей юридической силой, |выступает в виде официального |
|принимаемый в особом законодательном |государственного документа, который имеет |
|порядке, регулирующий наиболее важные |обязательные атрибуты (название акта, |
|общественные отношения. Законы по своему |наименование органа, принявшего его); |
|значению, и, прежде всего по юридической |юридические нормы группируются в |
|силе, делятся на основные и обыкновенные. |нормативных актах по определенным |
|Основные законы - это конституции: |структурным образованиям (разделам, |
|конституция, в отличие от других |главам, статьям);Виды нормативно - |
|законодательных актов, имеет |правовых актов: Сущность высшей |
|основополагающий характер; |юридической силы заключается в следующем: |
|конституция является ядром системы права. |никто, кроме органов законодательной |
|Она представляет собой базу для текущего |власти, не вправе принимать или отменять |
|законодательства, определяет его характер;|законы; все правовые акты государства |
| |должны издаваться в соответствии с |
|конституция обладает высшей юридической |Основным Законом (Конституцией). Если |
|силой и верховенством; конституция, в |подзаконный акт противоречит закону, то |
|отличие от текущего законодательства, |этот акт должен быть приведен в |
|характеризуется стабильностью. |соответствие с законом, либо отменен; |
|Конституция - это единый правовой акт, |закон не подлежит утверждению или |
|обладающий особыми юридическими |приостановлению никем, кроме специально |
|свойствами, посредством которого народ |уполномоченного на то органа |
|учреждает основные принципы устройства |законодательной власти. |
|государства и общества, закрепляет |Действие нормативно - правового акта. |
|охраняемые государством права, свободы и |Нормативно - правовой акт действует во |
|обязанности человека и гражданина. |времени, по территории, предметам действия|
|Обыкновенные законы представляют собой |и по кругу лиц, на которых |
|акты текущего законодательства, которые |распространяются нормы данного акта. |
|посвящены различным сторонам политической,|Действие нормативного акта во времени |
|экономической и социальной жизни общества.|начинается с момента его вступления в |
|Обыкновенные законы по своей внутренней |законную силу. Необходимо отличать момент |
|структуре делятся на текущие (закон о |принятия нормативного акта от момента |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|