МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по методике естествознания

    Шпаргалка по методике естествознания

    билет 1

    МПЕ- как учебн предмет , имеет цель донести до уч-ся из раздела наук

    –естест-я , в общих чертах она имеет цель орп-ть осн. м\ы и способы

    передачи нач. ЗН., раскрыть м\ы передачи этих ЗН.

    Такие общ. м\ы выявляют осн связи м\у шк. предметом ЕС-я и наукой ЕС-я .

    МПЕ р6ализует задачи к-е ставит п\д ней Пед-а дид-а. и опирается на

    закономерности выяв-е П.

    ПР-т исследования –образов-я обл.окр. мира.

    Обьект-учебный процесс

    Методологическая основа-диалектический материализми и философская теоория

    познания. МПЕ должна основывваться на законах диалектики иследовательно

    относиться к пр-у об-я и к Л-и ученика, как постоянно изм-ся и разв-ся.

    Содержание-

    1. Опр-е обр-х и восп-х значений Е. необ-о четко представлять

    значение место данного предмета в щк. и связь его с др.

    предметами и науками.

    2. Из-е основ м\в преподавания Е.

    3. Знакомоство с осн. принципами подбора учебн. мат-ла.

    4. Опр-е наиболее целесообразной группировки учебного материала.

    его межпредметной связи и последовательности из-я.

    5. Знакомство с оссн формами орг-ии уч про-са.

    6. Знакомство с мат-ой базой учебн пособия и оборудоваания

    кабинета.

    Межпредметные связи

    философия-методология ,пед-ка-осн ф\ы и м\ы., психология, естесв-нааучн.

    дисциплины, медицина.

    Содержание и особенности курса окр.мир

    Вбазисном плане на 1,2 кл. выделено 1 час в нед, 3,4- 2 часа.-нед.

    Вед. цель курса-разв-ие личностных качеств мл. шк-а., что с одной стороны

    признано ведущими методистами , а с др. стороны служит насущной need наш

    вр.

    В сод-е ЕС-я входит : ЕС-е и Обществоведение.

    Задачи МПЕ

    1. Исследует , опр-т цели об-я в соотв. с соц-м заказом общ-а, с

    учетом сод-я перед-ой инф-ии и возрастных псих-х особенностей уч-

    ся. Выдвинутые цели об-я опр-т его задачи , чтотакже явл.

    Предметом иссл-я МПЕ.

    2. МПЕ орп-т сод-е учебн. Процесса, сис. и стр-ру его изложения.

    Источником его сод=я явл. Естеств. Науки.

    3. Сод- е начального Ест-я явл. Важн ср-ом разв-я и восп-я

    детей.(экологически культурным человеком( ответственно-

    деятельностный) формируем коллектив.)

    МПЕ как наука

    1. Имеет особый объект исс-я –учебн воспит про-с , ознакомление мл

    шк-в с природой.\

    2. имеет свое место и связи с др науками.

    3. имеет методологич основы

    4. имеет м-ы иссл-я общепед. И специф.

    5. им открытые спец- е закономерности

    6. обл. сис понятий и терминов

    7. им опр материальную базу

    Методы иссл-я МПЕ.

    1. Импирич: эксперемент, наблюдение, анкетирование, лаб и естеств.

    Эксп-т., м\ы обработки данных

    2. теоритич, сравнение, классификация, протиаопостановление,

    систематизация, обобщение.

    3. м\ы матем статистики, Шкалирование, опр-е ср-х велечин.,

    региструрующие

    Билет 2

    История МПЕ

    После того как Петр ! преобразил матер. Мир гос-а, Ломоносов преобразил

    умственную жизнь России.

    В 1782 г начало 4-х годичной реформы школы. Естествознание как учебный

    предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу 1786 При

    проведении реформы школьного образованшгтгра-вительством был опубликован

    устав народных училищ. Открываемые училища были разделены на малые и

    главные. Курс естественных предметов был включен только в программу главных

    училищ и состоял из географии, физики и естественной истории. Естественная

    история преподавалась в IV классе. В малых училищах, где обучение

    продолжалось два года, ученики обучались только грамоте, счету и Закону

    Божьему.

    Первым и единственным русским методистом того време-ни,-автором первого

    учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев,натуралист и

    путешественник.Автор первого в мире учебника по Е.

    Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из

    двух частей и трех" 6тдёлов:Г«Йс-копаемое царство», «Прозябаемое царство» и

    «Животное царство». Первая часть была посвящена описанию земель, камней,

    солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы

    начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел был посвящен

    изучению жизни и строения растений, а третий отдел содержал зоологический

    материал. Учебник Зуева был одновременно и первой программой по

    естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Здесь

    автор предлагал использовать предметную наглядность, а в случае

    невозможности показа натурального объекта использовать рисунок. Большое

    внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека

    ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф.Зуева четверть века

    служило единственным и основным учебником естествознания.

    Его достижения

    1. Это одновременно и первая программа и учебник и первое

    методическое пособие для учителя.

