МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Фашизм как социокультурное явление

    истоков фашизма и определяет его программу.[16]

    Третий этап («фашизм у власти») отличает поддерживание союза между

    крупными частными интересами и средними классами. Фашизм у власти (фашизм –

    режим), если следовать концепции П.Милзы, имеет ряд характерных черт:

    а) экономически господствующие классы внутри находящегося у власти

    блока осуществляют гегемонию, которая слабеет по мере усиления

    тоталитаризма, роста влияния фашистской партии;

    б) происходит подлинный раздел власти между высшей буржуазией

    (господствующим классом) и средним классом, овладевшим государством и

    управляющим им. Вождь (дуче, фюрер) является ключом системы;

    в) фашистский режим отличает стремление интегрировать массы в новую

    систему.

    В результате всего этого возникает чистая тоталитарная система, где

    партия (и/или руководитель) навязывает свою собственную линию

    социоэкономическим силам, которые привели их к власти. Именно это IV-ый

    этап эволюции, по замечанию Милзы, - «интегральный фашизм» - отличает

    примат политики и идеологии над экономикой, усиление методов физического и

    психологического террора.2 Принимая концепцию Милзы, нужно отметить, что,

    видимо «четвертый фашизм» был реальностью в годы II Мировой войны в

    Германии, а переход к такому режиму начался в Италии в 37-38 годах.

    Таким образом, по справедливому замечанию Ш.Желева, тоталитаризм – это

    та существенная черта фашистской диктатуры и фашистского государства, полно

    и всеохватывающе выражающая их политическую природу, которая обязательно

    должна присутствовать в характеристике фашизма.[17]

    1.3. Тоталитаризм. Понятие. Характерные признаки, система идеологии.

    Попробуем определить семантическое поле понятия «тоталитаризм».

    Тоталитаризм, по мнению А.С.Белоусова и А.Шумавана, - это одна из форм

    диктаторского режима, стремящаяся к полному подчинению общественной и

    частной жизни граждан системе политического господства. Названный тип

    диктаторского режима появляется лишь в ХХ веке, когда массовые народные

    движения стали действующими субъектами политического развития, то есть

    силой, при опоре на которую приходят к власти организованные структуры,

    выражающие тоталитарную тенденцию.[18]

    Детально и глубоко, по мысли И.В.Кондакова, природу тоталитаризма и его

    отличие от авторитарной власти раскрывает Ю.Н.Давыдов. Его исходное

    определение выглядит следующим образом: «тоталитаризм (от лат. «totus» -

    весь, целый, совокупный) – система насильственного политического

    господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его

    экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни

    власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-

    бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Основной силой, на которую

    опирается тоталитаризм, является люмпенство города и деревни»[19].

    По наблюдениям многих исследователей, процесс становления и утверждения

    тоталитаризма наряду с люмпенизацией общества предполагает насильственную

    «организацию» общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения».

    Подобная организация общественной жизни достигается применением средств

    прямого террора, инициируемого сверху. Под социальной «мобилизацией

    сверху», следуя концепции Белоусова и Шумавана, понимается воздействие

    тоталитарной власти на социально-экономические, а также культурные,

    духовные и иные процессы, происходящие в общественном организме,

    последствия которых не приводят напрямую к какому-либо определенному

    эффекту в политической сфере, но отражаются в системе социально-

    экономических и духовных связей, образующих основу гражданского

    общества.[20]

    Суммирует все вышеизложенное нами исследователь Доминик Кола,

    указывающий на то, что террор и всеобщая мобилизация – это главные черты

    тоталитарного строя.[21] Причем речь идет о стремлении с требованиями

    определенной четкой модели. В этом, по мнению Белоусова и Шумавана, и

    состояла «суть попытки создать нового человека – «фашиста».2

    Интересной представляется мысль Кондакова о том, что различение правого

    тоталитаризма (фашизм, нацизм) и левого социал-тоталитаризма (сталинизм,

    троцкизм), а также признание того неоспоримого факта, что в основе той и

    другой тоталитарной системы лежат различные экономические, политические и

    идеологические принципы, нисколько не отменяет того положения, что обе

    разновидности тоталитаризма обладают принципиальной общностью как

    определенный тип политической системы. В том и в другом случае общество в

    целом «заряжено» «вирусом тоталитаризма».[22]

    Применительно к тоталитаризму, если принимать концепцию Белоусова и

    Шумавана, используются два понятия: консенсус и насилие, поскольку в

    условиях тоталитаризма консенсус навязывается силой, а насилие,

    идеологически обосновываемое и юридически закрепляемое, составляет одну из

    главных опор консенсуса.[23] Получается, что насилие оказывается не только

    способом подавления оппозиции и инакомыслие, но и средством для постоянного

    подогрева энтузиазма и веры сторонников.

