Фашизм как социокультурное явление
истоков фашизма и определяет его программу.[16]
Третий этап («фашизм у власти») отличает поддерживание союза между
крупными частными интересами и средними классами. Фашизм у власти (фашизм –
режим), если следовать концепции П.Милзы, имеет ряд характерных черт:
а) экономически господствующие классы внутри находящегося у власти
блока осуществляют гегемонию, которая слабеет по мере усиления
тоталитаризма, роста влияния фашистской партии;
б) происходит подлинный раздел власти между высшей буржуазией
(господствующим классом) и средним классом, овладевшим государством и
управляющим им. Вождь (дуче, фюрер) является ключом системы;
в) фашистский режим отличает стремление интегрировать массы в новую
систему.
В результате всего этого возникает чистая тоталитарная система, где
партия (и/или руководитель) навязывает свою собственную линию
социоэкономическим силам, которые привели их к власти. Именно это IV-ый
этап эволюции, по замечанию Милзы, - «интегральный фашизм» - отличает
примат политики и идеологии над экономикой, усиление методов физического и
психологического террора.2 Принимая концепцию Милзы, нужно отметить, что,
видимо «четвертый фашизм» был реальностью в годы II Мировой войны в
Германии, а переход к такому режиму начался в Италии в 37-38 годах.
Таким образом, по справедливому замечанию Ш.Желева, тоталитаризм – это
та существенная черта фашистской диктатуры и фашистского государства, полно
и всеохватывающе выражающая их политическую природу, которая обязательно
должна присутствовать в характеристике фашизма.[17]
1.3. Тоталитаризм. Понятие. Характерные признаки, система идеологии.
Попробуем определить семантическое поле понятия «тоталитаризм».
Тоталитаризм, по мнению А.С.Белоусова и А.Шумавана, - это одна из форм
диктаторского режима, стремящаяся к полному подчинению общественной и
частной жизни граждан системе политического господства. Названный тип
диктаторского режима появляется лишь в ХХ веке, когда массовые народные
движения стали действующими субъектами политического развития, то есть
силой, при опоре на которую приходят к власти организованные структуры,
выражающие тоталитарную тенденцию.[18]
Детально и глубоко, по мысли И.В.Кондакова, природу тоталитаризма и его
отличие от авторитарной власти раскрывает Ю.Н.Давыдов. Его исходное
определение выглядит следующим образом: «тоталитаризм (от лат. «totus» -
весь, целый, совокупный) – система насильственного политического
господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его
экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни
власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-
бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Основной силой, на которую
опирается тоталитаризм, является люмпенство города и деревни»[19].
По наблюдениям многих исследователей, процесс становления и утверждения
тоталитаризма наряду с люмпенизацией общества предполагает насильственную
«организацию» общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения».
Подобная организация общественной жизни достигается применением средств
прямого террора, инициируемого сверху. Под социальной «мобилизацией
сверху», следуя концепции Белоусова и Шумавана, понимается воздействие
тоталитарной власти на социально-экономические, а также культурные,
духовные и иные процессы, происходящие в общественном организме,
последствия которых не приводят напрямую к какому-либо определенному
эффекту в политической сфере, но отражаются в системе социально-
экономических и духовных связей, образующих основу гражданского
общества.[20]
Суммирует все вышеизложенное нами исследователь Доминик Кола,
указывающий на то, что террор и всеобщая мобилизация – это главные черты
тоталитарного строя.[21] Причем речь идет о стремлении с требованиями
определенной четкой модели. В этом, по мнению Белоусова и Шумавана, и
состояла «суть попытки создать нового человека – «фашиста».2
Интересной представляется мысль Кондакова о том, что различение правого
тоталитаризма (фашизм, нацизм) и левого социал-тоталитаризма (сталинизм,
троцкизм), а также признание того неоспоримого факта, что в основе той и
другой тоталитарной системы лежат различные экономические, политические и
идеологические принципы, нисколько не отменяет того положения, что обе
разновидности тоталитаризма обладают принципиальной общностью как
определенный тип политической системы. В том и в другом случае общество в
целом «заряжено» «вирусом тоталитаризма».[22]
Применительно к тоталитаризму, если принимать концепцию Белоусова и
Шумавана, используются два понятия: консенсус и насилие, поскольку в
условиях тоталитаризма консенсус навязывается силой, а насилие,
идеологически обосновываемое и юридически закрепляемое, составляет одну из
главных опор консенсуса.[23] Получается, что насилие оказывается не только
способом подавления оппозиции и инакомыслие, но и средством для постоянного
подогрева энтузиазма и веры сторонников.
