Женское образование в России
36. Основные положения, нормальная табель и учебные планы женских
институтов и гимназий. - М., 1912 г.
37. Бардин С.М. Этика взаимных отношений. - М., 1969 г.
38. Этика и психология семейной жизни. - Минск, 1989 г.
39. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. - М, 1992 г.
40. Вальтер С. Девушкам от 14 до 18. - Минск, 1983 г.
41. Витэк, Карел. Проблемы супружеского благополучия. - М., Прогресс,
1988г.
42. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. - М., 1990 г.
43. Семья: социально-психологические проблемы. - Киев, 1989 г.
44. Михайлова Н.Н. Ориентационно-ролевая игра «Семья». - М.: Просвещение,
1991 г.
45. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. - М.: Медицина, 1991
г.
46. Исаев Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола. - М.: Знание, 1995
г.
47. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. - М.: Просвещение, 1990 г.
48. Женщины в меняющемся мире: история и современность. - Ижевск: УдГУ,
1996 г.
49. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. - Москва: Просвещение,
1985 г.
Приложение 1
Рукоделия.
Учебный план.
VII класс ( 1час).
1. Изучение первоначальных швов.
2. Вязание на спицах бумажной подвязки.
VI класс ( 1 час ).
1. Изучение французского шва. Петли воздушные. Пришивание пуговиц и
металлических крючков и петель.
2. Штопка и заплаты. Шитье простого ночного чепчика.
3. Вязание крючком простой шерстяной покрышки для чайника.
V класс ( 2 часа ).
1. Сборка на одну две нитки; пришивание сборок, закладывание складок и
пришивание их; обшивка кружевом, петли прорезные.
2. Шитье простой ночной кофты.
3. Штопка чулочная и надвязка чулка.
IV класс ( 2 часа ).
1. Украшающие швы.
2. Шитье лифчика (под дамскую блузу).
3. Выметка фестонов и простая метка белья цветной гладью.
III класс ( 2 часа ).
1. Исполнение на шерстяной материи образцов швов, употребляемых при шитье
платья. Ознакомление с шитьем на машине.
2. Ученицы приучаются распарывать швы, пришивать крючки и петли, выметывать
петли и шить карманы.
3. Шитье дамской блузы из бумажной матери.
II класс ( 2 часа ).
1. Кройка и шитье детского белья и простого дамского; причем требуется
шитье одной настоящей вещи, а остальное можно в моделях.
2. На уроках кройки воспитанницы учатся снимать мерки, чертить, кроить и
сметывать.
I класс ( 2часа ).
1. Кройка детского платья. Кройка и шитье дамской блузы и простой дамской
юбки.
2. На уроках кройки и шитья воспитанницы учатся снимать мерки, чертить,
кроить, сметывать и приметывать.
Объяснительная записка
к учебному плану по рукоделию.
1. Цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в
том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ
и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в
обыкновенном домашнем быту: чулки, простое белье, простое платье.
2. Обучение рукоделию должно вестись классным способом, т.е. все ученицы
должны делать одну и ту же работу, причем объяснения должны делаться
всему классу одновременно, а не каждой ученице в отдельности.
3. Элементы каждой отдельной техники работы, например стежки, швы, вязание
на спицах, плетенные швы и т.п. должны быть первоначально изучены на
образцах, т.е. проделаны на полосках, лоскутках, соответствующих тканей и
т.д., а затем уже применяемы на работе предметов потребления; причем
учительница должна соблюдать строгую последовательность и постепенно
переходить от более легкого к более сложному.
4. Работы не должны даваться на дом, а должны быть исполнены ученицами в
классе во время уроков.
5. Желательно, чтобы каждому уроку предшествовали общие объяснения
относительно материалов, инструментов и других пособий, с которыми
ученицам придется иметь дело во время занятия.
6. Необходимо, чтобы учительница объясняла учащимся общие правила для
выполнения каждой работы, расчленяла бы употребительные приемы при
вязании, шитье, вышивании крестом и других работах, заставляла бы
учащихся запомнить последовательность отдельных манипуляций при вязании,
шитье и т.д. Стремилась бы развить в ученицах самостоятельное и
сознательное отношение к выполнению работы.
При всех работах от учащихся надлежит требовать чистоты и возможной
быстроты в работе.
Приложение 2
Нормативный учебный табель женских Институтов и Гимназий Ведомства
учреждений Императрицы Марии.
