МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные правовые системы современности

    поступать. Подобная практика обеспечивала преобладание римского

    права, ибо дело в итоге решалось на основании не местных обычаев, а

    на "общем мнении сведущих".

    Нам осталось рассмотреть роль законодательства в

    рассматриваемый период. Согласно представлениям, господствовавшим в

    средние века, право существовало независимо от приказов властей;

    суверен не был уполномочен ни создавать, ни изменять право. Он

    выполнял чисто административные функции; он мог вмешиваться только в

    целях организации и облегчения отправления правосудия, помогать

    формулированию права, которое он не создавал. Строго говоря, суверен

    не создавал сам законы. Он издает лишь указания по применению

    принципов права, которое создано независимо от него другими

    источниками.

    Школа естественного права в XVIII веке порывает с этой

    традиционной концепцией. Она далека от того, чтобы признавать

    всемогущего суверена и считать законами приказы, принятые им

    единолично. Но она готова видеть в нем законодателя; она признает за

    ним полномочия изменять право для исправления прошлых ошибок и

    придавать авторитет нормам, полностью соответствующим естественному

    праву. Под влиянием этих идей страны Европейского континента стали

    ориентироваться на новую форму кодификации, весьма отличавшуюся от

    предыдущих компиляций. Кодификация подводит нас к новому периоду в

    истории романо – германской правовой семьи, к периоду, когда функции

    создания и развития права осуществляет главным образом законодатель.

    Кодификация – это техника, которая позволяла осуществить замыслы

    школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой

    науки, четко изложив, в отличие от хаоса компиляций Юстиниана, право,

    соответствующее интересам общества. Кодификация положила конец

    многочисленным юридическим архаизмам, правовому партикуляризму,

    множественности обычаев, мешавшей практике. Всем этим кодификация

    отличалась от официальных или частных компиляций предыдущих веков,

    которые могли вносить в право иногда полезные, но лишь частичные

    изменения, которые ни охватом проблем, ни масштабами применения не

    могли удовлетворить запросы школы естественного права.

    Кодификация и все последующее законодательное развитие повлекли

    за собой законодательный позитивизм и одновременно юридический

    национализм, в котором могла, казалось, потонуть идея о существовании

    юридической общности между европейскими нациями и романо – германской

    правовой семьей. Во всех европейских странах право отождествлялось с

    приказами суверена, но перестало отождествляться со справедливостью.

    Подобное изменение позиции проявилось в каждой стране лишь после

    проведения национальной кодификации. Сами же кодексы, напротив, часто

    вырабатывались на основе сравнительного права, а иногда в качестве

    образцов для тех или иных кодексов использовались и кодексы других

    стран. Эта практика свидетельствует о родственности правовых систем,

    составляющих романо – германскую правовую семью.

    Определенные изменения, направленные на изменение системы,

    возникают сначала в одной стране или группе стран и лишь затем либо

    воспринимаются семьей в целом, либо отвергаются ей. Поэтому всегда

    существует известный разрыв между правовыми системами, входящими в

    семью. Право какой – либо страны, в которой проведен известный

    эксперимент или восприняты новые тенденции, может оказаться в какой –

    то момент в положении вырвавшегося вперед по отношению к другим

    странам. И в каждый из этих моментов встает вопрос, на подорвано ли

    единство семьи. Все зависит от того, воспримут другие страны

    изменения, внесенные в право данной страны, или нет, откажется сама

    страна от проводимого ею эксперимента, чтобы вернуться в рамки

    традиции, или нет.

    Каждая из правовых систем континента по - своему оригинальна.

    Однако не следует переоценивать имеющиеся между ними различия. В

    конечном счете их сходство весьма велико, особенно если рассматривать

    системы в целом. Поэтому без всякого опасения мы можем говорить о

    романо – германской семье, отказавшись от поисков в ней подгрупп.

    Таковые могут быть обнаружены, но лишь на уровне одной или нескольких

    отдельных отраслях права.

    Правовые системы романо – германской семьи по содержанию

    существенно отличаются друг от друга, и особенно их публичное право,

    что связано с различиями в политической ориентации и степени

    централизации. Некоторые отрасли частного права также отражают разные

    подходы или уровни развития. При всех этих расхождениях материально –

    правовых норм правовые системы, которые мы рассматриваем, благодаря

    их структуре могут быть сближены и объединены в одну семью.

    Сходства или различия структуры следует, однако, рассматривать

    еще с другой точки зрения: как понимается сама правовая норма, ее

    значение, природа и характер. Этот аспект выявляет один из важнейших

    элементов единства романо – германской правовой семьи при всей ее

    географической протяженности.

    Единый подход к норме прав и тому месту, которое она призвана

    занимать по отношению к принципам права, с одной стороны, и решению

    конкретных дел, с другой, - эта одна из основополагающих черт,

    обусловливающих общность взглядов и мышления юристов всех романо –

    германских стран. Подход к правовой норме предопределил, в частности,

    господствующую в настоящее время в этой семье теорию источников

    права.

