Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования
П.Н. Игнатьева и Временного правительства. (В этой связи особый интерес
представляет деятельность А.А. Мусина-Пушкина. Умный и убежденный сторонник
классического образования, он многое сделал для его реформирования и
приспособления к требованиям жизни [72] в начале XX в. в России. Однако в
10-е гг. он приходит к выводу, что основной школой должна быть национальная
школа, а классические гимназии – по одной – работать только в губернских
городах) [73].
Высшая школа России этого времени была и центром науки и центром
просвещения. Важнейшим, определяющим элементом ее технологий было то, что
студенты не только изучали здесь науку, но и активно участвовали в научном
поиске, в научной работе со своими преподавателями – учеными.
Бурным развитием технологий отмечено начало XX века, когда в рамках
реформаторской педагогики шел активный поиск новых форм и методов обучения
и воспитания.
В целом же, содержание образования, сформировавшееся в этот период,
оказалось настолько эффективным с педагогической точки зрения, что новая
школа, появившаяся после Октябрьской революции, спустя более десяти лет,
фактически вернулась к основам дореволюционного содержания образования,
исключив из него Закон Божий и классические языки. Также стали
использоваться и многие технологии, отработанные в это время.
Серьезными поисками нового содержания и технологий отмечены и
послереволюционные годы.
В 20-е годы была предпринята попытка коренным образом перестроить
содержание, формы и методы работы школы. Было разработано новое содержание
– знаменитые комплексные программы, введены новые технологии обучения:
метод проектов, бригадно-лабораторный метод и т.д. Хотя определенный
педагогический эффект от их применения и был достигнут, но в целом они не
оправдали себя, и в начале 30-х гг. российская школа перешла на содержание
и технологии, выработанные еще до революции.
Серьезные успехи достигнуты в разработке содержания и технологий
обучения после 30-х гг. Так было выработано содержание и технологии
воспитания и обучения в детских садах. Работы Л.В. Занкова — создание новых
программ, учебников и методов обучения — позволили перейти на 3-х летний
срок обучения в начальной школе.
Принципиально новое содержание и технологии обучения были разработаны В.В.
Давыдовым и Д.Б. Элькониным [35] и их сотрудниками.
Было существенно обновлено и усовершенствовано содержание образования
в средней и высшей школе, отработаны многие технологии.
Следовательно, характеризуя развитие содержания и технологий, можно
утверждать, что в целом они отвечали целям и задачам, которые выдвигались и
ставились в каждое новое историческое время перед российской школой. При
этом надо отметить такие черты российского содержания образования, как его
высокий интеллектуальный уровень, нравственное и духовное начало,
заложенное в нем, а в технологиях, традиционно обеспечивающих высокий
уровень знаний учащихся, их развивающую и воспитательную направленность.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные этапы развития российского образования.
В развитии российского образования были выделены следующие этапы: до
принятия христианства – появление первых форм образования; с принятием
христианства – становление в определенной мере целостной системы
древнерусского образования; вторая половина XIV в. отмечена как подъем
образования после монгольского нашествия; XVII век – создание новых школ,
содержания и учебников; с XVIII в. в России начинает складываться
современная система образования; огромное значение для развития образования
России имела середина XIX в., когда начался переход к современным типам
школ и содержанию, массовому начальному образованию; Октябрьская революция
стала началом создания единой общеобразовательной школы России.
Если же рассмотреть развитие российского образования с точки зрения
типов школ, то, очевидно, что в ее истории сформировалась два типа школы:
церковная и национальная.
Церковная школа, церковное образование как тип существовало в России
до конца XVII века. Это была церковная школа и по организации (в XI – XII
вв. существовали и государственные школы, но в силу духовного единства
государства и церкви в Древней Руси, их можно по праву определить как
церковные школы, а в XVII в. даже становление Славяно-греко-латинской
академии шло под духовным руководством церкви), и по содержанию в основе
лежали семь свободных наук, «свободных мудростей», и по технологиям.
С XVIII в. в России начинает складываться национальное образование,
причем опять же происходит становление принципиально нового образования во
всех компонентах: в организации — образование отделяется от церкви и
переподчиняется государству; в содержании — национальная культура и науки
заменяют семь свободных мудростей; в технологиях — постепенно классно-
урочная форма и развивающие методы заменяют прежние формы (прежде всего
индивидуальную и индивидуально-групповую) и методы обучения.
