Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования
Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования
Введение
Актуальность постановки проблемы
Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую
затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и
учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис,
выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим
его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и
содержания самого образования.
В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения
стратегических задач развития образования, о чем свидетельствует появление
ряда работ ( Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров,
В.Н. Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42],
О.В. Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Миронов [74], Ф.Т.
Михайлов [75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю.
Троицкий [99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.)
Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время,
сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного
наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над
сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь
должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о
прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого.
Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в
контексте европейского образования.
С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема
которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции
становления и развития российской школы как феномена европейской
педагогической культуры.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – историческое развитие европейского образования.
Предмет исследования – генезис российской школы в контексте
европейского образования.
Задачи исследования:
- проанализировать основные этапы исторического развития
западноевропейского и российского образования;
- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и
организации школьного образования;
- представить генезис российской школы как явления европейского
образования;
- выявить ведущие тенденции развития российской школы как феномена
европейской культуры.
Исходные методологические позиции исследования определяет
диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущности
педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического
анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью
общества, уровнем социокультурного и историко-культурного уровня развития.
Основными методологическими и теоретическими ориентирами исследования
служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование и
педагогическое сознание как составляющую часть мировой культуры,
аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В.И. Додонов
[37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин [86]); концепция целостного мирового
педагогического процесса (В.П. Борисенков [25], Б.Л. Вульфсон [27], В.М.
Кларин [57], З.А. Малькова [70], В.Л. Пилиповский [80], А.И. Пискунов [81],
К.И. Салимова [90]), цивилизованный подход к всемирному историко-
педагогическому процессу (Г.Б. Корнетов [58,59]); положения, разработанные
В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68], М.Н. Скаткиным [89] о сущности
образования; философия воспитания и теория воспитательных систем (В.С.
Библер [24], С.И. Гессен [30], Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т.
Лихачев [62], Л.И. Новикова [76], А.К. Рычков [85] и др.)
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов
исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и
прогностический анализ источников, систематизация и классификация.
Источники исследования: труды отечественных психологов и педагогов;
документальные и литературные материалы; издания периодической
педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и
методические пособия.
Исследование выполнялось в два этапа.
1. 1997-1998 гг. – анализ историографии и оценка современного состояния
проблемы, изучение степени ее разработанности в историко-педагогических
исследованиях.
2. 1998-1999 гг. – теоретическое осмысление и обобщение полученного
материала, систематизация и обобщение основных идей и результатов,
литературное оформление дипломной работы.
Научная новизна и теоретическое значение исследования
Полученная в нем совокупность объективных результатов может быть
квалифицирована как решение крупной научной проблемы формирования
российского образования как феномена европейской педагогической культуры
- реализован конструктивно-генетический подход к изучению развития
российской школы в контексте европейского образования;
- охарактеризованы социокультурные условия развития идеологии,
содержания и технологии образования;
- осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы,
намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии.
Практическая значимость исследования
Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут изменить
педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные
педагогические установки у руководителей разного уровня.
Достоверность полученных научных результатов
Обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций
исследования, применением системы методов, адекватных его задачам и
логике, репрезентативностью источников базы, разнообразием документальных и
литературных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
- по своему происхождению и историческому развитию российская школа
является достоянием европейского образования. Как и западноевропейские
государства, Россия унаследовала основы образования и педагогической
культуры от христианского греко-римского мира. Это родство еще в
большей мере стало обнаруживаться в Новое время, когда
западноевропейские государства стали отказываться от развития
универсальной классической системы образования и переходить к созданию
национальных школ;
- российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих
ее неповторимым, самобытным феноменом европейской педагогической
культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как
изолированного индивида, а как существа, включенного в сеть сложнейших
отношений (с Богом, семьей, государством, народом, миром) и мыслимого
только в этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека,
реализующиеся в целом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь,
добролюбие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и
совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли,
поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь. Эта
особенность, сформированная еще на заре принятия христианства,
усиленная духовной деятельностью Сергея Радонежского, не исчезла при
создании новой школы в XVIII веке;
- следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая
лучшие традиции российского образования, советская школа выдвигала на
первый план духовно-нравственное формирование личности. Эта система
ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и
высокое качество. В традиционной русской школе были представлены
предметы трех главных циклов – народного, научного и православного.
Важное отличие российской школы от западноевропейской состояло в том,
что последняя развивалась преимущественно в русле латинской культуры и
латинского языка, отсюда отстраненность европейской школы и
образования от народной жизни, тогда как русское образование,
построенное на старославянском языке, было близко народной культуре.
При этом содержание образования, даже в начальной школе отличалось
фундаментальностью, позволяющей достигать достаточно высокого уровня
интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует
отношения к учебе как к серьезному труду, «делу жизни», что
реализуется в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую
очередь, на серьезный умственный труд. Отличительной чертой российской
школы является отечески-материнский, родительский характер отношений
между учителями и учениками, что требует от учителя высочайшей
ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным
совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в
ряде случаев государства в ее развитии и управлении. Отличительная
черта современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие
тупиковых ветвей. Все это создает образ российской школы как духовно-
нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного
учреждения.
Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского и российского
образования
Важнейшими ориентирами-принципами данного исследования является то,
что
во-первых, это будет практико-ориентированное исследование.
