МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по методике естествознания

    сообщение.

    В качестве индивидуальных заданий ученикам можно поручить вести

    фенологические наблюдения в природе с обязательным выпуском бюллетеней. Это

    в значительной степени способствует повышению интереса учащихся к

    индивидуальным заданиям.

    Групповая внеклассная работа

    Групповые внеклассные занятия проводятся обычно в форме школьных кружков

    юных натуралистов. Вначале это может быть временная группировка учащихся,

    объединяемых общей конкретной задачей, общим планом работы, которая потом

    по мере взросления и накопления

    знаний перерастает в постоянный кружок. Они проводят коллективное

    наблюдения за объектами природы, ставят опыты, обсуждают их результаты.

    Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у

    детей устной и письменной речи.

    Занятия кружков происходят обычно по окончании уроков, в присутствии

    учителя, организующего и направляющего работу детей. Задача учителя -

    организовать занятия детей таким образом, чтобы работа, проводимая или во

    время внеклассных занятий, не дублировала классной работы. На этом

    основании следует разнообразить не только материал, выдаваемый учащимся для

    занятий, но, где возможно, и цель предстоящей работы.

    По мере изучения природы у детей постепенно начинают выявляться вкусы и

    запросы. Одних привлекают растения, других - животные, третьим интересно

    изучение минералов. В III-IV классах значительная группа ребят проявляет

    интерес к изучению явлений и объектов неживой природы, к постановке опытов

    по изучению свойств веществ. Яркие сезонные явления и сопутствующие им

    работы в уголке живой природы или с комнатными растениями, естественно,

    привлекают внимание и интересы детей в сторону новых объектов.

    Работа детей в кружках дает возможность глубже изучить предмет,

    использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию

    интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от

    основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые

    знания, развить определенные умения и навыки. Учебная работа в классе

    служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а

    работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в

    кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций,

    изготовление наглядных пособий, которые с успехом используются впоследствии

    на уроках. Опыты, поставленные на внеклассных занятиях, можно

    продемонстрировать на уроке или обсудить их результат.

    Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в

    результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и

    лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в

    начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности,

    инициатива, изобретательность. Кроме того, кружок способствует

    экологическому образованию и природоохранному воспитанию учащихся. У них

    развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее

    богатств. Они приучаются заботится о живых организмах.

    Работа в кружке проводится систематически, по программе, которую определяет

    учитель, исходя из запросов детей. В кружке сочетаются индивидуальная

    работа каждого ученика с коллективной. Юные натуралисты объединены общей

    целью, достижение которой связано с преодолением определенных трудностей,

    которые должны быть им посильны.

    Количество учащихся в кружке младших школьников не должно превышать 10-15

    человек. Занятие можно проводить 1 раз в неделю или 2-3 раза в месяц.

    Работа кружка должна быть тщательно продумана и спланирована, в ней должны

    сочетаться экспериментальные практические и теоретические задания, работа с

    научно-популярной литературой. На кружковых занятиях может проводиться

    большая краеведческая работа по изучению истории города или поселка, его

    природы, животного и растительного мира.

    С самого начала важно создать детский коллектив, объединенный общей

    совместной работой. Поэтому занятия в кружке целесообразно начинать с общей

    работы, а затем переходить на индивидуальные и звеньевые. Это может быть

    экскурсия в природу для проведения наблюдений и сбора материала, в музей,

    просмотр учебного или научно-популярного кинофильма о природе с последующим

    обсуждением и т.д. М.Н.Скаткин, Б.В.Всесвятский П.И.Боровицкий, Б.Б.Райков

    предлагают различную тематику для кружковой работы. Так, для 1-го года

    занятий в кружке можно предложить тему «Сезонные изменения в природе», а

    также работу в уголке живой природы, наблюдение и уход за комнатными

    растениями и домашними животными.

    Для кружков 2-3-го года тематика более разнообразна: «Звери нашей

    местности», «Птицы наших лесов», «Лекарственные растения», «Полезные

    ископаемые нашей местности», «Охрана природы». Кроме того, это работа в

    уголке живой природы, на пришкольном участке, сбор материала и составление

    коллекций.

    Внеклассные занятия отдельных учащихся и кружков можно связать с массовыми

    мероприятиями, проводимыми школой: «День птиц», «День леса» биологические и

    географические викторины и т.д.

    Члены кружка могут подготовить с помощью учитая* небольшое сообщение о

    значении и приемах привлечь ния полезных птиц, подобрать иллюстративный

    матердо ал. В своем кружке учащиеся под руководством и с помощью учителя

    подготовляют материал на тему о пользе леса, об использовании его в

    хозяйстве. Отчет о проден данной работе заслушивается сначала в кружке, а

    затем (частично или в целом виде) сообщается в классе. Там же оформляется и

    выставка.

    Разрабатывая тематику кружковых занятий, необходимо исходить из условий и

    возможностей школы, состава учащихся, их общего развития, индивидуальных

    склонно-' стей и интересов.

