МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    учащиеся действуют точно указанным способом, а в других — допускается или

    даже предполагается несколько иной подход к решению вопроса или задачи,

    учащиеся ориентируются на определённое преобразование объекта изучения.

    Следовательно, воспроизведение может быть преобразующим,

    реконструирующим, включающим творческие элементы, характеризующимся

    достаточно высокой активностью и самостоятельностью мышления учащихся.

    В настоящее время всё большее внимание уделяется проблеме творческой

    деятельности учащихся в школе.

    Главное в творческой деятельности учащихся — процессуальная сторона,

    методы овладения знаниями. Практика обучения показывает, что учащиеся могут

    не только более глубоко и всесторонне изучать те или иные явления, не

    только выражать своё отношение к изучаемому, высказывать свою точку зрения,

    не только переносить известные способы решения в новые условия, но и

    находить принципиально новые способы. И.Я. Лернер в своих работах

    убедительно доказывает, что учащиеся могут и должны овладеть определённым

    опытом творческой деятельности, которая отвечает таким исторически

    сложившимся характеристикам, как осуществление ближнего и дальнего переноса

    знаний, умений и навыкам в новую ситуацию, комбинирование и преобразование

    известных способов при решении новой проблемы, видение новой проблемы в

    традиционной ситуации, видение структуры объекта, создание принципиально

    нового подхода к объекту и т.д. Но чтобы учащиеся успешно овладевали этим

    опытом, чтобы у них постепенно формировались такие качества, как

    познавательная самостоятельность, способность творчески решать те или иные

    задачи, необходимо не только рассказывать им о творческом процессе, не

    только знакомить с результатами исследовательского поиска других людей, но

    и включать их в такую деятельность, которая побуждала бы их к проявлению

    активности и самостоятельности самого высокого уровня.

    Основное отличие творческой познавательной деятельности от

    воспроизводящей в обучении состоит в активизации познавательных

    способностей и творческих сил учащихся, в более глубоком проникновении в

    сущность изучаемых вопросов, в большей самостоятельности учащихся, в

    новизне их суждений и выводов.

    Вместе с тем, как справедливо отмечают исследователи проблемы

    познавательной деятельности учащихся, их нельзя противопоставлять. Это

    фактически две органически связанные и взаимопроникающие друг в друга

    стороны одного и того же процесса. Как без воспроизводящей деятельности не

    может быть никакого творчества (она создаёт фундамент, основу, условия для

    успешного осуществления творческой деятельности), так и воспроизведение без

    дальнейшего развития того, что уже усвоено, добыто, сделано, бессмысленно.

    Воспроизводящие работы непременно содержат в себе те или иные элементы

    творческого характера, пусть самые незначительные, а творческие работы, в

    свою очередь, не могут осуществляться без воспроизведения и использования

    полученных знаний, умений и навыков, без применения известных способов

    деятельности.

    Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался

    интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их

    усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в

    процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой

    научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои познавательные

    способности и творческие силы, постоянно совершенствовали методы

    самостоятельной работы.

    В воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся

    следует различать объективную и субъективную стороны. Учащиеся в процессе

    обучения объективно ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной

    деятельности могут не вносить: они не делают новых открытий в науке, не

    создают новых методов исследования. В этом смысле они лишь воспроизводят

    некоторую сумму имеющихся в науке и в практике знаний. Субъективно же в

    процессе обучения они приобретают такие знания и овладевают такими методами

    познавательной деятельности, которыми они ранее не владели. В своё время

    С.Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что ученик не открывает, а лишь

    усваивает добытые человечеством знания, но для себя лично он всё же

    открывает или переоткрывает их. В этом смысле его познавательная

    деятельность всегда носит творческий характер. Однако из этого не следует,

    что все виды обучения обеспечивают творческую деятельность учащихся.

    Заучивание таблицы умножения для учащихся субъективно является

    приобретением нового знания, но по существу этот процесс ничего творческого

    в себе не содержит, так как представляет собою всего лишь запоминание

    известных научных данных.

