МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право России (полный курс)

    чрезвычайно затруднено.

    3. Конституция является нормотворческой базой текущего

    законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие

    акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них,

    которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует

    издания большого числа новых норативно-правовых актов.

    4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в

    опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем

    не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт

    текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также

    действует соответствующая норма Конституции.

    По своей форме и сущности Конституция РФ - это писаная Конституция

    демократического, федеративного, правового, социального, светского

    государства с республиканской формой правления. В то же время это и

    Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные

    отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

    Правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств,

    обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

    Согласно ст. 71 Конституции РФ, контроль за ее соблюдением относится к

    ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной

    Конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит

    Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции;

    обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание его

    присяги.

    В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Его

    судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ,

    Конституционный Суд по запросам Президента, Совета Федерации,

    Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства, Верховного

    Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной

    власти субъектов Федерации разрешает вопрос о соответствии Конституции РФ

    законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125

    Конституции РФ.

    Акты или отдельные положения, признанные неконституционными,

    утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры

    не подлежат введению в действие и применению.

    В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы

    законодательной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ,

    Прокуратура РФ.

    Тесты к разделу 2

    1. Конституция:

    а) закон прямого действия;

    б) действует только опосредованно, через акты текущего

    законодательства.

    2. Первая Конституция СССР была принята:

    а) в 1918 г.;

    б) в 1922 г.;

    в) в 1924 г.

    3. Действующая Конституция РФ может быть изменена:

    а) только посредством референдума;

    б) Государственной Думой;

    в) обеими палатами Федерального Собрания в особом порядке.

    4. Изменения могут вноситься:

    а) в любую главу Конституции РФ;

    б) только в главы с третьей по восьмую;

    в) только в главы 1, 2 и 9.

    5. Действие Конституции может быть приостановлено:

    а) Президентом РФ;

    б) Постановлением Совета Федерации;

    в) посредством референдума.

    6. Конституция РФ может быть принята:

    а) только народом;

    б) только Конституционным собранием;

    в) исчерпывающий ответ законодательство не дает.

    7. Конституционный контроль:

    а) то же, что и конституционный надзор;

    б) проверка конституционности нормативных актов посредством

    конституционного судопроизводства;

    в) контроль за соблюдением Конституции, осуществляемый Федеральным

    Собранием и Президентом.

    8. Постановления Конституционного Суда:

    а) могут быть приостановлены Президентом РФ;

    б) окончательны, отмене и изменению не подлежат;

    в) могут быть отменены Федеральным Собранием в особом порядке.

    РАЗДЕЛ 3

    Основы конституционного строя РФ

    Конституционный строй - это упорядоченная система господствующих

    общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и

    государства, их организация и взаимодействие.

    Основные вытекающие общественные отношения составляют основы

    конституционного строя, т.е. устои общества и государства. Они

    распределяются и регулируются нормами главы 1 Конституции РФ, и эти нормы

    представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.

    Конституционный строй включает три сферы общественных отношений:

    политическую (отношения политической власти, т.е. политическая система

    общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства,

    распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т.е. экономическая

    система общества) и социально-культурную, т.е. отношения, связанные с

    социальной структурой и культурой общества.

    Политическая система российского общества - это механизм

    народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в

    его политическую власть. В состав политической системы входят институты

    политической власти и в первую очередь государство. Среди институтов

    политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает

    возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховно,

    независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на

    аппарат принуждения. При этом государство - это основной субъект

    правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

    Современное российское государство - это государство демократическое,

    т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать

    правовым конституционным государством, т.е. не просто демократическим, но и

    функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего

    граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно

    обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец,

    российское государство является светским, поскольку церковь от него

    отделена.

    По форме правления Российская Федерация - президентская республика,

    прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет

    основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и

    некоторые черты парламентской республики (наличие председателя

    Правительства, возможность роспуска парламента, выражения парламентского

    недоверия Правительству и др.)

    Демократической сущностью государства обеспечивается развитие

    гражданского общества - системы, способной развиваться в условиях

    относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не

    только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское

    общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы

    жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в

    отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно

    существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

    В рамках политической системы с демократическим государством тесно

    взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические

    партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей,

    творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на

    строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой

    чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут

    возникать самостоятельно, но те из них, которые не желают регистрироваться

    в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не

    могут непосредственно вступать в правоотношения.

    Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые

    ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя,

    разжигание межнациональной, религиозной вражды и т.п. Объединения,

    нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в

    судебном порядке.

    Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных

    объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы

    прокуратуры, Минюста.

    Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего

    партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в

    политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение

    или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной

    регистрации.

    В современной России партийная система только еще складывается.

    Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные

    политические цели. Среди них есть общенациональные, например, "Отечество -

    Вся Россия" и региональные ("Иттифак" в Татарстане), парламентские

    ("Яблоко") и непарламентские ("Трудовая Россия"), организационно

    оформленные (КПРФ) и неформальные (ДВР).

    В ряду институтов, осуществляющих политическую власть, видную роль

    играет референдум. В науке права различают консультативный и императивный

    референдумы. Консультативный референдум - это народное обсуждение

    готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение

    общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий

    акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством

    голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно

    на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так,

    посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая

    Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в Конституции

    понятие "референдум" обозначает только одну его разновидность -

    императивный референдум.

    Референдум, как и выборы, - это форма прямой, т.е. непосредственной

    демократии, поскольку общество использует их для непосредственной

    реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых

    актов и политических решений принимается при помощи представительных

    учреждений, т.е. органов представительной демократии, например,

    парламентов, куда избираются представители народа, этим представителям

    (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и

    решения.

    Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное

    самоуправление. Наконец, в процессе осуществления полтической власти

    непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые

    другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но

    оказывают на нее заметное влияние.

