МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политика занятости

    почти вдвое и осенью 1997 г. достиг 9,1 % (см. табл. 1).

    Т а б л и ц а 1 Численность безработных в соответствии с методологией ФСЗ

    и МОТ

    | |Регист|Регистриру|Уровень |Безработные|Уровень |Доля |

    | |рируем|емые |регистри|по |безработицы|регистрируе|

    |На |ые |безработны|руемой |методологии|по |мых |

    |конец |незаня|е (млн. |безработ| |методологии|безработных|

    |года |тые |человек) |ицы (%) |МОТ (млн. |МОТ (%) | |

    | |(млн. | | |человек) | |в общей |

    | |челове| | | | |численности|

    | |к) | | | | |без |

    | | | | | | |работных |

    | | | | | | |(%) |

    |1992г. |1,0 |0,6 |0,1 |3,6 |4,7 |16,6 |

    |1993 г.|1,1 |0,8 |0,1 |4,2 |5,5 |19,0 |

    |1994 г |2,0 |1,6 |2,2 |5,5 |7,4 |28,6 |

    |1995 г.|2,5 |2,3 |2,7 |6,0 |^ 7,8 |38,3 |

    |1996 г.|2,9 |2,6 |3,4 |6,8 |9,3 |40,0 |

    |1.11.19|2,3 |2,1 |2,8 |6,5 |9,1 |32,5 |

    |97 | | | | | | |

    Источники: данные Федеральной службы занятости и Минтруда РФ.

    Увеличение разрыва между регистрируемой и общей безработицей. Наряду

    с низким уровнем регистрируемой безработицы сохраняется большой разрыв

    между числом регистрируемых безработных и числом лиц, квалифицируемых как

    безработные в соответствии с методологией МОТ, достигший в октябре 1997 г.

    в среднем по России трех раз. Причем больший разрыв отмечается в регионах с

    низким уровнем регистрируемой безработицы. Например, в Москве и

    Ставропольском крае при уровне регистрируемой безработицы соответственно

    0,7 и 1,5 % (на 1.11.1997 г.) разрыв данных показателей достигает шести

    раз.

    Усиление межрегиональной дифференциации уровней безработицы.

    Современное состояние российского рынка труда характеризуется

    продолжающимся усилением дифференциации регионов по показателю

    регистрируемой безработицы (от 0,8 % в Москве до 11,1 % в Ивановской

    области на конец 1996 г.) наряду с увеличением доли регионов, перешедших 5-

    процентный уровень регистрируемой безработицы. К ноябрю 1997 г. их число

    возросло до 18 (см. табл. 2). В 48 % российских регионов уровень

    безработицы превышает 3 %, что можно считать новой тенденцией к

    "выравниванию" региональных уровней безработицы на более высокой отметке,

    чем среднероссийский показатель.

    Т а б л и ц а 2

    Распределение регионов России по уровню регистрируемой безработицы в

    1992—1997 гг. (всего регионов - 89)

    |На начало |Количество регионов с уровнем безработицы |

    |года | |

    | |до 1 % |1-2 % |2-3 % |3-5 % |5-7 % |> 7 %|

    |1992 г |89 |- |- |- |- |- |

    |1993г. |62 |21 |6 |- |- |- |

    | | | | | |- | |

    |1994 г. |47 |23 |8 |9 |2 |- |

    |1995 г. |13 |27 |18 |17 |11 |3 |

    |1996 г. |4 |18 |21 |19 |13 |14 |

    |1997 г.* |1 |11 |20 |30 |16 |10 |

    |1.11.1997 г. |2 |23 |20 |25 |15 |3 |

    * 1997 г. - без Чечни.

    Усиление внутрирегиональной дифференциации уровней безработицы.

    Сложившаяся в советский период моноотраслевая ориентация районов привела к

    большому разрыву уровней безработицы внутри одной области (региона). Так, в

    середине 1997 г. в Нижегородской области со средним уровнем регистрируемой

    безработицы 3,0 % минимальный уровень по районам составил 1,16 %, а

    максимальный- 12,5 %.

