МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные правовые системы современности

    1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового

    стиля" («стиль права»), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и

    эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления;3)

    специфические правовые институты; 4) природу источников права и

    способы их толкования; 5) идеологические факторы.

    На основе этого различаются следующие "правовые круги":

    романский, германский, скандинавский, англо - американский,

    социалистический, право ислама, индуистское право. По существу,

    получен тот же результат, что и у Р.Давида.

    При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско -

    ленинская типология права, в основе которой лежит критерий

    общественно-экономической формации (рабовладельческое право,

    феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).

    А.Х.Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско -

    ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем,

    дает возможность составить целостное представление о правовой карте

    мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых

    семей: романо - германскую, скандинавскую, латино-американскую,

    правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они

    рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах

    социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте,

    существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая

    система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран

    Азии, и правовая система республики Куба.

    Таким образом, существует несколько точек на классификацию

    правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

    Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

    РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

    Романо-германская правовая семья или система континентального

    права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную

    юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий

    ученых европейских университетов, которые выработали и развили,

    начиная с 12 века на базе кодификации императора Юстиниана общую для

    всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

    Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в

    своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной

    государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского

    "общего права"), а была исключительно продуктом культуры, независимым

    от политики. Это в какой-то мере верно по отношению к первой,

    доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское

    право (а точнее право, основанное на римском). воспринималось

    законодателем, этого сказать нельзя. Формирование романо-германской

    правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с

    экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного

    процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального

    общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от

    внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь на первый план

    выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила

    поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего

    справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том,

    чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

    Рецепция римского права привела к тому, что еще в период

    феодализма правовые системы европейских стран - их правовая доктрина,

    юридическая техника приобрели определенное сходство.

    Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где

    господствует эта семья является закон. Буржуазные революции коренным

    образом изменили классовую природу права, отменили феодальные

    правовые институты, превратили закон в основной источник права.

    "Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его

    аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные

    факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую

    зависит от расширительных методов его толкования, в которых

    проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и

    сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может

    иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны".

    Во всех странах романо-германской семьи есть писаные

    конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила.

    Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных

    актов, так и в установлении большинством государств судебного

    контроля за конституционностью обычных законов. Конституции

    разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере

    правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят

    дифференциацию различных источников права.

    В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в

    законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

    кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные

    тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют:

    гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-

    процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

    Система текущего законодательства также весьма разнообразна.

    Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например,

    акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место

    занимают сводные тексты налогового законодательства.

    Среди источников романо-германского права велика (и все более

    возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных

    циркуляров, декретов министров и других.

    В романо-германской семье достаточно широко используются

    некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе,

    а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы показывают

    подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее

    понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам

    законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы

    (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что

    осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает

    пределы, установленные доброй совестью, или добрыми правами, или

    социальной и экономической целью права)

    В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье

    доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как

    на законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в

    толковании законов).

    Своеобразно положение обычая в системе источников романо-

    германского права. Он может действовать не только в "дополнение к

    закону" но и "кроме закона". Возможны ситуации, когда обычай занимает

    положение "против закона" (например в Италии, в навигационном праве,

    где морской обычай превалирует над нормой гражданского кодекса). В

    целом, однако, сегодня за редким исключением обычай потерял характер

    самостоятельного источника права.

    По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского

    права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно

    сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу

    вспомогательных источников. В первую очередь это касается

    "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция.

    Поэтому, в сущности и "простое" судебное решение, основанное,

    например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя

    "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении

    подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно говорить о

    судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем

    исходного принципа господства закона. Является принципиально важным,

    что суды не превращаются в законодателя.

    Мы рассмотрели общие признаки правовых систем стран,

    принадлежащих к романо-германской правовой семье. Но наряду с общими

    признаками, эти системы имеют и свои существенные отличия. Рассмотрим

    в сопоставительном плане системы двух стран, принадлежащих к этой

    семье: Франции и ФРГ (Германии).

    Французская правовая система с одной стороны и германская с

    другой послужили той моделью, на основании которой внутри романо-

    германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую,

    куда входят Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия,

    Португалия, Испания; и германскую, включающую кроме Германии Австрию,

    Швейцарию и некоторые другие страны. Внутри романо-германского права

    группа "римского" (романского) права, которая наиболее сильно

    отражена во французском праве, отличается от группы германского

    права, на которое оказала значительное влияние германская правовая

    наука.

    Франция имеет длительную правовую историю и в основе ее

    современной системы источников права до сих пор лежат кодексы

    наполеоновской эпохи. Общепризнанно, что несмотря на многочисленные

    поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового

    развития страна вступила с огромной массой правовых актов, лежащих за

    пределами традиционной кодификации. Основным направлением

    упорядочения этой массы актов стала разработка кодексов по типу

    отраслевых сборников, включающих как законодательные так и

    подзаконные акты. Начиная с 50-х годов, принято несколько десятков

    таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами

    систематизации, консолидации действующего права. Французкие юристы

    отмечают два момента, отличающие эти кодексы от наполеоновских

    кодификаций. Во-первых, они затрагивают весьма узкие области (кодекс

    сберкасс, лесной кодекс и т.д.). Во-вторых, эти кодексы не преследуют

    цель "переосмыслить" совокупность норм той или иной отрасли права, а

    направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных

    актов и регламентов.

