МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по методике естествознания

    предметов. Домашние задания, построенные на материале урока, должны

    приучать учащихся не только к правильному и последовательному изложению

    учебного материала, но и к умению оперировать полученными знаниями.

    На первых этапах обучения дают задания по тексту учебника, приучающие

    учащихся работать с ним. Это пересказ статей учебника, систематизация

    изучаемого материала.

    Домашняя работа значительно в большей мере, чем урок, может быть

    индивидуализирована.

    Индивидуализация домашних заданий требует учета уровня подготовки учащихся,

    уровня их развития, интереса к предмету. В классе всегда есть ученики,

    которые имеют пробелы в знаниях. Для них нужны индивидуальные задания по

    повторению ключевых вопросов курса. С другой стороны, в классе имеются

    ученики, проявляющие повышенный интерес к предмету. Им также нужны

    индивидуальные задания, рассчитанные на расширение кругозора и углубление

    знаний.

    Домашнее задание - весьма ответственная часть урока, поэтому необходимо

    выделять специальное время, достаточное для того, чтобы дать его в

    развернутом виде. Учитель должен добиться того, чтобы объяснения домашнего

    задания стало важным моментом урока. От того, насколько учащиеся усвоят

    задание, зависит успех его выполнения. Каждый учащийся должен знать не

    только то, что нужно сдеать, но и как это сделать, в каком виде. Учащиеся

    записывают домашнее задание в свои тетради.

    В настоящее время ко многим учебникам природоведения и естествознания

    созданы рабочие тетради, которые заполняются как на уроке в процессе

    объяснения, так и дома при выполнении домашнего задания. Рабочие тетради

    позволяют систематизировать учебный материал, целенаправленно организуют

    детей на выполнение домашних заданий. Они могут включать также внеурочные

    задания, для выполнения которых требуется длительное время.

    Одно из важнейших условий успеха домашней учебной работы - научить учащихся

    работать самостоятельно. Для этого необходимо нацеливать школьников не на

    заучивание учебного материала, а на установление связей между сведениями,

    которые дает преподаватель на уроке, и сведениями, которые учащиеся

    добывают самостоятельно при чтении учебника.

    Kpotae работы с учебником, в качестве домашних заданий можно рекомендовать

    выполнение рисунков, оформление схем, раскрашивание. Например, при изучении

    темы «План и карта» можно предложить учащимся нарисовать план своей

    комнаты. Кроме того, дома учащиеся могут составить аппликацию из сухих

    листьев, плодов, семян.

    Большое значение при выполнении домашних заданий имеют «Дневники

    наблюдений», которые позволяют организовывать систематическую

    самостоятельную работу учащихся по наблюдениям за окружающей природой и

    трудовой деятельностью людей. В качестве домашних заданий можно

    предположить также опыты и практические работы. Однако при характере

    задания следует учесть, что опыты должны быть посильны для выполнения,

    абсолютно безопасны и легковыполнимы в домашних условиях.

    Много внимания учителю начальных классов приходится уделять работе учащихся

    дома с учебником. Задача учителя - так организовать эту работу, чтобы

    задания из учебника содействовали активизации мыслительной деятельности

    учащихся. Важным шагом на пути к этому является приучение детей к

    внеклассному чтению специальной литературы. При ознакомлении с растениями и

    животными, при наблюдениях в природе учащиеся должны приучиться

    руководствоваться книгой. Потребность узнать больше о неизведанных тайнах

    природы опять ведет к книге. Задача учителя - приучить школьника к

    самостоятельному чтению научно-популярной литературы. Это позволит им

    узнать много нового и интересного о различных явлениях, происходящих в

    окружающий природе.

    Правильно организованная домашняя учебная работа значительно облегчает

    проведение учебных занятий на уроке.

