МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права ребенка в российском и международном праве

    положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод

    человека.

    В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций,

    ограниченным числом государств были заключены первые международные

    соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые

    вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры им

    конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о

    пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и

    языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных

    конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы

    защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В

    соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период

    рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю

    юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным

    законодательством.[43]

    В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились

    недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и

    итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и

    безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод

    человека – с другой.

    Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому

    этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым

    в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил

    основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.[44]

    Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления

    против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

    Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее

    содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих.

    Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и

    женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь),

    недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е.

    свобода совести, убеждения и т.п.).[45]

    Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные

    демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении

    членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей

    свободе».

    С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются

    соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась

    и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего

    МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной

    организации – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая

    декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм

    нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и

    другие документы.

    Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в

    области прав человека и уточнении существующих.

    В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве

    своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.

    Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан

    через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря

    1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла

    Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в

    мире как День прав человека.[46]

    Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень

    прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и

    экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии

    международных отношений.[47]

    Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи

    ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не

    являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как

    юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы

    ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором

    в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который

    формируется в результате международной практики государств и постепенно

    признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы,

    провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время

    государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных

    норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы

    постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все

    новых и новых международных соглашений.[48]

    На сегодняшний день принят обширный комплекс международных соглашений,

    которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти

    документы, по мнению В. А. Карташкина, делятся на следующие группы:

    Первая группа: документы, «которые содержат принципы и нормы,

    касающиеся прав человека в основном в условиях мира» К ним относятся:

    Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и

    другие акты.

    Вторая группа: конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных

    конфликтов. Это главным образом положения Гаагских конвенций 1899-1907 гг.

    О законах войны.

    Третья группа: международные документы, регламентирующие

    ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время,

    так и в период вооруженных конфликтов.

    Это: Нюрнбергский устав, проект Кодекса преступлений против мира и

    безопасности человечества.

    В. А. Карташкин отмечает, что «права человека как отрасль

    международного права состоит из совокупности принципов и норма,

    закрепленных во всех трех группах перечисленных международных

    документов»[49]

    В Европе старейшей и влиятельнейшей организацией, занимающейся защитой

    прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель, согласно ст. 1

    Устава, принятого в Лондоне 5 мая 1949 года, - достижение единения членов

    для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их

    общим наследием и способствует усилению их экономического и социального

    прогресса».

    Сегодня Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших

    организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле

    защиты прав человека.

    И это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет

    возможность учитывать большую часть особенностей региона, в том числе и

    европейское традиционное отношение к проблеме прав человека.[50]

    Конкретным результатом работы этой организации за годы ее существования

    служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о

    защите прав человека и основных свобод.

    Основными источниками европейской системы являются:

    1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950

    г.);

    2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

    унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.);

    3. Европейская социальная хартия (1961 г.);

    4. Рамочная Конвенция по защите национальных меньшинств (1995 г.)[51]

    В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником

    вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о

    правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека

    и основных свобод.

    Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем

    европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.

    Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании

    международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е

    годы и явилось результатом идеологического и политического раскола

    последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала

    Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным

    детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных

    споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября

    1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На

    сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства.

    Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве

    наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и

    эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов

    обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому

    каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и

    международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное

    развитие современных государств.

    Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного

    обеспечения прав человека.[52]

    Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

    унижающего достоинство обращения или наказания.

    По состоянию на 31 мая 2001 г. 41 государство – член Совета Европы

    ратифицировало эту Конвенцию (Россия – 1 сентября 1998 г.). Работу в рамках

    Конвенции осуществляет Европейский комитет по предупреждению пыток.

    В основу Конвенции положены два принципа – сотрудничество и строго

    конфиденциальный характер работы. Ее цель – помочь государствам усилить

    защиту задержанных, а не их осуждение.

    Неправительственные организации могут принимать активное участие в

    рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах

    лишения свободы, что является немаловажным фактором при подготовке визитов

    в государства – члены Совета Европы.

    Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской

    конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие

    десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм обеспечения

    ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые

    изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и

    представляет собой более «продвинутый» документ. Так, в ней вводится

    система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии.

    Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным

    организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным

    организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие

    исполнение положений Хартии. В настоящее время этот контроль осуществляет

    Секретариат Европейской социальной Хартии.[53]

    Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств принята в 1995 г.

    и вступила в силу с 1 февраля 1998 г. (для России – с 1 декабря 1998 г.).

    Эта Конвенция стала первым в истории юридическим обязательным

    многосторонним документом, посвященным защите национальных меньшинств.

    Комитет министров Совета Европы уполномочен наблюдать за осуществлением

    Рамочной конвенции. Ему помогает Консультативный комитет, члены которого

    обладают признанной компетентностью в области защиты национальных

    меньшинств.[54]

    В рамках Конвенции неправительственные организации (НПО) могут влиять

    на политику государства – члена в отношении выполнения Рамочной конвенции.

    Наряду с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание

    по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все

    государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду и является

    самой Крупной региональной организацией. Она была создана в Хельсинки 3

    июля 1973 года. В конце 1994 года совещание было преобразовано в

    Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

    Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ составляют часть так

    называемого человеческого измерения ОБСЕ.[55]

    Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках

    ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже

    «проникающие» по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты в

    «традиционной» сфере гражданских, политических, социальных, экономических и

    культурных прав, но и явилась зачинательницей многих начинаний в

    гуманитарной области, выходящих далеко за пределы достигнутого в

    традиционных международных документах по правам человека.[56]

    Стремлению Российской Федерации включиться в европейские интеграционные

    процессы отвечала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была

    подана в 1992 г.

    Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по

    приведению российского законодательства в соответствие с европейскими

    требованиями и международными соглашениями. Именно с того времени на

    российскую правовую систему усилилось влияние Конвенции о защите прав

    человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей

    заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года).[57]

    Хотелось бы также привести слова В. А. Карташкина, который считает, что

    после ратификации нашей страной Европейской конвенции о защите прав

    человека и основных свобод Совету Европы и России следует по взаимной

    договоренности установить строго определенный срок, в течении которого

    российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены

    в соответствие с европейскими стандартами.[58]

    Подводя итоги §1 можно сделать вывод, что в различные исторические

    эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод не были одинаковыми. До

    начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом.

    После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются

    специальные международно-правовые меры для защиты религиозным, этнических и

    языковых меньшинств, происходит также заключение целого ряда соглашений,

    направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение

    торговли женщинами и детьми. Но целью этих соглашений являлось не создание

    всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение

    некоторых прав человека.

    В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились

    недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание

    ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу

    межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на

    государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы

    человека.

    Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень

    прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и

    экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии

    международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником

    вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных

    свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным

    детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская

    Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,

    синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.

    Также основными источниками европейской системы являются:

    - Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

    унижающего достоинство обращения или наказания (1987);

    - Европейская социальная хартия (1961);

    - Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств (1995).

    §2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.

    В научной и монографической литературы по теории государства и права

    вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как

    общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.

    В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей

    и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности

    совершенствования не только норм международного права, но и успешного

    осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как

    общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,

    благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-

    юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и

    реализуемой на практике.[59]

    Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав

    человека стали непосредственным объектом международно-правового

    регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в

    рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

    (ОБСЕ).

    Развитие современных международных отношений убедительно

    свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав

    человека стали объектом международно-правового регулирования. Это

    регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ

    охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя

    конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод

    человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости

    правопорядка.[60]

    Изучение проблемы взаимоотношения норм международного и

    внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных

    задач в контексте обеспечения защиты общечеловеческих ценностей. С учетом

    понимания возрастания роли примата международного права в

    межгосударственных отношениях требуются новые подходы и к оценке его

    соотношения с национальным законодательством, а также к направлениям

    совершенствования механизмов имплементации международных стандартов, в том

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.