Права ребенка в российском и международном праве
Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о
взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то
такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся
на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих
случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.
Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судом
ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей -
одной трети, на трех и более детей половины заработка и (или) иного дохода
родителей. В соответствии с постановлением правительства Российской
Федерации от 18 июля 1996 года N 841 удержание алиментов на содержание
несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы
(денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по
основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые
получают родители в денежной и натуральной форме.
Закон предусматривает возможность взыскания алиментов на
несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (ст. 83 Семейного кодекса
РФ). В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из
максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения
с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств,
влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.
В соответствии с действующим законодательством средства на содержание
несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке,
присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Однако, если
несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению суда
взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает
дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского
кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст.
120 Семейного кодекса РФ прекращается.
Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегда
волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает
возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут
создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на
воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению
специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более
восьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется и
бездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один из
родителей (неполные) не могут создавать приемную семью.
Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают
как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают
заработную плату.
Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью должны
заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор должен
предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью,
условие содержания этого ребенка, условия воспитания и образования ребенка,
права и обязанности родителей, обязанности по отношению к приемной семье
органа опеки и попечительства, а также основание и последствия прекращения
такого договора.
Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о
его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые
условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной
жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед
обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка,
защищают его права и интересы.[99]
Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с
интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее
могут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей:
7. дети-сироты;
8. дети, родители которых неизвестны;
9. дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в
родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно
отсутствующими, осуждены;
10.дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично
осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без
попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических
учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных
учреждениях.
Важно, что при передаче ребенка в приемную семью на воспитание орган
опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка.
Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в приемную семью, а если
ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие.
Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их
количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их
нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных
льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.
Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции
РФ[100] является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных
учреждениях и на предприятиях.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства, который
сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней (образовательных
цензов).
Под получением гражданином образования понимается достижение и
подтверждение им установленного государством образовательного уровня
(ценза), которое удостоверяет соответствующим документом.
Общественные отношения, связанные с организацией образования и
получением образования регулируются законодательством об образовании.
Основными источниками этого законодательства являются Закон
Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон о
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об
образовании, а такие законы и иные нормативные акты субъектов Российской
Федерации в области образования».[101]
Государство гарантирует возможность получения образования независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право
на образование путем создания системы образования.
Формы получения образования могут быть разные. Законодательство
предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также
форму семейного образования, самообразования и экстернат. Следовательно,
право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина.
Подавляющее большинство граждан России получают образование в
образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены
законодательством об образовании и включают в себя: дошкольные,
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования); учреждения начального профессионального,
среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования и др.
Очевидно, что применительно к несовершеннолетним основными типами
образовательных учреждений являются общеобразовательные - начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в
их обучается подавляющее большинство детей.
В соответствии с действующим законодательством образовательные
учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть
государственными, муниципальными, негосударственными (частными,
учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).
В действительности, большинство образовательных учреждений в
нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию
органов, которые их учредили.
Именно учредители (муниципалитет, государство...) устанавливают порядок
приема граждан в образовательные учреждения на ступени начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального
образования.
Этот порядок должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на
самой территории и имеют право на получение образования соответствующего
уровня.
Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме
гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и
(или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения и
другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном
учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с
ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее ребенка, их знакомство со
школой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими документами, а
обязанность ознакомить - лежит на администрации школы. Те же действия
администрация должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения
вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.
Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет
большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим
законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то
или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан,
продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования
определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования. Что же касается среднего
профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования, которые можно получить в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получить
бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны
гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать
зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии
с действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-
сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-
трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих
образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством
гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена
возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором
ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе
этого учреждения.
Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая)
являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее
законодательство об образовании требование обязательности основного
общего образования применительно к каждому конкретному
обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует
таким образом, что оно - требование, сохраняет силу до достижения им
(школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если
такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение
позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его
желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.)
права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И
наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования,
и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел
оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного
учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому,
что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен
предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования
во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения - 1 8 лет.
Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы
образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на
несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать Правила для
учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном
учреждении и приняты его органом управления (например, Советом школы).
Учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов; обязаны заботиться о
младших; обязаны соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; обязаны
поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; обязаны бережно
относиться к имуществу образовательного учреждения.
За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых я
сказала выше, а
также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены
дисциплинарные меры воздействия, которые также содержаться в уставах
образовательных учреждений. Что же это за меры? Чаще всего в уставах к
мерам дисциплинарного воздействия относят: объявление выговора, возложение
обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызов
родителей (законных представителей) на собеседование, и самое строгое
взыскание - исключение из образовательного учреждения.
Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий,
закон имеет в виду, прежде всего, совершение учащимся преступлений. По
общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к
моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с тем
уголовный закон предусматривает случаи, когда уголовная ответственность
поступает с 14-летнего возраста. Что же это за случаи? Четырнадцатилетние
подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой,
вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20
Уголовного кодекса РФ.[102] Для нас важно отметить, что за совершение
любого преступления учащегося могут исключить из образовательного
учреждения.
Очевидно, что под противоправным действием, можно рассматривать и
совершенное учащимся образовательного учреждения административного
правонарушения. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к
моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцать
лет. Административное законодательно определяет перечень правонарушений,
ответственность за совершение которых наступает с 16-летнего возраста.[103]
В последние годы в юридической науке стали активно исследоваться
проблемы ювенальной юстиции. В российской правовой печати появился ряд
работ с подробной информацией о международных стандартах в области
отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, деятельности детских
судов. В развитии зарубежных стран, история становления функционирования
аналогичных судебных органов в дореволюционной России.
Они явились важной составной часть уже о правосудии для
несовершеннолетних.
Так, в работах Г. М. Миньковского, Н. И. Гуковской, А. И. Долговой, В.
В. Шимановского[104] подробно, с использованием данных изучения следственно-
судебной практики прокомментировано действующее уголовно процессуальное
законодательство, сформулированы предложения по его оптимизации, а также
даны практические рекомендации.
Наиболее актуальные с теоретической и практической точек зрения вопросы
производства по делам о преступлениях несовершеннолетних стали предметом
обсуждения на проведенных в 1982 году в г.Москве и в 1992 году в Омске
научно-практических семинарах.[105]
Таким образом, с учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о
правах ребенка, страна совершенствует национальное законодательство,
осуществляет деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о
правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР; 15 сентября 1990
года вступила в силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ, подписав
международные документы ООН, взяло на себя обязательства принимать
соответствующие этим документам – акты, а также поощрять различные действия
неправительственных организаций по деятельности в области детства.
Соответственно со стороны РФ были приняты ряд документов, а также
разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью программы
является создание условий для нормального развития детей, находящихся в
сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных
социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной
программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-
сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные
дети», «Организация летнего отдыха детей».
В содержание программы также входят акты, направленные на улучшение
воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию
криминалистических тенденций в среде несовершеннолетних. Именно через
региональные и территориальные программы реализуются принципы адресности и
целенаправленности в социальной работе.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским Кодексом РФ и Семейным
Кодексом РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|