МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство и проблемы монополий

    эффективности (т. е. который был бы в условиях совершенной конкуренции)

    (рис. 2.2.2).

    P

    LMC

    A

    LAC

    C

    M

    D

    Qm

    Qk Q

    MR

    Рис. 2.2.2 - Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия

    Естественная монополия выбрала бы объем производства QM и

    соответствующую ему цену PM. Экономическая прибыль составила бы площадь

    прямоугольника PMABC, а величина ущерба от существования монополии -

    площадь фигуры AME.

    Регулирующий орган должен был бы установить цену на уровне предельных

    затрат (PK), что привело бы к росту объема производства до уровня, который

    имел бы место в условиях совершенной конкуренции (QK). Поскольку цена

    установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска

    предельным, предприятие получает только нормальную прибыль. Вследствие

    роста объемов производства до конкурентного уровня исчезает и ущерб от

    существования монополии.

    Рассмотренный случай, когда мощности предприятия точно соответствуют

    объему спроса, максимально упрощен. Чаще спрос на продукцию естественного

    монополиста пересекает линию средних затрат слева от точки минимума

    последней (рис. 3.2.2). При эффективном объеме производства (QK) средние

    затраты оказываются выше предельных и применение принципа ценообразования

    по предельным затратам приводит к возникновению убытков (L), равных площади

    прямоугольника PKEGH.

    P

    PAC

    G LAC

    H

    LMC

    PMC = PK

    E D

    QAC QK

    Q

    Рис. 3.2.2 - Ценообразование по предельным и средним затратам

    В рамках линейного ценообразования цены можно зафиксировать на уровне

    средних затрат (PAC). В этом случае предприятие не получает ни

    экономической прибыли, ни убытков, но объем производства (QAC) ниже

    эффективного (QK).

    Цены Рамсея. Несколько отличный от рассмотренных выше подход к

    определению "идеальных" цен на продукцию естественных монополистов был

    предложен Ф. Рамсеем5 в 1927 г. Разработанный им принцип ценообразования

    имеет ключевое значение также при нахождении оптимальных ставок потоварных

    налогов и в современной макроэкономической теории. Здесь мы ограничимся

    только описанием возможного применения ценообразования по Рамсею в случае

    многопродуктовой естественной монополии, когда линейное ценообразование по

    предельным затратам ведет к убыткам предприятия.

    Ценами Рамсея называются линейные цены, минимизирующие чистые потери

    общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим

    затратам. Отклонение от ценообразования по предельным затратам неизбежно

    приводит к появлению чистых потерь, но цены Рамсея позволяют их

    минимизировать, не прибегая при этом к дотациям со стороны государства.

    Пусть естественная монополия производит два товара (X и Y), и ее функция

    общих затрат имеет вид

    TC = 150 + 10QX + 10QY

    Функции спроса на X и Y представлены следующими уравнениями:

    D

    QX = 50 – PX

    D

    QY = 60 – 2PY

    Для упрощения мы предположим, что предельные затраты на производство X и

    Y равны между собой (MCX = MCY = 10), а сами товары X и Y являются

    независимыми в потреблении (спрос на X не зависит от цены Y, спрос на Y не

    связан с ценой X).

    При применении принципа ценообразования по предельным затратам цены на X

    и Y будут равны 10 ден. ед., объем спроса составит 40 ед. (рис. 4.2.2).

    Выручка от реализации продуктов подрывает только переменные затраты, убытки

    предприятия равны величине постоянных затрат (150 ден. ед.).

    P

    12 D

    10 B A

    C E

    DX DY

    36 38 40

    Q

    Рис. 4.2.2 - Пропорциональное увеличение цен и чистые потери общества

    Что произойдет, если цены на X и Y будут увеличены в равной пропорции,

    так, чтобы предприятие не имело ни прибыли, ни убытков? Общие затраты

    должны быть равны общей выручке (ТС = TR), и, кроме того, цены должны быть

    равны между собой (PX = PY):

    ТС = TR ,

    150 + 10QX + 10QY = PX·QX + PX·QY.

    Сделаем необходимые подстановки и решим это уравнение. Получаем, что PX

    = PY = 12 ден. ед., объем спроса на X составит 38 ед., на Y - 36 ед.

    Чистые потери общества в случае пропорционального увеличения цен

    составят: для товара X - площадь треугольника ABC, для товара Y - площадь

    треугольника ADE; в абсолютном выражении они будут равны 6 ден. ед.

    Очевидно, что вклад продуктов в покрытие постоянных затрат предприятия

    различается из-за разной эластичности спроса.

    Условие минимума чистых общественных потерь (правило Рамсея) гласит, что

    увеличение цен должно быть обратно пропорционально эластичностям спроса на

    товары:

    Px – MCx / Px = ? / ex,

    (1.2.2)

    где PX - цена товара X;

    MCX- предельные затраты на производство X;

    eX - эластичность спроса на товар Xпо его цене;

    ? - константа.