    Изложить принятую в романо – германской правовой семье теорию

    источников права – нелегкое дело. Правовые системы, составляющие

    романо – германскую семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои

    специфические по сравнению с другими черты. Способ, с помощью

    которого дается ответ на этот вопрос, может зависеть от отрасли

    права, в отношении которой он поставлен.

    В современных условиях в странах романо - германской правовой

    семьи считается, что для юриста лучшим способом установления

    справедливого, соответствующего праву решения является обращение к

    закону. Эта тенденция восторжествовала в XIX веке, когда почти во

    всех государствах романо – германской правовой семьи были приняты

    кодексы и писаные конституции.

    Изданные органами законодательной власти или администрацией

    нормы "писаного права", которые юристам предстоит толковать и

    применять для вынесения решения в каждом конкретном случае,

    составляют в странах романо – германской правовой семьи определенную

    иерархическую систему.

    На верхней ступени этой системы стоят конституции или

    конституционные законы. Во всех странах данной правовой семьи есть

    писаные конституции, за нормами которых признается особый авторитет.

    В наши дни существует отчетливое стремление повысить ценность

    конституционных норм, усилив их практическое значение как норм ,

    стоящих над обыкновенными законами.

    Конституционные законы по значению сравнимы с ролью

    международных конвенций.

    Помимо законов в собственном смысле слова "писаное право" стран

    романо – германской правовой семьи включает в наше время множество

    норм и предписаний, изданных не парламентом, а другими

    государственными органами.

    Издание закона или регламента – дело властей. Однако

    практическое значение закона зависит от способа его применения.

    Применение же закона предполагает и определенный метод толкования. В

    странах романо – германской правовой семьи предлагались самые

    разнообразные методы толкования: от школы экзегес до школы свободного

    права. Аскарелли писал: "Толкование – это больше, чем научная

    деятельность, это – проявление мудрости. Наша задача – чтобы право

    сводилось более к мудрости, чем к науке".

    Во всех странах романо – германской правовой семьи отправной

    точкой всякого юридического рассуждения являются акты "писаного

    права". К ним в настоящее время относятся тексты кодексов, законов и

    декретов, тогда как в прошлом к ним относились тексты римского права

    и иные официальные или частные компиляции. Но повсюду эти тексты

    являются лишь основой. В отличие от некоторых философских течений, мы

    видим в них не систему норм, а скорее более или менее точные рамки

    юридической конструкции, которые следует дополнять путем толкования.

    Роль судебной практики в странах романо – германской правовой

    семьи может быть уточнена лишь в связи с ролью закона. Учитывая

    современное стремление юристов всех стран опереться на закон,

    творческая роль судебной практики всегда или почти всегда скрывается

    за видимостью толкования закона. И лишь в исключительных случаях

    юристы отказываются от этой привычки, а судьи открыто признают

    наличие у них власти по созданию правовых норм. Если мы хотим

    выяснить степень участия судебной практики в развитии права, то нам

    следует для этого покориться необходимости искать его где – то на

    втором плане, за подлинным или фиктивным толкованием закона. Судебная

    практика играет творческую роль в той степени, в какой в каждой

    стране можно в этом процессе удаляться от простого толкования.

    Социалистический путь развития имел целью подготовить будущее

    коммунистическое общество, в котором не будет ни государства, ни

    права. Они станут излишними благодаря новому чувству братства и

    общественной солидарности, которое вырабатывается в результате

    исчезновения антагонизмов капиталистического мира. В новом обществе

    исчезнет необходимость принуждения и общественные отношения будут

    регулироваться лишь обычаями, организационными нормами и

    экономической необходимостью.

    Но идеал коммунистического общества не был реализован в

    Советском Союзе; было создано лишь социалистическое государство,

    характеризуемое обобществлением средств производства в экономической

    сфере и властью коммунистической партии в плане политическом.

    Государственное принуждение не только не отмерло, но играет

    значительную роль в целях охраны существующего строя и поддержания

    дисциплины граждан. Пока не наступили условия, при которых оно может

    исчезнуть, государство расширило свои прерогативы и играет более

    активную роль, чем когда бы то ни было ранее: оно тщательно

    регламентирует общественные отношения во всех их аспектах.

    То же самое можно сказать о праве. В последнее время в Советском

    Союзе подчеркивали роль права. Развитие плановой экономики породило

    общую юридическую регламентацию, а принцип социалистической

    законности свидетельствовал о роли права.

    Существенным представляется вопрос о том, какова была та

    исходная ситуация, отправляясь от которой руководители

    социалистических стран в момент прихода к власти поставили задачу

    полного обновления общества. История показывает, что независимо от

    общих новых политических принципов выбор юридических средств решался

    по - разному. История показывает и те психологические установки,

    которые или помогли руководству, или, наоборот, ставили ему

    препятствия, или по – разному ориентировали его.

