Конституционное право зарубежных стран
10. Основные принципы и юридические свойства конституций ЗС.
В настоящее время насчитывается более 100 действующих конституций. Каждая
обладает специфическими индивидуальными чертами, но в тоже время
конституциям присущи общие принципы и юридические черты:
а) Все конституции в той или иной мере провозглашают принцип народного
суверенитета.
б) Все конституции закрепляют принцип частной собственности.
в) В конституции обычно приводится и закрепляется основные принципы теории
разделения властей. В некоторых (итальянская, французская, германская) она
подразумевается, в других (американская, датская, японская) принцип
разделения сформулирован в соответствующих статьях.
г) Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления
соответствующего государства – республику или монархию. Конституционные
предписания различны по форме, но они всегда имеются в тексте конституции.
д) Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства
– унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте конституции могут
отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае,
как бы предполагается, что само умолчание об этом является констатацией
унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической
организации территории страны.
е) Все конституции в той или иной форме устанавливают и провозглашают
демократические свободы граждан и подданных. Обычно в тексте самой
конституции содержится соответствующая глава или раздел.
и) Все конституции определяют принципы организации системы высших органов
государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем
(глава государства, правительство, парламент, высший орган конституционного
надзора).
Свойства: Конституции эпохи свободной конкуренции были краткими и туманными
(США). Это позволяло управлять свободно, дополняя и видоизменяя конституцию
с помощью обычных законов. Конституции принятые после 2 МВ более детальны и
подробны.
11. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений.
Три способа принятия конституций:
а) Октраирование конституции (дарование) – односторонний акт главы
государства (1814 г. Франция, Людовик XVII).
б) Договорная конституция – результат договора между парламентом и главой
государства (Греция, Болгария).
в) Народная конституция – принимается в результате референдума или
избирательным корпусом.
Порядок изменения конституций:
а) Гибкая конституция – принятие обычного (текущего) парламентского закона.
б) Жесткая конституция – значительно более сложная процедура, например в
США: квалифицированное большинство в парламенте и одобрение 3/4 штатов.
Два способа внесения поправок:
а) Замена старых положений новыми.
б) Прибавление новых положений без формального изменения прежних (США – 27
поправок).
12. Понятие основ конституционного (общественного) строя ЗС.
Конституционный строй – это государственное устройство соответствующее
действующей Конституции или определенная форма (способ) организации
государства, закрепленный в его Конституции. Конституционное государство
определяется политической, экономической и социальной сферой.
Конституционный строй обеспечивает государству подчинение праву (правовое
государство).
В демократическом конституционном государстве общество функционирует
одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся
система, а конституционное государство – как управляющая система, которая в
тоже время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского
общества и его потребностей.
Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства
общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают реализацию
интересов и потребностей индивидов и коллективов, жизнедеятельность
социальной, культурной и духовных сфер общества, их воспроизводство и
передачу от поколения к поколению.
Под основами конституционного строя понимают совокупность конституционных
норм закрепляющих экономические, социальные и политические основы
общественного устройства государства, в качестве главных устоев, которые
призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.
К основам КС можно отнести: демократизм, выражающийся в народном
суверенитете; разделение властей; идеологическом и политическом
многообразии; признание и гарантированность МСУ; правовое государство;
признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Дополнительные (свойственные не всем государствам) - федерализм,
суверенность, республиканская форма правления.
13. Содержание экономических основ общественного строя.
КЗС в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются разные формы
хозяйствования, экономическая деятельность различных субъектов: ФЛ
(граждан) и ЮЛ (организаций и общественных объединений), действующих на
базе частного, государственного, муниципального имущества, принадлежащего
этим лицам на законных основаниях.
Характеристика собственности:
1) Частная (священная и неприкосновенная) - собирательное понятие для
обозначения принадлежности средств производства частным (негосударственным
и непубличным) лицам, которые используют это имущество для достижения своих
интересов. В качестве частных лиц могут выступать граждане и юридические
лица. Отличие частной собственности от публичной состоит в направлении
использования имущества, составляющего предмет права собственности.
Публичная собственность имеет целью удовлетворение общественных интересов.
Ее субъектами выступают государственные и муниципальные образования.
Частную собственность необходимо отличать от вещей, входящих в состав
имущества предназначенного для предпринимательской деятельности. Имущество
не подлежит правовой регламентации, в то время как частная собственность,
как совокупность действий с имуществом частного лица, является объектом
соответствующих правоотношений.