Следовательно, история западноевропейского образования представлена
четырьмя типами школ: церковной, схоластической, классической и
национальной, а российского — двумя: церковной и национальной.
Педагогическое сознание России представлено народным, нормативным и
теоретическими типами.
Нормативное педагогическое сознание, представленное во многих
творениях древнерусской культуры, сформировавшее основные идеи, ценности и
содержание древнерусского воспитания и образования, развивается в чистом
виде до начала XVIII века.
С XVIII в. в России формируется теоретическое педагогическое
сознание. Оно представлено во множестве психолого-педагогических трудов.
Наиболее важные этапы развития этого типа сознания – педагогика
Просвещения, до конца XIX в., и реформаторская педагогика, с начала XX
века.
Процесс развития западноевропейского и российского образования
характеризуется определенной общностью и внутренней связью.
В Западной Европе и в России образование и воспитание строилось на
основе христианской веры, и веками европейские государства осваивали
богатейший мир античной педагогики, черпая здесь и содержание, и
технологии обучения, и принципы организации образования.
Эта общность прослеживается и в средние века на уровне единой
христианской идеологии, близкого содержания (в основе которого лежат семь
свободных искусств) и технологий обучения.
Близкими между собой, сегодня являются западноевропейская и российская
системы образования по своей структуре, содержанию и технологиям обучения.
Российское образование, отвечающее объективным потребностям развития
российского общества, глубинного бытия страны и ее народа, как и в любой
другой европейской стране, сохраняло и сохраняет свои особые черты,
проявляющиеся во всех его компонентах, делающие его самобытным явлением
мировой педагогической культуры. Эта самобытность проявляется и в
идеологии, и в педагогической культуре, и в отношениях учителей и учеников,
и в организации образования.
Разумеется, России пришлось много учиться у других народов, особенно в
XI – XII вв. и в XVIII – XIX вв.
Однако, учась, Россия сохраняла и совершенствовала систему
образования, отвечающую потребностям ее социально-экономического развития,
духовно-нравственным основам российского народа. Поэтому попытки принизить
наше образование, особенно на том основании, что мы учились у других (как
будто европейские государства веками не учились у византийцев, арабов, друг
у друга) совершенно не оправданы.
Крайне важно осознать, что при реформировании нашей отечественной
школы в равной степени не приемлемы ни западнические, ни славянофильские
идеи, призывающие к разрушению, «слому», «демонтажу» реально существующей
школы, как во имя иностранных, так и прошлых образцов российского
образования. Основой основ идеологии развития нашего образования должны
стать слова К.Д. Ушинского «… Благоденствие России … заключается не в
остановке развития, и не в подражании западным преобразованиям, а в
самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем
из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания
угоняться за Западом».
Важно осознать, понять единую линию духовного развития России, линию
понимания ее государственного развития, осознать непреходящие ценности
нашей культуры и образования, представленных в трудах и делах Илариона,
Сергия Радонежского, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, и
других великих деятелей России.
Не менее важно, чтобы каждый учитель осознавал себя не серой, забитой
личностью, а носителем одной из величайшей в мире педагогических культур и
был достойным этой культуры. А для этого ему надо подняться до идеалов,
заложенных в российском образовании, увидеть и принять истоки его гуманизма
в традициях и правилах народной жизни, построенных на началах душевности,
доброты, кротости, отзывчивости, умении жить с другими.
Разумеется, из этого вовсе не следует вывод об идеальности нашего
образования. Необходима колоссальная работа по его всестороннему
совершенствованию и на уровне всей системы, и на уровне отдельных
компонентов. Поэтому важнейшими задачами теории и практики должны стать:
совершенствование единой, с учетом разных вариантов, модели школы;
уточнение структуры школы; оптимизация сроков обучения на каждой ступени
образования; формирование более правильной организации школы и управления
системой образования; уточнение целей, функций, содержания, форм и методов
воспитания и обучения на каждой ступени школьного профессионального,
постпрофессионального и непрерывного образования; осознания приоритета
воспитания и восстановления в школе главных его форм, особенно духовного и
нравственного.
