Конституционное право России (полный курс)
Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению.
Вотум недоверия - это выраженное Государственной Думой неодобрение
политической линии определенной акции или законопроекта правительства,
следствем чего является отставка правительства (в случае повторного
выражения недоверия в течение трех месяцев), либо роспуск нижней палаты
парламента.
Отказ в доверии правительству со стороны Государственной Думы
происходит в случае постановки вопроса о доверии самим правительством,
тогда как вотум недоверия является результатом парламентской инициативы.
Роспуск Государственной Думы - это способ разрешения конфликта между
законодательной и исполнительной властью, применяемый в случаях
невозможности формирования правительства (трехкратного отклонения
Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства), повторного
выражения недоверия правительству в течение трех месяцев, а также отказа в
доверии правительству.
Законодательный процесс и парламентские акты. Процесс принятия законов
закреплен в Конституции и регламентах палат Федерального Собрания РФ. В нем
можно выделить четыре основных стадии: внесение проекта (законодательная
инициатива), его обсуждение, принятие и подписание закона с последующим его
опубликованием.
Субъекты права законодательной инициативы закреплены в ст. 104
Конституции РФ. Все проекты законов вносятся только в Госдуму.
Внесенный проект направляется в соответствующий постоянный комитет,
затем с рекомендациями комитета рассматривается на пленарном заседании
Думы. По результатам обсуждения принимается решение. Если Дума не отклоняет
проект, а решает "принять закон в первом чтении", первое чтение на этом
завершается и проект возвращается для доработок в постоянный комитет,
который учитывает результаты обсуждения и вновь направляет проект со своими
предложениями для второго чтения в пленарном заседании Думы. Наконец,
получив проект с итогами второго чтения, комитет дает окончательные
рекомендации, и Дума приступает к третьему чтению проекта; чаще всего в
третьем чтении закон принимается (за исключением закона о госбюджете,
который проходит 4 чтения) большинством голосов от общего числа депутатов.
Принятый Думой закон направляется в Совет Федерации, который должен
рассмотреть закон в 14-дневный срок, но обязан рассматривать не все законы,
а лишь те, которые упоминаются в ст. 106 Конституции РФ. В случае
разногласий между палатами депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют
Согласительную комиссию. Но если Дума с ее предложениями не согласна, она
вправе принять закон квалифицированным большинством (2/3) голосов и тем
самым преодолеть вето Совета Федерации.
Принятый закон направляется Президенту РФ, который должен принять
решение по вопросу о подписании закона в течение 14 дней. В случае
подписания закон опубликуется и вступает в силу. Президент может и
отклонить закон, возвратив его в Думу со своими замечаниями и предложениями
(отлагательное вето). Тем не менее Федеральное Собрание квалифицированным
большинством голосов в обеих палатах вправе преодолеть вето Президента, и
тогда Президент обязан подписать закон в 7-дневный срок.
В особом порядке издается Федеральный конституционный закон: он
обязательно рассматривается в обеих палатах, а принимается не менее чем 2/3
голосов депутатов Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации. К
конституционным законам президентское вето не применяется.
Кроме законов, палаты принимают постановления, которые подписываются и
передаются для опубликования председателями палат.
Законы и постановления палат парламента публикуются в "Собрании
законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и
"Парламентской газете". Неопубликованные законы исполнению не подлежат.
Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти,
коллегиальный орган общей компетенции.
Членами Правительства РФ являются Председатель Правительства РФ, его
первые заместители и заместители, а также федеральные министры.
Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности
Правительства РФ и организует его работу. Он назначается Президентом России
с согласия Государственной Думы.
Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ и
федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ.
В состав Правительства входят федеральные министерства,
государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов,
служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так
же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по
представлению Председателя Правительства РФ.
Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность
вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки
Правительства РФ.
Отставка Правительства РФ - это прекращение им полномочий по следующим
причинам: по инициативе самого Правительства, по инициативе Президента РФ и
в случае конфликта с парламентом. Резолюция недоверия выносится по
инициативе Госдумы, а отказ в доверии может последовать лишь в том случае,
если Правительство само поставит вопрос о доверии, но не будет поддержано
Думой.
