МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    посредством которых они могут в учебном материале выявить и в моделях

    воспроизвести существенную связь объекта, а затем изучать её свойства

    (например, для выявления связи, лежащей в основе понятия целых, дробных

    и действительных чисел, у детей необходимо сформулировать особое

    действие по определению кратного отношения величин);

    6) учащиеся должны постепенно и своевременно переходить от предметных

    действий к их выполнению в умственном плане.

    Так же, как и Давыдов В.В. дедуктивный путь формирования понятий у

    младших школьников предлагает С.Е. Царёва. В курсе «Математика и

    конструирование» «учебный материал в темах [«Числа», «Величины», «Форма и

    пространство», «Задачи. Процесс решения. Методы и способы решения»]

    представлен таким образом, чтобы ориентировать учителя на создание у детей

    прежде всего общих представлений об основных понятиях во всём многообразии

    смыслов и интерпретаций этих понятий, со всеми взаимосвязями их с другими

    понятиями тем, а также на овладение детьми соответствующими практическими и

    умственными способами деятельности.»[18]

    Математический материал в каждой из четырёх тем характеризует три

    основные стороны основных понятий:

    I. Происхождение и смысл основного понятия или основных понятий темы.

    Происхождение и смысл позволяют раскрыть содержание понятия, т.е.

    совокупность всех существенных свойств понятия, как того общего, что

    присуще каждому объекту, обозначенному данным понятием. Рассмотрение

    происхождения и смысла понятия обеспечивает также знание и понимание

    детьми несущественных свойств понятий.

    II. Свойства множества всех объектов, обозначаемых основным понятием,

    отношения и операции на множестве этих объектов и понятий.

    III. Язык, на котором могут быть описаны все понятия темы, отношения между

    соответствующими объектами и понятиями, операции и т.п. Этот язык

    включает в себя две части: а) математическую, техническую, физическую и

    т.п., т.е. специально созданную людьми для описания знаний из

    соответствующей области; она может быть представлена знаками, терминами

    как исторически сложившимися и принятыми в настоящее время в

    соответствующей науке или учебном предмете, так и сконструированными

    учащимися в ситуациях, требующих передачи информации другим людям; б)

    некоторую область естественного языка, используемого для описания,

    изучения, конструирование понятий, свойств, объектов( .

    Таким образом, основное различие этих методик в индуктивном или

    дедуктивном подходе.

    Основные принципы данных методик мы постарались использовать в

    педагогической практике при составлении систем заданий, направленных на

    формирование понятий у младших школьников.

    § 3. Методика формирования познавательных интересов младших школьников

    через использование творческих

    заданий при работе над понятиями «Объёмные тела»

    Изучив существующие методики по формированию понятий у младших

    школьников, мы разработали систему заданий, направленных на формирование у

    учащихся понятий по теме «Объёмные тела».

    Понятия — одна из форм абстрактного мышления. У младших школьников

    преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому, учитывая возрастные

    особенности младших школьников, при формировании понятий необходимы

    наглядность, практические действия, игры, связь изучаемого с реальным

    миром.

    При подборе заданий мы опирались на теорию поэтапного формирования

    умственных действий П.Я. Гальперина:

    I. Этап практических материальных действий;

    II. Материализованные действия;

    III. Этап громкой речи;

    IV. Этап внутренней речи;

    V. Действия в умственном плане.

    Формирование умственных действий осуществляется в ходе учебной

    деятельности.

    Важной составной частью учебной деятельности является её мотивация.

    Мотивом может быть необычный вид задания, желание получить похвалу от

    учителя или хорошую отметку и т.д.

    Вторая составляющая — сами учебные действия.

    В заключение обязательна рефлексия. Это подведение итогов урока

    учащимися, ответы на вопросы: «Чем занимались?», «Что у вас хорошо

    получалось?», «Что пока ещё получается не очень хорошо?».

    Рефлексия может проводится в виде самостоятельной работы в конце урока,

    когда учитель называет правильные ответы, а дети сами исправляют ошибки.

    Формирование понятия происходит по следующими этапам:

    I. Подготовительный этап.

    II. Знакомство с понятием.

    III. Закрепление.

    IV. Обобщение.

    Знакомство с объёмными телами на уроках геометрии может происходить в

    такой последовательности:

    I. Знакомство с шаром, его свойствами.

    II. Знакомство с цилиндром и его свойствами.

    III. Знакомство с конусом и его свойствами.

    IV. Обобщение по темам «Шар», «Цилиндр», «Конус».

    V. Знакомство с призмой, её свойствами; знакомство с параллелепипедом и

    кубом.