В целом становится ясно, что тоталитарное общественное устройство
государства, общества и власти во многом базируется на исходной
теоретической доктрине, внедренной впоследствии в жизнь средствами
неограниченного насилия, террора, милитаризации и бюрократизации всех
общественных структур и отношений.[24]
Доминик Кола, рассуждая о тоталитаризме, подчеркивает, что тоталитаризм
имеет характерные признаки, которые, в частности, сформулировал Карл
Фридрих в середине 50-х гг. ХХ века.[25] Тоталитарное общество отличается
следующими главными чертами (выделим наиболее главные):
1) официальная идеология, представленная официальной доктриной;
2) наличие одной массовой партии, которая организуется на строго
иерархической основе и имеет только одного вождя;
3) технически обусловленная почти монопартийная власть над всеми
эффективными средствами вооруженной борьбы;
4) система террористической полицейской власти, опирающаяся на
монополию, на насилие и средства коммуникации.[26]
Доминик Кола приходит к совершенно точному, на наш взгляд, выводу о
том, что авторы, создавшие теорию тоталитаризма, не настаивали на том, что
тоталитарное общество едино, а лишь на том, что стоящие у власти лица
намерены добиваться такого единения.1
Между тем многие исследователи тоталитаризма указывают на то, что в
тоталитарной идеологии заложена неосуществленная утопия, то есть заведомо
иррациональная цель (см. подробно работы Кола, Кондакова, Милзы). Кондаков
акцентирует внимание на том, что тоталитарная идеология имеют свою строгую
систему:
а) тоталитарная идеология претендует на всеобщность, на воплощение
истины, правоты и блага народа;
б) что, в принципе, не наблюдается в реальности прошлого и настоящего;
в) ради осуществления провозглашаемых идеалов необходимо радикальное
переустройство общества в целом и каждого в отдельности – то есть
добровольное или «насильственное» обновление;
г) все идеологические постулаты и лозунги могут приниматься только на
веру и носят характер культа;
д) преобразование общества должно осуществляться вопреки воле
народа.[27]
Особенно представляется интересной, на наш взгляд, мысль исследователя
И. В. Кондакова о том, что сама политическая монополизация власти является
лишь соответствующей заданной модели тоталитарной идеологии. То есть
идеология, согласно концепции Кондакова, является по отношению к политике
первичной, политика – вторичной (следствием идеологии, ее результатом), а
экономика, право, информация, культура и все остальное оказывается вообще
«третичными», находятся в полной зависимости от политики, превращаются в
дополнение к ней. В результате, все соотношение этажей социальной
реальности оказывается «перевернутым» с ног на голову. Отсюда и
историческая неизбежность крушения всех тоталитарных режимов. «Таким
образом, - делает вывод ученый, - будучи обреченным режимом, тоталитаризм,
удерживаемый исключительно силой (оружия, террора, пропаганды, основанной
на лжи и секретности), представляет собой «балансирование страха»,
искусственно поддерживаемое обстановкой « военного лагеря» или осужденной
крепости.[28]
Исследователи феномена тоталитаризма (Х.Арендт, Хабермас, Кондаков)
совершено справедливо утверждают, что «вирус тоталитаризма» может привиться
не на любой культурной и социальной почве: для установления тоталитарного
режима в стране необходимо в качестве обязательной предпосылки
тоталитарность массового сознания (или хотя бы прототалитарная
ментальность).[29]
1.4. Идеология фашизма.
