МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство и проблемы монополий

    совершенная и несовершенная конкуренция. Третьим типом несовершенной

    конкуренции и, как показано в таблице 1.3.1, противоположным первому

    является монополия.

    2.Государственное вмешательство в деятельность монополии

    2.1 Антитрестовская политика

    Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является

    единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики.

    Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение

    монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда

    монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые

    формы конкурентной борьбы [9] .

    Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть

    может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли

    отраслевого производства (концентрация и централизация производства и

    капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен,

    создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет

    до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и

    транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только

    могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и

    новая функция у государства - антимонопольная деятельность. И чтобы

    поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было

    разработано антимонопольное законодательство. Скрытая в монополизме угроза

    свободному предпринимательству приводит к деформации нормальных рыночных

    отношений, что идет вразрез с общественными интересами и вызывает

    обеспокоенность государственных органов.

    С конца ХIХ века, с момента появления монополий общество пыталось

    взять под контроль их деятельность, поскольку реально ощутило отрицательные

    результаты монополизации. Вследствие этого и возникли законы, направленные

    на ограничение возможностей проявления монополизма. Сущность этих законов

    состоит в поддержании эффективно функционирующей рыночной экономики,

    упреждающей или пресекающей любые проявления монополизма. Такая

    деятельность включает в себя создание антимонопольной законодательной базы

    и основанных на ней нормативных актов, предусматривающих комплексные

    мероприятия, направленные на контроль и, по возможности, предотвращение

    процессов монополизации. Практически во всех развитых странах

    антимонопольная деятельность государства сосредотачивается на двух основных

    направлениях. Первое направление объединяет средства воздействия на

    рыночную среду, в которой действуют монополисты, не затрагивая их самих.

    Это так называемые превентивные, упреждающие антимонопольные средства,

    включающие снижение таможенных налогов, отмену количественных ограничений

    (квот), ликвидацию иных барьеров, препятствующих поступлению на внутренний

    рынок иностранной продукции, стимулирование диверсификации и многие другие

    приемы.

    Второе направление антимонопольной деятельности государства представляет

    совокупность приемов и методов непосредственного воздействия на монополию,

    а именно: применение штрафных санкций, жесткий контроль за процессами

    объединения и поглощения предприятий, в крайних случаях возможно также

    разукрупнение монополий. Антитрестовская политика представляет собой

    попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для

    возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение

    такого экономического регулирования необходимо для:

    1)обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и

    регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для

    кредиторов и новых инвесторов);

    2)определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и

    эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

    3)стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости,

    улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

    4)создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения

    открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

    Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а

    пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где

    поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения

    выгоднее второго [9] . Таким образом, антимонопольная политика представляет

    собой инструмент административного регулирования экономики, с целью

    предотвращения нарушений экономического равновесия или социально

    нежелательных изменений, ее основными моментами является:

    - охрана и поощрение конкуренции; > контроль над фирмами, занимающими

    господствующее положение на рынке;

    - контроль над ценами;

    - защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса [10]

    .

    Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство

    США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на " трех

    китах ", трех основных законодательных актах:

    Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация

    торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о

    ценах.

    Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в

    области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда,

    когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды

    слияний, переплетающиеся директораты и др.

    Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую

    практику в области торговли: " ножницы цен ", ценовая дискриминация и др.

    Основные инструменты антимонопольного регулирования направлены на

    выходные параметры деятельности компаний регулируемых отраслей. Основным

    таким параметром являются цены. Наиболее распространенный метод их

    регулирования состоит в том, что цены на товары и услуги, поставляемые

    корпорациями, находящимися преимущественно в частной собственности,

    устанавливаются государственными органами. Наибольшее распространение

    такая практика получила в производстве и распределении электроэнергии,

    телефонной связи, авиационном, железнодорожном транспорте, в грузовых

    автомобильных перевозках.

