МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство и проблемы монополий

    произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками

    объединения финансовый контроль.

    Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и

    захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику

    развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного

    производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности

    только до определенных пор.

    Объективной основой монополизма является доминирующее положение

    хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее

    влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по

    сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок

    другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность

    монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать

    монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо,

    чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут

    манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение

    выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет

    собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает

    монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем

    ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках

    существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на

    рынок любого нового продавца. Фирма обладающая монопольной властью проводит

    политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным

    группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна

    уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность

    спроса у разных потребителей, умело отделять “дешевый” рынок от

    “дорогого”[7,ст.726].

    1.2 Монопольная власть и издержки общества.

    Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она

    имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя

    количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист

    может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких

    заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы

    обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией.

    Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена

    вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у

    монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества

    предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на

    продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой

    рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между

    монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что

    монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный

    продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является

    фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не

    принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного

    продавца она не является ценополучателем.

    Монополия в чистом виде - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на

    которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Почему же на рынке

    нескольких фирм каждая из них сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон

    вниз, и тем не менее будет производить продукцию так, чтобы цена превышала

    предельные издержки?

    В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить

    монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой? Во-

    вторых, каковы источники монопольной власти и почему у ряда фирм

    монопольная власть больше, чем у других?

    Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении

    реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок

    приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм

    в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется

    от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем

    в большей степени рынок становится несовершенным.

    Результатом осуществления монопольной власти фирм служит полученная ею

    прибыли. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния.

    Большинство специальных показателей монопольной власти так или иначе

    связаны с показателем прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности

    капитала, используемого фирмой.

    При определении доходности на капитал фирмы возникает ряд как

    теоретических, так и практических проблем. Основной концептуальной

    проблемой является разграничение бухгалтерской и экономической прибыли.

    Нормальная прибыль является альтернативной ценностью собственных ресурсов

    фирмы. Для акционерного общества важнейшим собственным ресурсом служит

    собственный, то есть акционерный капитал. Нормальная прибыль в этом случае

    равна максимальному доходу, который могли бы получить акционеры фирмы,

    инвестировав свои деньги иным образом, но в проекты с тем же уровнем риска.

    Считая, что в экономике существуют проекты с нулевым уровнем риска -

    вложения денег в государственные ценные бумаги, - идентификация

    альтернативной ценности собственного капитала акционерного общества

    сводится к определению того, насколько доходность инвестирования в

    конкретный проект должна превышать доходность вложений в государственные

    ценные бумаги в качестве вознаграждения за риск.

    В мировой практике требуемая норма доходности на собственный капитал

    служит эквивалентом нормальной прибыли.

    Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или

    величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными

    издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры

    используют следующие показатели:

    - норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна),

    - коэффициент Лернера,

    - коэффициент Тобина

    - коэффициент Папандреу.

    1. Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли) показывает

    экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного

    капитала. Определяется следующим образом:

    Коэффициент Бейна = (Бухгалтерская прибыль – Нормальная прибыль) /

    Собственный капитал фирмы,

    (1.2.1)

    В условиях конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового

    рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для

    различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-

    либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования

    является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют

    причины по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в

    долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы

    определенной рыночной власти.

    2. Коэффициент Лернера. Коэффициент Лернера как показатель степени

    конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом

    нормы доходности. Мы знаем, что при условии максимизации прибыли цена и

    предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса

    по цене:

    L = P – MC / P = 1 / Ed,

    (2.2.1.)

    где МС - предельные издержки,

    Еd - ценовая эластичность спроса.

    Коффициент Лернера принимает значения от нуля (на рынке совершенной

    конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными

    издержками). Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и

    дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции.

    Сложность вычисления коффициента Лернера связана с тем, что информацию о

    предельных издержках довольно сложно получить. В эмпирических исследованиях

    часто используется такая формула для определения предельных издержек на

    основе данных о средних переменных затратах:

    MC = AVC + (r + d)*K/Q,

    (3.2.1)

    где AVC - средние переменные издержки,

    r - нормальная норма прибыли,

    d - норма амортизации

    К - величина капитальных активов

    Q - объем выпуска.

    Однако прямое использование средних переменных издержек вместо

    предельных для определения значения коэффициента Лернера ведет к довольно

    существенным ошибкам. Отклонение величины от коэффициента Лернера тем выше,

    чем выше норма амортизации, нормальная прибыль и стоимость используемого

    капитала, и чем ниже общая выручка.

