МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политика занятости

    активной политики занятости.

    Федерализация общественно-политических и социально-экономических

    отношений начинает приобретать решающее значение при обосновании и

    проведении политики занятости. На практике, во-первых, происходит

    "размывание" централизованных основ национального рынка труда и условиях

    нарастания кризиса крупной промышленности и нарушения традиционных

    хозяйственных связей. Во-вторых, все в большей мере проявляется стремление

    к самодостаточности, что приводит к изолированности региональных рынков

    труда, установлению избирательных, отвечающих специфике региона направлений

    регулирования экономической активности населения. Подобная автаркия -

    своего рода следствие усиления неравномерности социально-экономического

    развития регионов страны.

    Начиная с 1994-1995 гг. резко возросла дифференциация региональных

    рынков труда. Наиболее низкий уровень общей безработицы (4-6 %) отмечен в

    16 регионах страны, в основном в тех, где размещены предприятия топливно-

    энергетического комплекса (Татарстан, Башкортостан, Тюменская область), в

    Москве, Калужской, Тульской, Воронежской и Самарской областях. В 39

    регионах уровень безработицы значительно (в 2 и более раз) превосходит

    среднероссийский, в том числе в Ингушетии - в 5 раз, в Дагестане - почти в

    4,5 раза. Предложение рабочей силы существенно превышает спрос на нее в

    Ивановской, Владимирской, Псковской, Кировской областях, республиках Марий

    Эл, Чувашия, Калмыкия, Удмуртия. Здесь число зарегистрированных безработных

    в расчете на одну вакансию составляет от 20 до 117 человек (1996 г.).

    В переходной экономике рынок труда наряду с имманентными ему

    регуляторами сохраняет прежние элементы системы управления трудом. Главным

    образом это государственные гарантии занятости населения, централизованное

    регулирование оплаты труда (минимальной заработной платы, ставок тарифов и

    окладов в бюджетной сфере). По мере продвижения к цивилизованному рынку

    труда складываются условия для его функционирования на основе естественных

    регуляторов в сочетании с государственным регулированием занятости. Особую

    роль здесь играют рыночные формы и методы инвестирования в экономические

    рабочие места, формирование реальной заработной платы исходя из

    прожиточного минимума, социальное страхование работников наемного труда от

    экономических рисков, включая безработицу. При этом государственное

    содействие занятости, отражая в основном социальную компоненту в

    регулировании экономической активности населения, смягчает или носит

    упреждающий характер по отношению к угрозе и последствиям вынужденной

    безработицы, пытается поддерживать полную занятость, компенсируя негативные

    экономические результаты функционирования рынка труда.

    Переход от системы полной занятости к рынку труда означает отказ от

    прямых директивных методов управления трудовыми ресурсами и использование

    преимущественно экономических рычагов регулирования трудовой активности.

    Основная их часть принимает форму косвенного, индикативного воздействия на

    процессы перемещения рабочей силы по отношению к рабочим местам, управление

    занятостью приобретает черты целенаправленного предоставления

    государственных гарантии безработным и поддержания рабочих мост для

    работников, находящихся под угрозой увольнения. Одновременно наблюдаются

    процессы децентрализации регулирования социально-трудовых отношений и

    деконцентрации фондов содействия занятости, обусловленные регионализацией

    рынков труда. Институциональное усложнение системы регулирования объективно

    отражает многомерность и структуризацию рынка труда, особенности

    трансформационных процессов в системе занятости.