    В целом становится ясно, что тоталитарное общественное устройство

    государства, общества и власти во многом базируется на исходной

    теоретической доктрине, внедренной впоследствии в жизнь средствами

    неограниченного насилия, террора, милитаризации и бюрократизации всех

    общественных структур и отношений.[24]

    Доминик Кола, рассуждая о тоталитаризме, подчеркивает, что тоталитаризм

    имеет характерные признаки, которые, в частности, сформулировал Карл

    Фридрих в середине 50-х гг. ХХ века.[25] Тоталитарное общество отличается

    следующими главными чертами (выделим наиболее главные):

    1) официальная идеология, представленная официальной доктриной;

    2) наличие одной массовой партии, которая организуется на строго

    иерархической основе и имеет только одного вождя;

    3) технически обусловленная почти монопартийная власть над всеми

    эффективными средствами вооруженной борьбы;

    4) система террористической полицейской власти, опирающаяся на

    монополию, на насилие и средства коммуникации.[26]

    Доминик Кола приходит к совершенно точному, на наш взгляд, выводу о

    том, что авторы, создавшие теорию тоталитаризма, не настаивали на том, что

    тоталитарное общество едино, а лишь на том, что стоящие у власти лица

    намерены добиваться такого единения.1

    Между тем многие исследователи тоталитаризма указывают на то, что в

    тоталитарной идеологии заложена неосуществленная утопия, то есть заведомо

    иррациональная цель (см. подробно работы Кола, Кондакова, Милзы). Кондаков

    акцентирует внимание на том, что тоталитарная идеология имеют свою строгую

    систему:

    а) тоталитарная идеология претендует на всеобщность, на воплощение

    истины, правоты и блага народа;

    б) что, в принципе, не наблюдается в реальности прошлого и настоящего;

    в) ради осуществления провозглашаемых идеалов необходимо радикальное

    переустройство общества в целом и каждого в отдельности – то есть

    добровольное или «насильственное» обновление;

    г) все идеологические постулаты и лозунги могут приниматься только на

    веру и носят характер культа;

    д) преобразование общества должно осуществляться вопреки воле

    народа.[27]

    Особенно представляется интересной, на наш взгляд, мысль исследователя

    И. В. Кондакова о том, что сама политическая монополизация власти является

    лишь соответствующей заданной модели тоталитарной идеологии. То есть

    идеология, согласно концепции Кондакова, является по отношению к политике

    первичной, политика – вторичной (следствием идеологии, ее результатом), а

    экономика, право, информация, культура и все остальное оказывается вообще

    «третичными», находятся в полной зависимости от политики, превращаются в

    дополнение к ней. В результате, все соотношение этажей социальной

    реальности оказывается «перевернутым» с ног на голову. Отсюда и

    историческая неизбежность крушения всех тоталитарных режимов. «Таким

    образом, - делает вывод ученый, - будучи обреченным режимом, тоталитаризм,

    удерживаемый исключительно силой (оружия, террора, пропаганды, основанной

    на лжи и секретности), представляет собой «балансирование страха»,

    искусственно поддерживаемое обстановкой « военного лагеря» или осужденной

    крепости.[28]

    Исследователи феномена тоталитаризма (Х.Арендт, Хабермас, Кондаков)

    совершено справедливо утверждают, что «вирус тоталитаризма» может привиться

    не на любой культурной и социальной почве: для установления тоталитарного

    режима в стране необходимо в качестве обязательной предпосылки

    тоталитарность массового сознания (или хотя бы прототалитарная

    ментальность).[29]

    1.4. Идеология фашизма.