    Билет 20

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

    В процессе изучения курса природоведения учитель систематически повторяет с

    учащимися пройденное. Это дает ему возможность создать прочную базу для

    изучения нового материала, проследить за ходом формирования основных

    природоведческих представлений и понятий, зактрепить усвоенное и установить

    новые связи между явлениями. В процессе повторения изучаемые объекты и

    явления рассматриваются в новых связях, что способствует более глубокому их

    осмыслению, дальнейшей систематизации и обобщению знаний.

    Систематическое повторение должно включать и новые задания, упражнения,

    вопросы, тесно связанные с использованием различных наглядных пособий.

    Однако при этом следует обращать внимание на выявление основных свойств

    изучаемого объекта, его связей с другими известными детям объектами.

    Поэтому обычно используют только те наглядные пособия, которые позволяют

    провести эту работу. При работе с диафильмом показывают отдельные кадры или

    фрагменты, которые способствуют повторению наиболее важных вопросов.

    Повторение текущего материала обычно организуют на каждом уроке в процессе

    проверке домашего задания, при опросе.

    На уроках обобщения повторение проводится целенаправленно для углубления и

    систематизации изученного материала. Поэтому для организации такого урока

    необходимо заранее сообщить учащимся вопросы, которые будут разобраны на

    уроке, и дать задания по повторению учебного материала.

    При повторении следует использовать непосредственные наблюдения учащихся,

    результаты, которые они получили при проведении опытов, сведения из

    прочитанной ими дополнительной литературы по данной теме.

    Задача учителя - закрепить на уроке не только знания, приобретенные ранее,

    но повторить новый, только что изученный материал. Закрепление не

    ограничивается пересказом увиденного или услышанного на уроке, а может

    сопровождаться зарисовкой схем, пояснением опытов, демонстрируемых в

    классе.

    Повторение может быть организовано и в виде практической работы. Обычно ее

    следует предусмотреть в конце изучения темы или раздела. В этом случае

    учащиеся не только повторяют теоретический материал, но и закрепляют

    сформированные практические умения и навыки. Так, например, после изучения

    темы «Горные породы. Полезные ископаемые» можно провести обобщающую

    практическую работу, в процессе которой учащиеся не только вспомнят виды

    горных пород, но закрепят умение их различать и описывать, вспомнят о

    применении различных горных пород в народном хозяйстве.

    Проведение заключительных обобщающих уроков способствует усвоению знаний по

    природоведению.

    2. ПРОВЕРКА И УЧЕТ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Повторение необходимо сочетать с проверкой знаний учащихся. Готовясь к

    уроку, учитель должен хорошо продумать цель, содержание, место и форму

    учета знаний учеников. Ошибки и пробелы в знаниях. Замеченные учителем во

    время проверки знаний учащихся, могут быть ликвидированы путем

    индивидуальных заданий. Для определения степени усвоения ученого материала

    необходимо проверять знания детей не только по заданию предыдущего урока,

    но и по материалу всей темы. Вопросы, поставленные учителем, должны

    вскрывать причинные связи и взаимозависимость природных явлений, свойств и

    функций предметов.

    Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно

    видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих

    представлений и понятий у всего класса, а учащимся осознавать, как каждый

    из них продвигается вперед в процессе усвоения учебного материала.

    Существуют различные формы проверки знаний учащихся.

    Устную проверку можно проводить в форме фронтального и индвидуального

    опроса. При фронтальном опросе учитель задает вопросы всем учащимся, что

    способствует непосредственному контакту учителя с классом. Вопросы в этом

    случае предполагают короткие однозначные ответы. Учащиеся внимательно

    следят за ответом, поправляя и дополняя отвечающего. Устная фронтальная

    проверка не позволяет установить всю глубину знаний учащихся, но зато в

    течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил

    основные преставления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети

    обобщать систематизировать знания, устанавливать про-стейщие связи. Оценки

    выставляют после беседы. Причем обычно их получают учащиеся, ответившие на

    наибольшее количество вопросов.

