МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    |чел | | | | | | | | | | | | | | | |

    |100 |50 |25 |69 |25 |17 |25 |42 |25|42 |33 |66 |59 |33 |33 |17 |

    |% | | | | | | | | | | | | | | | |

    |12 |7 |6 |9 |7 |5 |5 |5 |5 |5 |8 |9 |7 |4 |3 |1 |

    |чел | | | | | | | | | | | | | | | |

    |100 |59 |50 |69 |59 |42 |42 |42 |42|42 |66 |69 |59 |33 |25 |8 |

    |% | | | | | | | | | | | | | | | |

    3 «Б»

    |Числ|Направленность интересов |

    |о | |

    |опро| |

    |шенн| |

    |ых | |

    |уч-с| |

    |я | |

    | |Русск|Рит|мате|гео|лит|при|ист|му|тан|физ|ИЗО|тру|теа|ОБЖ|анг|

    | |. |ори|-мат|-ме|ера|-ро|ори|зы|-цы|-ра| |д |тр | |л. |

    | |язык |ка |ика |т-р|тур|дов|я |-к| | | | | | |язы|

    | | | | |ия |а |ед.| |а | | | | | | |к |

    |12 |7 |8 |11 |6 |9 |7 |— |5 |6 |7 |7 |8 |— |5 |9 |

    |чел | | | | | | | | | | | | | | | |

    |100 |59 |66 |92 |50 |69 |59 |— |42|50 |59 |59 |66 |— |42 |69 |

    |% | | | | | | | | | | | | | | | |

    |12 |8 |7 |12 |7 |9 |10 |— |3 |5 |7 |7 |8 |— |3 |9 |

    |чел | | | | | | | | | | | | | | | |

    |100 |66 |59 |100 |59 |69 |86 |— |25|42 |59 |59 |66 |— |25 |69 |

    |% | | | | | | | | | | | | | | | |

    Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование

    творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных

    интересов младших школьников. Нами разработана система творческих заданий,

    применимых на этапах закрепления материала по русскому языку и обучения

    умениям и навыкам.

    Рассмотрим эти этапы подробнее.

    § 2. Воспроизводящие и творческие работы учащихся

    при закреплении материала по русскому языку

    Закрепление на уроках русского языка имеет свою специфику и решает

    такие задачи: как уточнение и упрочение теоретических сведений, выработка

    необходимых навыков правописания, развитие и совершенствование устной и

    письменной речи учащихся, развитие их мыслительных способностей.

    Воспроизводящий и творческий процессы познавательной деятельности

    учащихся в конкретной практике закрепления находят выражение в выполнении

    ими работ соответствующего характера.

    Условно работы учащихся можно разделить на воспроизводящие,

    воспроизводяще-творческие и творческие.

    Работы учащихся воспроизводящего характера на этапе закрепления

    материала по русскому языку имеют целью дальнейшее осмысление и углубление

    полученных теоретических сведений, усвоение важнейших грамматических

    понятий, правил правописания, упражнение учащихся в практическом применении

    новых знаний к конкретным случаям.

    Специфика этих работ в том, что они предполагают в зависимости от

    материала дословное, близкое к тексту или более свободное воспроизведение

    теоретического материала, выполнение практических действий на опознание

    нового объекта, на применении новых сведений в подобных ситуациях, на

    отыскание сходных или различных признаков у тех или иных грамматических

    объектов часто с соблюдением заданной логики и последовательности

    рассуждений и т.п. Цель этих работ — накопление знаний и опыта применения

    их в типичных, сначала менее сложных ситуациях, подготовка к выполнению

    заданий более сложного и самостоятельного характера.

    Остановимся на некоторых видах работ учащихся, нашедших достаточно

    широкое применение в практике закрепления материала по русскому языку,

    которые можно отнести к работам воспроизводящего (репродуктивного)

    характера.