( Вышестоящее утверждено 6 августа 1905 года ).
|Классы | |7 | 6 |5 |4 |3 |2 |1 |всего|
|Закон |Божий |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |14 |
|Русский язык| и |5 |4 |4 |3 |3 |3 |3 |25 |
| |словесност| | | | | | | | |
| |ь | | | | | | | | |
|Французский |язык |5 |4 |4 |3 |3 |3 |3 |25 |
|Немецкий |язык |2 |4 |4 |4 |4 |3 |3 |24 |
|Математика | |3 |3 |3 |3 |3 |3 |4 |22 |
|История | |---- |---- |2 |2 |2 |3 |3 |12 |
|География | |---- |2 |2 |2 |2 |2 |2 |12 |
|Естествознан|с |2 |---- |---- |2 |2 |2 |----|8 |
|ие |гигиеной | | | | | | | | |
|Физика |космографи|---- |---- |---- |----|2 |2 |2 |6 |
|и |я | | | | | | | | |
|Педагогика | |---- |---- |---- |----|----|----|2 |2 |
|Хоровое |пение |1 |1 |1 |1 |2 |2 |2 |10 |
|Рисование |чистописан|4 |4 |2 |2 |2 |2 |1 |17 |
|и |ие | | | | | | | | |
|Рукоделие | |1 |1 |2 |2 |2 |2 |2 |12 |
|гимнастика и|инст |3 |3 |3 |3 |1 |1 |1 |15 |
|танцы |гимн |2 |2 |2 |2 |1 |1 |1 |11 |
|число уч. |инст |9 |9 |8 |8 |7 |7 |6 |54 |
|часов | | | | | | | | | |
|по |гимн |8 |8 |9 |9 |9 |9 |6 |50 |
|искусствам | | | | | | | | | |
|общее число|инст. |28 |28 |29 |29 |30 |30 |30 |204 |
|учебных |гимн. |27 |27 |28 |28 |30 |30 |30 |200 |
|часов | | | | | | | | | |
Примечания к учебному табелю женских институтов и гимназий.
Установленное настоящим табелем общее число уроков по каждому предмету и
распределение их по классам должны оставаться неизменными.
Положенные по табелю в каждом из 4-х младших классов в институтах 2 часа,
а в гимназиях один час на гимнастические упражнения, могут быть разделены
на получасовые уроки. Уроки рисования и рукоделия в старших классах тех и
других заведений, по возможности, следует устраивать двухчасовые.
Воспитанницы институтов и пансионов при гимназиях, сверх означенных в
настоящем табеле предметов, могут обучаться музыке: обучающиеся музыке
пользуются одним получасовым уроком в неделю, и в дни уроков полчаса, а
остальные дни не более часа упражняться в игре на фортепиано; воспитанницы
младших двух классов занимаются музыкой всего по полчаса в день.
Означенные в табели уроки, а равно занятия по музыке в институтах должны
быть распределены от 9 до 12 часов и от 2 до 5 часов дня.; причем более 4-х
уроков по наукам и языкам в один и тот же день не допускается. Отступление
от этого распределения допускается в виду исключения только для занятий по
музыке, которая, по уважительным причинам, могут быть назначаемы на время
от 6 до 9часов вечера.
На приготовление уроков и самостоятельные занятия воспитанниц в институтах
и пансионах при гимназиях должно быть назначаемо по 2 часа ежедневно, по
возможности без перерыва иными занятиями, в случаях допущения подобного
перерыва, назначенное время для подготовки должно быть разделено на 2 часа,
по полному часу в каждой.
В аттестатах отмечаются поведение и успехи по следующим предметам: Закону
Божиму, русскому языку словесности, французскому языку, немецкому языку,
математике, истории, географии, естествознанию и гигиеной, физике и
космографии, педагогике, рисованию и чистописанию, рукоделиям. Баллы по
рисованию с чистописанием и по рукоделиям, принимаемые во внимание наравне
с баллами по другим предметам при переводе из класса в класс при выдаче
аттестатов имеют.
Приложение 3.
П Р О Г Р А М М А
Лекционного курса «Красота и этикет»
ЦЕЛИ: Развитие познавательной деятельности учащихся за счет лекций об
истории моды, о различных стилях и направлениях моды, о необходимости
формирования своего индивидуального стиля, о правилах ношения одежды, о
формировании гардероба. Лекции по этикету дают информацию о правильном
поведении в обществе. Лекции и практические занятия раздела «Косметика для
подростков» информируют учащихся о правилах пользования косметикой,
необходимости тщательного и продуманного подбора косметики и парфюмерии.
Девушки учатся правильно делать макияж. Лекции раздела «Мой мир и я»
помогают девочкам в формировании следующих качеств: терпимость, уважение к
окружающим, тактичность, начальные знания по этике и психологии семейной
жизни.
Блок 1. «Мода и стиль»
1.1. Вводное занятие (знакомство с особенностями курса).
1.2. Азбука моды (основная терминология в области моды).
1.3. Костюм и фигура (пропорции человеческой фигуры; идеальная
фигура; как с помощью одежды скрыть недостатки и подчеркнуть
достоинства фигуры).
1.4. Цвет в одежде (цветовые типы; модельеры о цвете).
1.5. Журналы мод. Журналы для женщин. (знакомство с отечественными и
зарубежными журналами).
1.6. Роль цвета в вашей жизни (психологическая, физиологическая,
ассоциативная реакция человека на цвет).
1.7. Мода и стиль (понятие «стиль», «мода»).
1.8. Ваш мини-гардероб (правила комплектования вещей в гардеробе;
количество или качество?).
1.9. Основные стили в мире моды (характерные особенности, истоки,
динамика).
1.10. Лучшие модельеры мира
1.11. Лучшие модельеры России.
1.12. Направления современной моды (ассортимент одежды, цвет,
аксессуары).