Прогнозируя развитие образования на ближайшие десятилетия как
эволюционное совершенствование реально существующей школы, было бы
величайшей ошибкой отмахнуться от идей и концепций создания и принципиально
новых моделей воспитания и образования. Вполне возможно, что часть из них
прорастет вполне жизнеспособными школами. В этой связи представляется
крайне важным создание «эталонных центров», «экспериментальных площадок»,
реализующих идеи как зарубежных, так и отечественных исследователей и не
разрушающих гигантских, веками совершенствовавшихся европейских систем
образования. Кстати, так развивались все жизненные школы. Университеты
долгое время сосуществовали с высшими церковными школами, а гимназии с
учеными школами, становясь затем всеобщим типом учебных заведений.
Труды выдающихся мыслителей, педагогов и психологов XVIII – XX вв., и
особенно гениальные творения К.Д. Ушинского, свидетельствуют о высочайшем,
соответствующем самым лучшим мировым достижениям, уровне развития нашей
психолого-педагогической науки. И фактически уже общечеловеческим
достоянием стали труды многих деятелей нашего образования и психолого-
педагогической науки: Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, П.П. Блонского,
С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А.
Сухомлинского и др.
В развитии современного педагогического сознания на первое место надо
поставить изучение его различных типов, освоение разных форм теоретического
педагогического сознания, углубление и расширение теоретико-исторических
исследований воспитания и педагогики.
Характеризуя взаимодействие и взаимоотношения российской школы и
педагогической науки с западноевропейским образованием, мы можем
констатировать, что в XVIII — начале XIX вв. Россия была ученицей, хотя и
самостоятельной, Западной Европы, поскольку учась, осваивая новую культуру,
Россия создавала параллельно свою собственную культуру, науку и
образование. С середины XIX в. Россия в культурном отношении уже фактически
предстает равной среди равных в семье европейских государств. А в XX в. не
только Россия учится у других государств, но и многие страны учились у
России организации образования, осваивали ее психолого-педагогическую
науку.
Развитие современной российской школы принципиально невозможно без
взаимодействия с западноевропейским образованием.
Список использованной литературы
1. Августин. Исповедь. – М., 1992 – 544 с.
2. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Каменского. – М. : АПНРСФСР,
1959 – 105 с.
3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем.
Избранные труды. – М.: Наука, 1978 – с.49-106.
4. Анохин П.К. Физиология и кибернетика. – М.: Наука, 1978 – с. 207-233.
5. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового
человека. – Махачкала: ДФАНСССР, 1988 – 290 с.
6. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс,
1993 – 166 с.
7. Андрианова-Перету В.П. Человек в учительской литературе Древней Руси. –
Л.: Наука, 1972 – с. 38-68.
8. Аристотель. Никомахова этика / Сочинения. В 4-х тт. – М.: Мысль, 1983 –
т.4, с. 375-644.
9. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы и просвещения в Древней Руси
(первая половина XIII в.) – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 – с.
49 -100.
10. Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней
Руси (первая половина XIII в.) – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 –
с. 47.
11. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма /
Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство,1986 – с. 199-249.
12. Бахтин М.М. Руссо и его педагогические возрения. – Спб, 1913 – 84 с.
13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья
и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1965 – с. 527.
14. Барбарина А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной
Англии. Киев – Одесса: Высшая школа, 1985 – 127 с.
15. Батищев Г.С. Гуманизм марксовых принципов коммунистического воспитания
// Воспитание школьников, 1988, № 4 – с. 5-11.
16. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. – М., 1910 – 41 с.
17. Безрогов В.Г., Варьяш С.И. Педагогика Средневековья // Антология
педагогической мысли христианского средневековья. – М.: Аспект Пресс,
1994 – с. 11-28.
18. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества.
– Спб., 1766 – 13 с.
19. Бецкой И.И. Устав императорского Шляхетного Сухопутного кадетского
корпуса. – Спб., 1766 – 75 с.
20. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. – М.-Л.: Госиздат,
1928 – 544 с.
21. Берялев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. –
М.: Искусство, 1994
22. Буров А.А. Петербургские «русские школы» и распространение грамотности
среди рабочих в первой половине XVIII века. – Л.: ЛГПИ, 1957 – с. 89.
23. Белозерцев Е.П. (ред.) Педагогическая подготовка учителя-филолога
(Идеология. Содержание. Технология.) – М.: Валент, 1996 – 102 с.
