МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по курсу политологии

    пустое пространство («опушка»), в котором могут развиваться самые

    разнообразные политические стремления («тропинки»). Проявляемое

    недовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость людей

    от неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку»

    развития. Однако трудно дать однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли

    мы в конце концов снова на опушку?». На данный момент мы более всего

    склонны со

    Вопрос 19

    Сущность и предпосылки тоталитаризма.

    Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей

    стране в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы

    попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что

    слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени

    других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.

    Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».

    Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится

    всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых

    частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных

    изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое

    качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том

    или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него

    отличается.

    Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно

    перейти от оценочного употребления термина к научному, существенно

    ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от

    истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов

    прошлого — древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского

    государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь

    слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не

    по существу. Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-

    вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина в

    структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не

    связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики

    авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не

    сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того

    времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем

    «авторитаризм 20-х годов».

    Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика,

    ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с

    известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа,

    телом которой является командно-административная система, это явление не

    экономического, социального или политического плана, а культурно-

    идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека,

    придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим:

    сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,

    коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили

    разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса

    накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил

    обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но

    совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным

    вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?

    Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его

    соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки

    средством для достижения определенной цели — построения социализма в

    планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание

    насилия, но корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации

    политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не

    то — Сталин. Для него целью была именно власть, а социализм, марксизм-

    ленинизм — только средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не

    только тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но

    дело не только в личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью

    проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не

    только психологические, но и исторические.

    Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина,

    подчеркнул, что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь

    самые серьезные последствия.

    Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти

    как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,

    транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком

    качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал

    тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных

    ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями,

    временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые

    хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала

    материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,

    самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя,

    позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова —

    Берии уже не щадили никого.

    Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка

    формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том

    случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к

    идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и

    получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе

    общественной собственности и централизованного управления обществом,

    планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон:

    речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над

    действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию —

    монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким

    законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма —

    культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот

    культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и

    самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре

    массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения,

    направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких

    ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного

    субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом

    народа и именовалось борьбой с врагами народа.

    Структура тоталитарной власти

    Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается

    внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения

    и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-

    декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический

    характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не

    ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.

    Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В

    действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне

    социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной

    властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте

    приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник

    районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,

    хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования

    тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:

    тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен

    на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно

    сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из

    пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное

    напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей

    существование этой системы.

    Вопрос 20

    Природа авторитаризма и условия его возникновения.

    Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом,

    опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или

    правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы:

    древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские

    монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские

    империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы

    в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот

    политический режим совместим с различными по природе общественными и

    политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом,

    социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с

    попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его

    сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

    К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

    —авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват

    власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом —

    кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;

    — для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и

    судебной властей, либо их формальное, показное разделение;

    — при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский

    и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или

    возможности его непосредственного применения;

    — авторитаризм предполагает жесткий централизм управления,

    монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;

    — в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых

    различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной

    демагогией, популизмом;

    — во внешней политике для него характерны агрессивные имперские

    установки.

    Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том

    случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет.

    Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной

    личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В

    более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей

    выше права. М. Бебер выделял три типа

    авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на

    традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем

    авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник,

    в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм

    невозможен. Она является знаком, символизирующим единство

    нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее

    и будущее.

    Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?

    1. Социальный и политический кризис общества, выража-

    ющий переходный характер переживаемого времени. Для такого

    кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни,

    исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией

    основных сфер общественной жизни и совершается в течение

    одного-двух поколений.

    2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано

    размывание наличной социально-классовой структуры, происхо-

    дит маргинализация основной массы населения. Появление боль-

    ших масс людей, из традиционных сущест-

    вования, лишенных собственности и видящих в государстве

    и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на

    выживание, в значительной мере радикализирует социальное

    и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по-

    вышает степень их активности, заряженной отрицательной энер-

    гией разрушительства.

    3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают

    настроения заброшенности и отчаяния, стремление к социальной справедливости путем установления пого-

    ловного равенства, потребительское отношение к жизни берет

    верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра-

    га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен-

    ного института, социальной группы или нации. Возникает культ

    личности вождя, с которым связываются последние надежды на

    преодоление кризиса.

    4. В большой степени возрастает роль исполнительных ор-

    ганов государственной власти и основной военной силы - ар-

    мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает

    бюрократия, без которой невозможно функционирование - бо-

    лее или менее успешное - исполнительной власти в условиях

    нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-

    нителем власти, стоящей над обществом.

    5. Наконец, решающим условием возникновения авторитариз-

    ма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый

    большинством нации, что обеспечивает возможность бескров-

    ного, мирного захвата власти определенной политической груп-

    пировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, реша-

    ющая спор между партиями и вождями.

    Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько

    в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда

    в той или иной мере выражает историческую необходимость,

    постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с ав-

    торитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем

    Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например),

    были и такие, которые играли прогрессивную роль в исто-

    рическом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт,

    Бисмарк, Петр 1.

    Вопрос 21

    Государство есть основной институт политической системы общества,

    осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной

    структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

    Центральным институтом политической системы является государство. В

    его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин

    “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле

    государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая

    органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно

    тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении

    говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в

    виду все предоставляемое им общество.

    Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не

    отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие

    конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и

    другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел

    Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком,

    будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся

    исследованием реальной организации государства.

    Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в

    договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими

    представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только

    содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие

    первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в

    результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали

    общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав

    договорным путем создали специальный орган — государство. В современной

    науке государство в узком смысле понимается как организация, система

    учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно

    существует наряду с другими политическими организациями: партиями,

    профсоюзами и т.дДеятельность государства многогранна, она охватывает самые

    различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности

    государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние

    внешние.

    Внутренние функции:

    1. Охранительная.

    2. Экономическая.

    3. Социальная.

    4. Культурно-воспитательная.

    5. Природоохранительная.

    Внешние функции:

    1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

    2. Поддержание международных политических отношений

    (дипломатическая деятельность), экономических и культурных

    связей.

    3. Борьба с международной преступностью.

    4. Участие в международной охране окружающей Среды.

    Реализация функций осуществляется различными государственными

    организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи

    между ними определяются функциями государства.

    В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на

    особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно

    охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их

    число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности,

    милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные

    организации.

    В экономической сфере действуют государственные организации -

    предприятия и учреждения, основным назначением которых является

    производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также

    оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним

    относятся, например, государственные заводы и фабрики,

    сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные

    дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные

    учреждения и т.д.

    Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью

    государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки,

    музеи, театры и др.

    Внешние функции:

    Функция защиты из вне:

    Данная функция является важнейшим направлением деятельности

    государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и

    территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют

    Вооруженные Силы Российской Федерации.

    Функция сотрудничества с другими странами:

    В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.