    1. Прежде всего словесное воспроизведение определений грамматических

    понятий и формулировок орфографических или пунктуационных правил. Само

    собой разумеется, что усвоение учащимися основных понятий и правил должно

    быть сознательным, основанным на понимании существа грамматического закона

    и конкретных условий его действия. Но в целях более глубокого овладения

    основами грамматических знаний и выработки прочных умений, навыков от

    учащихся требуется точное запоминание формулировок определений, понятий и

    правил и дословное или близкое к тексту их воспроизведение.

    2. Широко используются в практике закрепления ответы учащихся на

    отдельные вопросы по той или иной части информации, которая может

    воспроизводиться более или менее свободно, своими словами. Например: «Что

    такое приставка?», «Для чего нужна приставка?», «Как пишется слово с

    предлогом и с приставкой?»

    3. В конце урока с целью закрепления, подведения итогов проведенной

    работы и одновременно с целью развития речи учащихся нередко используется

    такой вид работы, как последовательное изложение всего содержания нового

    материала, изученного на уроке. Например, при изучении темы «Склонение имен

    существительных» детям предлагаются вопросы: «Что такое склонение?», «Какая

    часть слова изменяется при склонении имен существительных?», «Почему

    окончание изменяется?», «Все ли существительные склоняются?».

    4. Эффективным видом работы является составление учащимися простого

    плана по содержанию изученного на уроке материала. Такой план основан на

    элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов.

    Так, например, при закреплении материала по теме «Имя существительное»

    учащимися может быть составлен следующий план:

    I. Имя существительное как часть речи.

    II. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

    III. Собственные и нарицательные имена существительные.

    IV. Род имен существительных.

    V. Изменение по числам.

    VI. Изменение по падежам.

    Из воспроизводящих работ практического характера, применяемых при

    закреплении материала, назовем следующие.

    5. Приведение примеров на только что изученное грамматическое понятие

    или правило. Первые примеры учащиеся обычно берут из текста учебника или

    сообщения учителя, а затем по аналогии, образцу дают свои (сначала

    простейшие) примеры.

    6. Практические работы на нахождение, узнавание грамматического объекта

    в той или иной конкретной ситуации. Они основаны на операции установления

    сходства или различия. В таких работах от учащихся требуется что-либо

    найти, назвать, указать, выделить, подчеркнуть (слово, часть слова, часть

    речи, член предложения, словосочетание, предложение). Примером такой работы

    является выполнение упражнения при закреплении материала по теме "Приставки

    и предлоги". Задание: Выпишите сначала слова с предлогами, затем с

    приставками. Выделите у глаголов корни и приставки. Подчеркните в

    приставках буквы а и о .

    7. Заполнение или составление простейших таблиц с предложенными

    учителем рубриками по материалу конкретного урока с использованием

    содержания отдельных уже изученных вопросов. Пример такого задания для

    урока закрепления материала по теме "Глагол". Проделать такое упражнение:

    написать в тетрадях предложение "Я читаю книгу", потом устно изменить

    глагол по временам и числам; записать все полученные предложения в виде

    таблицы:

    |Времена |Числа |

    | |единственное |множественное |

    |настоящее |Я читаю книгу | |

    |прошедшее | | |

    |будущее | | |

    8. Объяснение написания слов или расстановки знаков препинания в тексте

    на изучаемые в данный момент правила. Цель этого вида работ – выработка

    умения анализировать языковые явления, мотивировать то или иное написание

    или расстановку знаков препинания и одновременно развитие речи учащихся.

    Они широко используются при закреплении знаний, умений и навыков по той или

    иной теме. Например, при закреплении знаний по теме «Безударные гласные в

    корне слова» дается упражнение. Задание: спишите, вставляя пропущенные

    буквы. Объясните правописание безударных гласных в корне слова.

    9. Работы с заданием вставить пропущенные буквы, слова или расставить

    знаки препинания в предлагаемом тексте на изучаемые в данный момент правила

    или правило. Такие работы носят ярко выраженный воспроизводящий характер.

    Они требуют установления сходства, подобия с теми случаями, с теми

    условиями написания слов или расстановки знаков препинания, с которыми

    учащиеся только что познакомились.