    Главным институциональным элементом инфраструктуры рынка труда

    является специальная государственная служба занятости. В 1992-1997 гг. ее

    деятельность была направлена прежде всего на поддержание занятости на

    действовавших предприятиях на основе сохранения и перепрофилирования

    существующих рабочих мест, на предотвращение массового высвобождения

    работников и борьбу с постоянно возраставшей безработицей путем

    трудоустройства и профподготовки (переподготовки) зарегистрированных

    безработных. Вместе с тем по мере углублявшегося кризиса

    неплатежеспособности предприятий и деструктуризации рынков труда цели

    политики занятости постепенно становились самодовлеющими в социально-

    трудовой сфере. В 1995-1996 гг. более половины средств по федеральным

    программам содействия занятости было обращено на поддержание рабочих мест и

    другие мероприятия, относимые к активной политике занятости, но из года в

    год снижалась эффективность их использования. Так, из предусмотренных

    программой 260 тыс. дополнительных рабочих мест к 1996 г. было создано 38

    %, а компенсации заработной платы получили лишь 14 % работников, формально

    охваченных соответствующими мероприятиями. В результате рост безработицы не

    был приостановлен, а в ряде регионов страны возникла хроническая

    задолженность по выплате пособий зарегистрированным безработным.

    62

    2.4 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

    В развернутом виде региональная политика занятости как реальность

    управления социально-экономическим развитием предстает в качестве

    автономной, корректируемой субъектом РФ системы действий на достаточно

    компактном рынке труда, сложившемся на собственной основе.

    Большую роль в разработке регионального подхода к политике занятости

    играет Москва - субъект Федерации с наиболее продвинутыми с точки зрения

    критериев рыночной экономики структурами занятости, емким и

    диверсифицированным рынком труда, развитой рыночной инфраструктурой. Здесь

    сконцентрирован и реализуется огромный социально-демографический, научно-

    производственный, трудовой, образовательный, торгово-промышленный,

    финансовый и интеллектуально-культурный потенциал. Более того, выполнение

    функций столицы государства придает специфику системам регулирования

    социально-трудовых отношений, занятости, рынка труда и миграции населения в

    этом крупнейшем в стране и Европе мегаполисе.

    Москва традиционно остается центром экономической активности и

    трудовой миграции населения, что является определяющим для развития

    структур занятости и рынка труда, отражая ее связи с субъектами РФ.

    Особенно высока степень ее интеграции с рынком труда Московской области и

    других прилегающих регионов. В Москве раньше и последовательнее, чем в

    других регионах, начали осуществлять политику занятости, которая стала

    одной из наиболее важных сфер управления на уровне субъекта Федерации.

    Поэтому исследование политики занятости с учетом уникального и во многом

    пионерного опыта Москвы имеет особую значимость.

    С начала 90-х годов рынок труда Москвы находился в состоянии перехода

    от асимметричного к диверсифицированному, от жестко регулируемого планово

    распорядительными рычагами управления к саморегулируемому, социально

    ориентированному механизму реализации экономической активности населения.

    При этом существенно расширилась экономическая свобода участников социально-

    трудовых отношений - предпринимателей и самозанятых, работников наемного

    труда.

    Проведенная работа по изучению структур и форм трансформации

    занятости во взаимосвязи с развитием рынков труда, в частности, сплошное

    обследование состава безработных, зарегистрированных на Московской бирже

    труда, дала следующие результаты. Доля экономически активного населения в

    1997 г. по сравнению с 1992 г. возросла с 83 до 93 %, численность занятых в

    негосударственном секторе экономики - в 2,2 раза и составила 57 % занятых.

    Во все большей степени движение рабочей силы происходит на регулируемом

    рынке труда. Если в 1993 г. лишь около 7 % общего числа работников,

    выбывших с предприятий и организаций, регистрировались в службе занятости

    по вопросу трудоустройства, то в 1994 г. - 13, а в 1996 г. - около 25 %.

    На фоне общей тенденции сокращения учтенного спроса возрастало

    предложение рабочей силы, зарегистрированной на рынке труда. Эта динамика

    отражала изменения в экономической активности населения в условиях перехода

    к рынку труда. Общая потребность в рабочих и служащих, заявленная в службу

    занятости за 1992-1996 гг., сократилась с 104 тыс. до 55 тыс. (в 1,9 раза)

    единиц, хотя в целом за этот период общее число заявленных вакансий было

    больше, чем число зарегистрированных граждан, искавших работу (в 1,3-1,6

    раза). В 1996 г. предложение па регулируемом рынке труда превысило

    заявленный спрос (на 16 %). За 1992-1996 гг. практически вдвое увеличилось

    число граждан, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства,

    - с 95,8 тыс. до 181,3 тыс. человек.