Детально рассмотрев понятие тоталитаризма, считаем правомерным
остановиться на таком сложном явлении как идеология фашизма.
Общеизвестным является тот факт, что в борьбе за создание массовой
социальной базы фашизм выдвинул систему взглядов, составивших так
называемую фашистскую идеологию, которая представляет собой беспринципный
конгломерат реакционных учений и теорий, сложившихся до появления фашизма.
В центре фашистской идеологии – идеи военной экспансии, расового
первенства (теория «народного сообщества» и «корпоративности»),вождизма
(«принцип фюрерства»), всевластие государственной машины (теория
«тотального господства»). Мы придерживаемся точки зрения Доминика Кола по
вопросу о том, что одной из черт тоталитаризма выделяется монополизация
инструментов коммуникации и навязывание обществу одной единственной
идеологии.[30] По мнению многих исследователей фашизма, весьма существенной
чертой фашистской идеологии является стремление выступать под чужим флагом
с целью маскировки своего истинного содержания.[31]
А.И.Борозняк в статье «Историки ФРГ о нацизме» констатирует, что к
концу 60-х годов многим западногерманским ученым стало ясно, что доктрина
тоталитаризма не может претендовать на универсальное объяснение феномена
германского фашизма. [32],[33]
Кстати нужно оговорить, что до сих пор нет точности в употреблении
слова «фашизм». Поэль Карп по этому поводу пишет, что фашистским именуют
порядок, существовавший в Германии между 1933-м и 1945 годами. Однако в
Германии он именовался не фашистским, а национал-социалистическим. Партия
же Гитлера называлась «немецкая национал-социалистическая рабочая партия».
А в России еще до войны стали называть её фашистской, перенося на неё
наименование сходного движения, созданного в Италии социалистом Муссолини,
действительно именовавшегося фашистским.[34] Смешение понятий можно
наблюдать у многих исследователей, в частности, у Ю.Каграманова,
утверждавшего, что идеология национал-социализма не представляла собой
законченной системы. И в связи с этим «для определения фашизма нужно
спуститься глубже уровня идеологии, поскольку фашизм рождается в тех слоях
сознания (и подсознания), где стихийно совершается религиозный выбор и
формируются сообразные с ним основные психологические установки.[35] В этом
смысле совершенно правомерным представляется утверждение Ж.Батая о том, что
фашистская власть характеризуется прежде всего тем, что её основание
является одновременно и военным и религиозным, причем эти элементы нельзя
разграничить: таким образом, фашистская власть уже в самой своей основе
предстает как завершенная концентрация.[36]
Очень важно, что идеологический арсенал, который был использован
германскими фашистами для завоевания влияния на массы, утверждения своего
политического господства в стране, установления в ней режима кровавого
террора и развязывания захватнической войны, не был их собственным. Об этом
пишет А.А.Галкин.[37]
Фашистами были выполнены и взяты на вооружение наиболее простые и
доступные массовому сознанию идеи:
1) по мысли Гитлера «историческая задача в том, чтобы уничтожить
марксизм». На основе антимарксизма и строилась вся пирамида нацистских
националистических теорий;
2) определяющее место в идеологическом багаже фашизма заняла расовая
теория, поскольку, по мнению Галкина, она в большей степени, чем любые
другие, соответствовала настроениям, чувствам и предрассудкам той части
населения, на которые ориентировался фашизм[38];
3) из геополитической области было взято учение о государстве, согласно
которому развитие государства подчиняется тем же закономерностям, что и
развитие живых существ. Существуют молодые, зрелые и умирающие государства.