    Индивидуальный опрос позволяет выявить всю глубину знаний, определить

    степень сформированности природоведческих представлений и понятий, умение

    формулировать и высказывать свои мысли у конкретного ученика. В этом случае

    задают более ёмкие, требующие длительного изложения вопросы. По ходу ответа

    учитель может задавать и дополнительные вопросы, которые помогают выявить

    глубину понимания и знания учащимися содержания основных. Вспомогательные

    вопросы дают возможность направить ответ учащегося в нужное направление.

    Однако учитель не должен прерывать учащегося и торопить его. Поэтому перед

    началом ответа можно дать 2-3 мин, чтобы ученик сосредоточился и

    подготовился мысленно.

    Необходимо приучать весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать

    руки во время ответа товарища*.

    Очень важно при индивидуальном опросе установить связи нового материала с

    изученным ранее, определить умеет ли ученик связать материал со своими

    наблюдениями. При индивидуальном ответе развивается устная речь учащихся,

    они учатся правильно излагать свои мысли, связно говорить. Это особенно

    важно в начальной школе, поэтому на уроках природоведения следует уделить

    достаточное внимание индивидуальной форме опроса.

    Характер вопросов при индивидуальной и фронтальной проверке существенно

    отличаются. Например, для фронтальной проверки подходят вопросы: Что такое

    план! Чем план отличается от рисунка! Что такое маршрут! Чем пользуются для

    обозначения на плане и карте различных объектов! Все эти вопросы требуют

    быстрого ответа в одно предложение.

    В отличие от этого для индивидуального опроса необходимы более глубокие

    вопросы. Например, Расскажите по плану местности, какие объекты на ней

    находятся!

    Во время опроса учитель может использовать и схематические зарисовки.

    Рисунок сопровождается пояснением учащихся. Кроме того, при~опросе ученик

    должен уметь показывать предметы на таблицах, рисунках, т.е. его ответ

    может сопровождаться демонстрацией, в том числе, что особенно важно, и

    демонстрацией по географической карте. Ученик должен уметь найти заданный

    географический обект, например Уральские горы, Черное море и т.д. Он должен

    уметь ориентироваться по карте, что тоже необходимо оценивать на уроке.

    Письменную проверку знаний в начальной школе проводят в редких случаях.

    Продолжительность таких работ не должна превышать 5-10 мин. Не следует

    предлагать учащимся писать больше тексты. В этом возрасте они пишут

    медленно, недостаточно грамотно и не владеют в полной мере навыком

    посьменного изложения материала. Можно предложить учащимся сделать подписи,

    проверить их записи в тетрадях или дневниках наблюдений, дать тестовые

    задания, где нужно вписать различные определения в соответствующие понятия.

    Письменную проверку знаний можно проводить и записывая краткие ответы на

    поставленные вопросы.

    Проверку знаний по контурной карте можно проводить разными способами.

    Например, учитель в качестве контрольного задания предлагает на уроке найти

    нужный объект на контурной карте и подписать его. В качестве

    вспомогательного средства учащиеся могут воспользоваться физической картой.

    Количество нанесенных названий не должно превышать 10-12. Задание

    усложняется, если учитель предлагает это сделать по памяти. Названия,

    которые ученики должны нанести на контурную карту лучше заранее написать на

    доске или раздать на листочках учащимся.

    Весьма важны вопросы, с помощью которых можно выявить и оценить умение

    учащихся применять свои знания на практике. На уроках природоведения

    имеются большие возможности для организации такого опроса по результатам

    наблюдений за сезонными изменениями в природе. «Дневник наблюдений»

    позволяет проводить такую работу, делая упор на применении приобретенных

    практических умений и навыков. Однако не следует вести записи в таком

    дневнике постоянно. Учащиеся устают от однообразной работы, наблюдения

    теряют смысл, тем более если проверку дневников проводить раз в четверть

    или месяц. Лучше предложить целенаправленно пронаблюдать за изменениями в

    природе в течение одной недели в каждом времени года или в каждой четверти

    и провести обобщащую беседу и проверку на уроке. В этом случае работа не

    утомляет учеников и проводится с большим интересом.