    Найдем цены Рамсея для нашего примера, воспользовавшись одним из

    следствий правила Рамсея: выпуск всех товаров по сравнению с объемами

    производства, при которых цена каждого товара равна предельным затратам на

    его производство, должен быть сокращен в одной и той же пропорции.

    Поскольку в нашем примере объемы производства при ценообразовании по

    предельным затратам были одинаковыми (40 ед.), равнопропорциональное их

    снижение приведет к тому, что и при использовании цен Рамсея QX = QY. В

    совокупности с условием безубыточности работы предприятия (равенства общей

    работы общим затратам) это позволяет найти новые объемы выпуска и цены

    Рамсея (PR):

    Qx = QY ? 37.3.,

    PX = 12.7 ден. ед.,

    PY = 11.3 ден. ед.

    Эластичности спроса по цене для товаров X и Y будут равны -0.34 и -0.61

    соответственно.

    На рис. 5.2.2 показаны чистые потери общества при применении цен Рамсея.

    Они составят площадь треугольника AFH для продукта X и площадь треугольника

    AGH для продукта Y. В абсолютном выражении сумма чистых потерь общества

    будет равна 5.4 ден. ед., что меньше, чем при пропорциональном увеличении

    цен (6 ден. ед.).

    P

    F

    12.7

    11.3 G

    A

    10 H

    DY

    DX

    37.3

    40 Q

    Рис. 5.2.2 - Цены Рамсея и чистые потери общества.

    Наиболее простой случай нелинейного ценообразования - установление

    двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции

    естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется

    на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть

    возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее

    число потребителей: MC + L/N.

    Приведенная формула представляет пример недискриминационного

    двуставочного тарифа. Однако с точки зрения достижения максимально

    возможной эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос

    потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной

    платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей

    она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще

    отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей,

    готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка,

    эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной

    платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности

    платить.

    Приведем пример с введением двуставочного тарифа на услуги телефонной

    связи. Эффективность будет максимальной, если одна часть тарифа будет равна

    предельным затратам на предоставление 1 минуты (часа) телефонной связи, а

    вторая часть, покрывающая постоянные затраты телефонной компании, будет

    фиксированной для разных групп потребителей (для пенсионеров, например, она

    будет ниже, чем для остальных категорий пользователей; для индивидуальных

    абонентов ниже, чем для организаций). При этом, конечно же, должно быть

    исключено перекрестное субсидирование, не связанное с различиями между

    абонентами по их способности платить.

    Косвенное регулирование цен. Регулирование нормы доходности. Во многих

    странах (в частности, в США и Великобритании) распространена процедура

    косвенного регулирования цен естественных монополий через установление

    нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие. Исходная

    предпосылка такова: капитал, инвестированный в фирму - естественную

    монополию, должен приносить по крайней мере такую же отдачу, как в среднем

    по экономике. Кроме того, норма доходности должна быть достаточна для

    привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Также она должна

    соответствовать уровню риска инвестирования средств в компанию. Норма

    доходности определяется по следующей формуле:

    RR = (TR – TC) / IC,

    (2.2.2)

    где RR - норма доходности;

    TR - общая выручка;

    TC - общие затраты;

    IC - инвестированный капитал.

    Поскольку в конечном счете через установление нормы доходности

    регулируется цена выпускаемой продукции, перепишем эту формулу следующим

    образом:

    RR = (PQ – AC*Q) / IC,

    (3.2.2)

    P = (IC * RR) / Q + AC,

    (4.2.2)

    Рассмотрим более подробно основные элементы этой формулы и их влияние на

    цену.

    Норма доходности применяется регулирующим органом к величине

    инвестированного капитала. В этой связи возникает вопрос, как оценивать

    инвестированный капитал - по рыночной или по бухгалтерской (первоначальной)

    ценности активов. Если предприятие не акционировано или не существует рынка

    его акций, на котором определяется рыночная капитализация (стоимость

    предприятия), истинная рыночная ценность фирмы неизвестна. Она подменяется

    некими приближенными расчетами рыночной ценности отдельных видов активов,

    которые должны проводиться достаточно регулярно. Подобные переоценки

    ценности части активов - процесс достаточно произвольный, на который

    предприятия могут активно влиять. Соответственно они получают возможность

    воздействовать на цену продукции, а через нее и на величину прибыли. По

    этой причине в развитых странах для целей установления нормы доходности

    естественных монополий используются бухгалтерская (первоначальная за

    минусом износа) ценность основных средств и ценность оборотных активов. В

    какой-то степени подобный подход стимулирует избыточные инвестиции

    естественных монополий - из формулы видно, что чем выше величина

    инвестированного капитала, тем больше может быть цена продукции и прибыль

    компании.