1.13. Мода с подиума (видеообзор).
1.14. Манекенщица. Топ-модель (лучшие манекенщицы мира, путь к успеху,
секреты красоты).
1.15. Аксессуары. Украшения (история, современность, изготовление).
Блок 2. Косметика для подростков.
2.1. Техника выполнения макияжа (оснащение, освещение, поэтапность).
2.2. Волосы: уход, лечение. Прически.
2.3. Парфюм (духи, туалетная вода, одеколон, фоновые запахи, как
пользоваться парфюмерией).
2.4. Кожа лица. Глаза. Брови. (уход за кожей лица, маски, умывание,
массаж)
2.5. Питание и режим (правильно сбалансированное питание, вред
голодания, калории, здоровый образ жизни)
2.6. Косметика и фито-косметика.
2.7. Модный макияж (практические занятия).
Блок 3. Этикет.
3.1. Этикет (история этикета, основные понятия).
3.2. Вы в гостях, у Вас гости (правила поведения , как принимать и
приглашать
гостей, застолье)
3.3. Ваша речь. Риторика (речевой этикет)
3.4. Официальные приемы. Презентации.
Блок 4. Мой мир и я.
4.1. Я в группе.
4.2. Как мы общаемся.
4.3. Что такое сотрудничество.
4.4. Взаимопонимание и роль эмоций в нашей жизни.
4.5. Уважение и терпимость, жестокость и сочувствие. Роль этих
качеств в жизни.
4.6. «Мужественность» и «Женственность» – два полярных понятия (их
социальное становление).
4.7. Влюбленность, дружба, любовь.
8. Брак и супружество в нашей жизни.
9. Уважение в общении
10. Искусство общения
Блок 5. Ритм-блок (спортивно-танцевальная аэробика).
Цель: Совершенствовать движения, пластику тела; воспитывать
ритмичность и восприимчивость эмоционального окраса музыки; развитие
мышечной силы, снятие психологической усталости, физическое и
эмоциональное раскрепощение.
Содержание:
5.1. Спортивные упражнения на координацию движения, танцевальные
упражнения.
5.2. Развитие гибкости, формирование правильной осанки;
5.3. Частое чередование упражнений различных по характеру и
интенсивности (исключение монотонных упражнений);
5.4. Четкий, красивый показ упражнений.
Структура занятий:
v Подготовительная часть (10-15%) общего времени – гимнастические
упражнения с небольшим объемом движения и интенсивности (растягивание,
разогрев мышц).
v Основная часть (20 минут в начале года до 60 минут в конце). Через 3-4
месяца состоит из цепочек упражнений для определения мышц, танцевальных
движений, прыжков, беговых и смешанных упражнений.
v Заключительная часть (10-15% общего времени) – дыхательные упражнения,
гимнастические упражнения с небольшим объемом движения и интенсивности;
упражнения на пластику.
Другая форма занятий – комплекс «Волшебная линия» – направлен на
упражнения, уменьшающие объем талии, делающей её гибкой, а все тело более
пластичным.
На этих же занятиях проходит работа над сценическим шагом, разработка
схем для проходок. Девочки учатся правильно и красиво двигаться на сцене
при демонстрации моделей.
Приложение 4.
Учебно-воспитательный план клуба «Волшебница» на 1997 – 1998 гг.
|№ |Мероприятие |Сроки проведения |
|1 |Организационная работа. | |
| |1.1. Комплектование кружка |1-15 сентября |
| |1.2. Утверждение списочного состава |Сентябрь |
| |1.3. Знакомство с едиными требованиями клуба |Сентябрь |
|2 |Работа с родителями | |
| |2.1. Родительское собрание |Октябрь |
| |«Организация, цели, задачи объединения» | |
| |2.2. Собрание по итогам первого полугодия |Январь |
| |(с демонстрацией моделей) | |
| |2.3. Собрание по итогам второго полугодия |Май |
| |(с демонстрацией моделей) | |
|3 |Массовые мероприятия | |
| |3.1. Подготовка и демонстрация имеющихся |Сентябрь |
| |коллекций на «Дне открытых дверей» в ГДТЮ | |
| |3.2. Городской конкурс оранжировщиков |Октябрь |
| |3.3. Общеклубный конкурс на самую оригинальную |Октябрь |
| |прическу «Осенние фантазии» | |
| |3.4. Посвящение в клуб «Волшебница» |Ноябрь |
| |3.5. Конкурс на самый лучший новогодний сувенир.|Декабрь |
| |Выставка изделий, изготовленных участниками | |
| |3.6. Подготовка традиционного вечера |Конец Декабря |
| |«Рождественские встречи» | |
| |3.7. Конкурс коллекций детских театров мод |Январь |
| |«Новогодняя ярмарка» | |
| |3.8. Конкурс моделей на нестандартную фигуру |Март |
| |3.9. Организация выставок новых коллекции в |Март/Апрель |
| |кабинете | |
| |3.10. Обсуждение и проведение выпускного вечера | |
| |«Листая дней былых страницы». Демонстрация |Май |
| |лучших моделей года | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|