    Детально рассмотрев понятие тоталитаризма, считаем правомерным

    остановиться на таком сложном явлении как идеология фашизма.

    Общеизвестным является тот факт, что в борьбе за создание массовой

    социальной базы фашизм выдвинул систему взглядов, составивших так

    называемую фашистскую идеологию, которая представляет собой беспринципный

    конгломерат реакционных учений и теорий, сложившихся до появления фашизма.

    В центре фашистской идеологии – идеи военной экспансии, расового

    первенства (теория «народного сообщества» и «корпоративности»),вождизма

    («принцип фюрерства»), всевластие государственной машины (теория

    «тотального господства»). Мы придерживаемся точки зрения Доминика Кола по

    вопросу о том, что одной из черт тоталитаризма выделяется монополизация

    инструментов коммуникации и навязывание обществу одной единственной

    идеологии.[30] По мнению многих исследователей фашизма, весьма существенной

    чертой фашистской идеологии является стремление выступать под чужим флагом

    с целью маскировки своего истинного содержания.[31]

    А.И.Борозняк в статье «Историки ФРГ о нацизме» констатирует, что к

    концу 60-х годов многим западногерманским ученым стало ясно, что доктрина

    тоталитаризма не может претендовать на универсальное объяснение феномена

    германского фашизма. [32],[33]

    Кстати нужно оговорить, что до сих пор нет точности в употреблении

    слова «фашизм». Поэль Карп по этому поводу пишет, что фашистским именуют

    порядок, существовавший в Германии между 1933-м и 1945 годами. Однако в

    Германии он именовался не фашистским, а национал-социалистическим. Партия

    же Гитлера называлась «немецкая национал-социалистическая рабочая партия».

    А в России еще до войны стали называть её фашистской, перенося на неё

    наименование сходного движения, созданного в Италии социалистом Муссолини,

    действительно именовавшегося фашистским.[34] Смешение понятий можно

    наблюдать у многих исследователей, в частности, у Ю.Каграманова,

    утверждавшего, что идеология национал-социализма не представляла собой

    законченной системы. И в связи с этим «для определения фашизма нужно

    спуститься глубже уровня идеологии, поскольку фашизм рождается в тех слоях

    сознания (и подсознания), где стихийно совершается религиозный выбор и

    формируются сообразные с ним основные психологические установки.[35] В этом

    смысле совершенно правомерным представляется утверждение Ж.Батая о том, что

    фашистская власть характеризуется прежде всего тем, что её основание

    является одновременно и военным и религиозным, причем эти элементы нельзя

    разграничить: таким образом, фашистская власть уже в самой своей основе

    предстает как завершенная концентрация.[36]

    Очень важно, что идеологический арсенал, который был использован

    германскими фашистами для завоевания влияния на массы, утверждения своего

    политического господства в стране, установления в ней режима кровавого

    террора и развязывания захватнической войны, не был их собственным. Об этом

    пишет А.А.Галкин.[37]

    Фашистами были выполнены и взяты на вооружение наиболее простые и

    доступные массовому сознанию идеи:

    1) по мысли Гитлера «историческая задача в том, чтобы уничтожить

    марксизм». На основе антимарксизма и строилась вся пирамида нацистских

    националистических теорий;

    2) определяющее место в идеологическом багаже фашизма заняла расовая

    теория, поскольку, по мнению Галкина, она в большей степени, чем любые

    другие, соответствовала настроениям, чувствам и предрассудкам той части

    населения, на которые ориентировался фашизм[38];

    3) из геополитической области было взято учение о государстве, согласно

    которому развитие государства подчиняется тем же закономерностям, что и

    развитие живых существ. Существуют молодые, зрелые и умирающие государства.