2) Государственная (исключительная собственность государства, национальное
достояние) – экономическое отношение принадлежности имущества государству
(публично-правовому образованию), основной юридической формой которого
выступает право государственной собственности, т.е. такой разновидности
права собственности, в которой в качестве собственника выступает
государство как целое, поэтому его особенности обусловлены особенностями
участия государства как целого в гражданском обороте. Государство как
собственник отличается от обычных, частных собственников, во-первых,
наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему
принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок
осуществления принадлежащего ему права собственности; во-вторых,
осуществлением своего права собственности в публичных (общественных)
интересах
3) Муниципальная собственность - разновидность публичной собственности,
субъектами которой являются муниципальные образования. МС не является
разновидностью государственной собственности, а представляет собой
самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные
образования не являются государственными образованиями. Субъектами права МС
являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования
как целое, но не их органы, лишь осуществляющие те или иные правомочия
собственника в соответствии со своей компетенцией. Объектами МС могут
выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки,
предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые
помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного
назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства
производства и, а также предметы бытового, потребительского характера,
принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности, акции
приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в
банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные
ценности, а также различные памятники истории и культуры
Экономической основой общества становится рыночная экономика, для
нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить:
а) свободу экономической деятельности и б) свободное перемещение товаров,
услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического
пространства на всей территории страны. КЗС устанавливает юридическую
гарантию действия этих принципов, а также третьего основополагающего
принципа рыночной экономики - свободы конкуренции.
Роль государства в рыночной экономике сводится в к осуществлению двух
функций:
1) установлению правилами экономической игры, т.е. изданию законов,
определяющих правила поведения субъектов экономической, хозяйственной
деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих
отношений;
2) контроль за соблюдением установленных правил и защите всех возникающих в
соответствии с этими правилами отношений и их участников от любых
противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны.
В основе отношений производства, обмена и потребления благ лежит труд. Труд
свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Конституционно-правовые принципы руководства и управления экономикой: а)
использование национальных богатств в интересах всего населения; б)
государственное регулирование и планирование экономической жизни, с помощь
рычагов, делающих выгодным производство в отдельных отраслях и регионах; в)
недопущение монополизма, развитие честной конкуренции (закон Шермана,
1890); г) единство экономического пространства.
Финансовая система – госбюджет. Правительство распоряжается и контролирует.
Налоги – Парламент.
14. Политическая система и ее конституционно-правовое закрепление.
Власть принадлежит народу, который осуществляет ее через институты
демократии, государство, местное самоуправление, политические партии.
Политическая система это совокупность политических институтов, через
которые народ осуществляет свою власть.
1) Государство: демократическое, правовое, социальное, светское.
Демократическое государство – власть принадлежит народу. Правовое
государство (ст.20 Конституции Германии) – государство, в котором
законодательство конституционным строем, а исполнительная власть и
правосудие – правом и законом. Социальное государство – это государство,
которое осуществляет свою деятельность в интересах общества и каждого
конкретного человека. Светское государство – церковь отделена от
государства и запрет на вмешательство государства в дела церкви, а церкви –
в дела государства. Противоположность светскому – теократическое
государство, в котором власть принадлежит церковным иерархам (Ватикан).
Клерикальное государство – церковь оказывает существенное влияние на
деятельность государства (Иран, Польша).
2) Институты непосредственной демократии: избирательные право, процесс и
система.
4 принципа ИП: всеобщность, равное, прямые или косвенные выборы (в США –
двухступенчатая, а в Китае – трехступенчатая системы), тайное голосование.
Особенности избирательного процесса: в РФ выборы назначают, в США –
определен конкретный день выборов; в РФ избирателей регистрируют УИК, в ЗС
– избиратель сам должен зарегистрироваться.
ИС – мажоритарная (абсолютное большинство (50% + 1 голос),
квалифицированное большинство (3/4), относительное большинство) и
пропорциональная.
3) Местное самоуправление ЗС. 2 понятия: местное управление и местное
самоуправление. МУ – это деятельность государства, осуществляемая в
муниципальных образованиях через своих представителей. МСУ – это
деятельность населения осуществляемая в муниципальных образованиях по
решению вопросов местного значения, через не государственные органы –
органы МСУ. В зависимости от сочетания этих двух понятий существует 2
классические системы организации власти народа на местах: европейская и
американская.