    Существует несколько способов установки цен. В общих чертах проведём

    наиболее распространённые из них. При включении отрасли в состав

    регулируемых уровень цен продукции действующих в ней компаний определяется

    необходимостью обеспечения каждой из них дохода, полученного в неком

    базовом, или «пробном», году. Сведения о доходе черпаются из бухгалтерской

    отчетности фирмы, которая тщательно проверяется.

    В качестве основной составляющей дохода регулируемой компании выступают

    средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и

    реализации продукции, амортизацию материальных носителей основного

    капитала, суммы выплачиваемые фирмой в виде налогов. Доход должен также

    включать так называемую дополнительную прибыль, размер которой определяется

    на основе нормы.

    Масса прибыли исчисляется умножением ее нормы на так называемую базу,

    включающую неамортизированную часть инвестиций компании в регулируемый

    бизнес. После того как требования к уровню дохода компании определены,

    государственное агентство, регулирующее данную отрасль, устанавливает

    цены, тарифы на товары и услуги, которые должны обеспечить одобренный

    государством уровень дохода.

    Еще один способ ценообразования в регулируемых отраслях – установление

    цен на базе ранее существовавших издержек производства. Он применялся в

    военные годы преимущественно для контроля цен на нефтепродукты. Широкого

    распространения этот способ не получил, потому, что его суть заключается в

    поддержании цен или их потолка на том уровне, на котором они держались на

    определенную дату в прошлом.

    Государственные регулирующие органы периодически пересматривают

    «потолки» цен по мере появления новых видов продукции, изменений в спросе и

    общеэкономических условиях.

    Использование методов государственного ценообразования в регулируемых

    отраслях сопровождается периодическим возобновлением конкурсов за право

    доступа в них. В этих конкурсах помимо фирмы, которая уже осуществляет

    регулируемый бизнес, участвуют и компании, стремящиеся занять ее место в

    отрасли.

    Отказав ранее укоренившейся в регулируемой отрасли фирме в продлении

    лицензии, уполномоченное государственное агентство может предотвратить

    таким образом монополистическую практику и необоснованное взвинчивание цен.

    На практике такое лицензирование не смогло стать достойной заменой

    регулирования уровня цен. Реализация такой практики сопряжена с длительными

    слушаниями, а принимаемые решения зачастую обвинялись в их неоправданности

    или противоречии интересам отдельных заинтересованных социальных групп и

    категорий.

    Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без

    государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой

    ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим

    монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика.

    Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы

    регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не

    затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать

    монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению

    таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного

    климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры

    непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые

    санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до

    раздела компании на части . Антимонопольное регулирование не ограничивается

    какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

    Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса,

    возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала,

    в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.

    Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из

    них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий,

    возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено

    антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью

    является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения

    условий конкуренции.

    Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и на

    специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное

    законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано

    поощрять процесс концентрации производства и образования крупных

    корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и

    условиями конкуренции на мировых рынках.

    В 80-е годы в антимонопольной политике многих стран мира произошло

    существенное изменение акцентов: приоритетным направлением стала защита

    потребителей. Больше внимания стало уделяться проблемам роста эффективности

    и динамики потребительских цен.

    Сложился взгляд, что важны не уровень рыночной концентрации и не

    масштабы корпорации самой по себе, а последствия монополизации отрасли для

    потребителей. Было осознано, что далеко не всегда появление многих более

    мелки фирм – благо для потребителей. Изменились и критерии для запрета

    слияний и поглощений в отраслях: государства стали более терпимыми в

    отношении этого явления среди крупных корпорациях.

    Кредитовавшие тресты крупнейшие банки США располагались на небольшой нью-

    йорской улице – Уолл-стрит, ставшей деловым центром станы. В Соединенных

    Штатах установилось фактическое господство финансовой олигархии.

    Добиваясь удовлетворения своих интересов, тресты и банки подкупали

    членов правительства, чиновников, судей, проводили послушных им кандидатов

    на выборные должности. Хозяева банков и трестов сами стали занимать многие

    высшие должности в стране. Угодные им должностные лица получали крупные

    пакеты акций, посты в руководстве трестами и банками. Так финансовая

    олигархия срасталась с государственным аппаратом.