24. Библер В.С. (ред.) Школа диалога культур. – Кемерово, 1993 – 416 с.
25. Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в
освободившихся странах Африки: традиции и современность. – М.:
Педагогика, 1987 – 144 с.
26. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность Ломоносова. – М.:
АПН РСФСР, 1961 – 183 с.
27. Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль современной Франции. – М.:
Педагогика, 1983 – 184 с.
28. Греков Б.Д. Киев Русь. – М.-Л.: АН СССР, 1944 – 348 с.
29. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVIII веков. –
М.: МГУ, 19890 – 228 с.
30. Гессен С.И. Основы педагогики. – Берлин,1923 – 419 с.
31. Гугель Е.О. Руководство к умственным упражнениям при преподавании
отечественного языка в 3-х курсах. - М., 1833 – 171 с.
32. Гугель Е.О. Чтение для умственного развития малолетних детей. – Спб.,
1932 – 160 с.
33. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991 – 446 с.
34. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях
духовного обновления России. – Барнаул: БГПУ, 1996 – 376 с.
35. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. – М.: Педагогика, 1972 – 424
с.
36. Демков М.И. История русской педагогики. – В 3-х ч. – М., 1895-1909.
37. Додонов В.И. Теоретико-методические основы духовно-нравственного
развития личности в наследии русских философов конца XIX – начала XX в.
М.: ИТП и МИО РАО, 1994 – 140 с.
38. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «Завтра». М., 1996 –
432 с.
39. Долженко О.В. Очерки по философии образования. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995
– с. 240.
40. Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления развития высшего
образования. – Докл. докт. филос. наук. – М., 1995 – 54 с.
41. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт
(тенденция и перспективы развития). – Красноярск: КГУ, 1989 – 184 с.
42. Днепров Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические
предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. –
Докл. докт. пед. наук. – Спб., 1994 – 88 с.
43. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991 – 573 с.
44. Демолян Э. Новое воспитание. М.: 1900 – 231 с.
45. Дерягин В.Я. Иларион. Жизнь и «Слово» / Иларион. Слово о Законе и
Благодати. М.: Столица, 1994 – с. 5-27.
46. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции
развития. – М.: Просвещение, 1993 – 192 с.
47. Джуринский А.Н. Школа Франции XX столетия. – М.: Прометей, 1989 – 130
с.
48. Дидро Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук
для Российского правительства / Собрание сочинений. – В 10-ти тт. – М.:
ОГИЗ, 1947 – Т.Х. – с. 263-371.
49. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1973 – 271 с.
50. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М.: Политиздат, 1968 – 319 с.
51. Иванов А.В. Высшая школа в России в конце XIX – начале XX века. М.: АН
СССР, 1983 – 392 с.
52. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988 – 270 с.
53. Каптерев А.Ф. История русской педагогики. – Спб., 1905 – 746 с.
54. Культура Древней Руси. – М.: Просвещение, 1967 – 303 с.
55. Кант И.О. О педагогике / трактаты и письма. – М.: Наука, 1980 – 445-
504 с.
56. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской
Академии наук. – М.Л.: АН СССР, 1962 – 216 с.
57. Кларин В.М. Клара Цеткин в борьбе за коммунистическое воспитание
молодежи. – М.: АПН РСФСР, 1963 – 288 с.
58. Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте
цивилизационного подхода. – Докл. докт. пед. наук. – М., 1994 – 64 с.
59. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-
педагогического процесса. – М.: ИТП и МИО РАО, 1994 – 225 с.
60. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика,
1977 – 284 с.
61. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991-334 с.
62. Лихачев Б.Г. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995 – 282 с.
63. Лихачев Д.С. Возникновение русской культуры. М.: АНСССР, 158 – 240 с.
64. Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Современник, 1975 – 367 с.
65. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого
( конец XIV – начало XV века ). М.: АНСССР, 1962 – 172 с.
66. Лавровский Н.А. О древнерусских училищах. Харьков: 1854 – 189 с.
67. Ленин В.И. О воспитании и образовании. В 2-х томах. М.: Педагогика,
1980 г.
68. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,
1981 – 175 с.
69. Митропольский С.И. Очерк церковно-приходской школы от первобытного ее
возникновения на Руси до настоящего времени. Спб. 1910 – 222 с.