Постановления и распоряжения Правительства, затрагивающие основные
права и свободы человека и гражданина, подлежат обязательному
опубликованию. Официальная публикация актов Правительства производится в
"Собрании Законодательства РФ" и в "Российской газете".
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ - это
парламенты и администрация субъектов.
Парламенты субъектов имеют разные наименования (Государственные
Советы, Законодательные Собрания и т.п.), избираются на срок от 2 до 5 лет
и насчитывают разное число депутатов (в краях, областях, городах
федерального значения - до 50). Большинство республиканских парламентов -
однопалатные, и лишь в четырех республиках (Башкортостан, Карелия, Саха-
Якутия, Кабардино-Балкария) - двухпалатные. В Республике Тыва действуют два
представительных органа - Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал
(съезд народа). В ряде парламентов допускается деятельность части депутатов
на профессиональной основе (например, в Республике Татарстан - 40 из 130
депутатов).
Система органов исполнительной власти республики в составе РФ - это
совокупность органов, включающая правительство республики, министерства,
комитеты и другие ведомства, и возглавляемая Президентом (главой)
республики либо Правительством или его главой.
В большинстве республик Президент является главой государства, высшим
должностным лицом и главой исполнительной власти. Срок его полномочий - 4-5
лет. Как правило, одно и то же лицо не может быть Президентом более двух
сроков подряд, но встречаются и исключения - так, в Татарстане это
ограничение отменено.
Наряду с единоличным главой государства встречается и коллегиальный
глава государства. Им является Государственный Совет Дагестана,
возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его
председатель, председатель правительства республики и другие лица,
избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.
Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе РФ
играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и
распорядительными органами государственной власти.
Система органов исполнительной власти, края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа включает
администрацию (правительство), возглавляемую главой администрации
(правительства), а также отраслевые и территориальные органы управления и
иные органы, создаваемые главой администрации (правительства).
Конституционные основы судебной власти. Конституция РФ закрепляет
основы организации и деятельности судов и Прокуратуры Российской Федерации.
В ней закреплены принципы демократического правосудия, т.е. такой формы
государственной деятельности, которая заключается в разрешении судом
гражданских, уголовных дел и конституционно-правовых споров. Судьи
независимы и подчиняются только закону, неприкосновенные и несменяемы.
В систему органов правосудия РФ входят: Конституционный Суд РФ (см.
раздел 2), Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению
Президента РФ, судьи других федеральных судов - непосредственно Президентом
РФ.
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля,
осуществляющий судебную власть посредством конституционного
судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального
конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою
деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего
числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья
Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный
возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Назначение на должность
судьи на второй срок не допускается.
Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты
основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,
обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей
территории РФ Конституционный Суд РФ:
1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных
актов, субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной
власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, договоров между органами
государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по
запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или
подлежащего применению в конкретном деле.
4. Дает толкование Конституции РФ.
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления.
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ,
Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может
также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе
и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы конституционного
права. При осуществлении конституционного судопроизводства он
воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во
всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных
заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух
палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда.
Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в
заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой
вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях
Конституционный Суд:
- разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и
уставов субъектов РФ;
- дает толкование Конституции РФ;
-дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления;
- принимает послания Конституционного Суда;
- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по
вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционного
правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в
субъектах РФ, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов
соответствующих субъектов.
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным,
административным делам. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции -
верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и
Санкт-Петербурга, суд автономной области, суды автономных округов,
городские и районные суды. Создается также институт мировых судей.
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению
экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов,
включающую окружные арбитражные суды, высшие арбитражные суды республик в
составе РФ, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражный суд
автономной области, арбитражные суды автономных округов.
Арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические
(имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений) и споры в
сфере управления.
Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с
подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
В систему органов прокуратуры входят Генеральная прокуратура РФ,
прокуратуры республик в составе Федерации, прокуратуры краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов,
а также городов, районов и иные территориальные прокуратуры. В эту систему
входит и военная прокуратура, осуществляющая свою деятельность
непосредственно в Вооруженных Силах РФ. Каждый прокурор действует от имени
всей системы прокурорских органов.
