Политика занятости
почти вдвое и осенью 1997 г. достиг 9,1 % (см. табл. 1).
Т а б л и ц а 1 Численность безработных в соответствии с методологией ФСЗ
и МОТ
| |Регист|Регистриру|Уровень |Безработные|Уровень |Доля |
| |рируем|емые |регистри|по |безработицы|регистрируе|
|На |ые |безработны|руемой |методологии|по |мых |
|конец |незаня|е (млн. |безработ| |методологии|безработных|
|года |тые |человек) |ицы (%) |МОТ (млн. |МОТ (%) | |
| |(млн. | | |человек) | |в общей |
| |челове| | | | |численности|
| |к) | | | | |без |
| | | | | | |работных |
| | | | | | |(%) |
|1992г. |1,0 |0,6 |0,1 |3,6 |4,7 |16,6 |
|1993 г.|1,1 |0,8 |0,1 |4,2 |5,5 |19,0 |
|1994 г |2,0 |1,6 |2,2 |5,5 |7,4 |28,6 |
|1995 г.|2,5 |2,3 |2,7 |6,0 |^ 7,8 |38,3 |
|1996 г.|2,9 |2,6 |3,4 |6,8 |9,3 |40,0 |
|1.11.19|2,3 |2,1 |2,8 |6,5 |9,1 |32,5 |
|97 | | | | | | |
Источники: данные Федеральной службы занятости и Минтруда РФ.
Увеличение разрыва между регистрируемой и общей безработицей. Наряду
с низким уровнем регистрируемой безработицы сохраняется большой разрыв
между числом регистрируемых безработных и числом лиц, квалифицируемых как
безработные в соответствии с методологией МОТ, достигший в октябре 1997 г.
в среднем по России трех раз. Причем больший разрыв отмечается в регионах с
низким уровнем регистрируемой безработицы. Например, в Москве и
Ставропольском крае при уровне регистрируемой безработицы соответственно
0,7 и 1,5 % (на 1.11.1997 г.) разрыв данных показателей достигает шести
раз.
Усиление межрегиональной дифференциации уровней безработицы.
Современное состояние российского рынка труда характеризуется
продолжающимся усилением дифференциации регионов по показателю
регистрируемой безработицы (от 0,8 % в Москве до 11,1 % в Ивановской
области на конец 1996 г.) наряду с увеличением доли регионов, перешедших 5-
процентный уровень регистрируемой безработицы. К ноябрю 1997 г. их число
возросло до 18 (см. табл. 2). В 48 % российских регионов уровень
безработицы превышает 3 %, что можно считать новой тенденцией к
"выравниванию" региональных уровней безработицы на более высокой отметке,
чем среднероссийский показатель.
Т а б л и ц а 2
Распределение регионов России по уровню регистрируемой безработицы в
1992—1997 гг. (всего регионов - 89)
|На начало |Количество регионов с уровнем безработицы |
|года | |
| |до 1 % |1-2 % |2-3 % |3-5 % |5-7 % |> 7 %|
|1992 г |89 |- |- |- |- |- |
|1993г. |62 |21 |6 |- |- |- |
| | | | | |- | |
|1994 г. |47 |23 |8 |9 |2 |- |
|1995 г. |13 |27 |18 |17 |11 |3 |
|1996 г. |4 |18 |21 |19 |13 |14 |
|1997 г.* |1 |11 |20 |30 |16 |10 |
|1.11.1997 г. |2 |23 |20 |25 |15 |3 |
* 1997 г. - без Чечни.
Усиление внутрирегиональной дифференциации уровней безработицы.
Сложившаяся в советский период моноотраслевая ориентация районов привела к
большому разрыву уровней безработицы внутри одной области (региона). Так, в
середине 1997 г. в Нижегородской области со средним уровнем регистрируемой
безработицы 3,0 % минимальный уровень по районам составил 1,16 %, а
максимальный- 12,5 %.
Рост масштабов скрытой безработицы. Эта категория охватывает прежде
всего работников, находящихся в вынужденных отпусках и работающих по
сокращенному графику по инициативе администрации (в российской статистике
такие категории работников учитываются как занятые, хотя во многих странах
находящиеся в вынужденных отпусках считаются безработными). К ней также
можно отнести и работников, не получающих заработную плату за свой труд
(поскольку оплата труда является необходимой составляющей занятости по
найму). По нашим расчетам, общее число подобных "занятых" (или безработных
в скрытой форме) составляет по меньшей мере 9,6 млн. человек. Настораживает
тог факт, что данные формы скрытой безработицы сильнее всего затрагивают
работников с высоким уровнем образования и квалификации. По оценке ВЦИОМ,
квалифицированные специалисты технического профиля вынуждены уходить в
неоплачиваемые отпуска в шесть раз чаще, чем представители администрации
предприятий, а квалифицированные рабочие - в 3,9 раза чаще, чем
неквалифицированные.