70. Малькова З.А. Современная школа в США. М.: Педагогика 1971 – 367 с.
71. Менделеев Д.И. Народное просвещение и высшее образование. (Сочинения
Т XXIII ) М.: АНСССР, 1952 – 385 с.
72. Мусин – Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования
на Западе и в России. В 2-х томах. Спб. 1912г.
73. Мусин – Пушкин А.А. Средне образовательная школа в России и ее
значение. Спб. 1913 – 163 с.
74. Миронов В.Б. Образование в истории цивилизации: эволюция и проблемы.
Докл. докт. филос. наук. М.: 1992 – 93 с.
75. Михайлов Ф.Т. (ред.) Культура, образование, развитие индивида. М.:
ИФАН. 1990 – 162 с.
76. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978 –
142 с.
77. Никадров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.:
Высшая школа, 1978 – 279 с.
78. Очерки истории школы и педагогический мысли народов СССР с древнейших
времен до конца XVII в. М.: Педагогика, 1989 – 480 с.
79. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч. пед. из.
1955 – 368 с.
80. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования
личности. М.: Педагогика, 1985 – 159 с.
81. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики
конца XVIII – начала XIX века. М.: АПН РСФСР, 1960 – 200 с.
82. Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву (Русская душа). М.: Роман газета,
1994 – с.92-94.
83. Пашков А.Г. Труд в воспитательной системе образовательной школы. Авт.
дисс. докт. пед. наук. М.: 1992 – 32 с.
84. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: ИЦП КПС, 1993 –
190 с.
85. Рычков А.К. Социально-философские проблемы образования . М.: МГПИ им.
В.И. Ленина, 1982 – 96 с.
86. Равкин З.И. (ред.) Аксиологические аспекты историко-педагогического
обоснования стратегии развития отечественного образования. М.: ИТП и МИО
РАО , 1994 – 280 с.
87. Равкин З.И. (ред.) Историко-педагогические исследования и проблемы
стратегии развития современного отечественного образования. М.: ИТП и МИО
РАО, 1995 – 227 с.
88. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол.
гвардия, 1984 – 351 с.
89. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.:
Педагогика, 1986 – 152 с.
90. Салимова Х.И. История трудового обучения в Англии. М.: Просвещение,
1967 – 236 с.
91. Сапунов Б.В. Истоки русской школы. // Советская педагогика. 1989г. № 6,
с. 111 – 118.
92. Сапунов Б.В. Книга в России в XI – XIII вв. Л.: Наука, 1978 – 231 с.
93. Симонов Р.А. « Вторая грамотность» на Древней Руси. // Советская
педагогика. 1989 № 12 – с. 90-97.
94. Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 1977 – 120
с.
95. Соболевский А.И. Образованность в Московской Руси XV – XVII. Спб.1894
– с.26.
96. Симонов Р.А. Кирик Новгородец – ученый XII века. М.: Наука 1980. – 111
с.
97. Сказание о начале славянской письменности М.: Наука 1981 – 198 с.
98. Субетто А.И. Систематологические основы образовательных систем. В 2-х
томах. М.: ИЦ ПКПС, 1994.
99. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994 – 96 с.
100. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. /
Педагогические сочинения М.: Уч. пед. из.,1953 – с.153-231.
101. Трушин Н.А. Общественно-педагогическая деятельность. Н.И. Новикова.
Советская педагогика, 1956 № 6 – с. 91-33.
102. Хомяков А.С. Сочинения, в 2-х томах. М.: Медиум 1994.
103. Чаадаев П.Я. Философские письма. / Сочинения М.: Правда 1989-с.15-168.
104. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования М.:
1926 – 404 с.
105. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент,
1993 – 154 с.
106. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики М.: 1869, 404 с.
107. Янин В.Л. Я посылаю тебе бересту. М.: МГУ 1975 – 237 с.
Содержание
Введение 1 - 6
Глава 1. Основные этапы становления
западноевропейского и российского
образования 7 - 17
Глава 2. Особенности культурно-исторического
развития России и организации
школьного образования 18 - 43
Глава 3. Содержание и технологии обучения
в российской школе 44 -52
Заключение 53 - 58
Список использованной литературы 59 - 66
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|