Шпаргалка по методике естествознания
при изучении предмета, а также основные требования их к знания и умениям.
Билет 23
2. ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Программа А. А. Плешакова «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»
Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической
направленностью, разработанную для всех классов трехлетней и четырехлетней
начальной школы.
Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I-
III или I и II классы школы I- IV) дети знакомятся с окружающим миром,
включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и
экологические понятия изучаются в последующих классах (III- IV). Программа
построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости,
любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными
теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи
многообразия и экологической целостности природы, единства природы и
человека. Основные курсы дополнены факультативными. Структурные программы:
1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I-II класс.
2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.
3. Экология для младших школьников (факультативный курс).
4. Планета загадок (факультативный курс).
Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и
расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и
общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование
бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного
поведения в природной и социальной среде.
В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи,
существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как
бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно
усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Курс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическом
воспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрывается
эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение
природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе,
происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее
охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
Программа I класса рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее
содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш
город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с
окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом,
растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды,
света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные
экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы
для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.
Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе,
родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В
качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и
почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями
окружающего мира: светом, звуком, электричеством. Таким образом, к концу
первого года обучения ребята должны знать о своей стране, городе, правила
поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и
изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о
растениях и животных, вести наблюдения в природе. Цель наблюдений - дать
первоклассникам элементарные представления о природе, окружающем мире,
явлениях природы.
Учебный материал П класса логически продолжает изученное в I классе и
сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа»,
«Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки
с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более
конкретизированы. На изучение курса отводится 34 часа. Учащиеся знакомятся
с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником
тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних
животных, культурных и дикорастущих растениях. Кроме того, даются
представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга,
леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются
такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая
местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной темы
предлагается познакомиться с природой разных уголков планеты, странами и
народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.
Учащиеся продолжают знакомство с правилами безопасного поведения на улицах
города, загородных дорогах, а также в природе. Как и в I классе,
продолжается природоохранное воспитание учащихся.
При планировании занятий целесообразно обращаться к материалам того или
иного блока несколько раз в течение года, учитывая местные условия и
возможности, сезонные изменения в природе. Учащимся можно предложить
ведение дневника наблюдений, хотя бы в течение одной - двух недель в каждом
сезоне. Большее внимание уделяется экскурсиям. Их тематика может быть
различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем,
изучение рельефа своей местности, сезонные экскурсии.
Основная цель курса «Природоведение» (IH-IV классы) - воспитание гуманной,
творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к
богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому
образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о
предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.
Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса.
Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с
эпизодическими экскурсиями, то теперь это и уроки в природе, и практические
занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль
отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов.
Учебный материал в III классе распределен по темам «Природа и мы»,
«Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним
удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». Кроме того,
предлагается дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что
такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения. В это же
время начинают формироваться базовые природоведческие понятия. Курс
рассчитан на 48 часов.
Тема «Природа и мы» дает возможность обобщить, систематизировать и
расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее
роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит
вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного
воздействия человека.
Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду,
полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и
животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких,
газообразных телах и веществах, о температуре и ее измерении используются
при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются
основные биологические представления о растительных организмах, животных,
грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных.
Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных
по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.
Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе:
внутри неживой природы, между неживой и живой природой, внутри живой
природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.),
а также, как уже отмечалось, между природой и человеком. Каждая тема
содержит материал о хозяйственной деятельности человека и ее отрицательном
воздействии на природу. Продолжается формирование навыков правильного
поведения в природе.
Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на
формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и
жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание
уделено в этой теме вопросам гигиены.
Программа IV класса рассчитана на 34 часа. Курс открывается темой «Мы -
жители Земли», в которой формируются базовые географические понятия.
Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие
представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и
т.д., о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об
экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.
Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей
федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной
работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и
необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности
людей.
Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности
поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества,
сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети
опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром»,
однако в IV классе эти знания не только расширяются, но и значительно
углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую
направленность. Большое место отводится как практическим работам, так и
демонстрациям на уроках разнообразных опытов.
Большое внимание уделено в программе вопросам охраны природы. Необходимо
донести до сознания ребенка, что охрана природы является сложным комплексом
различных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в
целом. Учащиеся должны не только усваивать теоретические знания, но и
принимать активное участие в деле охраны природы.
Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два
факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они
предназначены для III и IV классов четырехлетней начальной школы и для II-
III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального
естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.
Основные задачи факультативных курсов:
- расширение кругозора учащихся;
- формирование и укрепление устойчивого интереса к познанию тайн природы, к
предметам естественного цикла;
- расширение экологических представлений младших школьников;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и воспитание
экологически грамотной личности.
Факультативный курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 часа
и служит дополнением к основному курсу природоведения III класса. В его
программу включены следующие вопросы: экология как наука о связях живых
организмов и среды обитания; распознавание животных и растений, окружающих
ребенка; знакомство с исчезающими растениями и животными, Красной книгой;
выяснение роли неживой природы в жизни живого; изучение экологических
связей в природе, влияния природы на состояние здоровья человека. Здесь же
даются представления об экологических катастрофах, экологических прогнозах
и необходимости бережного отношения к природным богатствам.
