МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по методике естествознания

    при изучении предмета, а также основные требования их к знания и умениям.

    Билет 23

    2. ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Программа А. А. Плешакова «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»

    Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической

    направленностью, разработанную для всех классов трехлетней и четырехлетней

    начальной школы.

    Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I-

    III или I и II классы школы I- IV) дети знакомятся с окружающим миром,

    включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и

    экологические понятия изучаются в последующих классах (III- IV). Программа

    построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости,

    любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными

    теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи

    многообразия и экологической целостности природы, единства природы и

    человека. Основные курсы дополнены факультативными. Структурные программы:

    1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I-II класс.

    2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.

    3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

    4. Планета загадок (факультативный курс).

    Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и

    расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и

    общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование

    бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного

    поведения в природной и социальной среде.

    В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи,

    существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как

    бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно

    усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

    Курс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическом

    воспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрывается

    эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение

    природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе,

    происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее

    охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

    Программа I класса рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее

    содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш

    город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с

    окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом,

    растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды,

    света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные

    экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы

    для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

    Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе,

    родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В

    качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и

    почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями

    окружающего мира: светом, звуком, электричеством. Таким образом, к концу

    первого года обучения ребята должны знать о своей стране, городе, правила

    поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и

    изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о

    растениях и животных, вести наблюдения в природе. Цель наблюдений - дать

    первоклассникам элементарные представления о природе, окружающем мире,

    явлениях природы.

    Учебный материал П класса логически продолжает изученное в I классе и

    сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа»,

    «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки

    с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более

    конкретизированы. На изучение курса отводится 34 часа. Учащиеся знакомятся

    с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником

    тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних

    животных, культурных и дикорастущих растениях. Кроме того, даются

    представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга,

    леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.

    Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются

    такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая

    местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной темы

    предлагается познакомиться с природой разных уголков планеты, странами и

    народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.

    Учащиеся продолжают знакомство с правилами безопасного поведения на улицах

    города, загородных дорогах, а также в природе. Как и в I классе,

    продолжается природоохранное воспитание учащихся.

    При планировании занятий целесообразно обращаться к материалам того или

    иного блока несколько раз в течение года, учитывая местные условия и

    возможности, сезонные изменения в природе. Учащимся можно предложить

    ведение дневника наблюдений, хотя бы в течение одной - двух недель в каждом

    сезоне. Большее внимание уделяется экскурсиям. Их тематика может быть

    различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем,

    изучение рельефа своей местности, сезонные экскурсии.

    Основная цель курса «Природоведение» (IH-IV классы) - воспитание гуманной,

    творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к

    богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому

    образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о

    предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.

    Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса.

    Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с

    эпизодическими экскурсиями, то теперь это и уроки в природе, и практические

    занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль

    отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов.

    Учебный материал в III классе распределен по темам «Природа и мы»,

    «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним

    удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». Кроме того,

    предлагается дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что

    такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения. В это же

    время начинают формироваться базовые природоведческие понятия. Курс

    рассчитан на 48 часов.

    Тема «Природа и мы» дает возможность обобщить, систематизировать и

    расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее

    роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит

    вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного

    воздействия человека.

    Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду,

    полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и

    животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких,

    газообразных телах и веществах, о температуре и ее измерении используются

    при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются

    основные биологические представления о растительных организмах, животных,

    грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных.

    Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных

    по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.

    Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе:

    внутри неживой природы, между неживой и живой природой, внутри живой

    природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.),

    а также, как уже отмечалось, между природой и человеком. Каждая тема

    содержит материал о хозяйственной деятельности человека и ее отрицательном

    воздействии на природу. Продолжается формирование навыков правильного

    поведения в природе.

    Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на

    формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и

    жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание

    уделено в этой теме вопросам гигиены.

    Программа IV класса рассчитана на 34 часа. Курс открывается темой «Мы -

    жители Земли», в которой формируются базовые географические понятия.

    Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие

    представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и

    т.д., о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об

    экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

    Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей

    федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной

    работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и

    необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности

    людей.

    Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности

    поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества,

    сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети

    опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром»,

    однако в IV классе эти знания не только расширяются, но и значительно

    углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую

    направленность. Большое место отводится как практическим работам, так и

    демонстрациям на уроках разнообразных опытов.

    Большое внимание уделено в программе вопросам охраны природы. Необходимо

    донести до сознания ребенка, что охрана природы является сложным комплексом

    различных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в

    целом. Учащиеся должны не только усваивать теоретические знания, но и

    принимать активное участие в деле охраны природы.

    Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два

    факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они

    предназначены для III и IV классов четырехлетней начальной школы и для II-

    III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального

    естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.

    Основные задачи факультативных курсов:

    - расширение кругозора учащихся;

    - формирование и укрепление устойчивого интереса к познанию тайн природы, к

    предметам естественного цикла;

    - расширение экологических представлений младших школьников;

    - углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и воспитание

    экологически грамотной личности.

    Факультативный курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 часа

    и служит дополнением к основному курсу природоведения III класса. В его

    программу включены следующие вопросы: экология как наука о связях живых

    организмов и среды обитания; распознавание животных и растений, окружающих

    ребенка; знакомство с исчезающими растениями и животными, Красной книгой;

    выяснение роли неживой природы в жизни живого; изучение экологических

    связей в природе, влияния природы на состояние здоровья человека. Здесь же

    даются представления об экологических катастрофах, экологических прогнозах

    и необходимости бережного отношения к природным богатствам.