    VI. Знакомство с пирамидой, её свойствами.

    VII. Обобщение по темам «Призма», «Пирамида»; введение понятия

    «Многогранник».

    VIII. Обобщение и закрепление знаний по темам «Шар», «Цилиндр», «Конус» и

    «Многогранник».

    При формировании этих понятий используются творческие задания. При

    формировании каждого понятия даётся исторический материал; выясняются

    «отношения» между понятиями: какое является родовым, т.е. какое «старше»,

    «главнее»; даются названия элементов.

    Итак, системы заданий для формирования понятий.

    ШАР

    I. Цель: познакомить с шаром. Ввести понятие «форма».

    Оборудование: предметы шарообразной фор-мы, набор фотографий и

    рисунков предметов шарообразной формы, цилиндр, конус, круг.

    Рассматривание группы предметов. Что это? (Глобус, теннисный мячик,

    надувной шарик, мяч, бусинки, горошины () Посмотрите, чем все эти предметы

    отличаются друг от друга?

    . по цвету;

    . по размеру;

    . по материалу, из которого изготовлены;

    . сделаны человеком или созданы природой;

    . по назначению;

    . по тяжелости;

    . по прозрачности и т.д.

    Что объединяет, чем похожи? (Если «круглые», то показать круг. Круг —

    круглый, а эти предметы?) Это — шары. Итак, что общего у всех этих

    предметов? (Форма)

    Что ещё? (Сравнить нарисованный мячик и мяч). Мяч можно обхватить

    руками, посмотреть на него со всех сторон, то есть шар — объёмный, его

    можно «обнять».

    Что ещё общего у этих предметов? Посмотрите, они не хотят лежать на

    столе. Они все ( катаются. Мяч катается? Значит, он шар. Горошина катается?

    Это тоже шар. Показать цилиндр и конус. Катаются? Значит, тоже шары?

    Попробуйте, покатайте. Как катаются эти фигуры и как катается шар? (Шар

    катится во все стороны.)

    Сделать вывод. Что общего у всех этих предметов? (Шарообразная форма,

    объёмность, способность кататься в разных направлениях.) Как можно одним

    словом назвать все эти предметы? (Шар).

    Посмотрите вокруг себя. Есть шары в классе? Вспомните, где вы видели

    предметы шарообразной формы дома, на улице? (Ёлочные украшения в форме

    шара, плафоны, ягоды, клубки и т.д.) Посмотрите на фотографии и рисунки.

    Про что вы ещё забыли?

    Давайте нарисуем в тетрадях шар и подпишем. Чтобы шар на рисунке не

    получился плоским, нарисуйте тень и закрасьте тёмные места. Вот так.

    А вы знаете, почему шар называется шаром? Слово «шар» произошло от

    греческого слова о????? , что означает «мяч».

    Домашние задания — записать в тетрадях названия предметов шарообразной

    формы, про которые мы в классе не вспомнили.

    II. Цель: закрепление понятия «шар», его свойств.

    Оборудование: набор предметов разной формы для игры в «Чёрный

    ящик»; геометрические тела и плоские фигуры из цветной бумаги,

    шары, пластилин.

    С какой геометрической фигурой познакомились? (Шар.) Какими обладает

    свойствами?

    Поиграем в игру «Молчанка». Вы мне должны молча показать, изобразить

    шар руками, показать все его свойства. У кого лучше?

    Возьмите пластилин и слепите каждый свой шар. У всех получились шары?

    Посмотрите, какие получились шары разные. Чем они отличаются? (Цвет,

    размер.) Что общего?

    Положите справа самый большой шар, слева — самый маленький. Положите

    зелёный шар, а за ним — красный, перед ним — синий.

    У доски — предметы различной формы, фигуры, вырезанные из цветной

    бумаги. Показать только шары.

    Раздели предметы на две группы: в одну — шары, в другую — все остальные

    предметы. Как назвать все предметы первой группы? (Шары, или предметы,

    имеющие шарообразную форму).

    У доски два предмета шарообразной формы, конус, цилиндр и круг из

    бумаги. Дети закрывают глаза, учитель убирает один предмет. Дети открывают

    глаза, если исчез шар, хлопают в ладоши.

    Давайте поиграем в игру «Чёрный ящик». Перед вами чёрный ящик. В нём

    лежит много разных предметов. Ваша задача — достать шар, определив, что это

    шар на ощупь.

