Политика занятости
заведения и университеты, особенно в крупных городах, приспособили свои
учебные планы (и в меньшей степени – методы преподавания) к изменениям
спроса на профессии, многие еще живут прошлым. Это относится к организации
образования как молодежи, так и взрослых.
Весьма важна взвешенная политика в вопросах повышения качества
рабочей силы за счет оказания образовательных услуг. Здесь необходимо:
11
- не допустить дальнейшего свертывания
обучения и создать организационные,
правовые, финансово-экономические
условия для расширения численности
обучаемых, в первую очередь в системе
профессионального образования всех
уровней;
- разработать механизмы стимулирования
инвестиций в обучение и поддержки
предприятий, осуществляющих
переобучение или повышение
квалификации работников, находящихся
под риском увольнения или
высвобождаемых до расторжения с ними
трудового договора;
- расширять спектр образовательных
услуг, оказываемых при посредничестве
центов занятости населения и
непосредственно в учебных центрах
службы занятости;
- законодательно установить порядок
финансирования профессионального
обучения персонала предприятий;
- повышать гибкость образовательной
системы с учетом требований
экономики.
Необходимы федеральные и региональные программы профессионального
обучения лиц, особо нуждающихся в социальной защите: инвалиды, молодежь,
беженцы, вынужденные переселенцы, военнослужащие, увольняемые в запас.
12
1.3 СФЕРА ЗАНЯТОСТИ
1.3.1 СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
Приступая к реализации политики занятости на этапе стабилизации и
роста, нужно учитывать, что не только макроэкономические условия продолжают
оставаться достаточно напряженными для серьезного решения проблем в этой
сфере, но и что очень большой контингент работников по своим
профессиональным качествам не соответствует требованиям рыночной экономики.
Представляется, что целесообразно прежде всего усилить те элементы
государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые
ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение
прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование
активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике
занятости связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу
катализатором, а не тормозом экономического роста. Этого невозможно
добиться без ликвидации рудиментов нерыночных отношений в этой области.
Проявление нерыночного характера сферы труда известны:
- гипертрофированные масштабы скрытой
безработицы,
- невыплаты заработной платы,
- деформированная связь между трудовым
вкладом работника и его доходами,
- широкое распространение скрытых форм
занятости,
- неопределенность статуса занятости и
незанятости и др.
В свою очередь недостаточная реформированность трудовой сферы
способствует медленному обновлению и сохранению большого количества
малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, чрезмерно высокому
предложению рабочей силы, ориентации почти половины трудоспособных граждан
на стабильное рабочее место даже при низкой и несвоевременной выдаче
заработной платы.
Если и далее ставить во главу политики занятости сдерживание
безработицы, то скорее всего следует ожидать продолжения стагнационного
характера развития производства, отсутствия прогрессивных структурных
сдвигов в сфере занятости, низкого уровня трудовой мотивации и доходов.
Хотя безработица будет нарастать умеренными темпами, в больших
масштабах сохранится недоиспользование рабочей силы, несоответствие
отраслевого и профессионального распределения занятых
реальным потребностям экономики.
13
Значительная часть работников по своему трудовому менталитету еще долгое
время не впишется в рыночные отношения. Регулирование рынка труда будет
осуществляться как и ранее в основном за счет внутреннего рынка, т. е. на
предприятиях и в организациях путем накопления и сброса скрытой
безработицы.
Избыточные затраты реального сектора экономики, обусловленные низкой
эффективностью использования трудового потенциала, главным образом
накопленной скрытой безработицей, составили в 1997 г. около 6 % ВВП, а
потенциал скрытой безработицы превысил 12 млн. человек.
Неотлаженность рыночных отношений в трудовой сфере проявляется и в
возрастающей теневой занятости, масштабы которой, по самым скромным
оценкам, превышают 7 млн. человек. К этому примыкает проблема трансформации
формальной занятости в неформальную, т. е. проблема «черного нала» –
дополнительных выплат занятым в официальной экономике, не проходящих в
бухгалтерской отчетности, а потому не являющихся базой для начислений в
социальной фонды.
Растущая скрытая занятость, с одной стороны, свидетельствует об
усилении приспособляемости населения к условиям рынка, а с другой – о
несовершенстве законодательной и правовой базы в трудовой сфере,
обеспечивать которую призвано государство. Снижая напряженность на рынке
труда, скрытая занятость выводит значительную часть фонда оплаты труда из-
под налогообложения, сокращая и без того скудные ресурсы фондов занятости и
пенсионного обеспечения, не говоря уже об отсутствии общепринятых
социальных гарантий для занятых в этой сфере.
Иного характера развития трудовой сферы и ее регулирования можно
добиться, если акцент в политике занятости будет перенесен на содействие
ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости
в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда, а также на
активное участие государства в регламентации предпринимательской
деятельности с целью легализации неформальной занятости. С социальной точки
зрения это, конечно, более напряженный вариант развития, поскольку он
предполагает ускорение высвобождения работающих в условиях малочисленности
создаваемых рабочих мест в легальном секторе экономики и ужесточение
контроля за их движением в нелегальном.
