МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право России (полный курс)

    Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению.

    Вотум недоверия - это выраженное Государственной Думой неодобрение

    политической линии определенной акции или законопроекта правительства,

    следствем чего является отставка правительства (в случае повторного

    выражения недоверия в течение трех месяцев), либо роспуск нижней палаты

    парламента.

    Отказ в доверии правительству со стороны Государственной Думы

    происходит в случае постановки вопроса о доверии самим правительством,

    тогда как вотум недоверия является результатом парламентской инициативы.

    Роспуск Государственной Думы - это способ разрешения конфликта между

    законодательной и исполнительной властью, применяемый в случаях

    невозможности формирования правительства (трехкратного отклонения

    Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства), повторного

    выражения недоверия правительству в течение трех месяцев, а также отказа в

    доверии правительству.

    Законодательный процесс и парламентские акты. Процесс принятия законов

    закреплен в Конституции и регламентах палат Федерального Собрания РФ. В нем

    можно выделить четыре основных стадии: внесение проекта (законодательная

    инициатива), его обсуждение, принятие и подписание закона с последующим его

    опубликованием.

    Субъекты права законодательной инициативы закреплены в ст. 104

    Конституции РФ. Все проекты законов вносятся только в Госдуму.

    Внесенный проект направляется в соответствующий постоянный комитет,

    затем с рекомендациями комитета рассматривается на пленарном заседании

    Думы. По результатам обсуждения принимается решение. Если Дума не отклоняет

    проект, а решает "принять закон в первом чтении", первое чтение на этом

    завершается и проект возвращается для доработок в постоянный комитет,

    который учитывает результаты обсуждения и вновь направляет проект со своими

    предложениями для второго чтения в пленарном заседании Думы. Наконец,

    получив проект с итогами второго чтения, комитет дает окончательные

    рекомендации, и Дума приступает к третьему чтению проекта; чаще всего в

    третьем чтении закон принимается (за исключением закона о госбюджете,

    который проходит 4 чтения) большинством голосов от общего числа депутатов.

    Принятый Думой закон направляется в Совет Федерации, который должен

    рассмотреть закон в 14-дневный срок, но обязан рассматривать не все законы,

    а лишь те, которые упоминаются в ст. 106 Конституции РФ. В случае

    разногласий между палатами депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют

    Согласительную комиссию. Но если Дума с ее предложениями не согласна, она

    вправе принять закон квалифицированным большинством (2/3) голосов и тем

    самым преодолеть вето Совета Федерации.

    Принятый закон направляется Президенту РФ, который должен принять

    решение по вопросу о подписании закона в течение 14 дней. В случае

    подписания закон опубликуется и вступает в силу. Президент может и

    отклонить закон, возвратив его в Думу со своими замечаниями и предложениями

    (отлагательное вето). Тем не менее Федеральное Собрание квалифицированным

    большинством голосов в обеих палатах вправе преодолеть вето Президента, и

    тогда Президент обязан подписать закон в 7-дневный срок.

    В особом порядке издается Федеральный конституционный закон: он

    обязательно рассматривается в обеих палатах, а принимается не менее чем 2/3

    голосов депутатов Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации. К

    конституционным законам президентское вето не применяется.

    Кроме законов, палаты принимают постановления, которые подписываются и

    передаются для опубликования председателями палат.

    Законы и постановления палат парламента публикуются в "Собрании

    законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и

    "Парламентской газете". Неопубликованные законы исполнению не подлежат.

    Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти,

    коллегиальный орган общей компетенции.

    Членами Правительства РФ являются Председатель Правительства РФ, его

    первые заместители и заместители, а также федеральные министры.

    Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности

    Правительства РФ и организует его работу. Он назначается Президентом России

    с согласия Государственной Думы.

    Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ и

    федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя

    Правительства РФ.

    В состав Правительства входят федеральные министерства,

    государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов,

    служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так

    же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по

    представлению Председателя Правительства РФ.

    Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность

    вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки

    Правительства РФ.

    Отставка Правительства РФ - это прекращение им полномочий по следующим

    причинам: по инициативе самого Правительства, по инициативе Президента РФ и

    в случае конфликта с парламентом. Резолюция недоверия выносится по

    инициативе Госдумы, а отказ в доверии может последовать лишь в том случае,

    если Правительство само поставит вопрос о доверии, но не будет поддержано

    Думой.