    2.2 Экономическое регулирование деятельности естественных монополий.

    В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя

    иметь в доме два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько

    линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т. д.

    В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит

    естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к

    ним прямое или косвенное регулирование.

    При совершенной конкуренции Р = МС; такая цена (Рb) оптимальна с точки

    зрения общества, так как обеспечивает наиболее эффективное распределение

    ресурсов (рис. 1.2.2).

    [pic]

    Рис. 1.2.2 - Регулируемая естественная монополия

    Однако при такой цене у ряда производителей производство может оказаться

    убыточным. Поскольку у разных производителей различны издержки, то и цены

    тоже были бы разными.

    В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя,

    который может завышать цену под самыми различными (реальными или

    надуманными) предлогами до уровня Рс. Поскольку государство стремится

    умерить "аппетит" естественных монополий, оно устанавливает равную для всех

    цену на уровне средних издержек (Ра).

    Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в

    сравнении с оптимальным случаем (Qa< Qb), потребители получают все же

    больше в сравнении со случаем нерегулируемой естественной монополии (Qa >

    Qc).

    Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, называют "ценой,

    обеспечивающей справедливую прибыль". За соблюдением "справедливости"

    следят в США многочисленные федеральные регулирующие комиссии (по торговле

    между штатами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их деятельность

    давно служит излюбленным объектом критики для представителей классического

    либерализма.

    Организация комиссий, направленных против монополий, таит в себе

    элементы монополизма. Ответственными работниками этих комиссий становятся

    представители компаний-монополистов, которые, конечно, стремятся

    контролировать самих себя на самых выгодных условиях.

    Часто крупные фирмы выступают инициаторами внедрения государственного

    регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем самым

    надежную защиту от конкурентов и потребителей. Подобное "регулирование"

    саркастически называют "легальным картелем", который защищен

    государственной властью.

    Политика дерегулирования 70—90-х гг. в ряде случаев привела к разрушению

    таких "легальных картелей" и снижению потребительских цен.

    Для регулирования естественных монополий могут быть использованы

    различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы:

    1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных

    монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов на

    практике может основываться на множестве соображений, таких как, например,

    забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное

    субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. П Мы не

    будем рассматривать практику регулирования цен, поскольку она в большой

    степени зависит от неэкономических факторов, а ее процедуры нелегко

    формализовать. Нас будет интересовать так называемое идеальное

    ценообразование; слово "идеальное" здесь означает рассмотрение

    ценообразования только с точки зрения экономической эффективности и в

    предположении, что деятельность фирмы - естественного монополиста

    осуществляется исключительно в общественных интересах и что ее функция

    затрат известна.

    2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин

    прибыли

    или доходности. Ниже мы сравним два основных метода косвенного

    регулирования цен: введение пределов повышения цен и фиксацию нормы

    доходности.

    3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на

    производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.

    Как правило, речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме

    право стать естественным монополистом в определенной сфере.

    Прямое установление цен:

    Задача ценообразования на продукцию естественных монополий - установить

    цены, которые:

    - гарантировали бы производство и потребление продукции в экономически

    эффективном объеме, т. е. в том, который был бы при совершенной

    конкуренции;

    - обеспечивали бы самофинансирование предприятия.

    С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить

    на линейные (одинаковая цена на все единицы продукции, расходы потребителя

    можно рассматривать как линейную функцию от цены и объема покупки) и

    нелинейные (фирма взимает фиксированную плату, не зависящую от объема

    покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции; потребительские

    расходы становятся функцией вида F + P · Q).

    Линейное ценообразование. Предположим, кривая спроса (D) пересекает

    линию средних затрат (LAC) в точке минимума последней, т. е. мощности

    предприятия обеспечивают наличие возрастающей отдачи от масштаба для всего

    объема продукции, который следовало бы производить для достижения

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.