МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

    государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной

    для исполнения.

    В нашем государстве для права характерно то, что основными его

    источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на

    неоднократное применение.

    Источники права социального обеспечения - это различные нормативные

    правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который

    составляет предмет данной отрасли права.

    В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего

    общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права

    социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или

    изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные,

    соответствующие рыночным отношениям.

    Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

    1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

    2. по сфере их действия;

    3. по органам, принявшим нормативный акт;

    4. по форме акта;

    5. по правовым институтам.

    При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей

    группам.

    1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты

    законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей

    юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими

    нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются

    высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

    Законы делятся на:

    V конститутивные,

    V кодифицированные,

    V текущие.

    Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая

    является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции

    записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика

    которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и

    свободное развитие человека.

    В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере

    социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано,

    что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

    болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

    случаях установленных законом.

    В качестве примера кодификационного акта в области социального

    обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья

    граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на

    охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых

    право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

    При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в

    этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый

    кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений,

    составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или

    иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными

    законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых

    пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в

    РФ" от 15.12.2001г.

    Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

    2. По форме акта источники ПСО делятся на:

    V законы (примеры приводились выше);

    V указы и распоряжения Президента РФ

    (например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера

    компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

    V постановления и распоряжения Правительства РФ

    (например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об

    утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим

    (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

    V постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и

    других министерств и ведомств

    (например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г.

    N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения

    пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в

    соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О

    государственном пенсионном обеспечении");

    V другие нормативные акты.

    3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

    . общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от

    19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым

    регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на

    территории всей России),

    . республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

    (например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О

    выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из

    особо нуждающихся семей").

    . отраслевые

    . локальные.

    4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида

    общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

    1. по пенсионному обеспечению граждан,

    2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

    3. по предоставлению социальных услуг по системе социального

    обеспечения.

    Тема 3. Принципы права социальной защиты.

    Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала,

    определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые

    должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их

    содержания.

    Принципы права социальной защиты в общем виде не сформулированы ни в

    Конституции РФ, ни в законодательстве права социальной защиты. Они могут

    быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического

    содержания совокупностей норм права социальной защиты:

    1. Всеобщность – право на социальное обеспечение имеют все категории

    трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы,

    безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.

    2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях,

    когда возникает признаваемая обществом потребность (например: рождение

    ребенка, наступление пенсионного возраста).

    3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:

    V Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по

    инвалидности, по случаю потери кормильца);

    V Законодательство возлагает на соответствующие государственные

    органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность

    оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых

    документов (например, представлять в Пенсионный фонд

    индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц

    для осуществления персонифицированного учета в системе

    государственного пенсионного страхования).

    4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости

    от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер

    пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);

    5. Многообразие видов социального обеспечения:

    материальная помощь социальное обслуживание

    оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки

    выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде

    положительных действий со стороны

    государственных органов или общест-

    венных организаций в пользу обеспечи-

    ваемых)

    Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая

    производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из

    социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

    Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно,

    периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с

    целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной

    материальной помощи.

    Социальное обслуживание включает в себя:

    V Протезирование;

    V Предоставление средств передвижения инвалидам;

    V Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов;

    V Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;

    V Санаторно-курортное лечение и т.д.

    Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению.

    Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой

    возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу

    предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот

    государственными и иными правомочными органами.

    Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события

    или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение

    прав и обязанностей между участниками правоотношений.

    Совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

    Правоотношения по социальному обеспечению, как правило, возникают из

    сложных юридических составов. Так, например, для возникновения

    правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости

    необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением

    трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение,

    достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или

    женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.

    Правоотношения по социальному обеспечению принято классифицировать по

    следующим основаниям:

    1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения

    (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о

    социальном обеспечении);

    2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий,

    компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом

    правоотношений);

    3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного

    срока и разовые).

    Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по

    социальному обеспечению делятся на 3 вида:

    1. основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий,

    пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в

    натуральном виде;

    2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по

    установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид

    социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

    3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном

    обеспечении.

    Правоотношения состоят из трех элементов:

    1. Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В

    правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать:

    пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание

    и т.д.

