МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    но и определяющее значение для структуры познавательной деятельности

    ученика имеет учебник как основное пособие.

    Определяющее положение учебника в системе учебных пособий объясняется

    прежде всего теми учебно-познавательными функциями, которые исторически

    связываются с понятием «учебник». Назначение последнего, во-первых, быть

    источником систематизированных знаний, во-вторых, обеспечивать доступность

    восприятия систематизированных знаний и условия закрепления их в памяти

    учащихся, в-третьих, нести дополнительную информацию и знакомить с путями

    её приобретения,

    в-четвёртых, осуществлять методическое руководство процессом усвоения,

    закрепления, практического применения знаний.

    Познавательная деятельность учащихся при работе с книгой может быть и

    воспроизводящей, и творческой. Например, составление простого плана, устное

    или письменное изложение прочитанного является воспроизводящей

    деятельностью, составление сложного плана, написание сочинения, составление

    и решение оригинальных задач — творческой.

    Так, в процессе школьного обучения значительное место занимают

    различные методы обработки и усвоение материала учебника. Среди них

    важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть. Учитывая

    возрастание сложности познавательной деятельности, на первое место как

    наиболее лёгкое для учащихся следует поставить выучивание наизусть, затем —

    пересказ — как действие воспроизводяще-творческого характера, которому

    присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора

    лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную

    тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более творческий метод

    освоения материала.

    Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов

    учебника, можно выделить такие группы:

    Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным

    словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения,

    восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ,

    составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции

    текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.

    Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий

    характер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова

    синонимами.

    В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.

    Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются

    на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то

    особая, бодрящая свежесть.

    Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно,

    праздник, чувствуется.

    Также частично творческий характер носит работа по завершению

    предложений по догадке:

    Ребята были в лесу. Вдруг слы( : во( ёлочки кто-то шур( . Там ё( !

    Напала Жучка на ( ( . Да не тут ( ! Наколола она нас и ( .

    Также частично творческий характер носит работа по исправлению

    предложений:

    Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на

    самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня

    пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.

    2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из

    данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по

    впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала,

    развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение

    по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с

    элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

    Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения:

    восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи

    следы».

    1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у

    медведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога. 3.

    От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать,

    крутить–петлять. 5. А у зайца одна защита — длинные ноги да заячьи горькие

    слёзы.

    (2 – 5 – 1 – 3 – 4).

    Выполнение следующего задания также является примером работы с

    творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ,

    написать изложение от I-ого лица (от имени охотника).

    Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк

    отдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точно

    пропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старик

    удивился такой музыке. Звук слышался с опушки.

    Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой

    дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил

    одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе

    раздался певучий звук струны.

    Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал

    музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант!

    (По В. Бианки)

    3) Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам,

    сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной

    характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий,

    сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение —

    миниатюру.

    Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную

    каждым ребёнком тему. Необходимое условие — текст должен быть насыщен

    глаголами, и чтобы благодаря умелому употреблению глаголов повествование

    было живым, динамичным.

    Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она

    не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и

    организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать

    деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что

    снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого

    отношения к изучаемому.

    Кратко рассмотрев отдельные этапы познавательной деятельности учащихся,

    более подробно мы остановились на этапах закрепления материала по русскому

    языку и обучения умениям и навыкам. Мы разработали систему заданий,

    формирующих познавательный интерес школьников, для использования на этих

    этапах обучения.

    Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению

    познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления,

    индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания

    творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от

    воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим

    работам.

    Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок

    может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника

    формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно

    переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой

    подготовительной работы.

    При закреплении материала по русскому языку учащиеся также выполняют

    упражнения от воспроизводящих до творческих. Схематично виды заданий при

    закреплении материала по русскому языку можно изобразить так. (См. схему №

    1)

    Например, при закреплении материала по теме «Сложное предложение» (эта

    тема даётся в учебнике Полякова) в III классе учащиеся выполняют такие

    работы воспроизводящего характера: ответы на вопросы учителя по теме,

    приведение примеров, выполнение упражнений с заданием: «Поставь запятую в

    сложных предложениях».

    Схема № 1

    Переходом к творческим упражнениям являются воспроизводяще-творческие.

