МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

    Педагогическое сознание, зафиксированное в реформаторской педагогике,

    его развитие начинается с конца XIX в. можно определить как сугубо

    сциентический способ познания и преобразования педагогической

    действительности. В рамках его ложились новые отрасли и направления

    психолого-педагогической науки, теории и концепции, большое число

    экспериментальных учебно-воспитательных учреждений и технологий обучения.

    Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось

    преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо

    было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.

    С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась

    новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания

    и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы

    развития российской государственности и образования. В этом смысле имя

    Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава

    Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и

    православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная

    система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала

    в форме государственных и церковно-монастырских школ.

    На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с

    достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и

    религиозными причинами: государству и церкви требовались не только

    образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую

    очередь целям духовного воспитания, которое включало православие,

    «светские» искусства — грамматику, риторику, элементы народной,

    отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания

    образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе

    едва ли не до конца XVII в.

    Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек

    за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот

    процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.

    Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло

    монгольское нашествие — достаточно сказать, что государственные школы в

    России возродились только в XVII в.

    С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение

    русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и

    определившее социально-экономический подъем российского государства.

    Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его

    деятельности были заложены основы русского образования, включающие

    православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и

    трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому

    Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева.

    Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное

    воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

    Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в

    более широком образовании. Оно дается в монастырях, церквях.

    Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского

    населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни

    требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его

    организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако

    создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

    Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века)

    русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить

    государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие

    грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так

    и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но

    и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди

    свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Развивается

    книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари.

    Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа

    (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном,

    Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в.

    создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее

    учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.

    В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного

    европейского образования в России. Реформы Петра носили не только

    политический, но и просветительский характер. С его именем связано

    приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам

    создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские,

    гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие — школа математических и

    навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная

    школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская

    академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и

    гимназией.

    Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоносов.

    Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может

    быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском

    языке, благодаря чему российское образование стало развиваться на основе

    отечественной культуры. М.В. Ломоносов настойчиво совершенствует

    деятельность Петербургской академии наук, университета, гимназий, выступает

    инициатором и организатором открытия Московского университета. По его

    проектам были открыты первые русские гимназии. Им были разработаны основы

    содержания российского образования, написаны школьные учебники. Большую

    заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она

    привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской

    культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И.И. Бецкой и Ф.И.

    Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных

    учреждений, а под руководством другого создавались народные училища (малые

    и большие). В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа

    всех видов школ. В этот период были созданы основы системы российского

    образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и

    Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование

    во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего

    православной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе

    русской жизни, особенно в нравственно-духовной области.

    Середина XIX — XX вв. — время коренных реформ всех сфер России, в том

    числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному

    содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие

    система массового женского образования, профессионального и высшего.

    Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией

    становится тенденция к созданию единой и национальной школы. Это особенно

    ярко проявилось в проекте реформы министра П.Н. Игнатьева. Еще дальше в

    этом направлении пошло временное правительство. В постановлениях, решениях,

    практических разработках предполагалось создать единую, с учетом разных

    условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно

    мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания,

    начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.

    Советская власть провозгласила всеобщее право на образование, что

    объективно требовало строительства единой, общеобразовательной, трудовой и

    политехнической школы. В советский период отечественной истории у нас в

    стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования,

    что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе

    с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности

    российского народа.

    Становление и развитие российского образования сопровождается

    формированием и эволюцией педагогического сознания.

    Российское народное педагогическое сознание выработало образ и систему

    воспитания человека от рождения до совершеннолетия. Оно сформировало цели-

    образы (мужчина — работник, защитник, муж, отец и т.д.; женщина — жена,

    мать, хозяйка) целый мир содержания, форм и методов воспитания.

    Русское нормативное педагогическое сознание – это уникальное и

    практически неосмысленное в мировой и отечественной педагогике явление. Оно

    представлено многочисленными поучениями – от «Поучения» Владимира Мономаха

    и «Домостроя» до сочинений Максима Грека и завещаний своим детям В.Н.

    Татищева и И.Т. Посошкова; дидактическими сборниками, «сборниками народной

    мудрости» (наиболее известны Изборник 1076 г., «Пчела», «Златоструй»,

    «Златоуст», «Измарагд», «Палея» и др.), религиозными текстами, куда

    относятся такие произведения как «Шестоднев» и «Великие Минеи Четии»

    Митрополита Макария, проповедями, начиная со «Слова о Законе и Благодати»

    Митрополита Илариона, многочисленными житиями святых; историческими

    текстами, включая «Повесть временных лет" и Хронографы, богатой

    древнерусской художественной литературой.

    С середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием

    западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое

    педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова,

    И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период

    рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен

    в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н.

    Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д.

    Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей.

    Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в

    истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все

    формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не

    уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики.

    Ими разработаны и обоснованы принцип народности воспитания, приоритет

    воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность

    учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

    Теоретическое педагогическое сознание в России на рубеже XX в.

    представлено реформаторской педагогикой. В ее активе обоснование и развитие

    новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии,

    экспериментальной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и

    технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-

    воспитательного образовательного процесса др.

    Таким образом, сравнивая этапы развития западноевропейского

    образования, мы можем констатировать как общие моменты в их развитии,

    например, в первый период развития и в Новое время, так и существенные их

    расхождения, особенно в эпоху позднего средневековья.

    Глава 2. Особенности культурно-исторического развития России и организации

    школьного образования

    Понимание русского воспитания, образования и педагогического сознания

    – одна из наиболее острых и сложных педагогических проблем мировой

    педагогики. Эта сложность объясняется целым рядом причин.