    2. Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по

    социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в

    лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая

    семья, с другой стороны.

    Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:

    . Министерство труда и социального развития РФ;

    . Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

    . Окружные управления социальной защиты населения

    . Районные управления социальной защиты населения;

    . Лечебные учреждения;

    . Военные комиссариаты;

    . Предприятия, учреждения, организации;

    . Органы занятости;

    . иные органы.

    Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может

    выступать в двух случаях:

    . В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей,

    имеющих детей;

    . В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

    3. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

    К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием

    являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:

    Обязанность гражданина предоставить соответствующие документы,

    необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей

    пенсии;

    Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить

    пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов,

    право – требовать их предоставления.

    Раздел II.

    Особенная часть:

    Трудовой стаж:

    Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа.

    Понятие страхового, общего трудового и специального стажа, его значение:

    Согласно ст. 2 Закона от 17.12.2001 г. страховой стаж – это

    учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная

    продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение

    которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных

    периодов, засчитываемых в страховой стаж.

    С учетом страхового стажа определяется право на пенсию. В отношении

    всех трех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю

    потери кормильца) существует одно общее условие их назначения – наличие

    определенной продолжительности трудового стажа. Однако если для

    приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет

    страхового стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца

    могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее

    одного дня страхового стажа (если нет ни одного дня стажа, то будет

    назначаться не трудовая, а социальная пенсия - по Закону «О государственном

    пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 г).

    Наряду со страховым стажем, определяющим право на пенсию, в новом

    пенсионном законе имеет место и понятие «общий трудовой стаж».

    Согласно п.4 ст.30 Закона от 17.12.2001 г. под общим трудовым стажем

    понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной

    деятельности до 01.01.2002 г., необходимая в целях оценки пенсионных прав

    застрахованных лиц (пенсионного капитала) для определения размера страховой

    части трудовой пенсии. То есть общий трудовой стаж необходим для

    определения размера пенсии.

    Понятие специального стажа в Законе сформулировано не достаточно

    четко. Так в п.5 ст.30 Закона от 17.12.2001 г. он определяется как «стаж на

    соответствующих видах работ». В этот стаж засчитывается суммарная

    продолжительность периодов работы, определенных в отдельных пунктах и

    подпунктах ст.27 и ст.28 Закона от 17.12.2001 г. Проанализировав содержание

    данных статей, можно сделать вывод, что специальный трудовой стаж – это

    продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и

    т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических

    районах страны, с которыми связано льготное (или по особым правилам)

    обеспечение трудовыми пенсиями.

    Специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми

    условиями труда, а также стаж в связи с определенными природно-

    климатическими условиями является юридически значимым обстоятельством в

    сложном составе, необходимом для приобретения права на трудовую пенсию по

    старости на льготных основаниях. Наличие данного специального стажа

    установленной продолжительности с учетом или без учета общего трудового

    стажа приводит к возникновению права на пенсию по старости до достижения

    общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет (мужчинам) и 55 лет

    (женщинам).

    Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж для

    определения права на трудовую пенсию.

    В Законе от 17.12.2001 г. различаются периоды работы и другой трудовой

    деятельности, которые включаются (ст. 10 Закона от 17.12.2001 г.) в

    страховой стаж (связаны с уплатой единого социального налога), а также

    периоды, которые засчитываются в страховой стаж (нестраховые периоды).

    Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение

    двух обязательных условий:

    - выполнение этой работы или иной деятельности на территории РФ;

    - уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

    Если же работа или иная деятельность протекала за пределами РФ, то они

    включаются в страховой стаж только в случаях, предусмотренных

    законодательством РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный

    фонд РФ.

    Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж:

    К иным периодам (кроме работы и творческой деятельности),

    засчитываемым в страховой стаж для определения права на пенсию относятся

    следующие:

    - период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней

    службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц,

    проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,

    государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-

    исполнительной системы, и их семей»;

    - период получения пособия по государственному социальному страхованию в

    период временной нетрудоспособности;

    - период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им

    возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

    - период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых

    общественных работах и период переезда по направлению государственной

    службы занятости в другую местность для трудоустройства;

    - период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.