Шпаргалка по методике естествознания
Шпаргалка по методике естествознания
билет 1
МПЕ- как учебн предмет , имеет цель донести до уч-ся из раздела наук
–естест-я , в общих чертах она имеет цель орп-ть осн. м\ы и способы
передачи нач. ЗН., раскрыть м\ы передачи этих ЗН.
Такие общ. м\ы выявляют осн связи м\у шк. предметом ЕС-я и наукой ЕС-я .
МПЕ р6ализует задачи к-е ставит п\д ней Пед-а дид-а. и опирается на
закономерности выяв-е П.
ПР-т исследования –образов-я обл.окр. мира.
Обьект-учебный процесс
Методологическая основа-диалектический материализми и философская теоория
познания. МПЕ должна основывваться на законах диалектики иследовательно
относиться к пр-у об-я и к Л-и ученика, как постоянно изм-ся и разв-ся.
Содержание-
1. Опр-е обр-х и восп-х значений Е. необ-о четко представлять
значение место данного предмета в щк. и связь его с др.
предметами и науками.
2. Из-е основ м\в преподавания Е.
3. Знакомоство с осн. принципами подбора учебн. мат-ла.
4. Опр-е наиболее целесообразной группировки учебного материала.
его межпредметной связи и последовательности из-я.
5. Знакомство с оссн формами орг-ии уч про-са.
6. Знакомство с мат-ой базой учебн пособия и оборудоваания
кабинета.
Межпредметные связи
философия-методология ,пед-ка-осн ф\ы и м\ы., психология, естесв-нааучн.
дисциплины, медицина.
Содержание и особенности курса окр.мир
Вбазисном плане на 1,2 кл. выделено 1 час в нед, 3,4- 2 часа.-нед.
Вед. цель курса-разв-ие личностных качеств мл. шк-а., что с одной стороны
признано ведущими методистами , а с др. стороны служит насущной need наш
вр.
В сод-е ЕС-я входит : ЕС-е и Обществоведение.
Задачи МПЕ
1. Исследует , опр-т цели об-я в соотв. с соц-м заказом общ-а, с
учетом сод-я перед-ой инф-ии и возрастных псих-х особенностей уч-
ся. Выдвинутые цели об-я опр-т его задачи , чтотакже явл.
Предметом иссл-я МПЕ.
2. МПЕ орп-т сод-е учебн. Процесса, сис. и стр-ру его изложения.
Источником его сод=я явл. Естеств. Науки.
3. Сод- е начального Ест-я явл. Важн ср-ом разв-я и восп-я
детей.(экологически культурным человеком( ответственно-
деятельностный) формируем коллектив.)
МПЕ как наука
1. Имеет особый объект исс-я –учебн воспит про-с , ознакомление мл
шк-в с природой.\
2. имеет свое место и связи с др науками.
3. имеет методологич основы
4. имеет м-ы иссл-я общепед. И специф.
5. им открытые спец- е закономерности
6. обл. сис понятий и терминов
7. им опр материальную базу
Методы иссл-я МПЕ.
1. Импирич: эксперемент, наблюдение, анкетирование, лаб и естеств.
Эксп-т., м\ы обработки данных
2. теоритич, сравнение, классификация, протиаопостановление,
систематизация, обобщение.
3. м\ы матем статистики, Шкалирование, опр-е ср-х велечин.,
региструрующие
Билет 2
История МПЕ
После того как Петр ! преобразил матер. Мир гос-а, Ломоносов преобразил
умственную жизнь России.
В 1782 г начало 4-х годичной реформы школы. Естествознание как учебный
предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу 1786 При
проведении реформы школьного образованшгтгра-вительством был опубликован
устав народных училищ. Открываемые училища были разделены на малые и
главные. Курс естественных предметов был включен только в программу главных
училищ и состоял из географии, физики и естественной истории. Естественная
история преподавалась в IV классе. В малых училищах, где обучение
продолжалось два года, ученики обучались только грамоте, счету и Закону
Божьему.
Первым и единственным русским методистом того време-ни,-автором первого
учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев,натуралист и
путешественник.Автор первого в мире учебника по Е.
Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из
двух частей и трех" 6тдёлов:Г«Йс-копаемое царство», «Прозябаемое царство» и
«Животное царство». Первая часть была посвящена описанию земель, камней,
солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы
начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел был посвящен
изучению жизни и строения растений, а третий отдел содержал зоологический
материал. Учебник Зуева был одновременно и первой программой по
естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Здесь
автор предлагал использовать предметную наглядность, а в случае
невозможности показа натурального объекта использовать рисунок. Большое
внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека
ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф.Зуева четверть века
служило единственным и основным учебником естествознания.
Его достижения
1. Это одновременно и первая программа и учебник и первое
методическое пособие для учителя.