    2. настойчиво проводил идею связи науки с практикой(mostly учились

    дети крестьян)

    3. в основе ег методики лежал принцип краеведения( начинать с

    предметов знакомым детям)

    4. пр-п наглядности

    5. м\д объяснительног чтения(читаем учебник, а потом обсуждаем)

    6. при объяснении материала связь строения с функцией

    По уставу в 1804 Е. преподается во 2-м классе(гос-о хотело лучше, но

    война….)

    1809 Терлиев «начальное основание ботанической Ф»(переплетено божественное

    происхождение и ботаника)

    Мартынов «Триботаника» (нап. Три классификации, (2000 видов растений,

    сплошная сис-а)

    1828 Е. отменено т.к. ничего не развивало

    1852 восстановление , вызвано разв-ем наук о природе, в этот перод созд

    теория Дарвина, открытия в обл. медецины, .

    Врач Ястребцев доказывал дети 4-7 лет обл. конкретным мышлением и вынуждены

    заниматься абстракт науками, а надо из-ть природу

    1852 во 2-м Кл. вводиться Е. , здесь также повлияли взгляды Ушинского. ОН

    ставит науку о природе на первое место.

    Его достижения

    1. Наглядность

    2. дает рекомендации к наблюдению: «надо смотреть на пр-т замечая

    особенности, видеть пр-т со всех сторон и видеть во всех отн=х в

    к-е он поставлен»

    3. бол роль сравнения

    4. исп-ть пр-ы краеведения

    5. уделять вн-е раб с текстом

    Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я Герд.[Он

    считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание,

    сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным

    состоянием науки.) B_1877r. он опубликовал \план построения школьного курса

    естествознания., По этому плану во II и III классах предлагалось изучать

    неорганичсский мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных

    пород, почвы, минералов, происхождение различных горных иород, вулканы и

    землетрясения, использование руд и извлечение из ник металлов. Таким

    образом, в начальной школе с трехлетним образованием предполагалось ввести

    естествознание в виде связанной серии предметных уроков в течение двух лет.

    Герд считал, что отдельным естественным наукам в начальной школе нет

    места, \необходим комплексный подход к изучению природы, в виде

    одного~неразделенного предмета об окружающем мире./Таким образом, признавав

    предметное преподавание в средней школе, для начальной школы Герд считал

    предпочтительным естеетвениоисторичеекий подход. Его книга «Земля, воздух,

    вода» и методическое рукояодатво к ней «ПРедметные уроки» на протяжении

    многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса

    неживой природы. В своих методических сочинениях Герд высказал ряд идей.

    1. Активная самодеятельность ребенка на практических занятиях и экскурсиях.

    2. Связь школы с живо» природой.

    5. Исследовательский подход к изучению природы.

    4. Комплексный подход к изучению природы в начальных классах.

    5. Формирование эволюционного мировоззрения учащихся.

    Многие идеи Герда получили широкое применение в школьной практике много лет

    спустя, лишь в наше время.

    Герд считал

    . необходимым введение Е. со 2кл, что в 1-м , д\ы науч писать ,

    читать.

    . Пр-т д-н б. интегрированным(впервые ввел это понятие)

    . Орп-л стр-у Е.(нежив природа>растения>жив прирлда)

    . Необходимым из-ть сначала пр-ты, тела , а потом явл-я

    . Опр-л цели преподавания Е.:

    1. форм науч мировоззрение

    2. разв. Живой впечатлительности, патриотичности , любовь к

    природе.

    3. форм. Позноват интереса

    . наблюдение важн м\м . Дал рекомендации к Набл. .форме орг-ии. «Н

    д.б. полным, не огр доним признаком, не отрывочным, н-о

    руководить Н.»

    . разработал полную методику Н.

    . считал необ-м проведение опытов и экс-тов, беседа.

    Герд официально основоположник МПЕ.

    Билет №3

    Е. как учебн пр-т в шк.

    Зуев говорил «Нет почти ч\а , к\у познания вещей естественных не было бы

    нужно»

    Вахтеров «Что же касается нач. обр-я, то нет другого пр-а ,к-й мог бы более

    заинтересовать уч-ся , как Е.»

    Ушинский «Считаю эти пр-ты самыми удобными , чтобы приучить детск. Ум к

    логичности»

    Райков «Ч-К незнающий основ Е. подобен слепцу к-й не может разобраться в

    окружающем и бродитощупью»

    Е. приобр-т нов аспекты: социокультурные и экологические, но сохраняет

    истор аспект

    У уч-ся при ознакомлении с природой накапливаются зн. , перв понятия,

    представления о действующей природе, , форм. Практич, навыков, и У.

    Цель об-я – общее и специфич развитие Л. Шк-а.

    Принципы отбора сод-я

    1. Опр-я соц заказом общ-ва

    2. Уровнем развитияи соц значимости базовой науки.

    3. Фундаментальными иссл-ми МПЕ.