    Значение индекса Лернера можно прямо связать с показателем концентрации

    продавцов на рынке олигополии, предположив, что он описывается моделью

    Курно. Модель Курно основана на предположении, что устанавливающая объем

    продаж фирма считает объем продаж других фирм неизменным. Для рынков

    олигополии, где n фирм взаимодействуют по Курно, показатель Лернера для

    фирмы будет находиться в прямой зависимости от доли фирмы на рынке

    (отношение объема продаж рынка к отраслевому объему продаж) и в обратной -

    от показателя эластичности спроса:

    Li = - Yi / Ed,

    (4.2.1)

    Кларком, Дэвисом и Уотерсоном предложили следующую интерпретацию

    зависимости индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности

    ценовой политики фирм:

    L = - ? / Ed – (1 - ?)*(Yi / Ed) – для фирмы,

    (5.2.1)

    L = - ? / Ed – (1 - ?)*HHI / Ed - для отрасли,

    (6.2.1)

    где НHI - индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана,

    [pic] - показатель согласованности ценовой политики фирм, принимающий

    значения от 0 (что соответствует взаимодействию фирм по Курно) до 1 (что

    соответствует заключению картельного соглашения). Чем выше показатель

    согласованности ценовой политики, тем меньше зависимость индекса Лернера

    для фирмы от ее доли на рынке, а для отрасли в целом - от концентрации

    продавцов. Сам показатель сговора оценивался исследователями на основании

    построения линейной регрессии, показывающей зависимость индекса Лернера для

    фирмы от ее доли на рынке.

    L = ? + ?Y,

    (7.2.1)

    При таком некооперативном поведении продавцов в модели Курно значение

    индекса Лернера линейно зависит от доли фирмы на рынке (показатель[pic]

    равен нулю). Напротив, в рамках картельного соглашения индекс Лернера не

    зависит от доли фирмы на рынке (напомним, что по условию максимизации

    прибыли картеля предельная выручка на рынке должна быть равна предельным

    издержкам каждой фирмы, входящей в картель, следовательно, предельные

    издержки членов картеля равны между собой). По оценкам этих исследователей,

    в 104 рассмотренных ими отраслях показатель согласованности ценового

    поведения изменялся от 0,039 до 0,536, причем полученные результаты

    подкреплялись другими данными о наличии или отсутствии согласованности в

    ценообразовании и определении выпуска продавцами.

    Взаимосвязь между показателем концентрации (индексом Херфиндаля-

    Хиршмана) и показателем монопольной власти является главным достоинством

    индекса Лернера с точки зрения экономической теории. Это его свойство

    широко используется в эмпирических исследованиях.

    3. Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой

    рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

    q = P/C,

    (7.2.1)

    где Р - рыночная стоимость активов фирмы;

    С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов,

    необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

    Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную

    стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться

    как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической

    прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении

    фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К

    преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет

    избежать проблемы оценки нормы доходости и предельных издержек для отрасли.

    Многочисленные исследования установили, что коэффициент Тобина в среднем

    довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно

    обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные

    товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с

    небольшими значениями ^ действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

    4. Коэффициент Папандреу - коэффициент монопольной власти - основывается

    на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы.

    Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние

    на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или

    сегментах одного и того же рынка.

    Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного

    спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его

    величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на

    монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара

    рассматриваемого продавца и товаров других фирм Увеличение числа фирм на

    рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению

    показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке

    совершенной конкуренции эластичность остаточного спроса на товар фирмы

    стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других

    продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к

    снижению эластичности остаточного спроса. Но точно так же и уход крупных

    продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет

    приводить к снижению ее зависимости от ценовых решений других фирм, к

    снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии,

    фирма не должна иметь близких заменителей, следовательно, для монополии

    показатель эластичности остаточного спроса (совпадающего с рыночным

    спросом) также будет стремиться к нулю.

    Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем

    продаж рассматриваемой фирмы зависит от ограниченности мощности других

    фирм, от того, насколько они смогут в действительности увеличить объем

    собственных продаж и тем самым снизить долю рынка нашей фирмы.

    Для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 году предложил так

    называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов

    изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент.

    Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти

    Папандреу) выглядит так:

    PI = (?i ?Qdi / ?Pj)*( Pj / Qdi),

    (8.2.1)

    где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью,

    Pj - цена конкурента (конкурентов),

    [pic]- коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как

    отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их

    товар, вызванного понижением цены (изменяется от 0 до1).

    Таким образом, мы видим, что структура рынка - это более сложное

    понятие, чем кажется на первый взгляд. Структура рынка имеет множество

    граней, что отражается в различных ее показателях. Мы рассмотрели

    показатели концентрации продавцов на рынке и обсудили их основные свойства.

    Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения

    рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не

    определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.

    Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация

    продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности

    устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую

    прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в

    основном - барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий

    фирм.

    Правило "большого пальца" при ценообразовании

    $/Q

    $/Q

    MC

    p*-MC

    p* MC

    p*-MC

    AR

    MR

    AR

    MR

    Q*

    Q*

    Объем производства А Объем

    Производства В

    Рис.1.2.1 - Зависимость монопольной цены от эластичности спроса

    В предыдущем разделе мы видели, как взаимосвязь цены, предельных

    издержек и эластичности спроса может использоваться монополистом как

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.