    Ключевую роль при определении цены играет уровень общих затрат.

    Включение их в формулу сводит ценовую политику предприятия к методу

    "затраты плюс". Естественно, что фирмы будут стремиться завысить свои

    затраты. Благодаря государственной защите от конкуренции у естественных

    монополистов нет стимулов для повышения эффективности функционирования

    предприятия, включая снижение уровня затрат. Таким образом, предприятие

    может получить прибыль при любом уровне затрат. Для получения более точной

    информации о затратах, необходимых для производства товаров или оказания

    услуг в условиях естественной монополии, органам регулирования нужно либо

    самим проводить аудит и анализ затрат предприятия, либо, что

    предпочтительнее, нанимать для этих целей независимые аудиторско -

    консультационные фирмы. Но даже проведение независимой оценки не даст

    точной информации о затратах по целому ряду причин.

    1. Предприятия - естественные монополисты, как уже указывалось, обычно

    работают и на смежных рынках. В результате возникает проблема адекватного

    распределения косвенных затрат, решить которую до конца не представляется

    возможным - не существует единственного верного и точного способа

    распределения косвенных затрат.

    Если имеется потенциально конкурентный рынок, близкий по технологическим

    признакам к естественной монополии, предприятие-монополист будет стремиться

    остаться единственным поставщиком на этом рынке, получая высокие прибыли.

    Примерами могут быть монопольное положение "Газпрома" в добыче и

    транспортировке газа и доминирующее положение предприятий МПС на рынке

    железнодорожных перевозок. Но, привлеченные высоким уровнем прибыли, на

    этот рынок будут стремиться войти новые фирмы. Естественные монополии

    пытаются противодействовать им, ссылаясь на интегрированность отрасли и

    технологические взаимосвязи, а также на то, что имеет место определенное

    перекрестное субсидирование производства продукции на монопольном рынке за

    счет прибылей потенциально конкурентного рынка. Железные дороги, например,

    ссылаются на необходимость увеличения тарифов на перевозки, если рынок

    обслуживания пассажиров и грузов будет открыт для сторонних фирм. Это и

    один из аргументов за сохранение государственной собственности на

    высокоприбыльные объекты потенциально конкурентного рынка (например,

    сохранение вокзалов в структуре МПС и соответственно в государственной

    собственности). На деле такого рода "забота" о потребителях на монопольном

    рынке - лишь стремление сохранить свои "империи" и не допустить

    конкуренции.

    2. Цены на приобретаемые естественной монополией ресурсы постоянно

    меняются, что приводит к непредсказуемому изменению уровня затрат.

    Подведем итоги. Регулирование нормы доходности предполагает, что

    предприятие увеличит цены, только если возрастут затраты и соответственно

    потребуется более высокая выручка для получения прежней доходности на

    капитал. Даже если опустить очевидные трудности, связанные с оценкой

    величины инвестированного капитала и уровня затрат, регулирование

    естественных монополистов путем фиксации нормы доходности имеет очевидный

    недостаток - у компаний отсутствуют стимулы для повышения эффективности

    своей работы, ведь при увеличении затрат можно просто поднять цену.

    Регулирование предела повышения цен. Установление пределов повышения цен

    было предложено С. Литтлчайлдом и впервые применено для контроля цен

    компании "British Telecom", приватизированной в 1984 г.

    Было предложено ограничить повышение тарифов, которые взимались "British

    Telecom" на тех сегментах рынка (аренда проводных линий связи и местные

    телефонные переговоры), где она еще сохраняла существенную монопольную

    власть после приватизации. Стоимость данного набора услуг должна была

    ежегодно снижаться в реальном выражении на определенную величину. Иными

    словами, формула предела относительного повышения цен имела вид:

    ?P = ?PR - X,

    (5.2.2)

    где ?P - предел относительного повышения цен;

    ?PR- относительный прирост розничных цен;

    Х - планируемое органом регулирования относительное снижение уровня цен

    в реальном выражении.

    По мнению авторов этого подхода к регулированию цен, указанная формула

    должна была обеспечить защиту потребителей от повышения цен в реальном

    выражении, стимулировать компанию повышать свою эффективность и снижать

    издержки. Кроме того, предполагалось, что регулирование цен, согласно этой

    формуле, значительно упрощается по сравнению с ограничением нормы

    доходности, поскольку не требует оценки затрат и величины инвестированного

    капитала. Предел повышения цен не связан с изменениями прибыли регулируемой

    компании, хотя безусловно подразумевает определение исходной величины

    прибыли в момент установления первоначальных цен при введении регулирования

    и при их пересмотре в последующем.

    Второй компанией, для которой были введены пределы повышения цен, стала

    приватизированная в 1986 г. "British Gas". Формула для расчета предела

    повышения цен была несколько откорректирована. Формулу определения предела

    повышения цен для "British Gas" можно записать в следующем виде:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.