Вопросы и ответы по курсу политологии
формирования неформальных лидеров; Подготовка и выдвижение
кандидатов; Идеологическая и организационная работа по обеспечению
победы кандидата на выборах; Решение финансовых проблем, связанных
с выборами; Организация противодействия конкурентным партиям и их
кандидатам; Контроль за деятельностью избранных депутатов. Такие
партии имеют компактную структуру и не допускают деление на
фракции.
2. Партии-общины Такие партии создаются не по принадлежности к какой-
либо политической платформе, это массовая организация, участники
которой схожи по взглядам, интересам. В них минимум штатных
работников, но их количество увеличивается в период предвыборных
кампаний. Участники таких партий работают на добровольных началах.
3. Карманные партии. Это небольшие организации, которые создаются
несостоявшимися лидерами для реализации своих эгоистических
интересов. У них нет строго очерченной социальной базы. Участники
партий находятся под жестким контролем и влиянием со стороны
лидера.
Вопрос 27
Анализ состояния и тенденций развития политической жизни позволяет
сделать вывод, что на современном этапе одной из ключевых проблем
становится более полное осуществление права на повседневное и действенное
участие людей, производственных организаций в решении вопросов
государственной жизни.
В мировой социологической литературе описано немало исследований,
касающихся различных общественных политических организаций. При всей их
важности специфика этой проблемы в России очень велика.
В 90-е годы в политической жизни России участвуют социальные силы,
различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают
политические партии, общественные движения, гражданские инициативы,
любительские объединения по интересам. К началу 1997 года, по оценкам
экспертов, в России функционировало около 40 тыс. федеральных,
межрегиональных и региональных организаций, и число их продолжает расти.
Этот взлет общественной инициативы особенно четко проявился во второй
половине 80-х годов. Наряду с традиционными общественными организациями
(профсоюз, комсомол, научные, научно-технические, культурно-просветительные
и спортивные общества и ассоциации) стали возникать многочисленные новые
объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы
неформальным движением.
Широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и
экономических до досуговых, от национальных и националистических до
космополитических, от проблемных (экологических, например) до любительских
объединений по интересам. Что характерно для этих движений?
Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или
иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть заданность, различные
ограничения и официальные регламентации. Создана реальная возможность
реализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в
этом меняющемся мире.
Во-вторых, новые общественные движения вступили в достаточно жесткую
конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере
проявили свои бойцовские качества, верность идее и, что особенно важно,
эффективность своей работы, способность увлечь за собой людей.
В-третьих, среди части общественных формирований появились
организации, группы риска, которые характеризуются не только позитивными
целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести
и организации профашистского, националистического толка, что, конечно, не
способствует установлению благоприятной общественной атмосферы.
И наконец, идет глубокая трансформация существовавших общественных
структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить жизненность
многих из них, их способность к развитию в новых условиях.
Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений,
преобразование старых общественных организаций символизируют оправдавший
себя в истории подход:
чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа
по совершенствованию политической системы нового общества еще далеко не
реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не
всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки социальных
инициатив.
Вопрос 28
Вопрос о субъекте и объекте политических отношений берет свое начало
и переплетается с вопросом о роли личности в истории и роли народных масс
в историческом процессе – кто, для чего, над кем и при помощи чего творит
историю и осуществляет политические отношения. Долгое время ответы на эти
вопросы носили идеалистический характер, то есть, что все процессы в
обществе предопределены высшей силой и творятся кем-то извне (Бог, высшее
сознание и т.п.) Но с середины 19 века и большинством современных
исследователей признается материалистический взгляд, то есть все
действующие стороны истории и политических отношений рассматриваются не
отдельно от общества, а рождаются в этом обществе и обусловлены
реальными, материальными процессами.
Таким образом, субъектом и объектом политических отношений выступает
сам человек. Когда мы рассматриваем человека в рамках общества и
государства, следует иметь ввиду три основных ракурса понимания человека:
1. Человек как гражданин государства. Человек лишен своих
индивидуальных качеств и объединен (уравнен) в своих правах и
обязанностях с другими гражданами. Наряду с этим он имеет ряд
обязанностей. Все права и обязанности являются юридической основой
человека как субъекта политики.
2. Человек как член общества (семья, коллектив и т.п.) Основания
действий и деятельности человека – нравственные, эстетические,
моральные нормы, в рамках которых устанавливается определенное
положение человека в обществе (статус).
