МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политика занятости

    заведения и университеты, особенно в крупных городах, приспособили свои

    учебные планы (и в меньшей степени – методы преподавания) к изменениям

    спроса на профессии, многие еще живут прошлым. Это относится к организации

    образования как молодежи, так и взрослых.

    Весьма важна взвешенная политика в вопросах повышения качества

    рабочей силы за счет оказания образовательных услуг. Здесь необходимо:

    11

    - не допустить дальнейшего свертывания

    обучения и создать организационные,

    правовые, финансово-экономические

    условия для расширения численности

    обучаемых, в первую очередь в системе

    профессионального образования всех

    уровней;

    - разработать механизмы стимулирования

    инвестиций в обучение и поддержки

    предприятий, осуществляющих

    переобучение или повышение

    квалификации работников, находящихся

    под риском увольнения или

    высвобождаемых до расторжения с ними

    трудового договора;

    - расширять спектр образовательных

    услуг, оказываемых при посредничестве

    центов занятости населения и

    непосредственно в учебных центрах

    службы занятости;

    - законодательно установить порядок

    финансирования профессионального

    обучения персонала предприятий;

    - повышать гибкость образовательной

    системы с учетом требований

    экономики.

    Необходимы федеральные и региональные программы профессионального

    обучения лиц, особо нуждающихся в социальной защите: инвалиды, молодежь,

    беженцы, вынужденные переселенцы, военнослужащие, увольняемые в запас.

    12

    1.3 СФЕРА ЗАНЯТОСТИ

    1.3.1 СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

    Приступая к реализации политики занятости на этапе стабилизации и

    роста, нужно учитывать, что не только макроэкономические условия продолжают

    оставаться достаточно напряженными для серьезного решения проблем в этой

    сфере, но и что очень большой контингент работников по своим

    профессиональным качествам не соответствует требованиям рыночной экономики.

    Представляется, что целесообразно прежде всего усилить те элементы

    государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые

    ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение

    прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование

    активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике

    занятости связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу

    катализатором, а не тормозом экономического роста. Этого невозможно

    добиться без ликвидации рудиментов нерыночных отношений в этой области.

    Проявление нерыночного характера сферы труда известны:

    - гипертрофированные масштабы скрытой

    безработицы,

    - невыплаты заработной платы,

    - деформированная связь между трудовым

    вкладом работника и его доходами,

    - широкое распространение скрытых форм

    занятости,

    - неопределенность статуса занятости и

    незанятости и др.

    В свою очередь недостаточная реформированность трудовой сферы

    способствует медленному обновлению и сохранению большого количества

    малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, чрезмерно высокому

    предложению рабочей силы, ориентации почти половины трудоспособных граждан

    на стабильное рабочее место даже при низкой и несвоевременной выдаче

    заработной платы.

    Если и далее ставить во главу политики занятости сдерживание

    безработицы, то скорее всего следует ожидать продолжения стагнационного

    характера развития производства, отсутствия прогрессивных структурных

    сдвигов в сфере занятости, низкого уровня трудовой мотивации и доходов.

    Хотя безработица будет нарастать умеренными темпами, в больших

    масштабах сохранится недоиспользование рабочей силы, несоответствие

    отраслевого и профессионального распределения занятых

    реальным потребностям экономики.

    13

    Значительная часть работников по своему трудовому менталитету еще долгое

    время не впишется в рыночные отношения. Регулирование рынка труда будет

    осуществляться как и ранее в основном за счет внутреннего рынка, т. е. на

    предприятиях и в организациях путем накопления и сброса скрытой

    безработицы.

    Избыточные затраты реального сектора экономики, обусловленные низкой

    эффективностью использования трудового потенциала, главным образом

    накопленной скрытой безработицей, составили в 1997 г. около 6 % ВВП, а

    потенциал скрытой безработицы превысил 12 млн. человек.

    Неотлаженность рыночных отношений в трудовой сфере проявляется и в

    возрастающей теневой занятости, масштабы которой, по самым скромным

    оценкам, превышают 7 млн. человек. К этому примыкает проблема трансформации

    формальной занятости в неформальную, т. е. проблема «черного нала» –

    дополнительных выплат занятым в официальной экономике, не проходящих в

    бухгалтерской отчетности, а потому не являющихся базой для начислений в

    социальной фонды.

    Растущая скрытая занятость, с одной стороны, свидетельствует об

    усилении приспособляемости населения к условиям рынка, а с другой – о

    несовершенстве законодательной и правовой базы в трудовой сфере,

    обеспечивать которую призвано государство. Снижая напряженность на рынке

    труда, скрытая занятость выводит значительную часть фонда оплаты труда из-

    под налогообложения, сокращая и без того скудные ресурсы фондов занятости и

    пенсионного обеспечения, не говоря уже об отсутствии общепринятых

    социальных гарантий для занятых в этой сфере.

    Иного характера развития трудовой сферы и ее регулирования можно

    добиться, если акцент в политике занятости будет перенесен на содействие

    ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости

    в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда, а также на

    активное участие государства в регламентации предпринимательской

    деятельности с целью легализации неформальной занятости. С социальной точки

    зрения это, конечно, более напряженный вариант развития, поскольку он

    предполагает ускорение высвобождения работающих в условиях малочисленности

    создаваемых рабочих мест в легальном секторе экономики и ужесточение

    контроля за их движением в нелегальном.

