МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ИХ РОЛЬ В

    ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

    ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

    МАТЕМАТИКИ

    Выполнила:

    студентка IV курса ФНК

    Янченкова Ирина Витальевна

    Научные руководители:

    к.п.н., доц. Беловолова С.П.

    ст. преп. Сутягина В.И.

    учитель русского языка

    Каштанкина Л.И.

    НОВОСИБИРСК ( 1998

    Содержание

    стр.

    Введение

    ............................................................................

    ................................. 2

    Глава I. Теоретические основы проблемы формирования

    познавательных интересов младших школьников

    ....................... 4

    § 1. Историко-педагогический аспект проблемы

    формирования познавательно интереса

    ............................... 4

    § 2. Понятие «познавательный интерес»,

    его структура

    ...................................................................

    ..... 10

    § 3. Уровни и критерии сформированности

    познавательного интереса

    ................................................... 19

    § 4. Общая характеристика воспроизводящей и

    творческой деятельности, их соотношение в

    учебной деятельности младших школьников

    ................... 25

    Глава II. Пути формирования познавательного интереса

    младших школьников на уроках русского языка

    через использование творческих заданий

    .................................. 30

    § 1. Воспроизводящие и творческие работы

    учащихся на отдельных этапах учебного

    процесса на уроках русского языка

    ................................... 30

    § 2. Воспроизводящие и творческие работы

    учащихся при закреплении материала по

    русскому языку

    ...................................................................

    . 47

    § 3. Воспроизводящая и творческая деятельность

    учащихся при обучении умениям и навыкам

    ................... 59

    Глава III. Пути формирования познавательного интереса

    младших школьников на уроках математики

    через использование творческих заданий при

    работе с понятиями

    ........................................................................ 70

    § 1. Общая характеристика «понятия»

    ...................................... 70

    § 2. Анализ различных методик формирования

    понятий у младших школьников

    .......................(.(...(. 80

    § 3. Методика формирования познавательных

    интересов младших школьников через

    использование творческих заданий при

    работе над понятиями «Объёмные тела»

    ........................... 85

    § 4. Составление геометрических словариков

    как один из видов творческих заданий при

    формировании геометрических понятий у

    младших школьников

    ........................................................ 101

    Заключение

    ............................................................................

    ........................ 105

    Библиография

    ............................................................................

    .................... 106

    Введение

    Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической

    наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и

    осуществление её практикой обучения.

    Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не

    нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия

    педагогов.

    Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая

    потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а

    результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,

    очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство

    педагогического воздействия, в частности, в средство формирования

    познавательных интересов младших школьников, в средство формирования

    потребности учиться, получать знания.

    Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного

    исследования «Творческие задания и их роль в формировании познавательных

    интересов младших школьников на уроках русского языка и математики».

    Объект исследования: познавательный интерес.

    Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании

    познавательных интересов младших школьников.

    Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих

    познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках

    русского языка и математики.

    Задачи исследования:

    Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных

    интересов младших школьников на уроках русского языка и математики.

    Определить критерии сформированности познавательных интересов.

    В дипломном исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность

    формирования познавательных интересов

    младших школьников на уроках русского языка и математики достигается через

    использование творческих заданий:

    а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении

    умениям и навыкам;

    б) направленных на формирование понятий.

    Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами

    применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической

    и методической литературы; организация целенаправленной опытно-

    экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, анкетирование,

    изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

    Исследование прошло в три этапа, каждый из которых преследовал

    определённые цели.

    I этап (май 1995 г. – декабрь 1995 г.) — изучение и анализ литературы

    по проблеме, разработка концепции и методики исследования, обобщение и

    анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

    II этап (декабрь 1995 г. – декабрь 1996 г.) — проведение опытно-

    экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий,

    проверочный варианты эксперимента.

    III этап (декабрь 1996 г. – май 1997 г.) — анализ результатов

    исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное

    оформление результатов исследования, формулировка практических

    рекомендаций.

    Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её

    результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и

    студентов.

