МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классах

    Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классах

    Министерство общего и профессионального образования РФ

    Светлоградский педагогический колледж

    Дипломная работа

    Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5 - 9

    классах

    Выполнила:

    Руководитель:

    Светлоград, 2000 г.

    Содержание:

    |Введение: | |3 |

    |Глава 1. |Теоретические аспекты обучению уравнений в 5 |4 |

    | |- 9 классах с использованием самостоятельной | |

    | |работы. | |

    |§ 1. |Из истории возникновения уравнений. |4 |

    |§ 2. |Содержание и роль линий уравнений в |8 |

    | |современном школьном курсе математики. | |

    |§ 3. |Основные понятия линий уравнения. |11 |

    |§ 4. |Обобщенные приемы решения уравнений с одной |23 |

    | |переменной в школьном курсе алгебры. | |

    |§ 5. |Методика изучения основных классов уравнений |28 |

    | |и их систем. | |

    |Глава II. |Методико - педагогические основы |36 |

    | |использования самостоятельной работы, как | |

    | |средство обучения решению уравнений. | |

    |§ 1. |Организация самостоятельной работы при |36 |

    | |обучении решению уравнений. | |

    |§ 2. |Исследовательская работа |69 |

    |Заключение | |73 |

    |Библиография | |74 |

    |Приложение | |75 |

    Введение

    Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их

    изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему. Действительно,

    уравнения не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто

    практическим целям. Подавляющее большинство задач о пространственных формах

    и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных

    видов уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на

    различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство,

    промышленность, связь и т. д.). Так же для формирования умения решать

    уравнения большое значение имеет самостоятельная работа учащегося при

    обучении решения уравнений.

    Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является

    актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для учителей

    математики. Ее решение важно еще и с той точки зрения, что для успешного

    овладения современным содержанием школьного математического образования

    необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении

    активизации самостоятельной деятельности учащихся. Для этого требуется

    четко определить систему умений и навыков, овладение которыми приводит к

    самостоятельному выполнению работ различного характера. Важным также

    является раскрытие процесса формирования умений и навыков самостоятельной

    работы при обучении курсам математики, при этом необходимо показать, как в

    ходе преподавания математики учитель может осуществить формирование у

    учащихся отмеченных выше умений и навыков.

    Поэтому я решила работать над данной темой дипломной работы:

    «Самостоятельная деятельность, как средство обучения решению уравнений в 5-

    9 классах.

    Я хочу в своей дипломной работе рассмотреть вопросы связанные с

    изучением уравнений в курсе математики и как при помощи схемной работы

    улучшить качество усвоения материала дипломной темы.

    Поэтому при работе над дипломной работы я перед собой поставила следующие

    цели и задачи.

    1. Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу, Касающуюся

    изучению уравнений. Проанализировать школьные учебники и выделить в них

    место уравнений.

    2. Составить конспекты уроков обучения решения различных видов уравнений с

    использованием самостоятельной работы.

    3. Разработать самостоятельных работ для учащихся по различным темам

    уравнений.

    Провести наблюдения за использованием класса в процессе самостоятельной

    работы.

    Глава I. Теоретические аспекты обучению уравнений в 5 - 9 классах с

    использованием работы

    § Из истории возникновения уравнений.

    Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи

    уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных,

    зная при этом результаты некоторых действий, произведенных над искомыми и

    данными величинами. Такие задачи сводятся к решению одного или системы

    нескольких уравнений, к нахождению искомых с помощью алгебраических

    действий над данными величинами. В алгебре изучаются общие свойства

    действий над величинами.

    Некоторые алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений

    были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне.

    Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне

    Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени[1] еще

    в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с

    нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного

    характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные

    уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя

    современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных

    текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные

    уравнения:

    [pic][pic] [pic]

    Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах,

    совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли

    вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные

    тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без

    указаний относительно того, каким образом они были найдены.

    Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных

    текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения

    квадратных уравнений.

    Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения

    В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако

    в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями

    и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.

    При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает

    неизвестные.

    Вот, к примеру, одна из его задач.

    Задача 11. «Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а

    произведение — 96».

    Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что

    искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение

    равнялось бы не 96, а 100. Таким образом, одно из них будет больше половины

    их суммы, т. е. 10 + х, другое же меньше, т. е.. 10 - х. Разность между

    ними 2х. Отсюда уравнение

    (10+x)(10—x) =96,

    или же

    100 —x2 = 96.

    x2 - 4 = 0

    Отсюда х == 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение х = - 2

    для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только

    положительные числа.