Согласно этой концепции Германия объявлялась молодым государством, в
результате чего любое её агрессивное действие могло быть объяснено и
оправдано динамичной стадией развития2;
4) теория «естественной границы», позволяющая претендовать на
обеспечение Германии выхода к Средиземному и Черным морям, на контроль над
устьем Рейна, на перенесение южных германских границ к Альпам, к Балканам и
куда угодно[39];
5) теория о «жизненном пространстве», в основе которой лежал тезис о
том, что в мире существует не только «невыносимая теснота и перенаселение»,
но и имеются страны, владельцы которых не в состоянии в достаточной степени
обработать и развить свою территорию.2 Понятно, что любой агрессивный акт
сопровождался ссылками на необходимость «жизненного пространства»;
6) важнейшей идеей была идея «национального социализма». Интересно, что
нацистские идеологи социализм определяли (вслед за Шпенглером) как форму
общественной организации, при которой государству принадлежат решающие
функции во всех областях жизни, начиная с политики и заканчивая культурой и
личной жизнью граждан. В этой связи вспоминаются слова Геббельса: «В
государстве – все, вне государства – ничего».
Ко всему вышеизложенному следует добавить то, что некоторые
исследователи фашизма считают целесообразным выделить основные приметы
фашизма, поскольку именно в этом случае можно будет охарактеризовать такое
сложное явление, как фашизм.[40]
Первая примета – неприятие истории. Реальная действительность сложна,
запутанна и многообразна. Однако фашизм ценит лишь простые и механические
решения вопросов исторического бытия.
Вторая примета – это наличие врагов. Отсюда – первоначальная задача –
разделаться со врагами.2 Гитлер выступал против христианства и коммунизма,
поэтому очень легко было объявить врагами евреев, которые, якобы, придумали
как христианство, так и коммунизм.
По сути, получается, что фашизм бросает вызов всей истории
христианского человечества. И по мнению Каграманова, германский фашизм
тяготел не просто к языческим, а даже к архаическим формам.
Нужно заметить, что сразу покончить с христианством было трудно, и
поэтому Гитлер и Муссолини, мечтая о новой вере и о времени, когда будет
создан «новый человек», «породистый», созданный по евгеническим рецептам
(человек, который будет наводить ужас), заключили впоследствии своего рода
союз между фашистским государством и частью церковной верхушки.[41],[42]
Третья примета фашизма – это отвращение к современной «прогнившей
цивилизации», которое может проявляться или бродяжничеством или уходом на
«лоно природы». Интересным в этой связи представляется высказывание Гитлера
о Природе. Э.Фромм отмечал, что Гитлер настаивал на том, что «можно и
должно управлять людьми, но Природой управлять нельзя».[43]
В результате к парадоксальному выводу приходит историк и литературовед
Ю.Каграманов. Определяя фашизм как регрессивный морализм, он считает, что
этот фактор даёт фашизму право называть себя «духовной революцией».[44]
Своё развитие получили социологические и социоэкономические
интерпретации фашизма. Представители этих направлений (в частности,
А.Ф.К.Органски и П.Милза) не считают фашизм идеологическим продуктом мелкой
буржуазии, поскольку «фашизм есть один из ответов на проблемы
индустриализации».[45] Кроме этих интерпретаций существует ещё одна –
психосоциальная, представителем которой справедливо принято считать
Э.Фромма. Э.Фромм сделал интересный вывод о том, что в деструктивном
обществе ХХ века, человек, лишившись своих традиционных групповых связей,
оказывается изолированным и отчужденным. Отсюда и ощущение беспомощности,
от которого индивид пытается избавиться с помощью «механизмов бегства». Это
авторитаризм, «разрушительность». Они и составляют опору фашизма.[46],[47]
Некоторые выводы и предположения.
Из всего изложенного нами выше можно сделать некоторые выводы.
1. Наиболее общим определением фашизма является то, что фашизм со всеми
его разновидностями – это необратимая гипертрофия государства,
противопоставившего отдельному человеку и разнообразию людских
общностей.[48]
2. Фашизм – это политическое течение, возникшее в капиталистических
странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее
реакционных кругов монополистического капитала, осуществляемая с целью
сохранения капиталистического строя.
3. Существует множество интерпретаций фашизма, основными из которых
являются: теория «нравственной болезни» Европы; представление о том, что
фашизм является логическим и неизбежным результатом длительной эволюции; а
также объяснение фашизма в рамках социоэкономических структур
капиталистического общества.
4. Интересным и исчерпывающим является определение фашизма,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|