    ЦИЛИНДР

    I. Цель: познакомить с фигурой «цилиндр», с его свойствами.

    Оборудование: предметы цилиндрической формы, цилиндры,

    фотографии, рисунки.

    Рассматривание группы предметов. Чем отличаются?

    . по цвету;

    . по размеру;

    . по назначению;

    . по тяжелости;

    . по прозрачности и т.п.

    Чем похожи? (Объёмные, катятся взад-вперёд, похожи по форме). Все эти

    предметы имеют цилиндрическую форму. У всех есть два основания. Основания

    какой формы? (Круглой). Они одинаковые? (Да). Эти фигуры называются

    цилиндры. А знаете, почему они так называются? Очень давно, когда не было

    ещё машин и тракторов, и никакой другой техники, люди, чтобы перетащить

    тяжёлый груз с одного места на другое, использовали катки из дерева. Они

    подыскивали прямое дерево и отрезали от него кусок. Этот кусок и служил

    катком.

    Слово «цилиндр» произошло от греческого слова ????????? . Означало оно

    «каток», «валик». Где вы встречаете цилиндр дома, в школе, на улице?

    Как вы думаете, почему высокие мужские шляпы называется цилиндр?

    (Верхняя часть цилиндрической формы)

    Нарисуйте в тетради цилиндр, подпишите, покажите его основания и

    боковую поверхность. Вот так.

    Домашнее задание: записать в тетрадь названия предметов цилиндрической

    формы, о которых мы не говорили на уроке.

    II. Цель: закрепить понятие «цилиндр», его свойства.

    Оборудование: различные геометрические фигуры, шары и цилиндр,

    пластилин.

    С чем вы познакомились? (С цилиндром). Какими свойствами обладает тело

    цилиндрической формы? (Катится взад-вперёд, объёмное, имеет боковую

    поверхность и два основания в форме круга, равные между собой. Цилиндр

    можно поставить на любое основание).

    Поиграем в игру «Молчанка». Покажите мне руками цилиндр, его свойства.

    Возьмите пластилин и слепите цилиндр. У всех получились цилиндры? Чем

    отличаются? (Цвет, размер). Что общего?

    Поставьте самый высокий цилиндр, а слева от него — самый низкий. У

    какого цилиндра самое большое основание, самое маленькое?

    У доски — шары и цилиндры. Разделить на две группы. Как называются

    предметы в каждой группе?

    Из различных геометрических фигур выбрать только цилиндры.

    Сравнить шар и цилиндр. Что общего? Чем отличаются?

    Игра в «Чёрный ящик». Достать цилиндр, описать свои ощущения.

    КОНУС

    I. Цель: познакомить с конусом.

    Оборудование: предметы конической формы, рисунки, фотографии,

    конус.

    Рассматривание предметов, рисунков, фотографий. Чем отличаются?

    . по размеру;

    . по цвету;

    . по материалу;

    . по назначению и т.д.

    Что общего? (объёмные, катаются по кругу, имеют одинаковую форму).

    Посмотрите, из чего состоит фигура? (основание, боковая поверхность,

    вершина). Кто знает, как называется эта фигура? (Конус). Почему она так

    называется? Слово «конус» произошло от греческого слова ??v?? .

    Где вы видели конусы в классе, дома, на уроке, на улице? (Ёлочные

    украшения, колпачки, фишки и т.д.). Дома написать названия предметов

    конической формы.

    II. Цель: Закрепить понятие «конус», его свойства.

    Оборудование: набор геометрических фигур (плоские и объёмные),

    пластилин.

    Что вы знаете про конус? Какие свойства конуса вы знаете? Что такое

    конус? (Геометрическая фигура). Из чего состоит конус? (Из основания в

    форме круга, боковой поверхности и вершины).

    Поиграем в игру «Молчанка». Ваша задача — молча, только руками показать

    конус и его свойства.

    Возьмите пластилин и слепите конус. Это не просто. У всех получились

    конусы? Если нет, то в чём ошибка?

    Какой конус самый высокий? Самый низкий? У какого конуса самое большое

    основание? Самое маленькое?

    Поставьте конус, справа от него положите шар, а слева поставьте

    цилиндр.

    Поставьте конус перед цилиндром; поставьте конус за цилиндром; перед

    цилиндром; шар перед конусом.

    Задание: из всех фигур (плоских и объёмных) выбрать только конусы.

    У доски несколько фигур. Дети запоминают фигуры, закрывают глаза.

    Учитель убирает фигуру. Если исчез конус, дети хлопают в ладоши.