Осмысление истории с целью понимания современности и будущего известно с
древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со времен писаной
истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и Платон, Экклезиаст и
Аристотель, поскольку в прошлом они хотели найти ответ на вопросы
современности.
Поскольку наше время это время размышлений о судьбе России, то
поэтому любое осмысление истории, помимо воли, имеет отношение и к России.
И поэтому, осмысливая историю, нельзя не решать, – что есть наше
образование, воспитание? Что внесло оно в педагогическую культуру?
Во-вторых, в исследовании мы будем стремиться к беспристрастному
анализу развития образования.
В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его отдельных
формах, происходит в рамках современных временно-пространственных
представлений, которые исходят из линейного развития истории.
В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма, видящего
ценность каждой ступени развития воспитания и педагогического сознания в
том, что каждая предшествующая ступень есть предварительная ступень и
подготовка к последующей (из общинного воспитания выросло государственное,
педагогика Греции родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения –
педагогику Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа,
отрицающего какую-либо преемственность между разными формами образования и
педагогического сознания.
В исследовании необходимо увидеть самобытное значение каждого этапа и
вместе с тем выявить конкретные механизмы связи между разными формами
воспитания и педагогического сознания. Поэтому основным методологическим
принципом нашего исследования должен стать принцип конкретного осмысления и
понимания каждой формы воспитания и педагогического сознания.
Чтобы приступить к анализу европейского образования надо выделить
основные этапы его развития.
В историческом развитии западноевропейского образования можно выделить
ряд крупных этапов.
Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V
века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась
система средневекового образования, включая его идеологию, содержание,
формы, методы и организацию. С этого времени образование стало делом
церкви.
Содержание средневекового образования составляла уходящая своими
корнями в латинскую культуру система семи свободных искусств: грамматика,
риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. И хотя
реальное содержание этих предметов постоянно менялось (особенно квадриума),
но их структура оставалась неизменной вплоть до эпохи Возрождения.
Второй этап – «каролингское возрождение», вторая половина VIII – вторая
половина IX вв. В это время, благодаря деятельности Карла Великого и
Алкуина был дан новый импульс развитию образования: усовершенствовано его
содержание и организация; открыты элементарные школы при сельских церквях и
школы, дающие более высокое образование при крупных церквях и монастырях;
организованы высшие школы в Турском монастыре и при резиденции Карла.
«Система» образования, созданная в этот период, просуществовала века, а
начальная школа — до конца XVIII в.
Третий этап начинается с XII в., когда в Европе складывается светская
система образования, имеющая определенную — особенно университеты —
автономию и существовавшая наряду с церковными школами. В этот период
значительно увеличивается объем содержания образования, особенно
университетского. В него включается много новых предметов и произведений,
прежде всего античных и арабских авторов. В это же время создаются новые
формы обучения: лекция, экзамен. Прогресс образования и его содержания, в
первую очередь, был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым
стремлением европейцев учиться. В то же время в Европе, особенно начиная с
XII — XIII в., в ее университетах идет создание своей образовательной
культуры: философии, логики, которые становятся важнейшими предметами в
университетах.
Четвертый этап, имеющий исключительное значение не только в истории
европейского образования, но и всего человечества, начинается в эпоху
Возрождения, которая выработала новую идеологию и философию образования,
утвердила понимание его ведущей роли в жизни общества и человека, создала
его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно-
урочная, экскурсионная и т.д.) и методами (обучение в игре, творческие
задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленного на развитие
активности ребенка, его творческих способностей и самостоятельности.
Пятый, принципиально новый этап в развитии европейского образования
приурочен к XVII в. В этот период произошло формирование общественного и
педагогического движения, получившего название Просвещения, которое вызвало
к жизни философию и идеологию нового образования. Важнейшей для эпохи
Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах
мира и каждой отдельной страны, каждого сословия и каждого человека. Отсюда
настойчивая борьба за массовую школу, которая, правда, только во второй
половине XX в. привела к созданию фактически единой системы образования —
от дошкольного до высшего профессионального образования. Было сформировано
принципиально новое (по сравнению со средневековьем и Возрождением)
содержание образования. Осуществлен постепенный переход от
древнеклассического к национальному содержанию образования во всех его
звеньях.
Совершенствование форм и методов обучения было направлено на
максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка. С конца XIX
в. началась интенсивная разработка и модернизация организационных форм и
технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие
личности. Вместе с тем, начиная с Нового времени, нарастающий кризис семьи
приводит к тяжелейшим деформациям в духовно-нравственном воспитании и
развитии семьи. В динамике западноевропейского педагогического сознания
можно выделить следующие характеристики.
Педагогическое сознание до эпохи Возрождения было представлено
народной, нормативной и теоретической педагогикой, оно было тесно связано с
христианской культурой (поучениями, проповедями и т.д.) и теологией,
представленной трудами Альберта Великого, Фомы Аквинского и других
средневековых мыслителей. Вершиной этого сознания стали педагогические
произведения Я.А. Коменского, рожденные на рубеже позднего Возрождения и
Нового времени.
Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яркое выражение
нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А.
Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках
гуманистического движения педагогика фактически выделилась в
самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса
и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания
в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично)
развитого свободного индивида, организации образования построения его
содержания в соответствии с возрастом ребенка и др.
Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен
выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных
деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического
понимания воспитания. 0но провозгласило идею громадной роли просвещения,
воспитания, образования в исправлении общества и человека, "человеческого
рода", что нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и
образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и
"педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и
технологий образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|