    История России начинается с конца IX века, когда племя,

    пришедшее из Скандинавии (варяги) и возглавляемое Рюриком, установило

    в 892 году господство над Киевской Русью. Наиболее важным событием

    истории Руси было обращение в христианство в 989 (988) году, в период

    царствования Владимира. Первый памятник русского права, если

    отбросить некоторые договоры, заключенные ранее с Византией,

    появились сразу же после этого события. Как и на Западе, в

    определенный момент появилась необходимость записать обычаи, для

    того, чтобы благодаря могуществу письменного слова укрепить влияние

    церкви. Русские обычаи киевской земли были записаны в первой половине

    XI века; сборник, содержащий многочисленные варианты обычаев XI – XIV

    веков называется Русская Правда.

    Наряду с местным и обычным правом, записанным в Русской Правде,

    в Киевской Руси большое значение имело византийское право. Церковь в

    России руководствовалась этим правом, представленным номоканонами,

    которые посвящены гражданскому и одновременно каноническому праву.

    Второй период истории России начинается с установления

    господства монголов (Золотой Орды) в 1236 году. Это господство

    закончилось только при Иване III в 1480 году – после ста лет

    освободительной войны. Политические последствия монгольского ига

    долго давали знать о себе. Такими последствиями являются, во – первых

    выдвижение Москвы, которая стала наследницей Киева, и, во – вторых

    изоляция России от Запада.

    Третий период в истории России и русского права начинается с

    момента освобождения от монгольского ига до царствования Петра I(1689

    г.). Россия подчиняется деспотическому режиму царей. В 1591 году

    устанавливается крепостное право. Церковь, лишенная поддержки извне,

    подчиняется царю. Укрепилось всемогущество правителей, любая воля

    которых – закон. Никаких систематических усилий для перестройки

    общества царями не делалось. Можно назвать только попытки

    реорганизации судов, выразившиеся в издании Судебников в 1497 и 1550

    годах. Наиболее интересные памятники истории права того времени –

    компиляции , ставшие как бы новыми изданиями Русской правды или

    Кормчих книг. Особенно важное значение имела работа, проделанная

    вторым царем династии Романовых Алексеем Михайловичем по консолидации

    светского и церковного права России. Светское право было объединено в

    Уложении царя Алексея Михайловича (Соборное уложение) 1649 года,

    состоящем из 25 глав и 963 статей. Церковное право было изложено в

    официальном издании Кормчей Книги в 1653 году, которое заменило собой

    предыдущее уложение – Стоглав Ивана Грозного (1551 г.).

    Четвертый период в истории русского права, начатый царствованием

    Петра Великого в 1689 году, продолжается до Октябрьской революции

    1917 года. Россия восстановила связи с Западом. Петр I и его

    наследники оставили России систему управления по западному образцу,

    но их мероприятия не затронули частного права и поэтому не шли

    вглубь. Русский народ продолжал жить в соответствии с обычаями,

    только управляла им более эффективная и властная администрация. Два

    русских царя – ПетрI и Екатерина II – не смогли осуществить

    предполагавшийся ими пересмотр Уложения царя Алексея Михайловича,

    чтобы принять по предложению Петра кодекс шведского образца, а по

    предложению Екатерины – кодекс, составленный в духе школы

    естественного права.

    Движение за модернизацию русского права, вдохновляемое

    французским примером, было предпринято только в начале XIX века при

    Александре I его министром Сперанским. Но разрыв с Наполеоном и

    реакция, которая за этим последовала, привели к тому, что только при

    Николае I была проведена скорее консолидация, чем кодификация и

    модернизация, русского права. Итог этой работы известен под названием

    Свод Законов. Он содержит 15 томов (42000 статей) и близок по своему

    содержанию, по методу, по духу к прусскому Земельному уложению 1794

    года, а не к кодификации Наполеона. В общем можно сказать, что от

    Русской Правды до Уложения 1649 года и от этого уложения до Свода

    Законов 1832 года – все это консолидация, изложение, а не реформа в

    целом и не модернизация права.

    Либеральное движение за реформы развернулось только во второй

    половине XIX века, в царствование Александра II. Это движение

    отмечено отменой крепостного права (1861 г.) и судебной реформой

    (1864 г.), дало России Уголовное уложение (1855 г., пересмотрено в

    1903г.), но так и не привело к созданию Гражданского кодекса (был

    составлен только его проект). Таково положение было до 1917 года.

    В 1917 году победоносная революция привела к власти большевиков.

    С этого дня начинается новая эпоха в истории России.

    Социалистическая революция сопровождалась широкомасштабным

    критическим пересмотром всех институтов, которые по большей части

    были отвергнуты или трансформированы в свете учения марксизма –

    ленинизма, рассматриваемого как непреложная истина. Марксизм –

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.