Наряду с указанными к этой категории работников можно также отнести:
избыточно занятых; занятых на работе, не требующей имеющейся у них
квалификации и опыта, при наличии желания работать по специальности; не
имеющих работу, ищущих и готовых к ней приступить, но не зарегистрированных
службой занятости или не ищущих работу активно. С учетом перечисленных
категории сводный индекс безработицы мог бы составить 21,4 %.
Рост продолжительности безработицы. Серьезной проблемой для России
является увеличение длительной безработицы и расширение круга вовлеченных в
нее граждан. Только по регистрируемым в службе занятости показателям доля
безработных с периодом безработицы более одного года возросла с 9 % в 1994
г. до 15,7 % в 1996 г. и до 21,4 % в сентябре 1997 г. Официальные данные
преуменьшают реальную численность длительно безработных и продолжительность
периода безработицы. Во-первых, часть снявшихся (или снятых) с учета службы
занятости безработных так и остались безработными, что, однако, не отражено
в статистике. Во-вторых, с момента потери работы до момента регистрации в
службе занятости, как правило, проходит определенный период, в течение
которого человек фактически остается без работы и соответственно без
средств к существованию, не прибегая к помощи государства. По данным нашего
обследования, промежуток времени с момента потери работы до момента
обращения в службу занятости составляет в среднем около 4 месяцев.
Среднестатистический портрет длительно безработного - замужняя женщина
средних лет со средним или средним специальным образованием.
Изменение социально-демографических характеристик безработных. По
данным обследования безработных, в 1996 г. среди обратившихся в службы
занятости 52 % составляли женщины. Несмотря на то что доля женщин среди
регистрируемых безработных по-прежнему больше, чем мужчин, тезис о том, что
у безработицы в России "женское лицо", постепенно становится все менее
популярным даже на биржах труда. В ходе аналогичного обследования,
проведенного нами совместно с МОТ в 1993 г., женщины составляли 66 % среди
обратившихся на биржи труда.
"Помолодели" по сравнению с 1993 г. и сами клиенты бирж труда. Если в
1993 г. средний возраст обратившегося в службу занятости мужчины составлял
40 лет, а женщины - 35, то в 1996 г. - соответственно 37 и 33 года.
Несколько изменился и образовательный состав обратившихся в службы
занятости безработных: сократилось число граждан с начальным образованием и
увеличилось со средним специальным. Уровень образования безработных женщин
по-прежнему остается более высоким, чем безработных мужчин. Отметим и тот
факт, что 60 % обратившихся в службы занятости были замужем/женаты.
Дефицит фонда занятости: причины возникновения и влияние на
реализацию программы занятости населения. С осени 1995 г. возникли
серьезные проблемы, связанные с формированием фондов занятости а регионах и
сокращением федеральной части фонда занятости, средства которой
перераспределяются в регионы с высоким уровнем безработицы. В последние два
года практически во всех регионах наблюдалось сокращение поступлений в
региональные фонды занятости, что было обусловлено спадом производства,
уменьшением облагаемой налогом доли доходов предприятий.
Увеличению дефицита фонда занятости в немалой степени способствовало
решение Госдумы РФ о снижении ставки налогообложения с 2 до 1,5 % с января
1996 г. Одновременно стала нарастать задолженность работодателей по
перечислению страховых взносов в фонд занятости. К 1 октября 1997 г. она
составила в целом по Российской Федерации 3,5 трлн. руб. При этом большая
часть задолженности (21,8 %) пришлась на 14 регионов-доноров. Например,
задолженность московских работодателей в 2,3 раза превысила суммарную
задолженность работодателей в таких депрессивных регионах, как Псковская,
Ивановская и Владимирская области.
Абсолютное сокращение денежных поступлений в региональные фонды
занятости привело к увеличению доли расходов на выплату пособий по
безработице. Именно этим, а не иждивенческим поведением безработных
объясняется ее рост почти в два раза за последние два года (за 9 месяцев
1995 г. расходы на выплату пособий по безработице составляли 29,2 % всех
расходов фонда занятости, а за соответствующий период 1997 г. - 56,8"о).
Это отчетливо видно на примере двух групп регионов - с минимальным и
максимальным уровнями регистрируемой безработицы.
В первой группе доля регистрируемых безработных за последние два года
менялась незначительно (см. табл. 3). Если бы сумма поступлений в фонд
занятости увеличивалась абсолютно (или оставалась стабильной), доля
расходов на пособия в общих расходах фонда сократилась бы (либо не
изменилась). Согласно данным таблицы 3, в регионах первой группы доля
расходов на пособия возросла в три-десять раз, причем вне всякой связи с
изменением показателя регистрируемой безработицы. Нет никаких оснований
полагать, что размер выплачиваемых пособий по безработице увеличился в
такой же пропорции (правом на максимальное пособие по безработице обладают
в среднем 12 % регистрируемых безработных). Во второй группе (с самыми
высокими показателями уровня регистрируемой безработицы - Ивановская и
Владимирская области,» ситуация несколько иная: при снижении уровня
безработицы почти в полтора раза расходы на выплату пособий увеличились,
хотя и в меньшей степени, чем в первой группе.