    Массовые формы внеклассной работы

    Наибольшее значение имеют массовые формы вне-классной работы, так как они

    позволяют привлечь большое количество младших школьников. Каждый ребенок

    может принять посильное участие в различных видах работ: лепке, рисовании,

    оформлении класса, подготовке спектакля, тематического вечера и т.д. Можно

    организовать конкурс-выставку плакатов и рисунков на темы: «Я вижу мир»,

    «Охраняй природу», «Мир вокруг меня».

    Такой формой работы являются и экскурсии в природу, музеи, зоопарк, на

    выставки. Живое общение стимулирует интерес учащихся к познанию природы,

    способствует эстетическому и природоохранному воспитанию. Можно провести

    массовую экскурсию-поход в лес, поле, на водоем, во время которой

    исследуются почва, растительный и животный мир. Экскурсии-походы,

    включающие краеведческие вопросы, носят комплексный характер и могут

    проводиться совместно со специалистами по разным предметам. Они ценны еще и

    тем, что позволяют собрать большой материал для оформления школьных учебных

    коллекций.

    В ходе экскурсий учащиеся изучают природу родного края, проводя длительные

    фенологические наблюдения и выполняя самостоятельно задания.

    Другой формой массовой работы являются тематические вечера, занимательные

    викторины, игры «Что? Где? Когда?», КВН и другие. В основе занимательных

    вечере* могут быть сообщения учащихся по определенной тематике, выставка

    плакатов, просмотр кинофильма о природе, обсуждение интересной книги.

    Выступления детей перемежается с музыкальными номерами, хоровым пением,

    отгадыванием загадок и т. д.

    Учащиеся начальных классов могут принять посильное участие в школьных

    праздниках: День цветов, День птиц, Праздник друзей природы. Для них силами

    старшеклассников можно организовать занимательный вечер «Тайны природы» с

    показом химических и физических опытов. Вместе с учениками других классов

    они могут участвовать в массовых весенних работах на пришкольном участке, в

    оформлении интерьера школы.

    Формы внеклассной работы могут быть весьма разнообразны. Опыт лучших

    учителей постоянно освещается в методических журналах «Начальная школа»,

    «Биология в школе», «География в школе» и специальных учебно-методических

    пособиях.

    3. МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

    Разнообразны методы внеклассной работы. Это рассказ, беседа, работа с

    книгой, лабораторно-практическая работа. Значительное место во внеклассной

    работе занимают беседа и рассказ учителя. Во время беседы выясняются задачи

    внеклассного занятия, разъясняется методика постановки опыта.

    Часть материала, изучаемого учащимися во время занятий, собирается на

    экскурсиях, не только общеклассных, но и по поручению учителя, в порядке

    индивидуальных или кружковых экскурсий.

    Материал, собранный учащимися, изучается на занятиях кружка теми же

    приемами, которые характерны для работы с раздаточным материалом. При

    изучении материала ставятся опыты и проводятся наблюдения. Работы,

    выполняемые во время внеклассных занятий, обязательно фиксируются путем

    записей и зарисовок. С той же целью составляются коллекции и плакаты.

    Одна из существенных задач внеклассных занятий по естествознанию -

    формирование навыков самостоятельной работы, развитие активности учащихся.

    Вот почему при составлении плана занятий необходимо включить в него такие

    виды работ, которые рассчитаны преимущественно на самостоятельную работу

    школьников. Хорошие результаты дает привлечение учащихся к постановке

    самостоятельных опытов. Большой интерес вызывают у детей опыты, дающие

    ответ на вопросы практического характера.

    Внеклассные занятия, как индивидуальные, так и кружковых работ, требуют

    четкого руководства со стороны учителя.

    По своему содержанию коллективные работы членов кружка могут быть

    однородными или дифференцированными. В первом случае все члены кружка

    проводят одну и ту же работу по одному и тому же плану, хотя бы и на

    различном материале. Во втором случае учащиеся осуществляют одну общую

    работу, распадающуюся на отдельные этапы или звенья.

    Основное требование при организации таких занятий учащихся, при которых

    необходима дифференциация работы отдельных членов кружка, - единство цели и

    единство плана работы. Выполняя индивидуальную работу по общей теме, каждый

    учащийся должен хорошо знать содержание и задачи работы своего соседа,

    понимать, какова связь между ними. Вот почему, вскрывая задачи и содержание

    предстоящей коллективной работы, учитель должен добиваться того, чтобы

    каждый учащийся мог точно определить свое место в общей работе и знать, что

    должен проделать он для ее осуществления. Все это осуществляется с помощью

    конкретного инструктажа, точно определяющего содержание работы каждого

    учащегося.

    Такое планирование занятий облегчает в конечном итоге учет индивидуальных

    работ и обсуждение результатов, которые оформляются в виде отчетов

    (записей, зарисовок, отчетных выставок и пр.)