Названные меры могут повлечь за собой рост безработицы, превышающий
тот, который сложится, если такую политику не проводить. Но это будет
недолговременный всплеск, который начнет спадать по мере экономического
роста и создания новых рабочих
14
мест в передовых секторах экономики, а также по мере сокращения вторичной
занятости за счет повышения оплаты труда по основному месту работы.
1.3.2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
Отход от плановых методов управления экономикой, формирование
рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему
международного разделения труда сопровождаются возникновением новых
тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом
негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых
современным кризисом. В числе тенденций, четко обозначившихся в середине 90-
х годов, можно назвать:
- абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее
устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по
сравнению с численностью трудоспособного населения;
- активное распределение занятых между государственным и
негосударственным секторами экономики в пользу последнего,
ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого
предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых,
развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;
- процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и
относительное сокращение численности работающих в промышленности и
строительстве, науке и научном обслуживании; рост удельного веса
занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание,
материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-
коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение
населения, кредитование, финансы, страхование и др.;
- глубокое изменение структуры занятости в промышленности
(ускоренный рост численности промышленно-производственного
персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и
сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в
легкой промышленности и машиностроении);
- возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого
(послепенсионного) возраста как следствие снижение жизненного
уровня; расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный
транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);
15
- легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории
России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; трансформацию
скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную)
безработицу; углубление поляризации регионов РФ с точки зрения
возможностей обеспечения занятости (появление территорий с
повышенной напряженностью на рынке труда, в которых уровень
официально регистрируемой безработицы устойчиво превышает средний
для России показатель в два и более раза, а величина инвестиций на
душу населения и уровень оплаты труда существенно отстают от
средних значений);
- усиление процесса текучести, высвобождения рабочей силы, трудовой
миграции, изменение ее направлений и форм;
- активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой
экономике.
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 1997 г.
составил 2,8 % (по методологии МОТ – 9,0 %), а с учетом вынужденно
работающих в режиме неполной занятости и находящихся в отпусках по
инициативе администрации он достигает 20-23 % экономически активного
населения.
Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает
представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной
стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы,
действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической
бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда.
В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы
реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы регулирования,
что привело к:
- сохранению практики содержания излишней численности занятых на
предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к
нормальной работе, сдерживанию применения процедур банкротства к
несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы
при глубоком спаде производства;
- усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении,
углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером
получаемой заработной платы;
- «размытости» фактического положения человека в соответствии со
статусом занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы
зарегистрированных безработных в неформальном секторе,
бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий,
16
регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их
деятельности, и т. п.
Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле
гарантированного обеспечения занятости и регулирования социально-трудовых
отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось в: ослаблении
государственных гарантий получения оплачиваемой работы и сохранения
рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда,
системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном
секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода;
свертывании системы подготовки, переобучения и повышения квалификации
работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному
профессиональному обучению.
1.3.3 ПРИНЦИПЫ КОРРЕКТИРОВКИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Ослабление контроля государства за процессами занятости в 90-е годы
явилось, с одной стороны, итогом переоценки возможностей механизма
саморегуляции по оптимизации ее структуры и повышению эффективности
использования трудового потенциала, а с другой – результатом недооценки
сферы занятости как интегральной области макроэкономики, регулирование
которой позволяет активно решать экономические и социальные проблемы в
стране и регионах. Тенденция к минимизации функций государства по
обеспечению занятости, его самоустранение от решения социальных задач и
передача их на уровень регионов противоречат интересам стабилизации
экономики и вывода страны из кризиса.
Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и
применения процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу
реформирования экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок
уровня безработицы (как официального, так и оценочного) и привести к выходу
его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности.
Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной
практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается
10 %. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его
повышение до отметки 15 – 20 %, но на срок не более чем 3 – 5 лет.
В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором
углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в
одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной
стабильности. С одной стороны,
17
сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию
потребления, не может не стать фактором обнищания населения и ограничения
спроса на товары и услуги, а стало быть, и торможения экономического роста,
сокращения налоговой базы формирования бюджета и возможностей реализации
социальных программ. С другой стороны, повышения уровня безработицы ведет к
росту преступности и числа самоубийств.
Действующие тенденции социальной стратификации российского общества,
преобладание в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким
среднедушевым доходом во многом обусловлены рассмотренными деформациями в
сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных,
беженцев, вынужденных переселенцев и «работающих» бедных, занятых на
финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях.
Преодоление деформации сложившейся социальной структуры в большей степени
зависит от нормализации ситуации в сфере занятости и оплаты труда наемных
работников, от успешности развития малого предпринимательства и
самозанятости. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной
социальной политики должно стать активное содействие обеспечению
эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда.
В среднесрочной программе правительства в связи с ограниченностью
финансовых возможностей государства особая роль в нейтрализации социальных
последствий безработицы отводится расширению занятости в негосударственном
секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения
инвестиций и аккумуляции средств населения в настоящее время становится
обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала,
отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования
и движения инвестиций по территории России, использования корпоративного и
частного капитала с учетом интересов занятости.
Особенно актуальной является ориентация государственной финансово-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|