    В структуре предложения рабочей силы за рассматриваемый период

    снизилась доля женщин - с 68.4 до 54,7 %, но существенно возросла доля

    учащихся, желающих работать в свободное время, - до 13,0 % (в 1992 г. эта

    величина была незначительной), а также пенсионеров и инвалидов, вынужденных

    искать доходные занятия, - с 3,2 до 6,6 %. Среди обратившихся в службу

    занятости произошло относительное сокращение доли лиц, не занятых трудовой

    деятельностью, - с 89,7 до 70,5 %, и возрос удельный нес занятых, но

    искавших новую работу, - с 7,5 до 17,7 %.

    В то же время на рынке труда Москвы, особенно в последние 2-3 года,

    четко обозначился и усилился ряд негативных процессов. В результате

    дисбаланса спроса и предложения воспроизводятся различного рода

    неравновесия, включая появление и рост вынужденной безработицы,

    неукомплектованность рабочей силой большого числа свободных рабочих мест. В

    условиях диверсифицированного рынка труда эти явления частично

    компенсируются трудовой мобильностью и миграцией работников, ростом

    занятости в малом бизнесе и в саморегулируемой экономике. Кроме того,

    реализация политики занятости, направленной на трудоустройство незанятых и

    безработных в соответствии с доступными для них вакансиями, создание

    дополнительных рабочих мест в экономике и бюджетной сфере способствовали

    сдерживанию роста официальной безработицы.

    Проведенный анализ регистрируемой безработицы начиная с ее

    легализации в 1991 г. показал следующее. Первоначально безработица в Москве

    принимала институционально-маргинальную и фрикционно-структурную формы,

    которые отражали процессы демократических рыночных преобразований в системе

    собственности и в социально-трудовой сфере. В этой ситуации сформировался

    ее преимущественно женский "интеллигентный облик" (инженерно-технический и

    гуманитарный но образованию), во многом обусловленный повышенным уровнем

    женской занятости в дореформенный период и возможностью женщин-домохозяек

    зарегистрироваться в качестве безработных. При этом вынужденная безработица

    высвобожденных работников приобретала в основном краткосрочный и временный

    характер при наличии достаточного числа вакансий н возможностей

    переобучения но новой специальности (профессии) в процессе трудоустройства.

    Одновременно в структуре безработных стала "откладываться"

    долгосрочная (хроническая) безработица малоподвижных в профессиональном

    отношении работников, нс приспособленных к наемному труду, социально

    уязвимых слоен населения, принимавшая рецидивный характер: одни и те же

    граждане после снятия с учета в службе занятости вновь регистрировались в

    качестве безработных.

    В дальнейшем по мере сокращения высвобождения работников и

    интенсивной текучести кадров, вызванной тяжелым финансовым положением

    предприятий вследствие углубления экономического кризиса, безработица все

    больше переходила в структурно-циклическую форму с постепенным увеличением

    се продолжительности в результате "накопления" застойной безработицы среди

    работников старших возрастов, не востребованных на рынке труда не имеющих

    права на досрочную пенсию. При этом в структуре безработицы возрастала доля

    молодежи до 30 лет в связи с трудностями при устройстве на работу

    вследствие снижения спроса на работник без профессиональной квалификации и

    производственного опыта.

    В течение 1991-1996 гг. наблюдалось выравнивание асимметрии

    регистрируемой безработицы по ее социально-демографическим и образовательно-

    профессиональным "осям": сокращалась доля женщин и служащих с высшим

    образованием и соответственно возрастала доля мужчин с более низким уровнем

    образования, снижался удельный вес инженерно-технических работников и

    повышалась доля рабочих индустриальных отраслей. При этом стабилизировались

    пропорции краткосрочной и средней по продолжительности безработицы при

    уменьшении доли временной формы безработицы и росте застойной,

    предопределенной растущей неконкурентоспособностью не адаптированных к

    рынку труда групп безработных. В их числе находились работники с высокой

    семейной нагрузкой, предпенсионного возраста, пониженной трудоспособностью,

    для обеспечения занятости которых необходима разработка особых мероприятий.