    1. Работы на преобразование объекта. При закреплении теоретического

    материала учащиеся отвечают на вопросы учителя, требующие аргументации,

    доказательств. Например: «Объяснить, нужна ли запятая перед союзом «и» и

    почему». Из работ на практическое применение предлагается упражнение с

    заданием «Поставь, где надо, запятые». Даны сложные и простые предложения с

    однородными членами. Или задание: «Исправь ошибки». Запятые в некоторых

    предложениях этого упражнения отсутствуют или поставлены неверно.

    2. Работы на многозначное практическое применение требуют применения

    целого ряда правил. Например, сделать вывод, в каких случаях перед союзом

    «и» запятая ставится, а в каких не ставится. Примером работы этого типа

    является выполнение упражнения с заданием: «Спишите текст, расставляя знаки

    препинания и вставляя пропущенные буквы».

    3. Примером работы комбинированного характера будет упражнение с

    заданием: «Из данных простых предложений образуйте сложные предложения.

    Запишите их, расставляя знаки препинания».

    Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом,

    сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у

    них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию

    познавательных интересов учащихся.

    Примером творческой работы является изложение содержания предложенного

    текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование

    текста, высказывание собственных суждений и т.д.

    Например, изложение текста по рассказу В. Бианки «Лесной музыкант».

    Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях.

    Детям даётся задание изложить содержание текста от имени охотника и

    озаглавить текст.

    Дети с заданием справились. Заглавие дано близкое к авторскому: «Лесной

    музыкант», «Медведь-музыкант», значит, дети поняли основную мысль текста,

    отношение автора к герою. Изложение во всех работах велось от имени

    охотника. Текст излагался по плану, не были упущены никакие важные моменты.

    Весь класс справился с заданием.

    Также примером творческой работы служит написание сочинения-минитатюры

    на тему «Волшебная поляна» по мотивам волшебных сказок (изучение волшебных

    сказок шло параллельно на уроках литературы). Задание — текст должен быть

    насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным.

    При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки.

    В целом класс с заданием справился. Описание получилось красочным,

    прилагательные употреблялись уместно, без излишеств. Сохранён стиль

    волшебной сказки. Приведём пример. Так описала поляну Ира Перемикина:

    «Долго ли, коротко ли вышел Иван Царевич на волшебную поляну. А там такая

    красота, что глаз не отвести! Травушка золотая, берёзка такая ласковая, что

    уходить не хочется, цветочки точно зорьки красные. А солнышко ласково

    сладкую речь говорит. Пенёчек там небольшой стоит. Около пенёчка уселись

    звери самые разные: медведь жёлтый, белка голубая, лиса фиолетовая и заяц

    зелёный.».

    При обучении умениям и навыкам, также как и при закреплении материала,

    возможны работы как творческого, так и воспроизводящего характера.

    Схематично виды упражнений на этапе обучения умениям и навыкам можно

    показать так (см. схему № 2).

    Схема № 2

    Приведём примеры работ воспроизводящего и творческого характера,

    используемых при обучении умениям и навыкам.

    Упражнения по образцу имеют целью обеспечить первичное закрепление

    усваиваемых знаний и формирования у учащихся умений применять эти знания

    (примеры заданий см. стр. 59).

    Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение

    теоретического материала, совершенствование первично приобретённого умения

    и формирования навыка (примеры заданий см. стр. 60).

    Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися

    усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической

    деятельности.

    Так, примером творческой работы на этапе обучения умениям и навыкам

    является сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами

    описания.

    В ходе эксперимента были проведены две таких работы. Перед написанием

    сочинений проводилась большая подготовительная работа. Дети наблюдали за

    изменением природы осенью, сравнивали описание осени в произведениях разных

    авторов, характеризовали с помощью прилагательных состояние природы ранней

    и поздней осенью.

    Первой работой с элементами описания и сравнительной характеристикой

    было написание сочинения-миниатюры «Два осенних листа». На экскурсии дети

    рассматривали листья деревьев, сравнивали их. Каждый взял домой два

    понравившихся ему листа. На уроке русского языка дети написали сочинения.

    Приведём примеры некоторых работ.

    Из сочинения Маши Быковой: «( Когда он [лист берёзы] парит в воздухе,

    то чем-то походит на бабочку. Лежит на листике берёзовом роса и похож

    листик на короля, одетого в серебро. Лист рябины тоже похож на бабочку,

    когда летит по воздуху. Но он уже походит не на короля в серебре, а на

    горсть ягод брусники...»