    Согласно этой концепции Германия объявлялась молодым государством, в

    результате чего любое её агрессивное действие могло быть объяснено и

    оправдано динамичной стадией развития2;

    4) теория «естественной границы», позволяющая претендовать на

    обеспечение Германии выхода к Средиземному и Черным морям, на контроль над

    устьем Рейна, на перенесение южных германских границ к Альпам, к Балканам и

    куда угодно[39];

    5) теория о «жизненном пространстве», в основе которой лежал тезис о

    том, что в мире существует не только «невыносимая теснота и перенаселение»,

    но и имеются страны, владельцы которых не в состоянии в достаточной степени

    обработать и развить свою территорию.2 Понятно, что любой агрессивный акт

    сопровождался ссылками на необходимость «жизненного пространства»;

    6) важнейшей идеей была идея «национального социализма». Интересно, что

    нацистские идеологи социализм определяли (вслед за Шпенглером) как форму

    общественной организации, при которой государству принадлежат решающие

    функции во всех областях жизни, начиная с политики и заканчивая культурой и

    личной жизнью граждан. В этой связи вспоминаются слова Геббельса: «В

    государстве – все, вне государства – ничего».

    Ко всему вышеизложенному следует добавить то, что некоторые

    исследователи фашизма считают целесообразным выделить основные приметы

    фашизма, поскольку именно в этом случае можно будет охарактеризовать такое

    сложное явление, как фашизм.[40]

    Первая примета – неприятие истории. Реальная действительность сложна,

    запутанна и многообразна. Однако фашизм ценит лишь простые и механические

    решения вопросов исторического бытия.

    Вторая примета – это наличие врагов. Отсюда – первоначальная задача –

    разделаться со врагами.2 Гитлер выступал против христианства и коммунизма,

    поэтому очень легко было объявить врагами евреев, которые, якобы, придумали

    как христианство, так и коммунизм.

    По сути, получается, что фашизм бросает вызов всей истории

    христианского человечества. И по мнению Каграманова, германский фашизм

    тяготел не просто к языческим, а даже к архаическим формам.

    Нужно заметить, что сразу покончить с христианством было трудно, и

    поэтому Гитлер и Муссолини, мечтая о новой вере и о времени, когда будет

    создан «новый человек», «породистый», созданный по евгеническим рецептам

    (человек, который будет наводить ужас), заключили впоследствии своего рода

    союз между фашистским государством и частью церковной верхушки.[41],[42]

    Третья примета фашизма – это отвращение к современной «прогнившей

    цивилизации», которое может проявляться или бродяжничеством или уходом на

    «лоно природы». Интересным в этой связи представляется высказывание Гитлера

    о Природе. Э.Фромм отмечал, что Гитлер настаивал на том, что «можно и

    должно управлять людьми, но Природой управлять нельзя».[43]

    В результате к парадоксальному выводу приходит историк и литературовед

    Ю.Каграманов. Определяя фашизм как регрессивный морализм, он считает, что

    этот фактор даёт фашизму право называть себя «духовной революцией».[44]

    Своё развитие получили социологические и социоэкономические

    интерпретации фашизма. Представители этих направлений (в частности,

    А.Ф.К.Органски и П.Милза) не считают фашизм идеологическим продуктом мелкой

    буржуазии, поскольку «фашизм есть один из ответов на проблемы

    индустриализации».[45] Кроме этих интерпретаций существует ещё одна –

    психосоциальная, представителем которой справедливо принято считать

    Э.Фромма. Э.Фромм сделал интересный вывод о том, что в деструктивном

    обществе ХХ века, человек, лишившись своих традиционных групповых связей,

    оказывается изолированным и отчужденным. Отсюда и ощущение беспомощности,

    от которого индивид пытается избавиться с помощью «механизмов бегства». Это

    авторитаризм, «разрушительность». Они и составляют опору фашизма.[46],[47]

    Некоторые выводы и предположения.

    Из всего изложенного нами выше можно сделать некоторые выводы.

    1. Наиболее общим определением фашизма является то, что фашизм со всеми

    его разновидностями – это необратимая гипертрофия государства,

    противопоставившего отдельному человеку и разнообразию людских

    общностей.[48]

    2. Фашизм – это политическое течение, возникшее в капиталистических

    странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее

    реакционных кругов монополистического капитала, осуществляемая с целью

    сохранения капиталистического строя.

    3. Существует множество интерпретаций фашизма, основными из которых

    являются: теория «нравственной болезни» Европы; представление о том, что

    фашизм является логическим и неизбежным результатом длительной эволюции; а

    также объяснение фашизма в рамках социоэкономических структур

    капиталистического общества.

    4. Интересным и исчерпывающим является определение фашизма,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.