3. Человек как личность и индивидуальность. То, что отличает и
объединяет.
В силу того, что человек живет в обществе, он не может быть свободным
от этого общества. (В этом смысле) Человек выступает объектом политических
отношений. Но особенность ситуации в том, что из объекта политики человек
превращается и в субъект политики.
Необходимые условия (превращения):
1. заинтересованность в происходящих событиях
2. человек должен осознать свои интересы и потребности; должен понять
интересы других, чтобы найти союзников, увидеть противников и
осознать свою позицию
3. человек должен понять связь между его интересами и действиями
властных структур, так как это позволит осознать свою позицию в
отношении к власти
4. человек должен быть информирован, так как неверные знания могут
позволить занять неправильную позицию
5. необходимо знать механизмы и правила политической игры
Все это сложно осуществить одному человеку. Именно поэтому даже
сильная личность становится субъектом политики, формируя вокруг себя
команду, то есть группу единомышленников.
Вопрос 29
Большую роль в процессе превращения человека из объекта в субъект
политики играет политическая социализация, которая есть составная часть
социализации личности в целом.
Социализация – это врастание (интеграция) личности в общество через
различные типы социальных общностей путем усвоения определенных норм и
ценностей через приспособление и вхождение человека в уже созданные
социальные отношения и системы; дальнейшее развитие этих отношений.
Социализация идет двумя путями:
1. через социальную адаптацию
2. через интериоризацию
Социальная адаптация – приспособление индивида к данным условиям
(отношениям). Разновидность этого типа – конформизм (часто носит негативный
оттенок – приспособленчество). Конформизм – принятие существующих отношений
под определенным давлением. (Иногда это объясняют внушаемостью человека, но
иногда конформизм осуществляется из корыстных соображений). Интериоризация
– это когда нормы и ценности общества становятся внутренним убеждением
самого человека, его вторым я.
Политическая социализация – вхождение человека в мир политики, что
выражается:
1. в восприятии и усвоении политических ценностей и установок,
характерных для данного общества и выражающихся в нормах
поведения, традициях, историческом опыте.
2. это накопление политических знаний и превращение их в убеждения
3. это приобретение навыков политического поведения, овладение
механизмами управление обществом
Процесс политической социализации начинается в детстве и
продолжается в течение всей жизни. При этом ранние детские впечатления
неполитического характера могут оказать существенное влияние на всю
политическую деятельность человека.
Факторы политической социализации:
1. формальные и неформальные общественные институты, в рамках которых
человек непосредственно приобретает политические знания и опыт
(семья, школа, трудовой или учебный коллектив, армия, церковь и
т.д.)
2. СМИ, где знания получаются опосредованно
Оба фактора играют определяющую роль на различных этапах социализации.
В детстве сильнее первый, в зрелости – второй.
Выделяют три этапа социализации:
1. от 3-х до 13 лет, когда формируются взгляды, тождественные со
взглядами окружающих человека людей
2. 13-18 лет: формируются и высказываются собственные взгляды,
политические ориентиры, эмоции и чувства
3. с 18 лет человек принимает ту или иную позицию в своем отношении
к миру политики; часто эта позиция не противоречит общепринятой
Политическая социализация – процесс бесконечный, но задача
политических лидеров может быть двоякой в отношении этого процесса. Те, кто
стремятся сохранить существующую структуру, акцентируют внимание и
обеспечивают стабилизацию позитивных моментов социализации. Те, кто против
существующей структуры, делают акцент на негативах политической
социализации. То, насколько люди политически социализированы в
Вопрос 30
Политическая активность людей обуславливает субъективные и объективные
факторы. Объективные – существующий в стране режим, жизненный уровень,
ситуация в экономике и т.д. Субъективные – мотивы активности – носят
личностный характер (колеблется от желания помочь до корысти и стремления к
власти). Считается историческим фактом, что кризисное состояние в стране
выступает причиной взлета политической активности. В этой связи есть
понятие достижения предела терпения, за которым начинается политическая
активность ( например, 1905, 1917 Россия, 1929 США, 1985, 1991 Россия).
Взлет политической активности проявляется в митингах, демонстрациях, бунтах
и росте и укреплении оппозиции. Исследования субъективных мотивов
активности – очень скользкая тема.
В процессе политической социализации складываются и определенные типы
политического сознания. Выделяют 3 общих типа такого сознания:
1. Консерватизм – идейно-политическое оправдание и стабилизация
изживших себя структур. Одни пытаются сохранить существующую
структуру, другие – восстановить прежнюю форму и отношения.