    Работа учащихся с книгой. Широкое применение во внеклассных занятиях

    приобретает книга (главным образом в III и IV классах), из которой учащиеся

    черпают сведения. Задачи внеклассного чтения по естествознанию сводятся к

    следующему:

    1. Пробудить интерес к изучению объектов и явлений природы.

    2. Углубить и расширить знания и навыки, приобретенные учащимися во время

    классных и внеклассных занятий.

    3. Помочь учащимся в осуществлении плана работы, проводимого учащимися в

    порядке внеклассных занятий.

    В связи с указанными задачами разрабатывается список литературы,

    необходимой для работы детей. В этот перечень должны входить научно-

    популярные книги с занимательной фабулой, пробуждающие мысль и пытливость

    учащихся, стремление найти ответ на возникшие во время чтения вопросы.

    Далее - книги, помогающие учащимся углубить и расширить имеющиеся у них

    знания. Сюда должны войти книги, помогающие организовать дополнительные

    наблюдения над объектами и явлениями природы, подтверждающие достоверность

    полученных знаний, приводящие факты, характеризующие практическое значение

    приобретенных знаний, знакомящие с биографией ученых, изобретателей,

    путешественников и т.д. Наконец, в серию книг для внеклассной работы

    необходимо включить всевозможные пособия, справочники, атласы, в которых

    учащиеся могут найти указания относительно того, как следует кормить

    животных, как построить гнездовья для тех или иных птиц, как приготовить

    самодельных аквариум, террариум и пр. Сюда же относятся такие пособия, как

    ботанические атласы или же иллюстрированные (особенно в красках)

    определители птиц и насекомых, хорошо изданные брошюры о вредителях

    сельского хозяйства и пр. Подобные справочники значительно облегчают

    самостоятельную работу учащихся по распознаванию нужных им объектов.

    Подбор книг должен соответствовать возрасту и развитию учащихся. Перечень

    книг для внеклассного чтения вывешивается в классе на видном месте. Чтобы

    привить учащимся любовь к книге, желательно время от времени организовывать

    выставку книг по естествознанию, проводить беседу о некоторых из них,

    зачитывать интересные выдержки из них, показывать, как пользоваться

    справочниками, и пр. Подбор книг в этом случае должен соответствовать в

    первую очередь тематике работ, проводимых в индивидуальном порядке.

    Билет 22

    Программа 3. А. Клепининой «ПРИРОДА И ЛЮДИ»

    Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте все

    положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса

    природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Она

    ставит цель - сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживой

    природе, познакомить с различными явлениями, научить детей проводить

    наблюдения за изменениями в природе, дать знания о значении охраны природы

    и мероприятиях по сохранению природных богатств, сформировать

    первоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать

    чувство прекрасного и гуманное отношение к природе. Значительное место в

    программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено

    на создание условий для непосредственного участия младших школьников в

    природоохранной деятельности.

    Программа разработана как единая для трех- и четырехлетней начальной школы,

    причем изучение предмета начинается с I класса, для которого программа

    создана заново. Основой для отбора природоведческого содержания стали

    краеведческий, экологический и практический принципы, деятельностный подход

    к обучению и развитию учащихся.

    Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своей

    местности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в

    природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В

    каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой

    природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных

    и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из

    естественных связей, существующих в самой природе. Учителю следует раскрыть

    эти связи, показать, что изменения, происходящие в разные времена года в

    неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и

    животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных

    работ, на другие виды деятельности человека. При таком подходе к изучению

    природы учащиеся не просто знакомятся с ее явлениями и предметами, но и,

    что очень важно, получают объяснения этих явлений, пусть на самом

    элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и

    укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

    Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся

    наблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями,

    поведением животных и т.д.Наблюдения помогают школьникам получить

    правильное представление о природе, взаимосвязях, существующих в ней,

    содействуют накоплению знаний о родном крае.

    В последующих классах формируются основные природоведческие представления и

    понятия согласно образовательному стандарту. При изучении темы

    «Ориентирование на местности» учащиеся усваивают некоторые способы

    ориентирования, знакомятся с устройством компаса, на практике учатся

    находить направление на местности.

    В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Но

    если в I-П классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей

    школу, то в III-IV классах они изучают природу своей области (края,

    республики). Они знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах

    Земли, материках и океанах, об особенностях рельефа. Учащиеся знакомятся с

    основными видами горных пород, полезных ископаемых, почвой и ее свойствами,

    вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном

    уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие

    водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение

    природы идет последовательно от неживой к живой природе.

    Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают

    представления о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях

    факторов неживой природы и их влиянии на живые организмы, хозяйственной

    деятельности человека и в связи с этим знакомятся с проблемами сохранения

    животного и растительного мира.

    В теме «Организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления

    об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции.

    Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся

    представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено

    вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые

    могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего

    здоровья. Для успешного изучения этой темы учащимся предлагается проводить

    самонаблюдения.

    В программе указаны практические работы, которые должны выполнить учащиеся

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.