МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство и проблемы монополий

    правило "большого пальца" при ценообразовании. С помощью уравнения (9.2.1)

    можно рассчитать цену как простую накидку над предельными издержками:

    [pic],

    (9.2.1)

    Данное уравнение представляет собой универсальное правило

    ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что

    Еd является коэффициентом эластичности спроса для фирмы, а не рыночного

    спроса.

    Труднее определить эластичность спроса для фирмы, чем для рынка, потому

    что фирма должна принять в расчет реакцию своих конкурентов на изменение

    цены. В основном руководитель должен рассчитать процентное изменение в

    сбыте продукции фирмы, которое, вероятно, произойдет от изменения фирмой

    цены на 1%. Этот расчет может основываться на математической модели или же

    на интуиции и опыте руководителя.

    Рассчитав эластичность спроса для фирмы, руководитель может определить

    соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная

    накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая

    монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная

    накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).

    Рис. 1.2.1 иллюстрирует эти два крайних случая.

    Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие

    незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в

    способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина,

    на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна

    эластичности спроса для фирмы). Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем

    большей монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной

    монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы.

    Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд

    универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как

    другие - с менее эластичной кривой спроса.

    Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор

    заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет

    по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому

    эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти.

    Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не

    сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из

    фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается

    во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или

    три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если

    соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма

    старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех

    факторов, определяющих монопольную власть.

    Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее

    кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень

    монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного

    спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом.

    Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для

    эластичности спроса каждой фирмы

    Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее

    монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При

    прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по

    мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют

    между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от

    уменьшения объема реализации.

    Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так

    называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на

    рынкеПоложение, когда только несколько фирм захватывают большую часть

    рынка, называется концентрацией рынка.

    Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего

    несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не

    проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную

    власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии

    является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие,

    которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

    Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К

    примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для

    производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок

    других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия

    патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же

    направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу

    книги, музыкального произведения, программного обеспечения. Наконец, эффект

    масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде

    случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой

    ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее

    эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной

    монополией.

    Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной

    власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Здесь просто надо

    подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть

    меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они

    сотрудничают.

    Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее

    деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в

    поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно,

    должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может

    быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с

    нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период,

    но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или

    потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает

    конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная

    прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая

    тем самым монопольную власть на долговременном этапе.

    На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная

    власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как

    монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов

    производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и

    увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть

    благосостояние общества в целом?

    $/Q

    Pn

    MC

    А

    В

    Pc

    С

    AR

    MR

    Qm

    Qc Q

    Рис 2.2.1 - Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

    Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и

    производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы

    предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у

    монополиста одинаковые кривые издержек). Рис.2.2.1 показывает кривые

    среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста.

    Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства,

    при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и

    объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена

    должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество

    продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода

    (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь

    посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC

    и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

    При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за

    более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть

    излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут

    купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек

    в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря

    потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает

    прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой

    цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую

    собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC

    - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А -

    С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы

    получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от

    монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и

    перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет

    достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях

    свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки

    такой неэффективности.

    Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной

    власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма

    может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно,

    чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть

    связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими

    попытками избежать правительственного контроля над ценами и

    антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании

    неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы

    убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на

    монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно

    связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е.

    прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть

    излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем

    больше общественные издержки монополии[16].

    1.3 Монополия и конкуренция

    Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы

    друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а

    конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

    Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией.

    Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены

    монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого

    большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других

    бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то

    предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей

    цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает

    конкуренцию, а конкуренция – монополию.

    В современных условиях крупные капиталистические объединения не

    уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет

    соперничество.

    Имеется значительное число предприятий, которые не входят в

    монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В

    каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании,

    приникающие на внутренний рынок.

