Права ребенка в российском и международном праве
положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод
человека.
В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций,
ограниченным числом государств были заключены первые международные
соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые
вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры им
конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о
пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и
языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных
конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы
защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В
соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период
рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю
юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным
законодательством.[43]
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и
итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и
безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод
человека – с другой.
Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому
этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым
в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил
основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.[44]
Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления
против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.
Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее
содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих.
Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и
женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь),
недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е.
свобода совести, убеждения и т.п.).[45]
Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные
демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении
членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей
свободе».
С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются
соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась
и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего
МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной
организации – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая
декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм
нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и
другие документы.
Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в
области прав человека и уточнении существующих.
В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве
своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.
Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан
через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря
1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла
Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в
мире как День прав человека.[46]
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень
прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и
экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии
международных отношений.[47]
Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи
ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не
являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как
юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы
ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором
в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который
формируется в результате международной практики государств и постепенно
признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы,
провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время
государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных
норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы
постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все
новых и новых международных соглашений.[48]
На сегодняшний день принят обширный комплекс международных соглашений,
которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти
документы, по мнению В. А. Карташкина, делятся на следующие группы:
Первая группа: документы, «которые содержат принципы и нормы,
касающиеся прав человека в основном в условиях мира» К ним относятся:
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и
другие акты.
Вторая группа: конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных
конфликтов. Это главным образом положения Гаагских конвенций 1899-1907 гг.
О законах войны.
Третья группа: международные документы, регламентирующие
ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время,
так и в период вооруженных конфликтов.
Это: Нюрнбергский устав, проект Кодекса преступлений против мира и
безопасности человечества.
В. А. Карташкин отмечает, что «права человека как отрасль
международного права состоит из совокупности принципов и норма,
закрепленных во всех трех группах перечисленных международных
документов»[49]
В Европе старейшей и влиятельнейшей организацией, занимающейся защитой
прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель, согласно ст. 1
Устава, принятого в Лондоне 5 мая 1949 года, - достижение единения членов
для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их
общим наследием и способствует усилению их экономического и социального
прогресса».
Сегодня Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших
организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле
защиты прав человека.
И это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет
возможность учитывать большую часть особенностей региона, в том числе и
европейское традиционное отношение к проблеме прав человека.[50]
Конкретным результатом работы этой организации за годы ее существования
служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод.
Основными источниками европейской системы являются:
1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950
г.);
2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.);
3. Европейская социальная хартия (1961 г.);
4. Рамочная Конвенция по защите национальных меньшинств (1995 г.)[51]
В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о
правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека
и основных свобод.
Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем
европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.
Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании
международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е
годы и явилось результатом идеологического и политического раскола
последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала
Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных
споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября
1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На
сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства.
Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве
наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и
эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов
обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому
каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и
международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное
развитие современных государств.
Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного
обеспечения прав человека.[52]
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания.
По состоянию на 31 мая 2001 г. 41 государство – член Совета Европы
ратифицировало эту Конвенцию (Россия – 1 сентября 1998 г.). Работу в рамках
Конвенции осуществляет Европейский комитет по предупреждению пыток.
В основу Конвенции положены два принципа – сотрудничество и строго
конфиденциальный характер работы. Ее цель – помочь государствам усилить
защиту задержанных, а не их осуждение.
Неправительственные организации могут принимать активное участие в
рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах
лишения свободы, что является немаловажным фактором при подготовке визитов
в государства – члены Совета Европы.
Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской
конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие
десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм обеспечения
ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые
изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и
представляет собой более «продвинутый» документ. Так, в ней вводится
система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии.
Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным
организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным
организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие
исполнение положений Хартии. В настоящее время этот контроль осуществляет
Секретариат Европейской социальной Хартии.[53]
Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств принята в 1995 г.
и вступила в силу с 1 февраля 1998 г. (для России – с 1 декабря 1998 г.).
Эта Конвенция стала первым в истории юридическим обязательным
многосторонним документом, посвященным защите национальных меньшинств.
Комитет министров Совета Европы уполномочен наблюдать за осуществлением
Рамочной конвенции. Ему помогает Консультативный комитет, члены которого
обладают признанной компетентностью в области защиты национальных
меньшинств.[54]
В рамках Конвенции неправительственные организации (НПО) могут влиять
на политику государства – члена в отношении выполнения Рамочной конвенции.
Наряду с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание
по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все
государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду и является
самой Крупной региональной организацией. Она была создана в Хельсинки 3
июля 1973 года. В конце 1994 года совещание было преобразовано в
Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ составляют часть так
называемого человеческого измерения ОБСЕ.[55]
Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках
ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже
«проникающие» по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты в
«традиционной» сфере гражданских, политических, социальных, экономических и
культурных прав, но и явилась зачинательницей многих начинаний в
гуманитарной области, выходящих далеко за пределы достигнутого в
традиционных международных документах по правам человека.[56]
Стремлению Российской Федерации включиться в европейские интеграционные
процессы отвечала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была
подана в 1992 г.
Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по
приведению российского законодательства в соответствие с европейскими
требованиями и международными соглашениями. Именно с того времени на
российскую правовую систему усилилось влияние Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей
заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года).[57]
Хотелось бы также привести слова В. А. Карташкина, который считает, что
после ратификации нашей страной Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод Совету Европы и России следует по взаимной
договоренности установить строго определенный срок, в течении которого
российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены
в соответствие с европейскими стандартами.[58]
Подводя итоги §1 можно сделать вывод, что в различные исторические
эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод не были одинаковыми. До
начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом.
После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются
специальные международно-правовые меры для защиты религиозным, этнических и
языковых меньшинств, происходит также заключение целого ряда соглашений,
направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение
торговли женщинами и детьми. Но целью этих соглашений являлось не создание
всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение
некоторых прав человека.
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание
ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу
межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на
государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы
человека.
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень
прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и
экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии
международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником
вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных
свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным
детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская
Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,
синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.
Также основными источниками европейской системы являются:
- Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания (1987);
- Европейская социальная хартия (1961);
- Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств (1995).
§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.
В научной и монографической литературы по теории государства и права
вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как
общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.
В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей
и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности
совершенствования не только норм международного права, но и успешного
осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как
общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,
благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-
юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и
реализуемой на практике.[59]
Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали непосредственным объектом международно-правового
регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в
рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ).
Развитие современных международных отношений убедительно
свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав
человека стали объектом международно-правового регулирования. Это
регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ
охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя
конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод
человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости
правопорядка.[60]
Изучение проблемы взаимоотношения норм международного и
внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных
задач в контексте обеспечения защиты общечеловеческих ценностей. С учетом
понимания возрастания роли примата международного права в
межгосударственных отношениях требуются новые подходы и к оценке его
соотношения с национальным законодательством, а также к направлениям
совершенствования механизмов имплементации международных стандартов, в том
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|