МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по методике естествознания

    последовательно обращения к ним и под руководством учителя обсуждают их

    сущность. Затем учитель объясняет, как надо ориентироваться в учебнике;

    анализирует в беседе содержание (оглавление). Прочитав его, дети

    убеждаются, что по оглавлению можно узнать, что они будут изучать в течение

    года. По указанным в оглавлении страницам учащиеся находят названные в нем

    темы и подтемы. Если в учебнике применены сигналы-символы, в беседе

    разбирается и проверяется их сущность путем сопоставления изображения

    сигнала и деятельности, которая заложена в соответствующем структурном

    компоненте книги.

    Нередко в учебнике помещается текст «Введение». Он может быть проработан на

    уроке с использованием данного к нему аппарата организации усвоения.

    В качестве домашнего задания может быть предложено провести наблюдения по

    теме следующего урока.

    Смешанный, или комбинированный, урок. Данный тип урока отличается тем, что

    на нем почти всегда имеют место все названные структурные компоненты урока.

    Он проводится разнообразными методами и приемами. Внутри урока может

    применяться разнообразная организация деятельностй учащихся. Проведем

    характеристику каждого структурного компонента этого типа урока.

    Урок обычно начинается с организационного момента, имеющего своей целью

    установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание учащихся на

    предстоящую работу. На эту часть урока отводится минимальное врёмя не более

    одной минуты.

    Повторение и проверка изученного' на предыдущем, а также повторение ранее

    изученного занимает 8—10 мин урока, но в исключительных случаях

    продолжительность этого этапа может продолжаться 15 мин. Не следует

    отводить больше времени на этот вид работы. В связи с тем, что методика

    повторения, его функциональная значимость более или менее одинакова для

    всех типов уроков, этот материал выносится в самостоятельный параграф. На

    изучение нового материала отводится 25 минут. Достичь этого можно

    применением разнообразных методов и приемов. Начинается этот этап урока с

    вводной беседы, которая позволяет ребенку оживить имеющиеся у него знания

    по данной теме и тем самым связать новые знания с уже имеющимися. Здесь же

    воспроизводится содержание проведенных во внеурочное время наблюдений.

    Таким образом, учитель получает обратную информацию о том, что знают дети,

    какова предварительная степень понимания предстоящего для изучения

    материала, не нуждаются ли знания детей в коррекции. От такой беседы

    зависит дальнейший ход изучёния нового материала. Если новый материал тесно

    связан с предыдущим, если во внеурочное время выполнен достаточно большой

    объем наблюдений и последние довольно богаты, формирование новых знаний

    может быть ограничено беседой. Но, как правило, одного этого метода на

    уроке не достаточно, поэтому приведем возможные варианты методики изучения

    новых знаний.

    Часть новой информации учитель может передать классу, применяя метод

    рассказа учитывая требования к нему, его положительные и отрицательные

    стороны. Какие-то знания дети могут получить, прочитав текст или часть

    текста учебника. При этом надо учитывать особенности содержания учебников

    естествознания и задачи обучения естествознанию в начальной школе. Прежде

    всего, в большинстве вариативных учебников тексты научно-популярные, а не

    художественные. Начальное естествознание, ставит своей ведущей задачёй

    развитие техники чтения. Оно должно дать определенные знания о природе. Это

    накладывает отпечаток и на методику работы с текстом на уроке

    естествознания. Перед чтением текста или его части и на уроках чтения, и на

    уроках естествознания перед детьми надо поставить определенные задачи. На

    уроке чтения они имеют примерно следующую формулировку: «научиться хорошо

    читать текст», «научиться читать выразительно» и т. п. Такого типа задания

    не свойственны урокам естествознания. Исходя из задач этого учебного

    предмета, перед чтением текста даются главным образом познавательные

    задачи. Поэтому здесь они имеют иные формулировки.. Например: «Прочитайте

    такую-то часть текста и ответте на вопрос, как надо охранятьптиц осенью»,

    Выясните из такого-то текста учебника, как человек приспосабливается к

    природе зоны тундр» и т.д.

