МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Женское образование в России

    В психолого-педагогической литературе подчеркнуто, что в основе многих

    женских поступков лежит естественное женское качество - стремление

    нравиться. Оно наглядно проявляется в том, что девушки в большей степени,

    нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. При условии если в девушках

    воспитано чувство меры, оно положительно влияет на формирование таких

    качеств, как опрятность, аккуратность и т.д. Иногда внимание к внешности,

    нарядам, желание наиболее выгодно показать себя, завоевать внимание юношей

    становится гипертрофированным. Желание нравится, выделиться, превзойти чем-

    то других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов

    и может привести к тому, что определенные задатки личности не будут

    реализованы.

    Известно, что юношам и девушкам свойственно ярко выраженное стремление

    к общению, и потребность в интимной дружбе со сверстниками собственного

    пола для них также характерна. При этом у девочек эта потребность

    проявляется раньше и значительно сильнее, чем у мальчиков.

    Наши исследования среди девушек показали, что у большинства из них

    (около 80%) была подруга сердца, которой «поверялось все-все-«, и многие из

    опрошенных (70%) ответили: «Дружим с первого класса и по сей день», «Дружим

    с четырех лет и до сих пор».

    Некоторые девушки, правда, отмечают, что хоть и появились у них новые

    подруги, но старая дружба не прерывалась.

    В своем общении девушки отличаются высокой степенью доверительности.

    При этом ориентация на словесное общение у них больше, чем на совместную

    деятельность, и выражена она ярче, чем у мальчиков. Что же касается общения

    между юношами и девушками, то девушки в общении с юношами чувствуют себя

    более свободно и уверенно, чем юноши с девушками.

    Многие ученые полагают, что развитие личностного и чувственного

    компонентов любви у юношей и девушек происходит по разному. У юношей

    сравнительно рано проявляется чувственная сторона любви. Вот почему у

    мальчиков раньше возникают эротические интересы и впечатления и лишь затем

    появляется способность сочетать их с глубокой эмоциональной и духовной

    близостью. У девушек, наоборот, сентиментальная потребность в общении,

    доверии, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее и пробуждается раньше,

    чем чувственно-эротические впечатления. Как известно, женская сексуальная

    активность проявляется обычно в среднем к 26-30 годам. До 30 лет,

    утверждает известный сексолог Л.М. Свядощ, сексуальная активность

    формируется у 17%, после 30 лет - у 40%, после 35 лет - у 43% женщин.

    При этом для женщины духовная и эмоциональная сторона любви остается

    более важной, более значительной, чем физическая близость.

    Сказанное выше, естественно, не претендует на всю полноту отражения

    различий между юношами и девушками. Но они, на наш взгляд, подтверждают

    очень важное положение о том, что пол человека играет огромную роль в его

    жизни и деятельности, и могут служить достаточно прочной основой всей его

    индивидуальности, а также основой для организации воспитательной работы

    среди старшеклассников.

    Приведенные данные дают возможность в определенной степени судить о

    ценностных ориентациях юношей и девушек по отношению к будущим

    «избранникам» и «избранницам». Опираясь на них, можно конкретнее

    планировать половое воспитание старшеклассников, их подготовку к семейной и

    трудовой жизни и осознание своей половой роли.

    3. Отличия в поведении девочек и мальчиков в период полового созревания и

    взросления (подростковый возраст).

    Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное

    научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В

    отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому

    не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том

    числе и образовании.

    Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сами по себе половые различия

    весьма существенны. Они проявляются и в направленности интересов, и в

    специфике эмоциональных реакций, и в структуре общения, и в критериях

    самооценок, и в психосексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и

    возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного

    самоопределения. Воспринимать и оценивать девушек старшеклассниц по

    юношеским критериям и стандартам совершенно недопустимо.

    Нужно отметить, что именно в подростковом возрасте половые различия

    становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом

    возрасте происходит половое созревание , осознание и принятие половой роли,

    формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и

    формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.

    Эти различия, которые появляются в период взросления у девушек

    напрямую воздействуют на осознание половой роли, влияют на формирование

    женственности и всех качеств, входящих в это понятие. Поэтому в воспитании

    подростков, а особенно девушек, нужно обязательно учитывать половые

    различия и особенности, которые становятся ярко выраженными с половым

    созреванием и взрослением. На сколько будут учитываться эти особенности в

    воспитательном процессе, настолько в будущем девушка будет счастлива и

    успешна при создании своей семьи.

    3.1. Понятие полового созревания и взросления.

    Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в

    его названиях: «переходный», «трудный», «переломный». В них зафиксирована

    сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития,

    связанных с переходом от одной эпохи в жизни к другой. Переход от детства к

    взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех

    сторон развития в этот период - физиологического, умственного,

    нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление

    качественно новых образований и в них появляются элементы взрослости в

    результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми,

    способов социального взаимодействия с ними, интересов познавательной и

    учебной деятельности [1]. Итак, взрослением называется фаза жизни,

    содержанием которой является переход к взрослому возрасту. Это сознательно

    взятое, очень широкое определение показывает, что только многомерное

    рассмотрение разнообразных проблем данного периода позволит получить о нем

    адекватное представление. Действительно, этот период сопровождается, как

    уже отмечалось рядом радикальных соматических изменений, он несет с собой

    многочисленные психические сдвиги, приводит иногда, к ожесточенным

    столкновениям с обществом и его институтами (родительский дом, школа,

    профессиональное сообщество и т.д.).

    Половое созревание подразумевает биологические и физиологические

    изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.

    Взросление, напротив, в большей мере касается психологического

    совладания с собственным телесным и сексуальным созреванием, т.е.

    «приспособлением» ребенка к половому статусу. Следовательно, половое

    созревание охватывает в большей степени телесную, а взросление –

    психологическую сторону развития. Так как процессы телесного созревания в

    известной степени дают импульс всем последующим изменениям, половое

    созревание можно считать началом взросления.

    3.2. Психологические аспекты взросления.

    Одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка

    психики, обусловленная не только физиологическими факторами, но в

    значительной степени также психосоциальными влияниями.

    Значение собственного тела и его изменений для взрослеющего человека

    связаны со следующими моментами:

    . Прежде всего, по сравнению с детским возрастом повышается внимание

    к телу и его функциям, это обусловлено не только физиологическими

    изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие

    считают, что благодаря физической зрелости он уже должен

    справляться с определенными проблемами развития.

    . Одновременно молодые люди осознают, что их физическое развитие

    скоро завершится (в детстве период времени до достижения взрослого

    состояния представлялся очень продолжительным). Ограниченность

    временной перспективы у подростков и их стремление сравнивать себя

    со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом и часто

    вызывает озабоченность и опасение, что развитие отклоняется от

    нормы.

    . Молодые люди плохо представляют себе изменчивость физического

    развития: незначительные мнимые отступления от нормы служат поводом

    к преувеличенным опасениям. Если учесть, что примерно у 16% юношей

    и девушек каждой возрастной группы наблюдается сильное отклонение

    от средних показателей физического развития (в рамках нормы, их

    опасения становятся понятными).

    . Наконец, незнание масштабов изменчивости хода созревания может

    привести к сильной переоценке действительных или мнимых отклонений

    молодыми людьми, их родителями и их близкими. Это относится, прежде

    всего, к диспропорциям тела, возникающим у большинства подростков

    на короткой переходной стадии.

    Осознание соматических изменений и их включение в схему тела – одна из

    важнейших проблем периода полового созревания. На ее разрешение

    воздействует как внутренние переменные (эротическая и сексуальная

    привлекательность, регуляция настроения, влечение, механизмы психической

    переработки, познавательные способности, внутренние психические конфликты),

    так и внешние переменные (оценка и интерпретация физических изменений

    окружающими, нормы и идеалы внешнего вида и поведения, социальная поддержка

    и т.д.).

    Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических

    аспектах своего я. Схема тела не всегда объективна, а иногда даже полностью

    противоположна мнению окружающих. Подростки отмечают также социальную

    реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или

    отвращение, насмешка или презрение) и включают в представление о себе.

    Многие кризисы в период полового созревания в юности связаны с

    неадекватным, неловким или оскорбительным отношением близких взрослых

    людей. Подобные кризисы отрицательно сказываются на сексуальном развитии,

    ощущении самоидентичности и авторитета.

    Поскольку рост нормально развивающихся индивидов связан с половым

    созреванием, а у девочек оно начинается примерно на 2 года раньше, чем у

    мальчиков, часто возникают трудности из-за совместного обучения. Школьные

    классы составляются в соответствии с хронологическим возрастом, а не со

    степенью физической зрелости, поскольку девочки в этом плане вырываются

    вперед, у них нередко складываются напряженные отношения с мальчиками,

    которые чувствуют себя ущемленными в своей физической роли.

    3.3. Самовосприятие физических изменений.

    Около половины девушек и треть юношей в период взросления озабочены

    своими внешними данными. Почти по всем показателям самовосприятия

    наблюдаются различия между юношами и девушками. Общественное мнение относит

    к признакам мужественности – физическую силу, спортивные успех и

    мускулистую фигуру, и эти физические особенности очень важны для юношей,

    тогда как для девушек второстепенны или даже нежелательны в связи с иным

    представлением собственной половой роли. Девушки обращают больше внимания

    на свое лицо, фигуру и кожу. Последнее, впрочем, объясняется одинаково

    частым появлением юношеских угрей у представителей обоих полов. Не меньшие

    опасения вызывают и нарушения пропорций тела. И юношей, и девушек беспокоит

    «торчащий» нос, юношам собственные руки кажутся слишком длинными по

    сравнению с ногами, скулы слишком выступающими, а бедра слишком широкими.