    Факультативный курс «Планета загадок» знакомит учащихся с удивительным

    миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые

    различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы

    знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих

    географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и

    животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных

    растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых,

    обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом

    потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде

    «путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир

    растений и животных.

    Программа рассчитана на 34 часа. Урочные формы занятий дополняются

    экскурсиями в природу, палеонтологический музей, ботанический сад и т.д., а

    также практическими работами.

    Программу А.А.Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим

    экологизированным курсом естествознания для начальной школы.

    Билет 24

    Программа А. А.Вахрушева, О. В. Бурского, А.С.Раутиан «МИР И ЧЕЛОВЕК»

    Программа «Мир и человек» также разработана для I-IV классов четырехлетней

    начальной школы. Основной целью этого курса является воспитание человека,

    осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом

    средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной

    целостной научной картиной мира. Курс «Мир и человек» развивает у учащихся

    способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе

    своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно формируется

    гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику

    существования жизни на Земле.

    Альтернативный по отношению к другим программам по естествознанию курс «Мир

    и человек» изучается в I-IV классах четырехлетней начальной школы. Он

    ставит своей задачей познакомить учащихся с элементарной целостной научной

    картиной мира, воспитать человека, осознающего свое место и место

    человечества в этом мире. Такое изложение относительно целостной картины

    мира значительно расширяет кругозор учащихся, придает творческий характер

    процессу обучения, развивает интерес ребенка к освоению предмета и

    осознанию важности решения экологических проблем.

    Включение такого большого объема понятий в курс, естественно, расширяет его

    содержание и требует новых подходов к преподаванию предмета. Обучение

    сводится не к простому усвоению определенной суммы знаний, а к формированию

    определенного миропонимания, к выработке навыков обобщения, объяснения

    собственного опыта, решения конкретных задач. Поэтому формы организации и

    методы преподавания при изучении предмета весьма разнообразны: уроки в

    классе и в природе, экскурсии, домашняя работа, игра, практическая работа,

    творческие задания, самостоятельная работа и т.д.

    Программа I класса называется «Окружающий нас мир» и строится в основном на

    основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с

    собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с

    позиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщую

    взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом

    все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни

    человечества. Обобщая представления учащихся, полученные до школы, учитель

    формирует базу для изучения основных природоведческих понятий в последующих

    классах.

    В первых двух темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиеся

    знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации:

    книгой, телевидением, кино, радио и другими. Они узнают правила общения

    друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух,

    вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а как

    основные богатства и кладовые природы.

    Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами,

    животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их

    жизнедеятельности, многообразии; получают определенные знания о культурных,

    комнатных растениях, домашних животных, правилах ухода за ними. Здесь

    сообщаются первоначальные представления об экологии как науке жить в мире с

    природой, не нарушая ее законы. Такой подход позволяет уже в младшем

    школьном возрасте начать формирование экологического сознания. Программа I

    класса завершается темой «Времена года», где обобщаются и систематизируются

    представления учащихся о признаках и особенностях каждого сезона.

    Программа II класса «Земля. Части света» ставит своей целью формирование

    основных географических понятий. Географический подход позволяет детям

    упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная

    цивилизация, а учителю и родителям - помочь им в этом. Чтобы сделать

    изучение нашей планеты доступным для ребят, основное внимание уделяется

    природе окружающих нас предметов. Учащиеся получают представление о форме и

    размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических

    картах. Они узнают о движении Земли и связанных с ним явлениях природы:

    сменой дня и ночи, времен года. Они узнают о звездах и созвездиях,

    планетах, искусственных и естественных спутниках Земли. В теме «Что

    изображено на глобусе и карте» учащиеся знакомятся с материками и океанами,

    формой поверхности Земли, разнообразием водоемов, методах изучения земной

    поверхности и морских глубин. Здесь же формируются первоначальные

    представления о природных зонах, особенностях климата основных зон,

    растительном и животном мире. В заключение учащиеся знакомятся с

    хозяйственной деятельностью человека на планете, вопросами охраны природы.

    Главная идея программы для III класса «Живые обитатели планеты» состоит в

    обосновании ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на

    поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое

    вводится в III классе - круговорот веществ в природе и роль в нем живых

    организмов. Здесь даются представления об оболочках Земли, биосфере,

    формируются основные экологические понятия: экологические системы,

    экологическая пирамида, виды экосистем, естественные и искусственные

    экосистемы.

    Тема «Живые участники круговорота веществ» посвящена изучению многообразия

    органического мира на Земле и некоторым вопросам его эволюции. Логическим

    продолжением этой темы являются две последующие, где рассматриваются

    вопросы возникновения и развития биосферы, появления человека на Земле.

    Программа IV класса «Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере

    Земли. В ней рассматриваются основные вопросы анатомии, физиологии и

    гигиены, а также развитие и совершенствование орудий и средств

    производства, позволяющих человеку, оставаясь телесно неспециализированным,

    получать все новые и новые возможности в биосфере за счет разделения труда

    в обществе. Программой предусмотрено формирование основных гигиенических

    навыков школьников, знаний о строении и жизнедеятельности человеческого

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.