    Учитель показывает детям фигуры и называет их номера. Дети должны

    записать номера конусов. Проверяют все вместе.

    Игра в «Чёрный ящик». В «чёрном ящике» лежат фигуры, ведущий должен на

    ощупь определить конус и достать его.

    Обобщение по темам

    «Шар», «Цилиндр», «Конус»

    Оборудование: набор геометрических фигур, таблицы.

    Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? (Цилиндр, шар, конус).

    Что вы можете сказать про каждую из этих фигур? Что общего у всех этих

    фигур? (Катаются).

    Чем отличаются? (У шара нет основания и вершины; у цилиндра нет

    вершины, но два основания; у конуса одно основание и вершина).

    Сравните между собой:

    . цилиндр и шар;

    . цилиндр и конус;

    . конус и шар.

    Что общего между ними? Чем они отличаются?

    Одинаковый фон — одинаковый признак. Какой признак один у всех фигур?

    (Катаются).

    Разный фон — значит, этот признак присущ только одной фигуре (у шара

    нет оснований, у цилиндра их два, у конуса одно).

    Давайте поиграем в игру «Чёрный ящик», только немного изменим правила.

    Ведущий будет не доставать фигуру, а описывать её свойства, а класс

    угадывать.

    ПРИЗМА

    I. Цель: познакомить с призмой, её свойствами.

    Оборудование: набор геометрических фигур (шары, конусы,

    цилиндры, призмы, рисунки, фотографии)

    Перед вами геометрические фигуры. Задание: разделить на группы.

    Все эти фигуры вам знакомы? (Нет). Какие фигуры вы знаете? (Шары,

    цилиндры, конусы). Оставшиеся фигуры можно отнести к какой-нибудь из трёх

    групп? (Нет). А на какую фигуру они немного похожи? (На цилиндр). Давайте

    посмотрим, чем они похожи? (Два одинаковых основания). Может, это цилиндр?

    (Нет). Чем они отличаются? (Цилиндры гладкие, а другие фигуры нет, они не

    катаются).

    Вы правильно выделили эти фигуры в одну группу. Они называются

    «призмы». Такие разные фигуры, и одно название. Что у всех призм общего?

    (Не катаются, два одинаковых основания).

    Проведите пальчиком по цилиндру, по кругу по боковой поверхности. Какой

    он? (Гладкий). Возьмите призму, проведите пальчиком по ней. Что вы

    чувствуете? Это — рёбра. Посмотрите на бока призмы. Похожа призма на

    гранённый драгоценный камень? (Да). Эти бока называются гранями. Вы слышали

    раньше это слово?

    Вы знаете, почему призма так называется? Слово «призма» произошло от

    греческого ?????? , что означало «отпиленный кусок», или «опиленная».

    Из чего состоит призма, из каких элементов? Каждая призма имеет грани

    (два основания и боковые грани), рёбра. Как вы думаете, как называется то

    место, где сходятся три ребра? (Вершина).

    Посмотрите на эту призму (треугольная призма). Проведите пальчиком по

    нижним рёбрам, по верхним. Сколько углов, сколько раз вы укололи пальчик?

    (Три). Эта призма называется треугольной призмой. Сколько у неё боковых

    граней? (Три).

    Сколько углов у основания этой призмы? (Четыре). Сколько боковых

    граней? (Четыре). Это — четырёхугольная призма.

    Сколько углов у основания этой призмы? (Шесть). Сколько боковых граней?

    (Шесть). Это — шестиугольная призма и т.д.

    Итак, из чего состоит призма? (Призма состоит из двух одинаковых

    оснований, боковых граней и рёбер).

    Где в жизни вы встречались с призмами? Посмотрите рисунки, фотографии.

    II. Цель: познакомить с параллелепипедом и кубом.

    Оборудование: набор геометрических фигур.

    Что вы знаете про призмы? Из каких элементов она состоит?

    Посмотрите на эту призму. Какая она? (Четырёхугольная). На что она

    похожа? (На кирпич, коробку). Такая призма называется параллелепипед.

    параллелепипед

    Где встречается параллелепипед? (брусок, пенал, шкафчик и т.д.).

    Сколько у параллелепипеда боковых граней? (Четыре)

    Посмотрите на эту фигуру (куб). Что это? (кубик). Это призма,

    называется она куб. В чём особенность этой призмы? (Все грани равны). Про

    грани не говорят, что это — основание куба или боковая грань куба. Про куб

    говорят, что у него шесть граней. Почему? (Любая грань может быть

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.