    Постановления и распоряжения Правительства, затрагивающие основные

    права и свободы человека и гражданина, подлежат обязательному

    опубликованию. Официальная публикация актов Правительства производится в

    "Собрании Законодательства РФ" и в "Российской газете".

    Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ - это

    парламенты и администрация субъектов.

    Парламенты субъектов имеют разные наименования (Государственные

    Советы, Законодательные Собрания и т.п.), избираются на срок от 2 до 5 лет

    и насчитывают разное число депутатов (в краях, областях, городах

    федерального значения - до 50). Большинство республиканских парламентов -

    однопалатные, и лишь в четырех республиках (Башкортостан, Карелия, Саха-

    Якутия, Кабардино-Балкария) - двухпалатные. В Республике Тыва действуют два

    представительных органа - Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал

    (съезд народа). В ряде парламентов допускается деятельность части депутатов

    на профессиональной основе (например, в Республике Татарстан - 40 из 130

    депутатов).

    Система органов исполнительной власти республики в составе РФ - это

    совокупность органов, включающая правительство республики, министерства,

    комитеты и другие ведомства, и возглавляемая Президентом (главой)

    республики либо Правительством или его главой.

    В большинстве республик Президент является главой государства, высшим

    должностным лицом и главой исполнительной власти. Срок его полномочий - 4-5

    лет. Как правило, одно и то же лицо не может быть Президентом более двух

    сроков подряд, но встречаются и исключения - так, в Татарстане это

    ограничение отменено.

    Наряду с единоличным главой государства встречается и коллегиальный

    глава государства. Им является Государственный Совет Дагестана,

    возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его

    председатель, председатель правительства республики и другие лица,

    избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.

    Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе РФ

    играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и

    распорядительными органами государственной власти.

    Система органов исполнительной власти, края, области, города

    федерального значения, автономной области, автономного округа включает

    администрацию (правительство), возглавляемую главой администрации

    (правительства), а также отраслевые и территориальные органы управления и

    иные органы, создаваемые главой администрации (правительства).

    Конституционные основы судебной власти. Конституция РФ закрепляет

    основы организации и деятельности судов и Прокуратуры Российской Федерации.

    В ней закреплены принципы демократического правосудия, т.е. такой формы

    государственной деятельности, которая заключается в разрешении судом

    гражданских, уголовных дел и конституционно-правовых споров. Судьи

    независимы и подчиняются только закону, неприкосновенные и несменяемы.

    В систему органов правосудия РФ входят: Конституционный Суд РФ (см.

    раздел 2), Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

    Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению

    Президента РФ, судьи других федеральных судов - непосредственно Президентом

    РФ.

    Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля,

    осуществляющий судебную власть посредством конституционного

    судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального

    конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.

    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою

    деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего

    числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья

    Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный

    возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Назначение на должность

    судьи на второй срок не допускается.

    Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты

    основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,

    обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей

    территории РФ Конституционный Суд РФ:

    1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета

    Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных

    актов, субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов

    государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной

    власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

    в) договоров между органами государственной власти РФ и органами

    государственной власти субъектов РФ, договоров между органами

    государственной власти субъектов РФ;

    г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

    2. Разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти;

    б) между органами государственной власти РФ и органами государственной

    власти субъектов РФ;

    в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

    3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по

    запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или

    подлежащего применению в конкретном деле.

    4. Дает толкование Конституции РФ.

    5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения

    обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного

    тяжкого преступления.

    6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

    7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ,

    Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может

    также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о

    разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

    власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе

    и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

    Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы конституционного

    права. При осуществлении конституционного судопроизводства он

    воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во

    всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

    Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных

    заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух

    палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда.

    Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

    В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в

    заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

    Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой

    вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях

    Конституционный Суд:

    - разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и

    уставов субъектов РФ;

    - дает толкование Конституции РФ;

    -дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения

    обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного

    тяжкого преступления;

    - принимает послания Конституционного Суда;

    - решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по

    вопросам своего ведения.

    Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционного

    правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в

    субъектах РФ, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов

    соответствующих субъектов.

    Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным,

    административным делам. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции -

    верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и

    Санкт-Петербурга, суд автономной области, суды автономных округов,

    городские и районные суды. Создается также институт мировых судей.

    Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению

    экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

    Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов,

    включающую окружные арбитражные суды, высшие арбитражные суды республик в

    составе РФ, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражный суд

    автономной области, арбитражные суды автономных округов.

    Арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические

    (имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений) и споры в

    сфере управления.

    Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с

    подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

    В систему органов прокуратуры входят Генеральная прокуратура РФ,

    прокуратуры республик в составе Федерации, прокуратуры краев, областей,

    городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов,

    а также городов, районов и иные территориальные прокуратуры. В эту систему

    входит и военная прокуратура, осуществляющая свою деятельность

    непосредственно в Вооруженных Силах РФ. Каждый прокурор действует от имени

    всей системы прокурорских органов.

    Централизация органов прокуратуры выражается в том, что все

    нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному

    прокурору РФ.

    Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его

    от должности Советом Федерации по представлению Президента России указывает

    на особую государственную значимость должности Генерального прокурора и

    возглавляемой им системы прокурорских органов, призванных осуществлять

    надзор за исполнением законов на всей территории Федерации.

    Тесты к разделу 7

    1. Орган государства:

    а) глава администрации муниципального образования;

    б) правительство Саратовской области;

    в) ректорат государственного университета.

    2. Депутатский индемнитет - это:

    а) неприкосновенность депутата;

    б) неответственность депутата;

    в) неответственность депутата и его материальные привилегии.

    3. Государственные органы палат Федерального Собрания:

    а) партийные фракции;

    б) комитеты палат;

    в) межрегиональные объединения депутатов.

    4. В предметы ведения Государственной Думы входят:

    а) назначение выборов Президента РФ;

    б) объявление амнистии;

    в) назначение референдума.

    5. Закон о госбюджете РФ считается принятым, если:

    а) принят в первом чтении Государственной Думой;

    б) принят в третьем чтении Советом Федерации;

    в) принят в четвертом чтении Государственной Думой и утвержден Советом

    Федерации.

    6. Президент РФ:

    а) возглавляет все ветви власти;

    б) координирует ветви власти;

    в) возглавляет исполнительную власть.

    7. Правительство РФ ответственно:

    а) перед Президентом РФ;

    б) перед Государственной Думой;

    в) перед Советом Федерации.

    8. Судьи Верховного Суда РФ назначаются:

    а) Президентом РФ;

    б) Государственной Думой;

    в) Советом Федерации по представлению Президента РФ.

    РАЗДЕЛ 8

    Местное самоуправление

    Местное самоуправление - это способ организации и осуществления власти

    на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов

    местного значения через представительные (выборные) органы власти

    (муниципальные Советы и т.п.), местную администрацию, т.е. глав местного

    самоуправления (главы администрации, старосты и т.п.), местные референдумы,

    собрания граждан (сходы), иные территориальные формы непосредственной

    демократии, а также органы территориального общественного самоуправления

    населения.

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов

    государственной власти. Но государство обеспечивает правовое регулирование

    местного самоуправления, сохраняется прокурорский надзор за законностью его

    актов. Споры же между органами государства и местного самоуправления

    решаются, как правило, в судебном порядке, прямое администрирование по

    отношению к органам местного самоуправления не допускается.

    Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий наделены

    властью, могут издавать правовые акты.

    В представительные органы местного самоуправления население избирает

    депутатов; оно же выбирает и главу администрации, который подчинен местному

    представительному органу.

    Основную территориальную единицу местного самоуправления представляет

    муниципальное образование, которое имеет свой устав. Вместе с тем в рамках

    муниципального образования могут возникать формы территориального

    общественного самоуправления: уличные комитеты, советы микрорайонов и др.

    Высшие органы РФ определяют лишь принципы организации и деятельности

    местного самоуправления, основная же тяжесть правового регулирования этой

    системы ложится на субъектов Федерации, которые издают надлежащие законы и

    определяют уровни местного самоуправления. Большинство субъектов РФ

    представило статус муниципальных образований городам и районам, не говоря

    уже о низовых административно-территориальных единицах. Например, в

    Нижегородской области районами и низовыми единицами руководят органы

    местного самоуправления. Но встречаются и субъекты, установившие у себя

    более низкую "планку" местного самоуправления. Так, в Республике Татарстан

    районами руководят пока еще местные органы государства (райсоветы, главы

    районных администраций), а местное самоуправление действуте в городах

    районного подчинения, поселках и селах.

    Муниципальные образования имеют свою собственность, которая не может

    изыматься государством иначе как по суду, государство вправе предоставлять

    им дотации, передавать государственную собственность и возлагать на органы

    местного самоуправления отдельные государственные полномочия с передачей

    необходимых для их осуществления средств.

    Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы,

    отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за

    исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением

    государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны

    здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

    Тесты к разделу 8

    1. Органы местного самоуправления:

    а) входят в систему органов государства;

    б) не входят в систему органов государства;

    в) входят в систему общественных объединений.

    2. Муниципальные образования - это:

    а) форма национальной автономии;

    б) поселение или иная территория, на которой проживает

    самоуправляющееся сообщество;

    в) низовое звено государственного аппарата.

    3. Верхний уровень местного самоуправления определяется:

    а) Президентом РФ;

    б) Советом Федерации;

    в) законами субъектов Федерации.

    4. Местное территориальное самоуправление граждан - это:

    а) то же, что и местное самоуправление;

    б) самоуправление граждан на территориях, подчиненных муниципальным

    образованиям;

    в) форма территориального самоопределения малочисленных народов.

    5. Собственность муниципальных образований:

    а) может отчуждаться в административном порядке;

    б) может отчуждаться только по суду;

    в) не может отчуждаться ни при каких обстоятельствах.

    6. Акты органов местного самоуправления:

    а) могут быть опротестованы прокуратурой;

    б) не могут быть опротестованы прокуратурой;

    в) могут быть отменены по соображениям целесообразности.

    7. Функции государства:

    а) могут возлагаться на органы местного самоуправления;

    б) не могут возлагаться на эти органы;

    в) могут возлагаться при условии материального обеспечения

    государством их реализации.

    8. Глава администрации местного самоуправления:

    а) назначается главой субъекта Федерации;

    б) избирается населением муниципального образования;

    в) избирается населением или представительным органом муниципального

    образования.

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

    ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ

    №1

    1. Понятие конституционного права как правовой отрасли

    2. Субъекты Российской Федерации

    №2

    1. Субъекты конституционных правоотношений

    2. Принципы избирательного права

    №3

    1. Предмет отрасли и науки конституционного права

    2. Правовое положение депутата

    №4

    1. Место конституционного права в системе российского права

    2. Правовой статус республики в составе РФ

    №5

    1. Понятие и классификация конституционных правоотношений

    2. Государственный суверенитет

    №6

    1. Понятие конституционного права как правовой отрасли

    2. Понятие и принципы основ правового положения личности

    №7

    1. Нормы конституционного права РФ, их классификация

    2. Понятие Конституции и ее место в системе источников права

    №8

    1. Развитие конституционных идей в дореволюционной России

    2. Образование СССР

    №9

    1. Конституция РСФСР 1918г.

    2. Понятие и структура экономической системы российского общества

    №10

    1. Конституция ССР 1924г.

    2. Понятие и структура политической системы российского общества

    №11

    1. Конституция СССР 1936 г.

    2. Государство в политической системе общества

    №12

    1. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РФ 1978 г.

    2. Государство и гражданское общество

    №13

    1. Конституция Республики Татарстан 1992 г.

    2. Конституционный контроль и надзор в СССР, РФ и РТ

    №14

    1. Собственность и рыночный принцип развития экономики

    2. Структура Федерального Собрания РФ

    №15

    1. Общественные объединения и их место в политической системе общества

    2. Акты Федерального Собрания РФ

    №16

    1. Формы прямой демократии. Референдум РФ

    2. Законодательный процесс в Гос. Думе РФ

    №17

    1. Понятие и сущность местного самоуправления

    2. Роль Совета Федерации в законодательном процессе

    №18

    1. Социальная структура современного российского общества

    2. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30

    августа 1990 г.

    №19

    1. Гражданство РФ и его принципы

    2. Порядок формирования Гос.Думы и Совета Федерации РФ

    №20

    1. Юридическая природа основных прав и обязанностей граждан РФ

    2. Структура палат Федерального Собрания РФ

    №21

    1. Классификация основных прав и обязанностей граждан РФ

    2. Государственный Совет РТ

    №22

    1. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Двойное

    гражданство.

    2. Распад СССР. СНГ

    №23

    1. Правовой статус Российской Федерации

    2. Конституционные основы прокурорского надзора

    №24

    1. Республика в составе РФ. Особенности правового положения Республики

    Татарстан

    2. Мажоритарная избирательная система, ее виды

    №25

    1. Автономия в России

    2. Пропорциональная избирательная система

    №26

    1. Президент РФ, его компетенция и акты

    2. Порядок внесения изменения в Конституцию РФ

    №27

    1. Президент и Правительство Республики Татарстан

    2. Роспуск Государственной Думы РФ

    №28

    1. Правительство РФ: формирование, подчиненность, компетенция

    2. Сущность и классификация политических партий

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.