Централизация органов прокуратуры выражается в том, что все
нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному
прокурору РФ.
Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его
от должности Советом Федерации по представлению Президента России указывает
на особую государственную значимость должности Генерального прокурора и
возглавляемой им системы прокурорских органов, призванных осуществлять
надзор за исполнением законов на всей территории Федерации.
Тесты к разделу 7
1. Орган государства:
а) глава администрации муниципального образования;
б) правительство Саратовской области;
в) ректорат государственного университета.
2. Депутатский индемнитет - это:
а) неприкосновенность депутата;
б) неответственность депутата;
в) неответственность депутата и его материальные привилегии.
3. Государственные органы палат Федерального Собрания:
а) партийные фракции;
б) комитеты палат;
в) межрегиональные объединения депутатов.
4. В предметы ведения Государственной Думы входят:
а) назначение выборов Президента РФ;
б) объявление амнистии;
в) назначение референдума.
5. Закон о госбюджете РФ считается принятым, если:
а) принят в первом чтении Государственной Думой;
б) принят в третьем чтении Советом Федерации;
в) принят в четвертом чтении Государственной Думой и утвержден Советом
Федерации.
6. Президент РФ:
а) возглавляет все ветви власти;
б) координирует ветви власти;
в) возглавляет исполнительную власть.
7. Правительство РФ ответственно:
а) перед Президентом РФ;
б) перед Государственной Думой;
в) перед Советом Федерации.
8. Судьи Верховного Суда РФ назначаются:
а) Президентом РФ;
б) Государственной Думой;
в) Советом Федерации по представлению Президента РФ.
РАЗДЕЛ 8
Местное самоуправление
Местное самоуправление - это способ организации и осуществления власти
на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов
местного значения через представительные (выборные) органы власти
(муниципальные Советы и т.п.), местную администрацию, т.е. глав местного
самоуправления (главы администрации, старосты и т.п.), местные референдумы,
собрания граждан (сходы), иные территориальные формы непосредственной
демократии, а также органы территориального общественного самоуправления
населения.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Но государство обеспечивает правовое регулирование
местного самоуправления, сохраняется прокурорский надзор за законностью его
актов. Споры же между органами государства и местного самоуправления
решаются, как правило, в судебном порядке, прямое администрирование по
отношению к органам местного самоуправления не допускается.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий наделены
властью, могут издавать правовые акты.
В представительные органы местного самоуправления население избирает
депутатов; оно же выбирает и главу администрации, который подчинен местному
представительному органу.
Основную территориальную единицу местного самоуправления представляет
муниципальное образование, которое имеет свой устав. Вместе с тем в рамках
муниципального образования могут возникать формы территориального
общественного самоуправления: уличные комитеты, советы микрорайонов и др.
Высшие органы РФ определяют лишь принципы организации и деятельности
местного самоуправления, основная же тяжесть правового регулирования этой
системы ложится на субъектов Федерации, которые издают надлежащие законы и
определяют уровни местного самоуправления. Большинство субъектов РФ
представило статус муниципальных образований городам и районам, не говоря
уже о низовых административно-территориальных единицах. Например, в
Нижегородской области районами и низовыми единицами руководят органы
местного самоуправления. Но встречаются и субъекты, установившие у себя
более низкую "планку" местного самоуправления. Так, в Республике Татарстан
районами руководят пока еще местные органы государства (райсоветы, главы
районных администраций), а местное самоуправление действуте в городах
районного подчинения, поселках и селах.
Муниципальные образования имеют свою собственность, которая не может
изыматься государством иначе как по суду, государство вправе предоставлять
им дотации, передавать государственную собственность и возлагать на органы
местного самоуправления отдельные государственные полномочия с передачей
необходимых для их осуществления средств.
Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы,
отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за
исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением
государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны
здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.
Тесты к разделу 8
1. Органы местного самоуправления:
а) входят в систему органов государства;
б) не входят в систему органов государства;
в) входят в систему общественных объединений.