    Конкуренция (лат. “конкурро” - сталкиваться) – соперничество между

    участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и

    продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными

    условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его

    полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими

    товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за

    выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного

    хозяйства. Конкуренция – это война “против всех”.

    На Западе различают совершенную конкуренцию (при которой никто из

    соперников не в состоянии влиять на рыночную цену). Рынок свободной

    конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой.

    Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим

    покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных

    производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна

    фирма не может оказать заметного влияния на рыночную цену, но должна

    соглашаться с ценой, принимать ее как заданный параметр.

    Несовершенная конкуренция (когда лишь несколько крупных фирм – обычно

    четыре в основном производят определенный товар). Монополии имеют большее

    влияние на рыночную цену, чем все конкуренты.

    Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не

    выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве

    рынков большая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм.

    Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть

    рыночного предложения.

    Несовершенную конкуренцию делят на три основных типа: монополистическая

    конкуренция, олигополия, монополия.

    В развиты капиталистических странах и развивающихся странах, достигших

    значительного индустриального уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и

    другие) имеет место внутриотраслевая конкуренция между монополиями,

    производящими однородные продукции. В такую борьбу ввязываются сильные

    иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии,

    особенно при распределении прибыли. Особым фронтом столкновений является

    соперничество монополий с немонополизированными предприятиями (которые

    получили название “аутсайдеры”). Аутсайдеры не могут на равных бороться с

    крупными объединениями за более выгодные условия изготовления и реализации

    товаров.

    Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной

    монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто

    реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество

    между монополиями, так и конкуренция между последними и

    немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых

    цен.

    Внутриотраслевое противоборство развертывается и между

    немонополизированными фирмами, в том числе между массой мелких

    собственников.

    Соперничество небольших фирм возможно в виде традиционной свободной

    (или совершенной) конкуренции. Однако конкуренция между аутсайдерами в

    развитых странах охватывает лишь незначительную долю народного хозяйства

    удельный вес немонополизированного сектора в общем выпуске продукции

    сравнительно невелик. Поэтому соперничество здесь оказывает ограниченное

    влияние на совершенствование производства продукции.

    Между крупными объединениями ведется межотраслевая конкуренция, в

    результате которой капитал переходит из менее доходных видов производства в

    более прибыльные. Крупный капитал стремится укрепить свое положение в

    экономике путем захвата позиций в других подразделениях хозяйства. В

    результате усиливается межотраслевая конкуренция и подрывает позиции

    монополий старожилов, а установленные ими высокие цены несколько снижаются.

    Конкуренция между монополиями порождает обостренные формы

    противоборства. Так монополистические объединения могут лишить противников

    сырья, рынков сбыта, кредитов и т.д. Нередко применяются и недозволенные

    приемы (вплоть до применения динамита, физической расправы, с помощью

    гангстеров). Все больше используются внерыночные формы борьбы:

    переманивание специалистов, финансовые махинации, борьба за

    правительственные заказы, промышленный шпионаж и многое другое.

    В современное время широко распространена неценовая конкуренция.

    Неценовая конкуренция. В странах Запада государство вмешивается в

    хозяйственную деятельность монополий. Оно устанавливает контроль за ценами,

    чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в

    высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация.

    Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами

    производства, входом и выходом из отраслей. Они способствуют выполнению

    антимонопольного законодательства.

    В результате в экономике преобладают олигополии (греч. олигос-

    немногий, полео – продаю), т.е. основная масса товаров сосредоточена у

    нескольких фирм. Например: автомобильная промышленность США, где 3 гиганта

    – “Дженерал моторс”, “Форд” и “Крайслер” производят свыше 90% всей

    продукции.

    . Таблица 1.3.1 - Конкуренция и монополия

    |Параметры состояния рынка|Конкуренция |Монополия |

    |Число продавцов |Много |Один |

    |Барьеры входа и выхода из|Нет |Есть (нет вхождения) |

    |рынка | | |

    |Участие товаровладельцев |Нет |Полный контроль |

    |в контроле над ценами | | |

    Таким образом, монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи

    с конкуренцией. Это подтверждается тем, что существуют два типа рынка:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.