    На этапе изучения нового материала могут быть выступления учащихся с

    короткими сообщениями (их может быть одно,— два) по теме урока. Как

    правило, сообщения готовят заранее. С одной стороны они должны

    соответствовать теме урока, с другой — их содержание может быть несколько

    шире информации, данной в учебнике. В противном случае сообщения теряют для

    классу новизну, и к ним пропадает интересу Не следует навязывать детям темы

    сообщений Можно предложить классу несколько тем, затём в индивидуальной

    работе с ребенком формулировку темы можно уточнить с учетом пожеланий,

    самого ученика. Итак, тема сообщения сформулирована. Теперь учитель может

    дать ученику некоторые советы: назвать какие-то книги, но не как

    обязательные, а лишь как возможные с тем, чтобы ученик и сам подобрал какие-

    либо источники информации; обсудить с ребенком, какие личные наблюдения

    могут быть включены в сообщение, как можно его проиллюстрировать; надо

    посоветовать, чтобы в сообщении были высказаны личные оценочные суждения,

    личное отношение к предмету, явлению о котором речь идет в сообщении;

    предложить ребенку, при необходимости, обращаться за консультацией; полезно

    также заранее, прослушать, что и как будет рассказывать ученик на уроке.

    Часть новых знаний ребенок может получить в ходе самостоятельной работы с

    различными наглядными пособиями, когда они обеспечивают деятельность

    наглядных методов. В этом случае наглядное пособие становится источником

    знаний. Но чтобы оно выполнило эту функцию, учитель дает классу инструктаж

    в виде вопросов и заданий которые направляют деятельность ребенка на

    изучение данного наглядного пособия.

    |При изучении нового материала могут быть проведены практические и

    лабораторные работы. Для их проведения применяют главным образом

    практические методы: определение и распознавание признаков, наблюдение,

    эксперимент, моделирование. Структура и методика проведения практических и

    лабораторных работ та же, что и на предметном уроке. Поэтому здесь на этом

    не останавливаемся. При изучении нового материала могут применяться игры,

    использоваться произведения устного народного творчества, отрывки из

    художественной литературы. Содержание литературного произведения или его

    отрывка должно соответствовать содержанию урока, его эмоциональному

    настрою. Его не следует воспринимать как вставку в общую канву урока, что

    зачастую и имеет место в практике. Художественное произведение может

    положить начало изучению какого-то учебного материала. Его можно

    использовать как обобщение, можно усилить эмоциональные переживания от

    наблюдаемого самим ребенком и т. п. Например, при обсуждении наблюдений за

    осенними изменениями в жизни растений, дети отметят, что листья у

    лиственных растений изменяют окраску. Они становятся желтыми, красными,

    бурыми. Это делает осенний лес красивым. Теперь учитель может сказать

    детям, что поэт И. Бунин тоже видел осенний лес. Возможно, что это был тот

    самый лес, который видели мы. А теперь послушайте, как поэт сказал о том,

    что наблюдал. Учитель читает хорошо известное стихотворение И. Бунина «Лес

    — точно терем расписной...». Вполне достаточно первого четверостишия. Дети

    сравнивают одинаковое виденье леса и разное выражение восхищения лесом.

    Этим стимулирует повторные наблюдения детей: кто-то непременно захочет

    увидеть краски леса, но теперь уже не желтые, красные,, багряные; не просто

    красивый лес, а «терем расписной». Такое сопоставление обогащает речь

    ребенка эпитетами, способствует более глубокому пониманию художественного

    произведения. Тем самым учитель невольно решает межпредметные связи. С

    помощью литературных произведений можно создавать проблемные ситуации.

    Например, при изучении растений и животных разных ландшафтов трудно

    избежать перечислений этих объектов. Однако одни лишь перечисления делают

    изучение нового материала скучным и назидательным. Учитель здесь может

    применить такой прием: следующие растение (животное) вы назовете сами, если

    отгадаете загадку.

    Изучение нового материала завершается его закреплением. Функционально этот

    этап урока является очень важным. Само название его уже определяет одну из

    его важнейших функций — закрепление. Кроме того, закрепление

    систематизирует изученное на ураке и подводит к обобщению. На закрепление

    отводится 3— 5..мин урока. Формы и методы закрепления те же, что и при

    изучении нового материала, Однако они применяются в значительно меньшем

    объеме.