    Рост масштабов скрытой безработицы. Эта категория охватывает прежде

    всего работников, находящихся в вынужденных отпусках и работающих по

    сокращенному графику по инициативе администрации (в российской статистике

    такие категории работников учитываются как занятые, хотя во многих странах

    находящиеся в вынужденных отпусках считаются безработными). К ней также

    можно отнести и работников, не получающих заработную плату за свой труд

    (поскольку оплата труда является необходимой составляющей занятости по

    найму). По нашим расчетам, общее число подобных "занятых" (или безработных

    в скрытой форме) составляет по меньшей мере 9,6 млн. человек. Настораживает

    тог факт, что данные формы скрытой безработицы сильнее всего затрагивают

    работников с высоким уровнем образования и квалификации. По оценке ВЦИОМ,

    квалифицированные специалисты технического профиля вынуждены уходить в

    неоплачиваемые отпуска в шесть раз чаще, чем представители администрации

    предприятий, а квалифицированные рабочие - в 3,9 раза чаще, чем

    неквалифицированные.

    Наряду с указанными к этой категории работников можно также отнести:

    избыточно занятых; занятых на работе, не требующей имеющейся у них

    квалификации и опыта, при наличии желания работать по специальности; не

    имеющих работу, ищущих и готовых к ней приступить, но не зарегистрированных

    службой занятости или не ищущих работу активно. С учетом перечисленных

    категории сводный индекс безработицы мог бы составить 21,4 %.

    Рост продолжительности безработицы. Серьезной проблемой для России

    является увеличение длительной безработицы и расширение круга вовлеченных в

    нее граждан. Только по регистрируемым в службе занятости показателям доля

    безработных с периодом безработицы более одного года возросла с 9 % в 1994

    г. до 15,7 % в 1996 г. и до 21,4 % в сентябре 1997 г. Официальные данные

    преуменьшают реальную численность длительно безработных и продолжительность

    периода безработицы. Во-первых, часть снявшихся (или снятых) с учета службы

    занятости безработных так и остались безработными, что, однако, не отражено

    в статистике. Во-вторых, с момента потери работы до момента регистрации в

    службе занятости, как правило, проходит определенный период, в течение

    которого человек фактически остается без работы и соответственно без

    средств к существованию, не прибегая к помощи государства. По данным нашего

    обследования, промежуток времени с момента потери работы до момента

    обращения в службу занятости составляет в среднем около 4 месяцев.

    Среднестатистический портрет длительно безработного - замужняя женщина

    средних лет со средним или средним специальным образованием.

    Изменение социально-демографических характеристик безработных. По

    данным обследования безработных, в 1996 г. среди обратившихся в службы

    занятости 52 % составляли женщины. Несмотря на то что доля женщин среди

    регистрируемых безработных по-прежнему больше, чем мужчин, тезис о том, что

    у безработицы в России "женское лицо", постепенно становится все менее

    популярным даже на биржах труда. В ходе аналогичного обследования,

    проведенного нами совместно с МОТ в 1993 г., женщины составляли 66 % среди

    обратившихся на биржи труда.

    "Помолодели" по сравнению с 1993 г. и сами клиенты бирж труда. Если в

    1993 г. средний возраст обратившегося в службу занятости мужчины составлял

    40 лет, а женщины - 35, то в 1996 г. - соответственно 37 и 33 года.

    Несколько изменился и образовательный состав обратившихся в службы

    занятости безработных: сократилось число граждан с начальным образованием и

    увеличилось со средним специальным. Уровень образования безработных женщин

    по-прежнему остается более высоким, чем безработных мужчин. Отметим и тот

    факт, что 60 % обратившихся в службы занятости были замужем/женаты.