    Во-первых, объективной трудностью самих исследований истории, особенно

    ее целостного изучения и понимания.

    Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпечаток

    господствующие в науке (и шире — в общественном сознании) концепции,

    парадигмы, идеи, взгляды, установки, зачастую мешающие адекватному

    пониманию явлений. Достаточно сказать, что едва ли не до Великой

    Отечественной воины господствовали представления о низком культурном

    состоянии Руси, которое своими реформами стал преодолевать только Петр I.

    Те же представления были и об образовании. В подтверждение этих слов

    достаточно сослаться на одного из самых известных историков педагогики

    России конца ХIХ — начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь труд которого служит,

    кажется, только одной идее, доказать, что никакого серьезного образования и

    педагогики в России вплоть до конца ХIХ в. не было, более того никакого

    воспитания и образования русский народ самостоятельно создать не мог, а

    потому «будучи не в состоянии создать самостоятельную систему воспитания,

    русский народ, естественно, заимствовал то, что ему было более по сердцу,

    отвечало складу его жизни, его привычкам и взглядам" [55, 1]. Поэтому

    русский народ и заимствовал ветхозаветную систему воспитания. И даже там,

    где факты говорят о высоком образовании Древней Руси, П.Ф. Каптерев

    доказывает, что это были случайные явления: «Откуда взялись у нас такие

    просвещенные и талантливые писатели и деятели, как преподобный Нестор,

    Митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и др.? Мы не знаем,

    чтобы они прошли какую-либо хорошую и серьезную школу; может быть, им

    пришлось столкнуться с какими-либо образованными людьми, например, греками.

    Но несомненно одно: они были начетчиками, самобразовавшимися личностями,

    много читавшими и думавшими» [53,48].

    Объяснить такое предвзятое отношение к древности можно, преодолев

    широкую установку исторической науки, даже скорее широкого общественного

    мнения, и, прежде всего западноевропейского, на средние века как на

    «сплошную черную ночь».

    Только с конца XIX в. начинается реабилитация средних веков, приходит

    понимание, что это была иная культура, нежели культура Возрождения и

    Просвещения.

    В России же понимание и сознание того, что Древняя Русь, особенно

    первых веков христианства, была великим культурным государством приходит

    только после войны благодаря трудам Б.Д. Грекова [28], М.Н. Громова [29],

    Д.С. Лихачева [63, 64, 65], Б.А. Рыбакова [88], Б.В. Сапунова [91], В.Л.

    Янина [106, 107] и др.

    Разумеется, исследования такой ориентации в России были всегда,

    достаточно просто указать на громадную работу конца XIX — начала XX вв. по

    изданию древних русских рукописей. Благодаря их трудам был описан

    богатейший мир культуры Древней Руси.

    После же войны и прежде всего благодаря трудам С.Д. Бабишина [9,10],

    Б.Г. Сапунова [91], Р.А. Симонова [93, 93, 96] и др. происходит

    восстановление подлинной картины древнерусского образования и педагогики.

    (В этой связи надо указать и на исследования дореволюционных ученых И.А.

    Лавровского [66] и С.И. Миропольского [69], впервые указавших на

    достаточно развитое образование в Киевской Руси.)

    В-третьих, и, может быть, самая главная причина — это то колоссальное

    воздействие, которое на наше общественное сознание оказал известный спор -

    противостояние западников и славянофилов. Суть первой позиции очень четко

    определил, П.Я. Чаадаев, когда писал: «Начиная с самых первых мгновений

    нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для

    общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной

    почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей

    среды; мы не дали себе труда ничего создать в области воображения, и из

    того, что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую

    внешность и бесполезную роскошь». [103, 11].

    Отсюда уже логически следовало пренебрежение своей культурой и

    историей, и напротив, преклонение перед культурой других, прежде всего

    западноевропейских народов, и как следствие — требование все делать, или,

    во всяком случае, понимать, оценивать по иностранным меркам, не задумываясь

    об их истине, их применимости к нашим условиям.

    Вторая позиция, теоретически оформившаяся в трудах А.С. Хомякова

    [102], а затем Н.Я. Данилевского [43], напротив, исходила из признания

    превосходства российского пути развития над западноевропейским.

    Конечно, эти позиции только теоретически оформились в трудах указанных

    мыслителей, но фактически подобные взгляды встречаются и раньше, и особенно

    в XVIII в. И заметим, что эти идеи оказывали немалое влияние на практику

    воспитания, когда, с одной стороны, создавались формы воспитания и

    учреждения исключительно на западноевропейский манер, а с другой стороны,

    мощным было движение, направленное на сохранение воспитания как оно есть, и

    даже не возврат его к предшествующим формам. При всем кажущемся различии

    этих концепций и взглядов, они в общем схожи в одном — решительным

    неприятием существующей действительности, в попытке коренным образом

    изменить ее. И только в средствах они расходятся: первые за образец берут

    Западную Европу, вторые – прошлое России. И по большому счету трудно даже

    решить, какая позиция вреднее, потому что воспитание, общество равно нельзя

    вернуть в прошлое или заставить жить по законам, для этого общества не

    свойственных, подобно тому, как один организм не может

    функционировать по законам другого. Тем не менее, эти идеи в громадной

    степени определяют наше педагогическое и общественное сознание.

    Самое же важное, что до сих пор в нашем общественном и педагогическом

    сознании по-настоящему не представлена концепция А.С. Пушкина, продолженная

    целой плеядой великих писателей России, прежде всего Ф.М. Достоевским, а из

    педагогов К.Д. Ушинским. А.С. Пушкин представляет Россию великой страной и

    в прошлом, и в настоящем, имеющей, как и все государства, свои недостатки,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.