    Воспроизводящая познавательная деятельность является непременным

    условием творческой деятельности, которая опирается и включает в себя такие

    знания и методы работы, которые основываются на образцах и указаниях

    учителя. Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя

    известную самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в

    работе не ограничиваются запоминанием изучаемого материала, самостоятельно

    его осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные

    мысли, постоянно совершенствуют методику своей работы. По мере перехода

    учащихся с одной ступени образования на другую, более высокую, творческая

    познавательная деятельность учащихся всё более и более сближается с научно-

    исследовательской работой.

    Глава II. Пути формирования познавательного интереса

    младших школьников на уроках русского языка через

    использование творческих заданий

    § 1. Воспроизводящие и творческие работы

    учащихся на отдельных этапах учебного

    процесса на уроках русского языка

    В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды

    творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие

    «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают

    разное содержание.

    Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко.

    Так, Т.С. Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными

    буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание

    предложений с использованием той или иной грамматической формы как

    творческие работы.[1] Некоторые авторы творчеством ученика считают даже

    подчёркивание суффиксов.

    Другие, в частности Н.Д. Левитов, суживают это понятие. Под творческой

    он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой

    приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные

    склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.[2]

    Полнее понимают творческую работу Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, И.Я.

    Лернер, В.Г. Разумовский, В.Е. Мамушин,

    И.Г. Овчинникова и другие. И.Т. Огородников усматривает

    элементы творчества учащихся прежде всего в раскрытии ими новых сторон

    изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более

    совершенных методов решения

    поставленных вопросов.[3] «Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П.

    Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает

    создание нового».[4]

    Нет единого мнения в определении сущности такого вида работы, как

    творческой диктант, который самим названием как бы подчёркивает свою

    принадлежность к работам творческого характера. Так, Н.С. Поздняков[5]

    относит к творческим диктантам два вида упражнений: составление отдельных

    предложений с использованием заранее указанных орфограмм (однотипных или

    разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление

    отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм

    (однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются;

    составление связанных текстов с использованием заранее указанных орфограмм.

    М.Ф. Ушаков, Т.А. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида

    упражнений, относящихся к творческому диктанту:

    1) на вставку слов и словосочетаний и 2) творческий диктант с заменами.

    Так, Т.А. Ладыженская относит к творческим диктантам «такой вид упражнения,

    при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или

    словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в

    диктуемом тексте определённые слова и словосочетания другими, близкими по

    значению грамматическими категориями»[6] Иногда не совсем правомерно к

    творческому диктанту относят составление предложений или текстов с

    заданными словами. Это самостоятельный вид упражнения творческого

    характера.

    Такое расхождение в определении отдельных видов творческих работ

    учащихся вполне естественно, так как не которые из них, действительно,

    являются переходными от воспроизводящих к творческим и готовят учащихся к

    работам собственно творческого характера. Но вместе с этим, думается,

    неправомерно сводить творческие работы, применяемые в практике изучения

    русского языка в школе, только к сочинениям.

    Мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые считают главным

    признаком творческих работ учащихся высшую степень их самостоятельности,

    которая применительно к русскому языку проявляется в выборе языковых

    средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном

    определении последовательности изложения того или иного материала, в умении

    логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и

    обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё

    отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку

    какой-либо работы, если это требуется по заданию и т.п.

    Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку

    различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков

    творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих

    упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки

    и проведения.

    Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит

    сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных

    в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели,

    всестороннее понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и

    результатов выполнения предстоящей деятельности.

    Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих

    упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются

    направления, рациональные способы самостоятельного осуществления

    практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний,

    умений, навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.

    В-третьих, предстоящей творческой деятельности придаётся строгая

    логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

    В-четвёртых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

    В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется

    правильность решения творческой задачи.

    Таким образом, проблеме воспроизводящей и творческой деятельности

    учащихся находится в стадии разработки новых направлений и методик.

    Требуется большая работа по апробации предлагаемых систем развития

    творчества. Необходимо также уточнение основных критериев и оценки

    творчества, роли учителя в развитии творчества учащихся.