    Экономическая система общества включает, главным образом, такие

    компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный

    труд.

    Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности -

    частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их

    равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о

    собственности решаются в судебном порядке.

    Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное

    хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода

    предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита

    прав потребителей. Государство в установленных законом пределах

    осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую

    оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства.

    Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического

    регулирования.

    Общественно-полезный труд - это правомерная трудовая деятельность. Но,

    поощряя такую деятельность, Конституция закрепляет и свободу труда,

    защищает принудительный труд.

    В социально-культурной сфере конституционного строя России за

    последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с

    расслоением классов, появлением новых для нас социальных структур - таких,

    как предпринимательская буржуазия, фермеры. Возросла численность

    маргиналов, т.е. наименее обеспеченных и защищенных слоев населения.

    Продолжается разгосударствление социальных отношений. Спад производства и

    отсутствие продуманной социальной политики не позволяют пока решать острые

    проблемы социальной справедливости. Тем не менее государство принимает меры

    по защите и материальному обеспечению материнства и детства, стариков,

    инвалидов, безработных; сохраняются определенные возможности в сферах

    трудоустройства, бесплатного образования и здравоохранения.

    Конституция прдусматривает свободное развитие культуры, охрану

    памятников старины и обмен между национальными культурами народов России.

    Тесты к разделу 3

    1. Правовые основы конституционного строя:

    а) основные общественные отношения;

    б) нормы Конституции, закрепляющие основные общественные отношения;

    в) правосознание и правопорядок.

    2. В систему политической организации общества входят:

    а) все институты народовластия;

    б) только органы государства и местного самоуправления;

    в) только политические партии.

    3. Общественные объединения подлежат обязательной государственной

    регистрации:

    а) во всех случаях;

    б) только политические общественные объединения;

    в) только общероссийские объединения;

    г) только региональные объединения.

    4. Конституция РФ закрепляет:

    а) плановое хозяйство;

    б) рыночную экономику, не регулируемую государством;

    в) рыночную экономику под контролем государства.

    5. Формы собственности:

    а) равны перед законом;

    б) установлен приоритет государственной собственности;

    в) установлен приоритет частной собственности.

    6. Монополии:

    а) ограничены мерами законодательного и экономического регулирования;

    б) запрещены.

    7. Социальная основа государства:

    а) союз рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции;

    б) понятие социальной основы государства не конституировано.

    8. Социальное государство:

    а) аналог социалистического государства;

    б) государство, которое обеспечивает социальную защиту граждан.

    РАЗДЕЛ 4

    Основы правового положения личности

    Основы правового положения личности - это наиболее существенные

    отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ

    правового положения личности строится на принципах единства прав и

    обязанностей, равенства и гарантированности прав личности. Главными

    компонентами этого института являются: 1) гражданство; 2) основные права,

    свободы и обязанности личности.

    Гражданство - это устойчивая правовая связь между физическим лицом и

    государством, в силу которой на это лицо распространяется юрисдикция

    государства. Она выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и

    ответственности. Вместе с тем на территории России могут проживать не

    только граждане, но также иностранцы и лица без гражданства.

    Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его

    территории, а вследствие существования между лицом и государством особых

    связей, составляющих содержание гражданства и основанных на юридическом

    оформлении отношений гражданства.

    Конституция РФ закрепляет принципы гражданства РФ. Важнейшими из них

    являются:

    Единство гражданства. Это значит, что граждане РФ, постоянно

    проживающие в республиках России, могут также иметь гражданство этих

    республик. Выход из гражданства РФ означает и выход из гражданства

    республики.

    Гражданство Российской Федерации является равным независимо от

    оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и

    особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской

    Федерации по различным основаниям: по рождениюб, в связи с принятием в

    гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет

    правового значения и время приобретения гражданства.

    Гражданин РФ, как правило, не может быть лишен гражданства.

    Гражданство ПФ сохраняется за гражданами России, проживающими за ее

    пределами.

    Гражданин вправе отказаться от гражданства РФ, за ним сохраняется

    свобода выбора гражданства.

    Гражданство чаще всего приобретается по рождению, в том числе по праву

    крови, т.е. с учетом гражданства родителей, и по праву почвы, т.е. в

    зависимости от места рождения. Но оно может приобретаться и в порядке

    натурализации, т.е. приема в гражданство иностранца или лица без

    гражданства.

    Лица без гражданства (апатриды) - это лица, не являющиеся гражданами

    России и не имеющие при этом доказательств своей принадлежности к

    гражданству какого-либо другого государства.

    На иностранцев и апатридов, проживающих в России, распространяются

    многие социально-экономические и культурные права, но эти лица

    ограничиваются в отдельных политических правах. В случае, если будет

    установлено, что иностранец или апатрид получил гражданство РФ незаконным

    путем, например, представив фальшивые документы, его гражданство может быть

    прекращено.

    Допускается признание двойного гражданства, т.е. возможности

    гражданина РФ одновременно иметь гражданство другого государства. Граждане,

    имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании ограничиваться в

    правах и уклоняться от выполнения обязанностей.

    Основные (конституционные) права, свободы и обязанности личности.

    Как отмечалось, на территории России проживают не только ее граждане.

    Поэтому Конституция закрепляет понятие прав человека и гражданина, имея в

    виду, что статус граждан и неграждан различен. Права и обязанности

    гражданина России шире, чем права человека.

    В целом же, говоря об основных, т.е. закрепленных в Конституции,

    правах и свободах личности, необходимо учитывать их особую юридическую

    природу. Главные их отличия от прав, свобод и обязанностей, закрепляемых в

    текущем законодательстве, заключается в следующем:

    а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса

    личности и лежат в основе прав, закрепляемых текущим законодательством,

    нормами других отраслей права;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.