Таблица 3
Показатели некоторых статей расходов фондов занятости в ряде регионов
России за 9 месяцев 1995 и 1997 гг. (в % к совокупным расходам)
| |Уровень |Доля в общих расходах затрат на:|
| |регистрируемой | |
| |безработицы* | |
| | |выплату пособии |содержание |
| | |по безработице |службы |
| | | |занятости |
|РФ в целом |2,8 |29,2 |12,3 |
| | | | |
| |2,8 |56,8 |16,7 |
| |0,4 |3,2 |5 4 |
| |0,7 |23,3 |18,5 |
| |0,8 |9,3 |7,7 |
| |0,8 |33,7 |18,3 |
| |0,9 |11,8 |6,1 |
| |1,3 |32,0 |22,5 |
| | | | |
| |0,7 |4,6 |29,3 |
| |1,3 |47,8 |22,0 |
| | | | |
| |10,7 |57,5 |8,5 |
| |6,9 |60,7 |19,9 |
| | | | |
| |7,7 |54,5 |11,3 |
| |5,8 |74,5 |16,7 |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Москва | | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|месяцев lyyi 1. | | | |
|Оренбургская область| | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Белгородская область| | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Смоленская область | | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Ивановская область | | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
|Владимирская область| | | |
|9 месяцев 1995 г. | | | |
|9 месяцев 1997 г. | | | |
* Данные об уровне безработицы приведены на 1.10 1995 г. и 1.10 1997 г.
По той же причине (из-за сокращения абсолютных размеров средств,
собираемых в фонд занятости) за последние два года возросла доля расходов
на содержание служб занятости. Вопреки многочисленным критическим
высказываниям о расточительности служб занятости информация, которой мы
располагаем, свидетельствует о том, что условия труда их работников крайне
тяжелые, а оплата труда не превышает оплату труда работников бюджетной
сферы, при этом им приходится общаться с весьма сложным контингентом
граждан. Более того, сейчас численность работников служб занятости зависит
от уровня безработицы в районе. Там, где уровень безработицы высокий и
собираемость налогов низкая, расширение их штатов ограничено финансовыми
ресурсами, хотя потребность в них высока. Согласно данным нашего
обследования, нагрузка на одного работника службы занятости в районах с
уровнем безработицы выше 10 % составляет от 50 до 90 человек в день. Но и
уровень расходов на содержание службы в таких районах крайне высок - в
некоторых из них он достигает 75 % собираемых средств. Отсюда рождается
миф, что на содержание аппарата расходуются огромные средства, но при этом
забывают о мизерности собранных средств. Кроме того, расширяются функции
районных служб (по сути, ставшие обязательными) в связи с натурализацией
выплат пособий (пересчет страховых взносов из натуральных в денежные
единицы, пересчет выплачиваемых натурой пособий в денежные единицы,
содержание и обслуживание складов натуральной продукции, поступающей от
предприятий, и т.п.). На этом фоне в октябре 1997 г. Минтруда РФ принимает
решение о 10-процентном сокращении штатов государственной службы занятости.
Если бы речь шла о центральном аппарате (Министерстве труда и социального
развития РФ), то такой шаг можно было бы только приветствовать. Но
названная мера коснулась в основном районных центров занятости, которые уже
сейчас не в состоянии справляться со всеми проблемами и увеличивающейся
нагрузкой по мере роста реальной, а не регистрируемой безработицы.
Дефицит региональных фондов занятости повлек за собой и сокращение
поступлений в федеральную часть фонда занятости. Статистика ее формирования
показывает, что эти поступления значительно ниже законодательно
установленного уровня в 20 %. Если за 9 месяцев 1995 г. уровень отчислений
в федеральную часть фонда в среднем по России был равен 12 %, то за тот же
период 1997 г. - лишь 3,8 %. В результате задолженность регионов перед
федеральной частью фонда занятости составила к осени 1997 г. более 500
млрд. руб. Основными должниками по-прежнему являются регионы-доноры с
низким уровнем безработицы. Так, на протяжении последних трех лет
хроническими должниками выступают Белгородская, Смоленская области и
Республика Саха (Якутия). Уровень регистрируемой безработицы в названных
регионах не превышал в 90-е годы 1,4 %,а размер отчислений в федеральную
часть фонда занятости за 9 месяцев 1997 г. составил: для Республики Саха
(Якутия) - 5,5 % (2,4 % за весь 1996 год); для Белгородской области - 0,1 %
(1 % за весь 1996 год). Смоленская область в 1997 г. денег в
централизованную часть фонда занятости вообще не перечисляла, а в 1996 г.
процент отчислений составил 6,7 %. Ставропольский край (уровень
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|