2. Либерализм – выступают за свободу личности, свободный рынок,
демократию и гражданские права. Критика системы всегда
конструктивна и направлена на ее укрепление.
3. Радикализм – в целом, это социальный критицизм; когда критика
предполагает изменение. Левые радикалы ратуют за революционные
изменения, не исключают насилия. Это сознание охватывает
нестабильные слои населения. Правый радикализм – построение
иерархического общества путем воинственного национализма, подрыва
демократии.
В настоящее время различия политического сознания имеют место во всех
странах. Но в последние годы складывается тенденция, что политического
сознание и политические отношения в целом должны иметь гуманистическую
направленность и использоваться прежде всего в интересах человека.
Вопрос 31
В условиях демократизации возрастает роль научного управления обществом,
роль политического лидерства и политических элит. Лидерство все больше
выступает как один из механизмов регулирования отношений социальных групп,
институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения
доминирования и подчинения, влияния и следования.
Лидерство – понятие многогранное; в нем можно выделить такие главные
моменты, как характер и политическую социализацию самого лидера, свойства
его сторонников, взаимосвязь его с массами, конкретную ситуацию и т.д.
Однако у лидерства много аспектов
Лидерство в общем плане – такой вид взаимодействия людей, когда личность
(или группа) направляет других людей на организацию их совместной
деятельности, осуществление целевых установок. У определения лидерства
много общего с определением власти, властных отношений, поскольку властные
отношения существуют не только в политической жизни, но и в других
общественных сферах. Лидер может быть определен как субъект власти во всех
видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не просто ведет
их, но и желает вести; ведомые также желают этого. Это отражает сущность
социальной роли лидера, что конкретно проявляется в роли, в функции лидера.
Субъектом политического процесса его делает то, что по своим незаурядным
качествам он становится во главе социально-политического движения для
реализации его целей. С этой целью лидер наделяется властными полномочиями,
т.е. правом направлять людей и распоряжаться финансовыми ценностями.
Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен
обладать такими качествами, главным критерием которых является
эффективность его деятельности для удовлетворения интересов выдвинувшего
его политического движения. Он испытывает влияние, давление различных
заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования,
быть готовым к компромиссу.
Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий,
движений, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в
стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества,
когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за их
реализацию, способность оценить ситуацию и т.д.
Чтобы стать лидером, личности необходимо оправдать доверие объекта и
завоевать тем самым авторитет. За субъектом-лидером идут не потому, что
приходится идти, а потому что хочется идти. Претендентов на лидерство
бывает много, но история выбирает того, кто отвечает ее потребностям.
Различают индивидуальное лидерство и коллективное (элита и массы).
Индивидуальное политическое лидерство в национальном масштабе представляет
собой:
1. Дистанционное лидерство (лидер и его последователи не имеют прямых
контактов с народом, a опосредованно осуществляют их через организации и
чиновников).
2. Многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на свое окружение,
но и на чиновников исполнительной иерархии, на широкие массы. Его задача –
сохранять равновесие различных политических сил и ветвей власти).
3. Корпоративное лидерство (лидер озвучивает то, что наработано его
"пирамидой"),
По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное.
Формальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью.
Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает
ее лидером.
В традиционной ситуации лидерство основано на вере в святость традиций, в
законность существующего порядка, в его "разумность".
Социальная сущность кризисной ситуации состоит прежде всего в том, что
перестают действовать функциональные общественные структуры, появляются
люди, которые стремятся их дестабилизировать, заменить новыми. В условиях
особо резкого развития ситуации может появиться харизматический лидер.
Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные,
сверхъестественные способности лидера.
Со стабилизацией социальной системы часто приходит бюрократическое
лидерство. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу
каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических
структур.
Понимание роли, качества личности лидера преломляется в стиле деятельности.
Стиль – это совокупность методов, которым отдает предпочтение субъект, и
психологический характер деятельности (решительность, инициативность или
наоборот). Стиль политической работы – это прежде всего особенности общения
с людьми. Противоположностями являются стиль демократический и стиль
авторитарный.
Авторитарный стиль требует монопольной власти, командования всем и вся
административными методами. Его главное орудие – "железная
требовательность", угроза наказания.
Демократический стиль – это децентрализация полномочий, максимальное
участие "масс" в процессе принятия решений, атмосфера сотрудничества.
Вопрос 32
Отношения в социальной сфере развиваются под влиянием социальной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|