    ПР-ы интеграции

    Пед-и целесоб-е объ-е и трансформация сведений из разн. Наук(Зуев, Гер

    Пр-п научности Сод-е и стр-а нач Е. д\ы отвечать совр. Уровню разв-я наук

    оприроде. Даже самое мин-е сод-е учеб мат-а д\о соотв необходимым и

    достаточным, для того чтобы в ней нашли отражение целостное сод-е и стр-ры

    к\л теории. Это целостность в нач Е закл-я в Тео «разв-е природы идет

    отпростых форм к сложным=>отбирается такая группа естественноведческих

    понятий , законов, закономерностей,к\я составила бы основу восприятия

    данной теории.

    Сод-е д\о б направлено не только на форм-е зн., но ина коррекцию ,

    уточненение, уже имеющихся.

    Дидактич .пр-ы

    Теор основой его проявления служит разработанные дидактикой теория о

    целесообразн отн-ми сознания и Дея-ти о необходимости деят-го подхода в об-

    ии.

    Сод-ие Е. отбирается с учетом преимущества его усвояемости в ходепрактич

    Дея-ти : набл., распознание признаков, , эксп-тов, моделирования.(чтобы

    предоставить уч-ся получать зн. На практике, но и использования их на

    практике)

    Пр-п краеведения

    Пр-п экологич направленности.

    Основные положения экологич. Обр-я мл шк-в

    1. нео-о дать зн. , приводщие к пониманию нек-х фунд-х основ

    экологии

    2. прак меры по восстановлению нарушений в природе равновесия

    (собирать в лесу мусор)

    3. даем зн. О правилах поведения в природе

    пр-п генерализации зн.

    Реализация его требует решения проблемы преемственности м\у начальным и

    последуещем этапе об-я (закладываем основу наук, представление)

    Пр-п. Сод-ие нач обр-я д\о отвечать общественным целям восп-я и разв-я

    подраст поколения.

    Сод-ие и пр-ы отбора

    время можно выделить два основных направления.

    Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и

    окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу

    которого положено диалектическое единство системы «природа - человек -

    общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы

    рассматриваются различными науками, такими, как география, геология,

    биология, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов

    каждой науки созает условия для формирования у учащихся общих представлений

    о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для

    формирования знаний по первому направлению необходимо:

    - обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы;

    - сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и

    неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах,

    почве; живых организмах) и их свойствах;

    - сформировать первоначальные географические представления о карте и

    глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности;

    - дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе;

    - познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой

    базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности.

    В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения -

    изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе

    непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию

    наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из

    окружающей среды.

    Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным

    воспитанием учащихся. Охрана природы - стержень всего курса естествознания,

    вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета.

    Основное внимание должно быть направлено на создание условий для

    непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для

    понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:

    - получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и

    неживой природой;

    - знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые

    способствуют формированию навыков правильного поведения в природе.

    У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается

    чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы

    поведения в природе. Все это способствует формированию экологической

    культуры личности.

    Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных

    знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении

    курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания:

    - о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и

    связанных с этим изменениях в природе;

    - о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях;

    - о телах и веществах, их основных свойствах;

    - о явлениях природы;

    - о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от

    нее, о явлениях в живой природе;

    - о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми

    обитателями, особенностями его организма;

    - об экологических связях в природе и противоречиях между природой и

    обществом;

    - о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании,

    о его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств.

    При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий.

    В этой связи основные знания даются на уровне представлений и элементарных

    понятий. К таким понятиям относятся знания о телах и веществах, о свойствах

    и значении воды и воздуха, о минералах, горных породах и полезных

    ископаемых, о многообразии живой природы; представления о процессах и

    явлениях в природе. Эти первоначальные, пропедевтические понятия служат

    основой для формирования научных знаний в средней школе при

    дифференцированном изучении основ наук естественного цикла.

    На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются,

    насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которь!е, в свою

    очередь, превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания

    формируются по схеме «представления - понятия - знания». Такая

    последовательность обеспечивает преемственность знании и углубление их

    содержания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные

    ранее представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые

    представления и понятия. Последовательное и систематическое наполнение

    содержания позволяет закреплять иг совершенствовать знания учащихся.

    Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с

    предметами естественного блока. Меж-редметные связи обеспечивают

    взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий. Многие

    понятия, о воде, воздухе, горных породах^ почве, которые начинают

    формироваться в этом курсе, можно считать межпредметными. Знания о

    свойствах этих, веществ в дальнейшем используются при изучении биологии,

    географии, физики и химии. Таким образом, межпредметиые понятия

    обеспечивают преемственность знаний по всем естественно

    Билет№4

    Образовательная обл «Окружающий мир» и ее компоненты

    Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе

    глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в

    последние годы переживает значительное обновление. Это связано прежде всего

    с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости

    данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ

    современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.

    Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и

    обществоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного,

    целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.

    Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка.

    Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в

    интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя

    элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии

    и экологии.

    Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной

    школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие

    каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее

    приемлемый дам него вариант учебного курса. В зависимости от ирофиля школы,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.