    Дефицит фонда занятости: причины возникновения и влияние на

    реализацию программы занятости населения. С осени 1995 г. возникли

    серьезные проблемы, связанные с формированием фондов занятости а регионах и

    сокращением федеральной части фонда занятости, средства которой

    перераспределяются в регионы с высоким уровнем безработицы. В последние два

    года практически во всех регионах наблюдалось сокращение поступлений в

    региональные фонды занятости, что было обусловлено спадом производства,

    уменьшением облагаемой налогом доли доходов предприятий.

    Увеличению дефицита фонда занятости в немалой степени способствовало

    решение Госдумы РФ о снижении ставки налогообложения с 2 до 1,5 % с января

    1996 г. Одновременно стала нарастать задолженность работодателей по

    перечислению страховых взносов в фонд занятости. К 1 октября 1997 г. она

    составила в целом по Российской Федерации 3,5 трлн. руб. При этом большая

    часть задолженности (21,8 %) пришлась на 14 регионов-доноров. Например,

    задолженность московских работодателей в 2,3 раза превысила суммарную

    задолженность работодателей в таких депрессивных регионах, как Псковская,

    Ивановская и Владимирская области.

    Абсолютное сокращение денежных поступлений в региональные фонды

    занятости привело к увеличению доли расходов на выплату пособий по

    безработице. Именно этим, а не иждивенческим поведением безработных

    объясняется ее рост почти в два раза за последние два года (за 9 месяцев

    1995 г. расходы на выплату пособий по безработице составляли 29,2 % всех

    расходов фонда занятости, а за соответствующий период 1997 г. - 56,8"о).

    Это отчетливо видно на примере двух групп регионов - с минимальным и

    максимальным уровнями регистрируемой безработицы.

    В первой группе доля регистрируемых безработных за последние два года

    менялась незначительно (см. табл. 3). Если бы сумма поступлений в фонд

    занятости увеличивалась абсолютно (или оставалась стабильной), доля

    расходов на пособия в общих расходах фонда сократилась бы (либо не

    изменилась). Согласно данным таблицы 3, в регионах первой группы доля

    расходов на пособия возросла в три-десять раз, причем вне всякой связи с

    изменением показателя регистрируемой безработицы. Нет никаких оснований

    полагать, что размер выплачиваемых пособий по безработице увеличился в

    такой же пропорции (правом на максимальное пособие по безработице обладают

    в среднем 12 % регистрируемых безработных). Во второй группе (с самыми

    высокими показателями уровня регистрируемой безработицы - Ивановская и

    Владимирская области,» ситуация несколько иная: при снижении уровня

    безработицы почти в полтора раза расходы на выплату пособий увеличились,

    хотя и в меньшей степени, чем в первой группе.

    Таблица 3

    Показатели некоторых статей расходов фондов занятости в ряде регионов

    России за 9 месяцев 1995 и 1997 гг. (в % к совокупным расходам)