2. настойчиво проводил идею связи науки с практикой(mostly учились
дети крестьян)
3. в основе ег методики лежал принцип краеведения( начинать с
предметов знакомым детям)
4. пр-п наглядности
5. м\д объяснительног чтения(читаем учебник, а потом обсуждаем)
6. при объяснении материала связь строения с функцией
По уставу в 1804 Е. преподается во 2-м классе(гос-о хотело лучше, но
война….)
1809 Терлиев «начальное основание ботанической Ф»(переплетено божественное
происхождение и ботаника)
Мартынов «Триботаника» (нап. Три классификации, (2000 видов растений,
сплошная сис-а)
1828 Е. отменено т.к. ничего не развивало
1852 восстановление , вызвано разв-ем наук о природе, в этот перод созд
теория Дарвина, открытия в обл. медецины, .
Врач Ястребцев доказывал дети 4-7 лет обл. конкретным мышлением и вынуждены
заниматься абстракт науками, а надо из-ть природу
1852 во 2-м Кл. вводиться Е. , здесь также повлияли взгляды Ушинского. ОН
ставит науку о природе на первое место.
Его достижения
1. Наглядность
2. дает рекомендации к наблюдению: «надо смотреть на пр-т замечая
особенности, видеть пр-т со всех сторон и видеть во всех отн=х в
к-е он поставлен»
3. бол роль сравнения
4. исп-ть пр-ы краеведения
5. уделять вн-е раб с текстом
Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я Герд.[Он
считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание,
сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным
состоянием науки.) B_1877r. он опубликовал \план построения школьного курса
естествознания., По этому плану во II и III классах предлагалось изучать
неорганичсский мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных
пород, почвы, минералов, происхождение различных горных иород, вулканы и
землетрясения, использование руд и извлечение из ник металлов. Таким
образом, в начальной школе с трехлетним образованием предполагалось ввести
естествознание в виде связанной серии предметных уроков в течение двух лет.
Герд считал, что отдельным естественным наукам в начальной школе нет
места, \необходим комплексный подход к изучению природы, в виде
одного~неразделенного предмета об окружающем мире./Таким образом, признавав
предметное преподавание в средней школе, для начальной школы Герд считал
предпочтительным естеетвениоисторичеекий подход. Его книга «Земля, воздух,
вода» и методическое рукояодатво к ней «ПРедметные уроки» на протяжении
многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса
неживой природы. В своих методических сочинениях Герд высказал ряд идей.
1. Активная самодеятельность ребенка на практических занятиях и экскурсиях.
2. Связь школы с живо» природой.
5. Исследовательский подход к изучению природы.
4. Комплексный подход к изучению природы в начальных классах.
5. Формирование эволюционного мировоззрения учащихся.
Многие идеи Герда получили широкое применение в школьной практике много лет
спустя, лишь в наше время.
Герд считал
. необходимым введение Е. со 2кл, что в 1-м , д\ы науч писать ,
читать.
. Пр-т д-н б. интегрированным(впервые ввел это понятие)
. Орп-л стр-у Е.(нежив природа>растения>жив прирлда)
. Необходимым из-ть сначала пр-ты, тела , а потом явл-я
. Опр-л цели преподавания Е.:
1. форм науч мировоззрение
2. разв. Живой впечатлительности, патриотичности , любовь к
природе.
3. форм. Позноват интереса
. наблюдение важн м\м . Дал рекомендации к Набл. .форме орг-ии. «Н
д.б. полным, не огр доним признаком, не отрывочным, н-о
руководить Н.»
. разработал полную методику Н.
. считал необ-м проведение опытов и экс-тов, беседа.
Герд официально основоположник МПЕ.
Билет №3
Е. как учебн пр-т в шк.
Зуев говорил «Нет почти ч\а , к\у познания вещей естественных не было бы
нужно»
Вахтеров «Что же касается нач. обр-я, то нет другого пр-а ,к-й мог бы более
заинтересовать уч-ся , как Е.»
Ушинский «Считаю эти пр-ты самыми удобными , чтобы приучить детск. Ум к
логичности»
Райков «Ч-К незнающий основ Е. подобен слепцу к-й не может разобраться в
окружающем и бродитощупью»
Е. приобр-т нов аспекты: социокультурные и экологические, но сохраняет
истор аспект
У уч-ся при ознакомлении с природой накапливаются зн. , перв понятия,
представления о действующей природе, , форм. Практич, навыков, и У.
Цель об-я – общее и специфич развитие Л. Шк-а.
Принципы отбора сод-я
1. Опр-я соц заказом общ-ва
2. Уровнем развитияи соц значимости базовой науки.
3. Фундаментальными иссл-ми МПЕ.