    10. Различные виды тренировочных диктантов (кроме свободного и

    творческого), цель которых — отработка у учащихся умения свободно применять

    то или иное изученное правило.

    Переходными от воспроизводящих работ к творческим являются такие работы

    учащихся, которые условно можно назвать воспроизводяще-творческими. Данный

    термин определенным образом подчеркивает промежуточный характер работ

    данной группы. Вместе с этим следует отметить, что основным видом

    деятельности учащихся при их выполнении является деятельность

    воспроизводящего характера с некоторыми элементами самостоятельного,

    творческого подхода. Фактически в основе этих работ лежит воспроизведение,

    которое называют продуктивным, преобразующим воспроизведением, с элементами

    творческого начала.

    При закреплении материала по русскому языку творческие элементы в таких

    работах могут проявляться как в теоретическом анализе языкового материала,

    сравнении и сопоставлении одних грамматических явлений с другими,

    компоновке материала и т.д., так и в непосредственных практических

    действиях по преобразованию объекта – замена одних форм и конструкций

    другими, творческом дополнении предложенных конструкций и т.п.

    По соотношению элементов воспроизводящего и творческого характера в

    деятельности учащихся при выполнении воспроизводяще-творческих работ

    правомерно выделить в них такие три подгруппы: I. работы на преобразование

    объекта, II. на многозначное практическое применение, III. комбинированные

    работы.

    I. Работы на преобразование в практике обучения русскому языку находят

    широкое применение. Творческое начало проявляется здесь в действиях

    учащихся преобразующего, реконструктивного характера. Это относится как к

    заданиям, связанным с изучением теоретического материала, так и к заданиям

    практического плана, направленным на выработку умений и навыков. Задания

    второго вида при закреплении материала по русскому языку, как и по

    некоторым другим предметам, являются преобладающими.

    Из работ на преобразование, использующихся при закреплении

    теоретической части той или иной темы, можно назвать такие, как ответы

    учащихся на отдельные вопросы, требующие аргументации, доказательства,

    раскрытия смысловых связей; составление развернутого плана по содержанию

    той или иной изучаемой на уроке темы; последовательное самостоятельное

    изложение изученного на уроке материала с выделением основных теоретических

    положений и правил; сопоставительные характеристики грамматических явлений

    и категорий. Например, такое задание: объяснить, нужна ли запятая перед

    союзом «и» и почему.

    Вспыхнул костер, и яркое пламя осветило лица людей. «Это предложение

    сложное, т.к. есть две грамматические основы. Простые предложения в составе

    сложного всегда разделяются запятой, следовательно, в этом предложении

    перед союзом «и» ставится запятая».

    К работам на практическое преобразование целесообразно отнести

    следующие.

    1. Различного рода реконструирование предложений: с перестановкой

    частей предложения; с вводом нужных слов или словосочетаний. выбираемых из

    предложенного материала или самостоятельно; составление предложений какого

    – либо типа по данному началу и т.д. Например, такое упражнение. Задание:

    Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу

    прилагательные: тяжелый, легкий, жаркий, горячий, холодный.

    1. ... сумка оттягивала мне плечо. 2. На небе появилась ... туча. 3.

    По реке скользила ... лодочка. 4. Летом нужна ... одежда. 5. Стояло ...

    лето. 6. Между товарищами разгорелся ... спор. 7. С моря дул ... ветер. 8.

    В роднике даже в жару была ... вода.

    2. Работы учащихся по составлению таблиц (дополнение таблицы своими

    примерами или пояснениями, самостоятельное составление таблицы по небольшой

    части материала). Например, при закреплении материала по теме «Местоимения

    1-го, 2-го, 3-го лица» учащиеся заполняют предложенную учителем таблицу,

    составляют предложения с местоимениями.

    |Число |Лицо |

    | |1-е |2-е |3-е |

    |Единственное | | | |

    |Множественное | | | |

    3. Свободный диктант, суть которого в том, что текст, насыщенный

    определенными грамматическими формами, делится на отдельные логические

    части, состоящие из нескольких предложений, затем читается и

    пересказывается весь текст, анализируются изучаемые орфограммы. Далее

    каждый абзац читается один раз, а учащиеся записывают все, что могли

    запомнить. Этот вид работы близок к изложению и служит не только цели

    совершенствования знаний, умений и навыков, но и цели развития речи

    учащихся.