    | |Уровень |Доля в общих расходах затрат на:|

    | |регистрируемой | |

    | |безработицы* | |

    | | |выплату пособии |содержание |

    | | |по безработице |службы |

    | | | |занятости |

    |РФ в целом |2,8 |29,2 |12,3 |

    | | | | |

    | |2,8 |56,8 |16,7 |

    | |0,4 |3,2 |5 4 |

    | |0,7 |23,3 |18,5 |

    | |0,8 |9,3 |7,7 |

    | |0,8 |33,7 |18,3 |

    | |0,9 |11,8 |6,1 |

    | |1,3 |32,0 |22,5 |

    | | | | |

    | |0,7 |4,6 |29,3 |

    | |1,3 |47,8 |22,0 |

    | | | | |

    | |10,7 |57,5 |8,5 |

    | |6,9 |60,7 |19,9 |

    | | | | |

    | |7,7 |54,5 |11,3 |

    | |5,8 |74,5 |16,7 |

    |9 месяцев 1995 г. | | | |

    |9 месяцев 1997 г. | | | |

    |Москва | | | |

    |9 месяцев 1995 г. | | | |

    |9 месяцев 1997 г. | | | |

    |месяцев lyyi 1. | | | |

    |Оренбургская область| | | |

    |9 месяцев 1995 г. | | | |

    |9 месяцев 1997 г. | | | |

    |Белгородская область| | | |

    |9 месяцев 1995 г. | | | |

    |9 месяцев 1997 г. | | | |

    |Смоленская область | | | |

    |9 месяцев 1995 г. | | | |

    |9 месяцев 1997 г. | | | |

    |Ивановская область | | | |

    |9 месяцев 1995 г. | | | |

    |9 месяцев 1997 г. | | | |

    |Владимирская область| | | |

    |9 месяцев 1995 г. | | | |

    |9 месяцев 1997 г. | | | |

    * Данные об уровне безработицы приведены на 1.10 1995 г. и 1.10 1997 г.

    По той же причине (из-за сокращения абсолютных размеров средств,

    собираемых в фонд занятости) за последние два года возросла доля расходов

    на содержание служб занятости. Вопреки многочисленным критическим

    высказываниям о расточительности служб занятости информация, которой мы

    располагаем, свидетельствует о том, что условия труда их работников крайне

    тяжелые, а оплата труда не превышает оплату труда работников бюджетной

    сферы, при этом им приходится общаться с весьма сложным контингентом

    граждан. Более того, сейчас численность работников служб занятости зависит

    от уровня безработицы в районе. Там, где уровень безработицы высокий и

    собираемость налогов низкая, расширение их штатов ограничено финансовыми

    ресурсами, хотя потребность в них высока. Согласно данным нашего

    обследования, нагрузка на одного работника службы занятости в районах с

    уровнем безработицы выше 10 % составляет от 50 до 90 человек в день. Но и

    уровень расходов на содержание службы в таких районах крайне высок - в

    некоторых из них он достигает 75 % собираемых средств. Отсюда рождается

    миф, что на содержание аппарата расходуются огромные средства, но при этом

    забывают о мизерности собранных средств. Кроме того, расширяются функции

    районных служб (по сути, ставшие обязательными) в связи с натурализацией

    выплат пособий (пересчет страховых взносов из натуральных в денежные

    единицы, пересчет выплачиваемых натурой пособий в денежные единицы,

    содержание и обслуживание складов натуральной продукции, поступающей от

    предприятий, и т.п.). На этом фоне в октябре 1997 г. Минтруда РФ принимает

    решение о 10-процентном сокращении штатов государственной службы занятости.

    Если бы речь шла о центральном аппарате (Министерстве труда и социального

    развития РФ), то такой шаг можно было бы только приветствовать. Но

    названная мера коснулась в основном районных центров занятости, которые уже

    сейчас не в состоянии справляться со всеми проблемами и увеличивающейся

    нагрузкой по мере роста реальной, а не регистрируемой безработицы.

    Дефицит региональных фондов занятости повлек за собой и сокращение

    поступлений в федеральную часть фонда занятости. Статистика ее формирования

    показывает, что эти поступления значительно ниже законодательно

    установленного уровня в 20 %. Если за 9 месяцев 1995 г. уровень отчислений

    в федеральную часть фонда в среднем по России был равен 12 %, то за тот же

    период 1997 г. - лишь 3,8 %. В результате задолженность регионов перед

    федеральной частью фонда занятости составила к осени 1997 г. более 500

    млрд. руб. Основными должниками по-прежнему являются регионы-доноры с

    низким уровнем безработицы. Так, на протяжении последних трех лет

    хроническими должниками выступают Белгородская, Смоленская области и

    Республика Саха (Якутия). Уровень регистрируемой безработицы в названных

    регионах не превышал в 90-е годы 1,4 %,а размер отчислений в федеральную

    часть фонда занятости за 9 месяцев 1997 г. составил: для Республики Саха

    (Якутия) - 5,5 % (2,4 % за весь 1996 год); для Белгородской области - 0,1 %

    (1 % за весь 1996 год). Смоленская область в 1997 г. денег в

    централизованную часть фонда занятости вообще не перечисляла, а в 1996 г.

    процент отчислений составил 6,7 %. Ставропольский край (уровень

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.