ПР-ы интеграции
Пед-и целесоб-е объ-е и трансформация сведений из разн. Наук(Зуев, Гер
Пр-п научности Сод-е и стр-а нач Е. д\ы отвечать совр. Уровню разв-я наук
оприроде. Даже самое мин-е сод-е учеб мат-а д\о соотв необходимым и
достаточным, для того чтобы в ней нашли отражение целостное сод-е и стр-ры
к\л теории. Это целостность в нач Е закл-я в Тео «разв-е природы идет
отпростых форм к сложным=>отбирается такая группа естественноведческих
понятий , законов, закономерностей,к\я составила бы основу восприятия
данной теории.
Сод-е д\о б направлено не только на форм-е зн., но ина коррекцию ,
уточненение, уже имеющихся.
Дидактич .пр-ы
Теор основой его проявления служит разработанные дидактикой теория о
целесообразн отн-ми сознания и Дея-ти о необходимости деят-го подхода в об-
ии.
Сод-ие Е. отбирается с учетом преимущества его усвояемости в ходепрактич
Дея-ти : набл., распознание признаков, , эксп-тов, моделирования.(чтобы
предоставить уч-ся получать зн. На практике, но и использования их на
практике)
Пр-п краеведения
Пр-п экологич направленности.
Основные положения экологич. Обр-я мл шк-в
1. нео-о дать зн. , приводщие к пониманию нек-х фунд-х основ
экологии
2. прак меры по восстановлению нарушений в природе равновесия
(собирать в лесу мусор)
3. даем зн. О правилах поведения в природе
пр-п генерализации зн.
Реализация его требует решения проблемы преемственности м\у начальным и
последуещем этапе об-я (закладываем основу наук, представление)
Пр-п. Сод-ие нач обр-я д\о отвечать общественным целям восп-я и разв-я
подраст поколения.
Сод-ие и пр-ы отбора
время можно выделить два основных направления.
Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и
окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу
которого положено диалектическое единство системы «природа - человек -
общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы
рассматриваются различными науками, такими, как география, геология,
биология, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов
каждой науки созает условия для формирования у учащихся общих представлений
о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для
формирования знаний по первому направлению необходимо:
- обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы;
- сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и
неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах,
почве; живых организмах) и их свойствах;
- сформировать первоначальные географические представления о карте и
глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности;
- дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе;
- познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой
базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности.
В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения -
изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе
непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию
наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из
окружающей среды.
Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным
воспитанием учащихся. Охрана природы - стержень всего курса естествознания,
вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета.
Основное внимание должно быть направлено на создание условий для
непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для
понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:
- получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и
неживой природой;
- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые
способствуют формированию навыков правильного поведения в природе.
У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается
чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы
поведения в природе. Все это способствует формированию экологической
культуры личности.
Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных
знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении
курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания:
- о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и
связанных с этим изменениях в природе;
- о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях;
- о телах и веществах, их основных свойствах;
- о явлениях природы;
- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от
нее, о явлениях в живой природе;
- о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми
обитателями, особенностями его организма;
- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и
обществом;
- о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании,
о его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств.
При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий.
В этой связи основные знания даются на уровне представлений и элементарных
понятий. К таким понятиям относятся знания о телах и веществах, о свойствах
и значении воды и воздуха, о минералах, горных породах и полезных
ископаемых, о многообразии живой природы; представления о процессах и
явлениях в природе. Эти первоначальные, пропедевтические понятия служат
основой для формирования научных знаний в средней школе при
дифференцированном изучении основ наук естественного цикла.
На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются,
насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которь!е, в свою
очередь, превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания
формируются по схеме «представления - понятия - знания». Такая
последовательность обеспечивает преемственность знании и углубление их
содержания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные
ранее представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые
представления и понятия. Последовательное и систематическое наполнение
содержания позволяет закреплять иг совершенствовать знания учащихся.
Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с
предметами естественного блока. Меж-редметные связи обеспечивают
взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий. Многие
понятия, о воде, воздухе, горных породах^ почве, которые начинают
формироваться в этом курсе, можно считать межпредметными. Знания о
свойствах этих, веществ в дальнейшем используются при изучении биологии,
географии, физики и химии. Таким образом, межпредметиые понятия
обеспечивают преемственность знаний по всем естественно
Билет№4
Образовательная обл «Окружающий мир» и ее компоненты
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе
глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в
последние годы переживает значительное обновление. Это связано прежде всего
с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости
данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ
современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.
Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и
обществоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного,
целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.
Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка.
Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в
интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя
элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии
и экологии.
Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной
школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие
каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее
приемлемый дам него вариант учебного курса. В зависимости от ирофиля школы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|