    Важно провести проверку умения работать с простейшими приборами (компасом,

    термометром, флюгером и т.д.). Проверку таких умений можно проводить не

    только в классе при выполнении практических заданий, но и во время домашней

    учебной работы, при проведении экскурсий, практических работ на открытой

    местности, во время внеклассной работы.

    Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды

    проверки, отдавая предпочтение тому или иному из них, исходя из цели

    конкретного урока, его содержания и используемых методов работы.

    При оценке знаний учащихся за четверть или за год учитель учитывает

    результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках

    природоведения, оценки за устный опрос, общий уровень теоретических знаний

    и умения применять их на практике

    Билет 21

    1. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

    Внеклассные занятия по естествознанию выступают в качестве дополнительной

    формой учебно-воспитательной работы с детьми. Работа это преследует те же

    цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков

    внеклассная работа по естествознанию не имеет обязательной программы, а

    строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы.

    Внеклассные занятия открывают широкий простор для проявления их активности,

    самодеятельности и творчества. Правильно организованная внеклассная работа

    не подменяет школьной работы, а дополняет ее и тем самым способствует ее

    улучшению. Она облегчает труд учителя: при сборе и подготовке материала для

    занятий в школе, при организации длительных наблюдений над животными и

    растениями в уголке живой природы, на пришкольном участке и пр.

    Внеклассные занятия дисциплинируют учащихся, способствуют развитию чувства

    ответственности, интереса к изучению наук о природе. В отличие от

    внеурочной формы работы, которая связана непосредственно с программой и

    обязательна для выполнения учащимися, эта форма занятий строится на

    интересе, инициативе и добровольности. Содержание ее может выходить за

    пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу

    проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику

    работы, что открывает большие возможности для деятельности Детей и

    позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.

    2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

    При определении содержания внеклассных занятии в начальной школе учитель

    обязан принимать во внимание возрастные особенности детей. Необходимо

    учесть то обстоятельство, что у учащихся еще не накопилось достаточного

    количества данных для того, чтобы они могли разобраться в собственных

    запросах.

    Сначала в I и во II классах содержание внеклассных занятий в большинстве

    случаев связано с материалом, изучаемым в классе. По мере накопления знаний

    меняется характер и содержание занятий. Это может быть уже групповая работа

    учащихся - работа в уголке живой природы, уход за комнатными растениями и

    их пересадка, составление коллекций, участие в проведении массовых

    мероприятий, таких, как посадка деревьев, проведение «Дня птиц»,

    занимательных викторин и т.д.

    В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной

    работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны

    между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит

    преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому

    при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки

    учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.

    Индивидуальная внеклассная работа

    Индивидуальная работа обычно выполняется отдельными учениками и часто носит

    эпизодический характер. Интерес к такого рода работе обычно зарождается при

    выполнении домашних задании или во время экскурсий в природу.

    Дети по поручению учителя выполняют небольшие задания, которые являются

    продолжением классных занятий. Так, например!, уже в I классе можно

    поручить детям собрать и оформить коллекцию веток и листьев различных

    деревьев, дать им задание провести по заранее разработанному плану

    наблюдения над птицами в уголке живой природы и на дому у учащихся. Учитель

    может поручить детям выяснить сроки наступления тех или иных сезонных

    изменений в природе (изменение цвета листвы, листопад, замерзание водоемов,

    набухание почек и пр.). Такие задания выполняются частью в школе, частью на

    дому и носят на первых порах индивидуальный характер. Любителям природы

    учитель должен уделять время, разъяснять, как проводить наблюдения,

    выполнять то или иное задание.

    В III-IV классах можно порекомендовать чтение соответствующей литературы,

    проведение опытнической работы с обязательным оформлением дневника

    наблюдений. Результаты проведенных опытов следует сообщать на кружковых или

    классных занятиях, по прочитанной книге учащиеся могут подготовить короткое

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.