4) Политические партии. В РФ нет классических политических партий и
политической системы – когда победившая на выборах партия формирует
Правительство и отвечает за его политику.
Политическая партия (от лат. pars – часть) – институт демократии,
выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии,
голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели
партии политические, главная – прийти к власти в стране.
15. Место и роль государства в политической системе ЗС.
#G0Политическая система общества - 1) (как комплексный конституционно-
правовой #M12291 820001460институт#S) совокупность норм, устанавливающих
конституционно-правовой статус государства как особого политического
образования, политических партий, #M12291 820002294общественных и
религиозных организаций#S и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных
субъектов; 2) (в материальном смысле) совокупность государственных и
общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется
политическая власть
Политические права и свободы - одна из групп #M12293 10 820001652
3668466737 1391091638 391530655 2506090722 1811347129 3936335217 2249773771
62138551конституционных прав#S и свобод #M12293 9 820000853 3917096693 77
4294967294 3160718104 4224782989 217114054 1435587087 2822граждан#S, наряду
с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми др.
правами. Дают #M12293 8 820000853 3917096693 77 4294967294 3160718104
4224782989 217114054 1435587087 2822гражданам#S возможность участвовать в
общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в
управлении обществом и государствам, #M12293 7 820001357 1472829945
1391091638 77 4294967294 4100123968 1791358627 4254862000
3936339311избирательное право#S (включая право голоса на референдуме),
право на политическое объединение (создание политических партий, движений и
присоединение к ним), свободу собраний и #M12293 6 820001893 3496029771
3154 688930 3532597013 1335699413 1568096581 77 1568096581манифестаций#S,
право петиций. Обладание политическими правами обычно строго связывается с
принадлежностью к #M12293 5 820000868 2590433990 2505771611 3936330843
1761918994 217114040 13 1468864322 862323800гражданству#S данного
государства.
#M12291 1901157Международный пакт о гражданских и политических правах#S,
который был открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря
1966 г. резолюцией 2200А XXI Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23
марта 1976 г. Согласно #M12293 4 1901157 1265885411 24573 2890801675
3763324373 2939343171 477755368 4294671825 2369210593ст.25 Пакта,#S каждый
гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации и без
необоснованных ограничений, право и возможность:
a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так
и через посредство свободно выбранных представителей;
b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,
производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном
голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной
службе.
#G0Гражданское общество - в теории #M12293 0 820001652 4016002200
1021507320 3862293637 3548211643 341732478 4 2959848808
2645373932конституционного права#S необходимый и рациональный способ
социальной жизни, основанный на праве и #M12291 820000971демократии#S;
общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный
#M12291 820000689выбор#S форм его экономического и политического бытия,
утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. ГО
контролирует государство, которое служит обществу. В результате длительного
развития сложилось современное понимание ГО как мира #M12291
820001467интересов#S, отношений и #M12291 820001460институтов#S,
призванного предотвращать такие формы государственной организации, при
которых внутренние #M12291 820001467интересы#S членов общества подменяются
#M12291 820001467интересами#S #M12291 820000810государственного аппарата#S.
Основными элементами ГО являются: разнообразие и равенство форм
собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое
многообразие и свобода #M12291 820001475информации#S, незыблемость прав и
свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В
последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ ГО в
качестве комплексного конституционно-правового #M12291 820001460института#S
- с тем, чтобы точнее соотнести средства государственного регулирования
жизни общества с его характерными признаками и специфической природой.
16. Политические партии в ЗС (классификация, партийные системы).
Политическая партия (от лат. pars – часть) – институт демократии,
выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии,
голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели
партии политические, главная – прийти к власти в стране.
Характерные черты партии:
1) Наличие собственной политической программы (идеология, установление
конкретного пути и методов решения социальных проблем, переустройства
общества).
2) Осуществление организационной деятельности по выдвижению из своего числа
специалистов по организации предвыборных кампаний, продвижению своих членов
в органы государственной власти.
3) Правящая партия (победившая на выборах) принимает на себя
ответственность за управление страной, оппозиционная партия подвергает
постоянной критике политику правящей партии.
Классификация политических партий за рубежом: социальная, политическая или
организационная.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|