    Такая непропорциональность, вызванная неодинаковой скоростью роста разных

    частей тела в период полового созревания, к концу данной фазы, как правило,

    полностью исчезает. Знание этого помогает некоторым подросткам избавиться

    от чувства неполноценности. Типично для данного возраста нежелание

    признаться в подобных переживаниях из страха быть высмеянным взрослыми. У

    юношей часто возникают психические проблемы, связанные с первичными

    половыми признаками. В отличие от девушек они обращают на рост гениталий

    больше внимания уже потому, что те расположены снаружи. Кроме того, их

    размеры часто связывают с мужественностью и мужской потенцией. Эти взгляды

    нередки и у родителей, опасающихся, что гениталии сына недостаточно велики.

    Однако их размеры, определяемые как генетическими, так и гормональными

    факторами, за исключением крайних случаев, не влияют на половую функцию. И

    все же молодые люди иногда слишком упорно думают об этом и постоянно

    сравнивают, не представляя себе масштабов изменчивости в пределах нормы.

    У девушек подобные различия не играют роли, поскольку половые органы

    расположены внутри тела, однако большое внимание уделяется менструациям.

    Если девочки не предупреждены об их наступлении, они пугаются, хотя

    беспокойство вызывает также кажущееся запаздывание менархе. Обычно оно

    считается показателем половой зрелости. У большинства девушек менархе

    вызывает отрицательную, в лучшем случае, скорее нейтральную реакцию. По

    своему психологическому и социальному значению менархе не сравнимо

    непосредственно с каким-либо событием в половом развитии юношей. Драматизм

    наступления менструаций для девушек связан, во-первых, с новыми физическими

    ощущениями, а во-вторых, с сознанием возникшей сексуальной зрелости,

    превращения в женщину, появления способности к деторождению. Отношение к

    менархе как и к новому сексуальному статусу, двойственно или даже

    негативно, поскольку влечет за собой необходимость ограничений в

    повседневной жизни и. боязнь беременности. 1

    Девушки реагируют нейтрально или даже отрицательно (изумление,

    смятение, смущение) на вопросы о сексуальной жизни вплоть до отказа от ее

    обсуждения.

    На вторичные половые признаки обращают большое внимание представители

    обоих полов. Их своевременное появление и типичное для данного возраста

    состояние позволяет юношам и девушкам ощутить себя полноценными мужчинами и

    женщинами. В то же время они испытывают неуверенность относительно

    связанных с этим статусом ролей и функций.

    При сходной у представителей обоих полов неуверенности; физические

    изменения у девушек чаще сопровождаются стыдом, а у юношей — гордостью,

    так как последние связывают их с половой потенцией.

    К психическим расстройствам могут приводить как действительная или

    мнимая задержка развития, так и преждевременное созревание, чреватое

    слишком ранней сексуализацией поведения. Ранний сексуальный опыт не всегда

    следует считать преимуществом, поскольку нередко отсутствует необходимая

    эмоциональная зрелость. Кроме того, рано созревшие в половом: отношении

    юноши и девушки сильнее возбуждают сексуальные притязания окружающих, часто

    непроизвольно, преждевременно втягиваются в сексуальные отношения или

    сексуально эксплуатируются взрослыми.

    3.4. Половая специфика развития и приобретение половых ролей в период

    взросления

    3.4.1. Развитие поведения, соответствующего половой роли

    Период взросления — важная фаза приобретения мужской или женской

    идентичности. Хотя гормональные изменения в период созревания

    подготавливают ролевое поведение, его специфически мужская или женская

    формы ни в коем случае не являются простым следствием этих физиологических

    преобразований. Гораздо важнее влияние воспитания и принятое в данном

    обществе представление о половой роли мужчины и женщины. Мальчики и девочки

    практически с самого рождения воспитываются в соответствии с этой

    традиционной схемой. С половой ролью связаны те ожидания, которые в

    известной степени автоматически передаются им окружением в процессе

    воспитания.

    Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия

    биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и

    гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные

    обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания,

    когнитивное и эмоциональное развитие определяют ритм процесса, обеспечивая

    механизмы переработки информации. Специфическое для пола поведение

    складывается уже с самого раннего детства, когда важными его моделями

    служат родители и другие референтные личности. Для периода взросления

    характерны

    - повышение восприимчивости к социальной обстановке и

    отношениям между людьми;

    - усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов

    социальных ролей.

    Полоролевое поведение в период взросления отличается следующими

    признаками:

    . Рост интереса к другому полу: если 8—10-летние выбирают для игр и

    других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с ними

    пола, то 13 —14-летние — противоположного. Такое предпочтение

    выражено в одинаковой степени, как у мальчиков, так и у девочек.

    . Все большее использование форм поведения, прямо или косвенно

    связанных с половой ролью. Непосредственно связаны с ней различные

    виды психосексуальной деятельности, а косвенно — вторичные ролевые

    атрибуты типа состязаний и поединков у мальчиков, интереса к

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.