2. Муниципальные образования - это:
а) форма национальной автономии;
б) поселение или иная территория, на которой проживает
самоуправляющееся сообщество;
в) низовое звено государственного аппарата.
3. Верхний уровень местного самоуправления определяется:
а) Президентом РФ;
б) Советом Федерации;
в) законами субъектов Федерации.
4. Местное территориальное самоуправление граждан - это:
а) то же, что и местное самоуправление;
б) самоуправление граждан на территориях, подчиненных муниципальным
образованиям;
в) форма территориального самоопределения малочисленных народов.
5. Собственность муниципальных образований:
а) может отчуждаться в административном порядке;
б) может отчуждаться только по суду;
в) не может отчуждаться ни при каких обстоятельствах.
6. Акты органов местного самоуправления:
а) могут быть опротестованы прокуратурой;
б) не могут быть опротестованы прокуратурой;
в) могут быть отменены по соображениям целесообразности.
7. Функции государства:
а) могут возлагаться на органы местного самоуправления;
б) не могут возлагаться на эти органы;
в) могут возлагаться при условии материального обеспечения
государством их реализации.
8. Глава администрации местного самоуправления:
а) назначается главой субъекта Федерации;
б) избирается населением муниципального образования;
в) избирается населением или представительным органом муниципального
образования.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ
№1
1. Понятие конституционного права как правовой отрасли
2. Субъекты Российской Федерации
№2
1. Субъекты конституционных правоотношений
2. Принципы избирательного права
№3
1. Предмет отрасли и науки конституционного права
2. Правовое положение депутата
№4
1. Место конституционного права в системе российского права
2. Правовой статус республики в составе РФ
№5
1. Понятие и классификация конституционных правоотношений
2. Государственный суверенитет
№6
1. Понятие конституционного права как правовой отрасли
2. Понятие и принципы основ правового положения личности
№7
1. Нормы конституционного права РФ, их классификация
2. Понятие Конституции и ее место в системе источников права
№8
1. Развитие конституционных идей в дореволюционной России
2. Образование СССР
№9
1. Конституция РСФСР 1918г.
2. Понятие и структура экономической системы российского общества
№10
1. Конституция ССР 1924г.
2. Понятие и структура политической системы российского общества
№11
1. Конституция СССР 1936 г.
2. Государство в политической системе общества
№12
1. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РФ 1978 г.
2. Государство и гражданское общество
№13
1. Конституция Республики Татарстан 1992 г.
2. Конституционный контроль и надзор в СССР, РФ и РТ
№14
1. Собственность и рыночный принцип развития экономики
2. Структура Федерального Собрания РФ
№15
1. Общественные объединения и их место в политической системе общества
2. Акты Федерального Собрания РФ
№16
1. Формы прямой демократии. Референдум РФ
2. Законодательный процесс в Гос. Думе РФ
№17
1. Понятие и сущность местного самоуправления
2. Роль Совета Федерации в законодательном процессе
№18
1. Социальная структура современного российского общества
2. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30
августа 1990 г.
№19
1. Гражданство РФ и его принципы
2. Порядок формирования Гос.Думы и Совета Федерации РФ
№20
1. Юридическая природа основных прав и обязанностей граждан РФ
2. Структура палат Федерального Собрания РФ
№21
1. Классификация основных прав и обязанностей граждан РФ
2. Государственный Совет РТ
№22
1. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Двойное
гражданство.
2. Распад СССР. СНГ
№23
1. Правовой статус Российской Федерации
2. Конституционные основы прокурорского надзора
№24
1. Республика в составе РФ. Особенности правового положения Республики
Татарстан
2. Мажоритарная избирательная система, ее виды
№25
1. Автономия в России
2. Пропорциональная избирательная система
№26
1. Президент РФ, его компетенция и акты
2. Порядок внесения изменения в Конституцию РФ
№27
1. Президент и Правительство Республики Татарстан
2. Роспуск Государственной Думы РФ
№28
1. Правительство РФ: формирование, подчиненность, компетенция
2. Сущность и классификация политических партий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|