    Закрепление заканчивается обобщением изученного и выводом по уроку. Это

    очень важная часть урока, поскольку она позволяет систематизировать знания,

    выделить общие положения, которые чаще всего и составляют основу фонда

    знаний ученика. Закрепление совершенствует важнейший навык учебного труда –

    умение выделять главное, существенное, общее из большого количества

    информации.

    Домашнее задание можно давать не на каждом уроке, но на смешанных уроках

    оно, как правило, необходимо.

    Приведем пример методики проведения смешанного урока в четвертом классе.

    Тема урока — «Разнообразие форм поверхности». К уроку желательно

    подготовить иллюстративный материал о различных формах поверхности: равнины

    плоской и холмистой, холма, оврага, гор низких и высоких. Повторение

    проводится методом беседы, основу которой могут составить вопросы,

    использованные при закреплении знаний на предыдущем уроке.

    Изучение нового материала можно начать с вводной беседы, в которой

    используются предварительные, опережающие наблюдения детей. Полагаем, что

    ответы школьников будут весьма приблизительными, неточными. Поэтому дальше

    работу можно вести следующим образом. Учитель сначала демонстрирует

    иллюстрации плоской равнины. Классу предлагается рассмотреть и дать

    характеристику изображенной поверхности, которую можно назвать ровной. На

    основании этого высказывания вводится понятие «равнина». Затем дети на

    иллюстративном материале сравнивают плоскую и холмистую равнины, находят в

    них сходство и различие, дают сравнительную характеристику обоих видов

    равнин, обосновывают их названия. Характерной особенностью холмистых равнин

    являются холмы. Как бы противоположной холмам формой поверхности служат

    овраги. Учащиеся уже знакомились с оврагами, поэтому сейчас надо предложить

    им самим рассказать, какова эта форма поверхности; решить, на каких

    равнинах могут быть овраги; сделать соответствующую запись в задании 37

    рабочей тетради.

    В разных местах равнины выглядят по-разному. Как же именно? Об этом

    учащиеся могут узнать либо из текста учебника, либо из рассказа учителя.

    Содержание текста или рассказа желательно иллюстрировать. Затем учитель

    знакомит класс с изображениями равнин на карте. Учащиеся находят на карте

    России равнины. При этом не надо требовать обязательно запоминать их

    названия.

    Аналогично с помощью иллюстративного материала дети знакомятся с низкими и

    высокими горами, с их особенностями; узнают, что в горах есть долины и

    ущелья, находят в них сходство и различие. Учитель помогает выделить у горы

    подошву, вершину, склоны.

    Теперь классу может быть дано задание — сделать в тетрадях рисунки

    изученных форм поверхности.

    Горы очень разнообразны. О том, как именно выглядят горы, учащиеся могут

    узнать из текста учебника или рассказа учителя. Как и при изучении равнин,

    желательно показать иллюстрации разных гор, не ограничиваясь рисунками

    учебника, и сделать рисунки в тетради. Затем учитель знакомит учащихся с

    изображениями низких и высоких гор на карте. Дети находят эти формы

    поверхности на карте России, определяют по условным знакам (по

    интенсивности окраски), какие горы высокие, а какие — низкие.

    Для закрепления учебного материала классу можно предложить определить формы

    поверхности по их описаниям. Например, может быть предложено такое описание

    плоской равнины: «Ровная, как стол, поверхность раскинулась на огромных

    просторах. Едешь ли по ней, летишь ли над ней, ничто не нарушает

    однообразия».

    В заключение делается вывод по уроку. Он может быть следующим. «Равнины и

    горы — это формы земной поверхности. В зависимости от того, какие формы

    поверхности преобладают на местности, поверхность бывает равнинной или

    гористой. На равнинах бывают холмы и овраги, а в горах — долины и ущелья».

    Домашнее задание. Знать, какие бывают формы поверхности, как выглядит

    каждая из них, как изображаются на карте разные формы поверхности. Уметь

    находить и показывать их на карте. Это задание может быть дополнено

    выполнением заданий в рабочей тетради.