    4. Устный пересказ текста с использованием тех или иных грамматических

    форм и конструкций.

    5. Работы над развернутым планом различных по своему содержанию

    текстов. Например, составление плана рассказа «В чужой клетке.» с

    использованием цитат.

    I. «В одной клетке волчица с волчатами, а в другой — овчарка со

    щенками.»

    II. «Щенок уполз в клетку волчицы.»

    III. «Служитель хотел достать малыша палкой.»

    IV. Волчица забирает щенка.

    V. Щенок остается жить среди волчат.

    6. Письменное изложение того или иного текста.

    7. Изложение – миниатюра с грамматическими заданием. Это различные

    изложения – от тех, которые предполагают самостоятельное составление

    учащимися плана, но передачу содержания близко к тексту, до таких

    изложений, которые требуют более краткой, обобщенной передачи содержания

    текста, высказывания своего отношения к описываемым событиям или явлениям и

    т.п.

    8. Так называемое грамматическое сочинение или сочинение на

    грамматическую тему по содержанию материала, изучаемого на конкретном

    уроке. От учащихся требуется самостоятельная логическая обработка

    материала, продумывание последовательности его изложения, определение

    характера сочетания теории и фактов (примеров), иллюстрирующих

    теоретические положения.

    9. Исправление ошибок в предложенном тексте (орфографических,

    пунктуационных, стилистических). Данный вид работы иногда называют

    редактированием. Например, задание: устранить нарушение стиля: «Красавица —

    рябина тоже принарядилась. Она красные бусы надела. Эти плоды являются

    хорошим кормом для птиц»; «Совсем еще недавно выпал первый снег. А уже

    кругом все покрыто белым, пушистом ковром. Толщина снежного покрова уже

    несколько сантиметров.»

    Задание: устранить неудачное употребление местоимений: «Мальчики

    показали дятла прохожему. Они поймали его утром в лесу.»

    II. Под работами на многозначное практическое применение мы

    подразумеваем такие работы, в которых от учащихся требуется применить не

    одно какое — либо понятие или правило, а целый ряд правил или понятий, не

    только изучаемых в данный момент (на данном уроке), но и ранее изученных.

    Элементы творческого подхода здесь обычно проявляются в процессе анализа

    данной языковой ситуации, сравнения и сопоставления предлагаемого

    разнообразного фактического материала, обоснования, аргументации тех или

    иных выводов и т.п. Особенно это касается изучения курса синтаксиса и

    пунктуации, где при формировании умений и навыков от учащихся требуется

    значительно большая степень сознательности.

    Приведем примеры работ такого вида.

    1. Объяснение правописания слов или расстановки знаков препинания на

    ряд орфографических или пунктуационных правил. Этот вид работы требует от

    учащихся активной мыслительной деятельности – припоминания и сопоставления

    различных правил, обоснования избранного для данной языковой ситуации

    решения, доказательства того или иного утверждения и т.п. Например,

    задание: списать слова, вставляя пропущенные буквы; объяснить написание. В

    упражнении подобраны слова на различные орфографические правила:

    правописание безударных гласных в корне слова; правописание непроизносимых

    согласных; правописание звонких и глухих согласных перед согласными, на

    конце слова.

    Прору...ь, бере...ка, в...ршина, сн...жок, ненас...ный, хле...,

    пала...ка, м...стерская, мес...ность, шка...чик, ст...рожка, чудес...ный,

    була...ка, подру...ка, д...жди, ж...лток, ле...ко.

    2. Вставка букв, слов, частей слов, расстановка знаков препинания в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.