    В целом удавалось поддерживать относительно устойчивый (с учетом

    роста структурно-профессиональных и социально-демографических

    несоответствий на рынке труда) уровень трудоустройства безработных, в том

    числе на подходящую работу. В течение рассматриваемого периода он составлял

    27,0 % (1992 г.), 35,0 (1993 г.), 15,1 (1994 г.), 21,4 (1995 г.) и 18,9 %

    (1996 г.) общего числа зарегистрированных безработных (или в среднем 21,2

    %).

    Однако все большее значение приобретало предоставление в полном

    объеме гарантий занятости. Это требовало организации специализированных

    (включая психологические) консультаций, экспертизы профессиональной

    квалификации и трудоспособности, усиления взаимосвязи трудоустройства и

    профобучения, использования гибких, нестандартных форм занятости

    безработных и т.д.

    На этапе формирования диверсифицированного рынка труда Москвы при

    проведении политики занятости особая роль отводилась созданию информационно-

    маркетингового пространства взаимодействия работодателей и

    работополучателей, проведению работы по развитию новых форм трудового

    посредничества, таких, как ярмарки вакансии, дни специалистов,

    предварительный подбор кадров по заявкам работодателей, направление

    желающих на временные, сезонные, неотложные работы. Была создана система

    массового информирования граждан и работодателей о спросе и предложении

    рабочей силы, группового и индивидуального консультирования по вопросам

    трудового и социального законодательства, перемены занятий, профобучения и

    т.д.

    Использование активных форм трудового посредничества позволило

    осуществлять "разгрузку" регулируемого рынка труда на основе установления

    непосредственных и договорных отношений работников с работодателями,

    изыскания дополнительных вакансий, отвечающих социальному н

    профессиональному составу работников. В этот период особое внимание

    уделялось правовому просвещению незанятого населения на рынке труда,

    освоению социальных функций регулирования занятости и безработицы.

    Одновременно шел процесс дифференциации и специализации функции

    обеспечения неконкурентоспособных работников и социально незащищенных

    граждан: организация трудоустройства инвалидов на специализированных

    производствах (часто с предварительным обучением), женщин и подростков на

    создаваемых в особом порядке рабочих мостах, реализация специальных

    проектов обеспечения занятости и социально-трудовой адаптации к рынку

    труда, предоставление социальных гарантий безработным.

    Следует отметить, что поддержание доходов неконкурентоспособных

    безработных (выплата пособий и материальная помощь, акции гуманитарного

    характера и т.п.) довольно часто осуществлялось вне связи с утраченным

    заработком, прошлым трудом и занятиями. Фактически они принимали форму

    социального обеспечения, реализуемого посредством службы занятости. Поэтому

    многие ее клиенты смотрели на нее как на своего рода "собес" для

    безработных. Вместе с тем Департамент труда и занятости правительства

    Москвы одним из первых приступил к формированию и осуществлению активной

    политики на рынке труда. Для проектируемых активных действий в качестве

    исходных были поставлены задачи достижения реальных гарантий занятости,

    предусмотренных законом.

    На этой основе сформировались главные направления активной политики

    занятости:

    - обеспечение занятости неконкурентоспособных и малозащищенных на

    рынке работников при помощи специальных форм поддержки: сохранения и

    создания специальных рабочих мест, профориентации и профобучения с

    гарантией трудоустройства (среди них инвалиды, одинокие женщины,

    воспитывающие несовершеннолетних детей, подростки);

    - переподготовка (переквалификация) высвобожденных работников,

    трудоустройство которых по специальности осложнено структурной

    безработицей; профессиональное обучение длительное время незанятых

    безработных, утративших квалификацию по основной специальности;

    - создание и перепрофилирование рабочих мест в рыночном секторе

    экономики, обеспечивающие реструктуризацию занятости работающих и

    трудоустройство вынужденно безработных в соответствии со специальностью

    (профессией) и поддержку малого и среднего предпринимательства.

    Последнее направление деятельности в 1995-1997 гг. составило

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.