    Если мы решим эту задачу, выбирая в качестве неизвестного одно из

    искомых чисел, то мы придем к решению уравнения

    y(20-y)=96

    y2 - 20y+96=0

    Ясно, что, выбирая в качестве нtизвестного полуразность искомых чисел,

    Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного

    квадратного уравнения

    Квадратные уравнения в Индии

    Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом

    трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и

    астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.),

    изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой

    канонической форме:

    ax2 + bх = с, а> 0. (1)

    В уравнении (1) коэффициенты, кроме а, могут быть и отрицательными. Правило

    Брахмагупты по существу совпадает с нашим.

    В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении

    трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу

    таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды,

    так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и

    решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.

    Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.

    3 а д а ч а 13.

    |«Обезьянок резвых стая |А двенадцать по лианам |

    |Всласть поевши, развлекалась |Стали прыгать, повисая |

    |Их в квадрате часть восьмая |Сколько ж было обезьянок, |

    |На поляне забавлялась |Ты скажи мне, в этой стае?» |

    Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней

    квадратных уравнений.

    Соответствующее задаче 13 уравнение

    [pic]

    Бхаскара пишет под видом

    [pic]x2 - 64x = - 768

    и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к

    обеим частям 322, получая затем:

    x2 - б4х + 322 = -768 + 1024,

    (х - 32)2 = 256,

    х - 32= ±16,

    x1 = 16, x2 = 48.

    Квадратные уравнения у ал-Хорезми

    В алгебраическом трактате ал-Хорезми дается классификация линейных и

    квадратных уравнений. Автор насчитывает 6 видов уравнений, выражая их

    следующим образом:

    1) «Квадраты равны корням», т. е. ах2 = bх.

    2) «Квадраты равны числу», т. е. ах2 = с.

    3) «Корни равны числу», т. е. ах = с.

    4) «Квадраты и числа равны корням», т. е. ах2 + с = bх.

    5) «Квадраты и корни равны числу», т. е. ах2 + bх =с.

    6) «Корни и числа равны квадратам», т. е. bх + с == ах2.

    Для ал-Хорезми, избегавшего употребления отрицательных чисел, члены

    каждого из этих уравнений слагаемые, а не вычитаемые. При этом заведомо не

    берутся во внимание уравнения, у которых нет положительных решений. Автор

    излагает способы решения указанных уравнений, пользуясь приемами ал-джабр и

    ал-мукабала. Его решение, конечно, не совпадает полностью с нашим. Уже не

    говоря о том, что оно чисто риторическое, следует отметить, например, что

    при решении неполного квадратного уравнения первого вида ал-Хорезми, как и

    все математики до XVII в., не учитывает нулевого решения, вероятно, потому,

    что в конкретных практических задачах оно не имеет значения. При решении

    полных квадратных уравнений ал-Хорезми на частных числовых примерах

    излагает правила решения, а затем их геометрические доказательства.

    Приведем пример.

    Задача 14. «Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корень»

    (подразумевается корень уравнения х2 + 21 = 10х).

    Решение автора гласит примерно так: раздели пополам число корней,

    получишь 5, умножь 5 само на себя, от произведения отними 21, останется 4.

    Извлеки корень из 4, получишь 2. Отними 2 от 5, получишь 3, это и будет

    искомый корень. Или же прибавь 2 к 5, что даст 7, это тоже есть корень.

    Трактат ал-Хорезми является первой дошедшей до нас книгой, в которой

    систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы

    их решения.

    § 2. Содержание и роль линии уравнений в современном школьном курсе

    математики

    Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного

    курса математики. Это объясняется тем, что уравнения широко используются в

    различных разделах математики, в решении важных прикладных задач.

    Истоки алгебраических методов решения практических задач связаны с

    наукой древнего мира. Как известно из истории математики, значительная

    часть задач математического характера, решаемых египетскими, шумерскими,

    вавилонскими писцами-вычислителями (XX—VI вв. до н. э.), имела расчетный

    характер. Однако уже тогда время от времени возникали задачи, в которых

    искомое значение величины задавалось некоторыми косвенными условиями,

    требующими, с нашей современной точки зрения, составления уравнения или

    системы уравнений. Первоначально для решения таких задач применялись

    арифметические методы. В дальнейшем начали формироваться начатки

    алгебраических представлений. Например, вавилонские вычислители умели

    решать задачи, сводящиеся с точки зрения современной классификации к

    уравнениям второй степени. Таким образом, был создан метод решения

    текстовых задач, послуживший в дальнейшем основой для выделения

    алгебраического компонента и его независимого изучения.