    Совсем другое сочинение у Ани Чугуновой: «( Берёзовый лист небольшой,

    широкий, а острые зубчики придают листу ажурный вид. У берёзового листа

    черенок и жилки короткие, и на черенке один листик. А у рябинового листа,

    напротив, большой и узкий. Черенок и жилки у него длинные, а листиков на

    черенке много(»

    При выполнении следующий работы от детей требовался, на наш взгляд, ещё

    более творческий подход. Дети писали сочинение на тему «Разная осень».

    Сравнивались ранняя («золотая») осень, дождливая («мокрая») осень и поздняя

    («снежная») осень.

    Отрывок из сочинения Арины Большуновой: «Уходит золотая осень.

    Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветный

    наряд. Кустов безлиственные прутья торчат из грязи. А солнце почти не

    выглядывает из-за чёрных туч. И это печальное время осени кончается. И

    начинает идти первый неприятный мокрый снег. Он идёт мелким градом. Стало

    совсем холодно. Вода в реках, озерах стала чёрной, и у края покрылась

    тонкой корочкой льда(»

    Совсем другое описание у Кати Черновой: «( Золотая осень — деревья ещё

    не скинули свой пёстрый наряд. На улице такая тишина. Красота. На траве

    видна паутина — это «бабье лето». но бывает ещё и другая осень. Дождь. Небо

    становится серым. На улице холодно. В такую дождливую погоду я читаю или

    сплю на диване под тёплым пледом(»

    Также одним из видов творческих работ на уроках русского языка является

    написание сочинения по картине. Такая работа с детьми проводилась впервые.

    Сочинения были не перечислением изображённых художником предметов, а

    связанным текстом. У каждого ученика чувствуется свой стиль — от

    поэтического описания до юмористического, шутливого.

    Так, отрывок из сочинения Кати Черновой по картине А.С. Григорьева «В

    озёрном краю»: «На этой картине изображена весна. Голубое небо, по которому

    плывут, словно белые барашки, облака. Зеркальная гладь озера, по берегам

    которого виднеется нежно-зелёная травка. Полупрозрачная крона дерева,

    которая отражается в озере, кусты, на которых уже появляются листики(»

    Свой стиль у Лены Багиной: «( Мальчик лет десяти стоит у озера и что-то

    рассматривает. Он, наверное, смотрит на уток, потому что собака смотрит в

    ту же точку с высунутым языком — всё-таки хочется скушать свежую утку.

    Видно, что мальчик деревенский: городской не пошёл бы утром на рыбалку(

    Видно, что мальчик находится где-то в Сибири. Это можно узнать по пятнистым

    коровам(».

    На интегрированных уроках русского языка и литературы (после изучения

    басен Крылова) детям было предложено написать басню. После повторения

    особенностей построения текста басни, отличительных черт жанра, ученики

    сочиняли басни. С заданием все справились. Некоторые написали басни в

    стихотворной форме. Сохранены особенности жанра, чётко сформулирована

    мораль.

    Творческие работы выполнялись детьми и дома. Ученики оформляли свои

    сочинения, рисовали.

    Эксперимент проводился в 3 «А» классе школы № 50 г. Новосибирска.

    Контрольный класс — 3 «Б».

    Результаты анкетирования показали, что после проведения эксперимента,

    связанного с использованием творческих заданий на уроках русского языка

    (риторики и русского языка) и математики (геометрии), у учащихся

    экспериментального класса повысился интерес к этим предметам. Интерес к

    этим предметам у учащихся контрольного класса остался примерно на том же

    уровне (см. таблицу).

    Уровень развития познавательного интереса учащихся 3 «А» и 3 «Б»

    классов не изменился. Учащиеся этих классов находятся на одном уровне

    развития познавательного интереса.

    3 «А»

    |Числ|Направленность интересов |

    |о | |

    |опро| |

    |шенн| |

    |ых | |

    |уч-с| |

    |я | |

    | |Русск|Рит|мате|гео|лит|при|ист|му|тан|физ|ИЗО|тру|теа|ОБЖ|анг|

    | |. |ори|-мат|-ме|ера|-ро|ори|зы|-цы|-ра| |д |тр | |л. |

    | |язык |ка |ика |т-р|тур|дов|я |-к| | | | | | |язы|

    | | | | |ия |а |ед.| |а | | | | | | |к |

    |12 |6 |3 |9 |3 |2 |3 |5 |3 |5 |4 |8 |7 |4 |4 |2 |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.