    Названные меры могут повлечь за собой рост безработицы, превышающий

    тот, который сложится, если такую политику не проводить. Но это будет

    недолговременный всплеск, который начнет спадать по мере экономического

    роста и создания новых рабочих

    14

    мест в передовых секторах экономики, а также по мере сокращения вторичной

    занятости за счет повышения оплаты труда по основному месту работы.

    1.3.2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

    Отход от плановых методов управления экономикой, формирование

    рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему

    международного разделения труда сопровождаются возникновением новых

    тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом

    негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых

    современным кризисом. В числе тенденций, четко обозначившихся в середине 90-

    х годов, можно назвать:

    - абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее

    устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по

    сравнению с численностью трудоспособного населения;

    - активное распределение занятых между государственным и

    негосударственным секторами экономики в пользу последнего,

    ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого

    предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых,

    развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;

    - процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и

    относительное сокращение численности работающих в промышленности и

    строительстве, науке и научном обслуживании; рост удельного веса

    занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание,

    материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-

    коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение

    населения, кредитование, финансы, страхование и др.;

    - глубокое изменение структуры занятости в промышленности

    (ускоренный рост численности промышленно-производственного

    персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и

    сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в

    легкой промышленности и машиностроении);

    - возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого

    (послепенсионного) возраста как следствие снижение жизненного

    уровня; расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный

    транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);

    15

    - легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории

    России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; трансформацию

    скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную)

    безработицу; углубление поляризации регионов РФ с точки зрения

    возможностей обеспечения занятости (появление территорий с

    повышенной напряженностью на рынке труда, в которых уровень

    официально регистрируемой безработицы устойчиво превышает средний

    для России показатель в два и более раза, а величина инвестиций на

    душу населения и уровень оплаты труда существенно отстают от

    средних значений);

    - усиление процесса текучести, высвобождения рабочей силы, трудовой

    миграции, изменение ее направлений и форм;

    - активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой

    экономике.

    Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 1997 г.

    составил 2,8 % (по методологии МОТ – 9,0 %), а с учетом вынужденно

    работающих в режиме неполной занятости и находящихся в отпусках по

    инициативе администрации он достигает 20-23 % экономически активного

    населения.

    Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает

    представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной

    стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы,

    действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической

    бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда.

    В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы

    реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы регулирования,

    что привело к:

    - сохранению практики содержания излишней численности занятых на

    предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к

    нормальной работе, сдерживанию применения процедур банкротства к

    несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы

    при глубоком спаде производства;

    - усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении,

    углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером

    получаемой заработной платы;

    - «размытости» фактического положения человека в соответствии со

    статусом занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы

    зарегистрированных безработных в неформальном секторе,

    бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий,

    16

    регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их

    деятельности, и т. п.

    Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле

    гарантированного обеспечения занятости и регулирования социально-трудовых

    отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось в: ослаблении

    государственных гарантий получения оплачиваемой работы и сохранения

    рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда,

    системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном

    секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода;

    свертывании системы подготовки, переобучения и повышения квалификации

    работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному

    профессиональному обучению.

    1.3.3 ПРИНЦИПЫ КОРРЕКТИРОВКИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ

    Ослабление контроля государства за процессами занятости в 90-е годы

    явилось, с одной стороны, итогом переоценки возможностей механизма

    саморегуляции по оптимизации ее структуры и повышению эффективности

    использования трудового потенциала, а с другой – результатом недооценки

    сферы занятости как интегральной области макроэкономики, регулирование

    которой позволяет активно решать экономические и социальные проблемы в

    стране и регионах. Тенденция к минимизации функций государства по

    обеспечению занятости, его самоустранение от решения социальных задач и

    передача их на уровень регионов противоречат интересам стабилизации

    экономики и вывода страны из кризиса.

    Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и

    применения процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу

    реформирования экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок

    уровня безработицы (как официального, так и оценочного) и привести к выходу

    его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности.

    Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной

    практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается

    10 %. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его

    повышение до отметки 15 – 20 %, но на срок не более чем 3 – 5 лет.

    В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором

    углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в

    одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной

    стабильности. С одной стороны,

    17

    сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию

    потребления, не может не стать фактором обнищания населения и ограничения

    спроса на товары и услуги, а стало быть, и торможения экономического роста,

    сокращения налоговой базы формирования бюджета и возможностей реализации

    социальных программ. С другой стороны, повышения уровня безработицы ведет к

    росту преступности и числа самоубийств.

    Действующие тенденции социальной стратификации российского общества,

    преобладание в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким

    среднедушевым доходом во многом обусловлены рассмотренными деформациями в

    сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных,

    беженцев, вынужденных переселенцев и «работающих» бедных, занятых на

    финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях.

    Преодоление деформации сложившейся социальной структуры в большей степени

    зависит от нормализации ситуации в сфере занятости и оплаты труда наемных

    работников, от успешности развития малого предпринимательства и

    самозанятости. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной

    социальной политики должно стать активное содействие обеспечению

    эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда.

    В среднесрочной программе правительства в связи с ограниченностью

    финансовых возможностей государства особая роль в нейтрализации социальных

    последствий безработицы отводится расширению занятости в негосударственном

    секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения

    инвестиций и аккумуляции средств населения в настоящее время становится

    обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала,

    отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования

    и движения инвестиций по территории России, использования корпоративного и

    частного капитала с учетом интересов занятости.

    Особенно актуальной является ориентация государственной финансово-

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.