    Глава I. Теоретические основы проблемы

    формирования познавательных

    интересов младших школьников

    § 1. Историко-педагогический аспект проблемы

    формирования познавательного интереса

    Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в

    практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований

    жизни. Социально-экономи-ческие изменения в России начиная со второй

    половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития

    просвещения.

    К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний,

    пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом,

    однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие

    для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики,

    И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

    Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них

    «новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу

    ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить

    детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя

    перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных

    документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.

    Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И.

    Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов

    занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса

    к учению с нравственностью.

    Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во

    взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в

    учении. Условием развития

    любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей,

    которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному побуждению»,

    выражающему интерес, внимание к изучаемому.

    Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.

    В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных

    Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с

    уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.

    В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё

    же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой

    дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было.

    Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

    Впервые любопытство от любознательности отграничил

    В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при

    надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к

    познанию, развивающую умственную самостоятельность.

    В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность

    детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук,

    книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут

    заинтересовать детей, так как природа близка им.

    Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна

    связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла

    найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной

    России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.

    Со второй четверти XIX в., когда усилилась реакция, тем более не было

    условий для организации учения с увлечением. Наоборот, любое проявление

    любознательности подавлялось. Правительство опасалось развития умственных

    способностей детей и их любознательности, считая, что это может привести

    низшие сословия к недовольству существующим строем.

    К середине XIX в. полуфеодальная система образования в России зашла в

    тупик. Под давлением нарастающего недовольства царизм был вынужден в 1863 –

    1864 гг. осуществить реформы в области народного образования. Эти реформы

    носили, в основном, формальный и декларативный характер.

    И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в

    решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему

    интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой

    проблеме всё ещё не было.

    Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса

    рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал

    интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее

    побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность,

    связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту

    ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать

    перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание

    — в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять

    занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от

    серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, — таковы

    наставления К.Д. Ушинского.

    Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.

    Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному

    развитию детей.

    Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-

    педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему

    миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих

    педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес

    ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его

    способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого

    является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления

    интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы,

    которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

    Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем

    оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

    Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание,

    опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и

    любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов

    высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали

    интерес детей к учению.

    В то же время Н.А. Добролюбов выступал против занимательных фантазий,

    которые уводят детей от жизни, против того, чтобы забавлять детей.

    Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов не мыслили развития интереса к

    учению в отрыве от интересов к явлениям жизни, они органично слиты, их

    единство способствует формированию активного отношения к действительности.

    Несмотря на то, что во второй половине XIX в. практика обучения, школа

    с её сухостью и формализмом отставали от требований жизни, педагоги-

    методисты всё чаще, обращаясь к дидактическим основам преподавания

    предметов, затрагивали проблему интереса.

    Методическая мысль была единодушна в том, что вызывать интерес к учению

    особенно важно на первоначальном его этапе.

    Н.А. Корф, видный деятель начальной школы этого периода,

    идентифицировал интерес с чувством удовольствия и обращал внимание на

    методические приёмы, которые доставляют детям это чувство удовольствия от

    ощущения продвижения и собственной силы (новизна, сходство изучаемого с

    тем, что уже знакомо, и т.п.). Приятные ощущения вызывают в свою очередь

    волю и внимание.

    Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было

    много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы,

    консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное

    положение народного учителя.

    В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении

    А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался

    через призму интереса.

    Проблемой интереса занимался известный педагог П.Ф. Каптерев. В 1915 г.

    вышла его книга «Дидактические очерки», где имелась глава «Исторический

    очерк учения о детских интересах, его теория и практика». П.Ф. Каптерев

    попытался классифицировать интересы (физические, умственные, эстетические,

    социальные, волевые). Однако у этой классификации не было единой основы и

    она практически не нашла своего применения.

    После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-

    воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных

    строить коммунистическое общество.

    С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.

    Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в

    обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

    С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в

    обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он

    считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального

    опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к

    окружающей среде.

    И тем не менее С.Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на

    стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который

    необходимо укреплять и продолжать.

    А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и

    развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного

    вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций,

    наталкивающих на вопросы, и т.д.

    Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны

    интересом, что содержание образовательной работы определяется детским

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.