Факультативный курс «Планета загадок» знакомит учащихся с удивительным
миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые
различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы
знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих
географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и
животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных
растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых,
обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом
потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде
«путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир
растений и животных.
Программа рассчитана на 34 часа. Урочные формы занятий дополняются
экскурсиями в природу, палеонтологический музей, ботанический сад и т.д., а
также практическими работами.
Программу А.А.Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим
экологизированным курсом естествознания для начальной школы.
Билет 24
Программа А. А.Вахрушева, О. В. Бурского, А.С.Раутиан «МИР И ЧЕЛОВЕК»
Программа «Мир и человек» также разработана для I-IV классов четырехлетней
начальной школы. Основной целью этого курса является воспитание человека,
осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом
средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной
целостной научной картиной мира. Курс «Мир и человек» развивает у учащихся
способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе
своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно формируется
гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику
существования жизни на Земле.
Альтернативный по отношению к другим программам по естествознанию курс «Мир
и человек» изучается в I-IV классах четырехлетней начальной школы. Он
ставит своей задачей познакомить учащихся с элементарной целостной научной
картиной мира, воспитать человека, осознающего свое место и место
человечества в этом мире. Такое изложение относительно целостной картины
мира значительно расширяет кругозор учащихся, придает творческий характер
процессу обучения, развивает интерес ребенка к освоению предмета и
осознанию важности решения экологических проблем.
Включение такого большого объема понятий в курс, естественно, расширяет его
содержание и требует новых подходов к преподаванию предмета. Обучение
сводится не к простому усвоению определенной суммы знаний, а к формированию
определенного миропонимания, к выработке навыков обобщения, объяснения
собственного опыта, решения конкретных задач. Поэтому формы организации и
методы преподавания при изучении предмета весьма разнообразны: уроки в
классе и в природе, экскурсии, домашняя работа, игра, практическая работа,
творческие задания, самостоятельная работа и т.д.
Программа I класса называется «Окружающий нас мир» и строится в основном на
основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с
собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с
позиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщую
взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом
все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни
человечества. Обобщая представления учащихся, полученные до школы, учитель
формирует базу для изучения основных природоведческих понятий в последующих
классах.
В первых двух темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиеся
знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации:
книгой, телевидением, кино, радио и другими. Они узнают правила общения
друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух,
вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а как
основные богатства и кладовые природы.
Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами,
животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их
жизнедеятельности, многообразии; получают определенные знания о культурных,
комнатных растениях, домашних животных, правилах ухода за ними. Здесь
сообщаются первоначальные представления об экологии как науке жить в мире с
природой, не нарушая ее законы. Такой подход позволяет уже в младшем
школьном возрасте начать формирование экологического сознания. Программа I
класса завершается темой «Времена года», где обобщаются и систематизируются
представления учащихся о признаках и особенностях каждого сезона.
Программа II класса «Земля. Части света» ставит своей целью формирование
основных географических понятий. Географический подход позволяет детям
упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная
цивилизация, а учителю и родителям - помочь им в этом. Чтобы сделать
изучение нашей планеты доступным для ребят, основное внимание уделяется
природе окружающих нас предметов. Учащиеся получают представление о форме и
размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических
картах. Они узнают о движении Земли и связанных с ним явлениях природы:
сменой дня и ночи, времен года. Они узнают о звездах и созвездиях,
планетах, искусственных и естественных спутниках Земли. В теме «Что
изображено на глобусе и карте» учащиеся знакомятся с материками и океанами,
формой поверхности Земли, разнообразием водоемов, методах изучения земной
поверхности и морских глубин. Здесь же формируются первоначальные
представления о природных зонах, особенностях климата основных зон,
растительном и животном мире. В заключение учащиеся знакомятся с
хозяйственной деятельностью человека на планете, вопросами охраны природы.
Главная идея программы для III класса «Живые обитатели планеты» состоит в
обосновании ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на
поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое
вводится в III классе - круговорот веществ в природе и роль в нем живых
организмов. Здесь даются представления об оболочках Земли, биосфере,
формируются основные экологические понятия: экологические системы,
экологическая пирамида, виды экосистем, естественные и искусственные
экосистемы.
Тема «Живые участники круговорота веществ» посвящена изучению многообразия
органического мира на Земле и некоторым вопросам его эволюции. Логическим
продолжением этой темы являются две последующие, где рассматриваются
вопросы возникновения и развития биосферы, появления человека на Земле.
Программа IV класса «Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере
Земли. В ней рассматриваются основные вопросы анатомии, физиологии и
гигиены, а также развитие и совершенствование орудий и средств
производства, позволяющих человеку, оставаясь телесно неспециализированным,
получать все новые и новые возможности в биосфере за счет разделения труда
в обществе. Программой предусмотрено формирование основных гигиенических
навыков школьников, знаний о строении и жизнедеятельности человеческого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|