    Учебный процесс в школе принято расчленять на следующие этапы:

    ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала,

    повторение пройденного и применение приобретённых знаний в общественной

    практике и в дальнейшей познавательной деятельности. На всех этих этапах

    учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и творческая

    познавательная деятельность учащихся.

    Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они

    протекают в органическом единстве между собою. Более того, они не редко

    протекают слитно. Так, например, ознакомление учащихся с новым учебным

    материалом одновременно включает в себя и закрепление. Нередко и на самом

    уроке учитель, объясняя новый материал, одновременно проводит и его

    закрепление.

    Рассмотрим указанные этапы познавательной деятельности подробнее.

    Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Остановимся

    лишь на важнейших его видах: на изложение учебного материала педагогом и

    самостоятельном изучении новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный

    материал включает в себя вопросы, требующие текстуального запоминания,

    смыслового понимания, пересказывания, критической оценки, а иногда и

    простейшего исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся

    могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески

    осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в третьих

    анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.

    Сообщение учителем научных знаний может быть информационно-

    объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель

    старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели воспроизводить

    сообщаемые сведения. Во втором случае наряду с осуществлением названной

    функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися

    получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься

    в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить

    вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство

    со склонением имён существительных (III класс). Учитель предлагает детям

    просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол»,

    «конь», «окно», «степь». Учитель склоняет на доске. Выделяются окончания.

    — Ребята, какие слова склоняются одинаково (сходно)? Как эти 7 имён

    существительных можно разделить на три группы? Какие существительные

    отнесли к первой группе (I скл.)? Ко второй группе (II скл.)? К третьей

    группе (III скл.)? Обратите внимание на окончание и род имён

    существительных.

    С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I-

    ому склонению, ко II-ому склонению, к III-ему склонению.

    Существенное значение имеет воспроизводящая и творческая деятельность

    учащихся при закреплении и повторении изученного материала. То, что

    закрепление знаний, умений и навыков по преимуществу носит воспроизводящий

    характер, не подлежит сомнению. Вместе с тем надо иметь в виду, что в ходе

    закрепления и повторения учебного материала учащиеся не только

    воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых

    явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев

    расширяют и углубляют свои знания. При обобщающем повторении особенно ярко

    обнаруживается единство воспроизводящей и творческой деятельности. Наряду с

    дословным или близким к тексту воспроизведением требуется воспроизведение,

    основанное на сознательной логической обработке материала, на сравнении и

    сопоставлении различных грамматических явлений, на их объединении или

    разграничении по признакам общности или отличия. С целью закрепления и

    дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу

    необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только

    на операциях узнавания и установления подобия, но и различных

    преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не

    только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на

    применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых

    ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы

    творчества.

    Так, на уроке обобщающего повторения по теме «Падежи имён

    существительных учащиеся вспоминают все падежи, падежные вопросы и

    предлоги. Предлагаются вопросы:

    В форме каких падежей неодушевлённое имя существительное отвечает на

    один вопрос?

    С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах

    разных падежей?

    С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме

    одного падежа?

    Упражнение: прилагательное в словосочетании заменить существительным в

    форме родительного падежа с предлогом, сохранив при этом смысл.

    Сказочный герой — герой из сказки, земляничное варенье — варенье из

    земляники, южный ветер — ветер с юга и т.д.

    Нечто подобное мы можем наблюдать и при формировании умений и навыков,

    когда наряду с совершенствованием умений и навыков по сложившимся образцам

    и предложенным алгоритмам учащиеся овладевают новыми умениями и навыками и

    переносом ранее сложившихся умений в новые условия.

    На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место

    занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном

    процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа

    получила в своё распоряжение хрестоматии по большинству учебных дисциплин,

    различный дидактический материал, тетради с печатной основой, отдельные

    программированные пособия, произведения художественной литературы,

    теснейшим образом связанной с учебными задачами, разнообразная

    дополнительная литература, словари и справочники, различные виды

    периодических изданий.

    Однако из всех перечисленных видов учебных пособий не только важнейшее,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.