    Это изучение осуществлялось уже в другую эпоху сначала арабскими

    математиками (VI—Х вв. н. э.), выделившими характерные действия,

    посредством которых уравнения приводились к стандартному виду (приведение

    подобных членов, перенос членов из одной части уравнения в другую с

    переменой знака), а затем европейскими математиками Возрождения, в итоге

    длительного поиска создавшими язык современной алгебры (использование букв,

    введение символов арифметических операций, скобок и т. д.). На рубеже

    XVI—XVII вв. алгебра как специфическая часть математики, обладающая своим

    предметом, методом, областями приложения, была уже сформирована. Дальнейшее

    ее развитие, вплоть до нашего времени, состояло в совершенствовании

    методов, расширении области приложений, уточнении понятий и связей их с

    понятиями других разделов математики. В этом процессе все яснее становилась

    важность роли, которую играло понятие уравнения в системе алгебраических

    понятий.

    Открытие координатного метода (Декарт, XVII в.) и последовавшее за ним

    развитие аналитической геометрии позволили применить алгебру не только к

    задачам, связанным с числовой системой, но и к изучению различных

    геометрических фигур. Эта линия развития алгебры упрочила положение

    уравнения как ведущего алгебраического понятия, которое связывалось теперь

    уже с тремя главными областями своего возникновения и функционирования:

    a) уравнение как средство решения текстовых задач;

    b) уравнение как особого рода формула, служащая в алгебре объектом

    изучения;

    c) уравнение как формула, которой косвенно определяются числа или

    координаты точек плоскости (пространства), служащие его решением.

    Каждое кз этих представлений оказалось в том или ином отношении полезным.

    Таким образом, уравнение как общематематическое понятие многоаспектно,

    причем ни один из аспектов нельзя исключить из рассмотрения, особенно если

    речь идет о проблемах школьного математического образования.

    Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием уравнения,

    его изучение в современной методике математики организовано в содержательно

    - методическую линию — линию уравнений и неравенств. Здесь рассматриваются

    вопросы формирования понятий уравнения и неравенства, общих и частных

    методов их решения, взаимосвязи изучения уравнений и неравенств с числовой,

    функциональной и другими линиями школьного курса математики.

    Выделенным областям возникновения и функционирования понятия уравнения в

    алгебре соответствуют три основных направления развертывания линии

    уравнений и неравенств в школьном курсе математики.

    а) Прикладная направленность линии уравнений раскрывается главным образом

    при изучении алгебраического метода решения текстовых задач. Этот метод

    широко применяется в школьной математике, поскольку он связан с обучением

    приемам, используемым в приложениях математики.

    В настоящее время ведущее положение в приложениях математики занимает

    математическое моделирование. Используя это понятие, можно сказать, что

    прикладное значение уравнений, их систем определяется тем, что они являются

    основной частью математических средств, используемых в математическом

    моделировании.

    б) Теоретико-математическая направленность линии уравнений раскрывается в

    двух аспектах: во-первых, в изучении наиболее важных классов уравнений, и

    их систем и, во-вторых, в изучении обобщенных понятий и методов,

    относящихся к линии в целом. Оба эти аспекта необходимы в курсе школьной

    математики. Основные классы уравнений связаны с простейшими и одновременно

    наиболее важными математическими моделями. Использование обобщенных понятий

    и методов позволяет логически упорядочить изучение линии в целом, поскольку

    они описывают то общее, что имеется в процедурах и приемах решения,

    относящихся к отдельным классам уравнений, неравенств, систем. В свою

    очередь, эти общие понятия и методы опираются на основные логические

    понятия: неизвестное, равенство, равносильность, логическое следование,

    которые также должны быть раскрыты в линии уравнений

    в) Для линии уравнений характерна направленность на установление связей с

    остальным содержанием курса математики. Эта линия тесно связана с числовой

    линией. Основная идея, реализуемая в процессе установления взаимосвязи этих

    линий,— это идея последовательного расширения числовой системы. Все

    числовые области, рассматриваемые в школьной алгебре и началах анализа, за

    исключением области всех действительных чисел, возникают в связи с решением

    каких-либо уравнений и их систем. Области иррациональных и логарифмических

    выражений связаны соответственно с уравнениями хk = b (k - натуральное

    число, большее 1) и ax=b.

    Связь линии уравнений с числовой линией двусторонняя. Приведенный пример

    показывает влияние уравнений на развертывание числовой системы. Обратное

    влияние проявляется в том, что каждая вновь введенная числовая область

    расширяет возможности составления и решения различных уравнений. Например,

    введение арифметического квадратного корня из рациональных чисел позволяет

    записывать корни не только уравнений вида х2 = b, где b—неотрицательное

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.