    Обобщающий урок обычно строится на материале отдельной темы или учебного

    предмета. Наиболее распространенная ошибка в проведении такого урока —

    сведение всей работы последовательному повторению фактического материала

    темы без каких-либо обобщений,

    Важнейшей задачей обобщающих уроков является раскрытие сущности

    природоведческих понятий, установление взаимосвязей между объектами и

    явлениями природы, а на их основе — первоначальное знакомство с некоторыми

    закономерностями. На обобщающих уроках исключительная роль принадлежит

    методу беседы которая должна чередоваться с работой по наглядным пособиям с

    использованием учебника, рабочих тетрадей и других пособий.

    Особенностью обобщающих уроков определяется их структура. Для примера

    приведем схему такого урока.

    1. Организация класса на работу, сообщение темы и цели урока.

    2. Беседа по материалу изученного раздела. Исходя из общих задач обобщающих

    уроков, в беседу должны быть включены разнообразные вопросы. Первая группа

    вопросов направлена на воспроизведение определенного фактического

    материала. Это вопросы со словами «кто?», «что?», «какой?», «что собой

    представляет?» и т. п. Совсем необязательно воспроизводить весь фактический

    материал темы. Важно отобрать то, что является существенным при

    формулировке выводов по разделу.

    Вторая группа вопросов должна помочь детям выявить существенные признаки и

    свойства предметов и явлений, установить и осознать некоторые объективные

    взаимосвязи между ними. Формулировка таких вопросов строится на применении

    логических приемов.

    Третья группа вопросов позволяет выделить общие черты изученных объектов и

    сформулировать понятия. Это вопросы со словосочетаниями «что в них общее?»,

    «что их объединяет?», «как их можно назвать одним словом, одним

    словосочетанием?». Выделению общих признаков способствует применение

    классификации.

    3. Беседа завершается общим выводом, в котором из уже сделанных

    первоначальных обобщений отражаются их общие черты, особенности.

    В конце урока учитель делает заключение, отмечая, какой материал, и в какой

    мере усвоен всеми учащимися класса, отдельными учащимися.

    Вопрос о домашнем задании решается в зависимости от качества усвоения

    материала раздела и сделанного учителем заключения. Если учебный материал

    усвоен достаточно качественно всеми учащимися класса, домашнего задания по

    пройденной теме может и не быть. Задание могут получить отдельные учащиеся

    и по отдельным вопросам раздела.

    Приведем пример методики проведения обобщающего урока в третьем классе.

    Тема урока — «Лето и осень в природе» (обобщающий по теме). Урок желательно

    провести в период фактического окончания осени в природе, что определяется

    примерно по следующим признакам: переход среднесуточной температуры ниже 0°

    С, установление постоянного снегового покрова, ледостав на водоемах.

    Основным методом работы на уроке является беседа, в основу которой могут

    быть положены следующие вопросы и задания.

    Просмотрите записи наблюдений погоды. Отметьте дату, когда снег выпал и

    больше не растаял. Так можно определить примерное время окончания осени.

    Была ли погода осенью разнообразной? Какой именно? С чем связаны изменения

    погоды осенью? Какие еще изменения происходили осенью в неживой природе?

    Сопоставьте температуру воздуха и вид осадков в дни, когда выпадал снег, и

    в дни, когда выпадал дождь. Установите связь между температурой воздуха и

    видом осадков.

    Как изменялась высота Солнца в течение осени? Есть ли связь между

    температурой воздуха и высотой Солнца? Докажите свое мнение. Как изменялась

    продолжительность дня в течение осени? Связано ли это с Солнцем? Может ли

    повлиять изменение высоты Солнца на другие изменения в природе? Как именно?

    Какие изменения произошли осенью в жизни растений? Какой месяц можно

    назвать «золотой осенью»? Какой месяц самый листопадный? Сопоставьте

    изменения в жизни растений с изменениями в неживой природе. Установите

    связь этих изменений.

    Как осенью изменилась жизнь диких и домашних животных? Как эти изменения

    связаны с другими изменениями в природе?

    Что вы узнали об отношении людей к природе? Какие выводы вы сделали из

    этого? Почему природу осенью надо охранять? Как охраняют природу в

    местности, где вы живете? Какие растения и животные вашей местности особо

    охраняются? Если в вашей местности есть заповедник, расскажите о его

    деятельности и роли в охране природы.

    Какова специфика осеннего труда людей? Докажите примерами, что труд людей

    зависит от погоды, изменений в жизни растений и животных. Каково ваше

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.