    Эта новая кодификация ослабила принцип верховенства законов-

    кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона

    нанесла Конституция 1958 года, перевернувшая "классическое"

    распределение компетенции между законодательной и исполнительной

    властями. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в

    компетенцию парламента и тем самым ограничила сферу его

    законодательной деятельности. И, наоборот, компетенция исполнительной

    власти существенно расширилась, и соответственно возросли удельный

    вес и значение ее актов в системе источников права.

    Весьма своеобразное место в системе источников французкого права

    занимает обычай. Он может действовать как secundum lege так и praeter

    lege.

    В первом случае обычай в качестве источника права применяется

    наиболее часто в вопросах собственности и договора, где необходимо

    использовать нормы права при решении конкретных дел определенного

    географического региона или профессиональной среды.

    Во втором случае он применяется, чтобы дополнить писаное право,

    если оно недостаточно или неясно выражено. Это применение наиболее

    часто встречается в трудовом и торговом праве.

    Во французкой правовой системе в качестве самостоятельного

    источника права признаются и общие принципы права. Их роль особенно

    важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные

    пробелы, что наиболее наглядно прослеживается в области

    административного права. Административные суды и Государственный

    совет в силу не кодифицированности административного законодательства

    наиболее часто отсылаются на общие принципы права.

    Во французской юридической литературе источники права делятся на

    две основные группы: первичные (основные) и вторичные

    (дополнительные). В первую группу (основных) источников права входит

    государственный нормативный акт. К вторичным (дополнительным)

    источникам относят судебные решения.

    Судебная практика сыграла важную роль в развитии французкого

    права, а современная законодательная практика еще более широко

    открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих

    норм. Из простого толкователя закона и унификатора собственных

    решений - а именно такую роль отводит судебной практике теория

    разделения властей - она превратилась сегодня в источник французского

    права, хотя и дополнительный, по мнению французских авторов,

    "источник в рамках закона".

    Решения Кассационного суда, Государственного совета,

    Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль,

    близкую английскому прецеденту. Судья хотя и не обязан жестко

    следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени

    свободу решать иначе, все же находится под сильным влиянием

    авторитета предыдущих судебных решений.

    Германия (на примере ФРГ)

    В ФРГ, как и во Франции, костяком, основой, действующего права

    являются кодексы. Как и во Франции они не молоды, неоднократно

    изменялись, в частности после 2-й мировой войны, когда из них были

    исключены новеллы, внесенные во времена нацизма. Однако, значительная

    часть изменений в праве ФРГ внесена не через кодексы, а с помощью

    специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества.

    Большинство из этих законов принято после образования ФРГ в 1949г.,

    но есть и такие, которые подобно кодексам восходят к более давним

    временам. Как и в других капиталистических странах, в ФРГ наблюдается

    постоянная тенденция к увеличению удельного веса среди источников

    права подзаконных актов, прежде всего правительственных. Однако, в

    отличие от Франции, Основной закон ФРГ 1949г. не признает за

    исполнительной властью право на автономную регламентацию и запрещает

    практику декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты

    в ФРГ могут быть изданы только в рамках исполнения законов, хотя на

    практике встречались и исключения из этого правила. ФРГ не знает

    консолидированных кодексов "нового типа" подобных тем, которые так

    распространены во Франции.

    Роль обычая в частном праве Германии примерно такова же как и во

    Франции. Он имеет значение только в узкой среде, не охваченной

    кодификацией. Что касается публичного права, то здесь его роль меньше

    чем во Франции, что связано во-первых, с более широкой конституционно-

    правовой регламентацией в сфере действия государственного права, а во-

    вторых с тем, что государственные структуры Германии имеют не столь

    значительную историю как во Франции, где соответственно более

    значительна роль исторически сложившихся обычаев и обыкновений в

    сфере конституционного права.

    Как и во Франции судебная практика приобретает в Германии

    характер источника права, когда какая-то правовая проблема однозначно

    подтверждена при решении ряда аналогичных дел и данное решение

    подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции.

    Однако о более или менее полном совпадении ситуации в обеих

    странах можно лишь применительно к общей судебной системе. Что

    касается административного права, то поскольку оно в Германии

    разработано значительно шире, чем во Франции, то соответственно и

    роль судебной практики в этой области далеко не столь значительна как

    в этой стране.

    Особенно большие различия обнаруживаются в свете той весомой

    роли, которую в государственных структурах Германии Конституционный

    Суд. Его решения - это источник права, стоящий наравне с законом. Его

    толкования законов, изданных парламентом, обязательны для всех

    органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда возникают

    сомнения в конституционности подлежащей применению нормы, он

    приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный Суд, а

    затем решает дело в соответствии с заключением Конституционного Суда.

    Во Франции нет ничего подобного. Конституционный Совет, существующий

    в этой стране, имеет более ограниченную компетенцию. Ему

    предоставлено право предварительного контроля за конституционностью

    еще не вступивших в силу законопроектов и, следовательно, он не может

    оказать влияние на применение уже действующих законов и иных

    нормативных актов, как это имеет место в Германии, а тем самым и на

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.