МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

    неблагополучии в образовании свидетельствует уже то, что за этот период

    сменилось более 10, министров просвещения, причем нередко новый министр

    проводил политику прямо противоположную своему предшественнику, что

    лихорадило всю систему образования.

    Таким образом, время с середины XIX в. по начало XX в. стало временем

    быстрого и качественного развития образования, всех его ступеней от

    начальной школы до университетов. Октябрьская революция стала новым этапом

    развития российского образования. Важнейшую роль в его становлении и

    определении магистральных путей его развития сыграл В.И. Ленин (1870 –

    1924) [67]. Встав после революции во главе государства, он прилагает

    громадные усилия по развитию культуры, науки, техники и новых технологий, а

    также образования, расширению сети учебных заведений всех уровней,

    быстрейшей ликвидации неграмотности в стране, созданию разных форм

    внешкольного образования и воспитания. В.И. Ленин постоянно думает о судьбе

    народного учителя, стремясь, чтобы народный учитель в России стоял выше,

    чем в Западной Европе. Важно и то, что уже в годы гражданской войны В.И.

    Ленин добился приоритетного финансирования образования — так на нужды

    образования в 1920 г. из госбюджета тратилось почти 11% всех средств. В.И.

    Ленин неоднократно выступал по вопросам воспитания и образования, доказывая

    что они могут быть построены только на базе всей предшествующей культуры,

    на основе единства школы и жизни, соединения обучения с производительным

    трудом, формирования коммунистической нравственности и мировоззрения.

    Были и громадные недостатки ленинской школьной политики, обусловленные

    и конкретными условиями. Так расширение образования привело к ухудшению его

    качества. В ходе гражданской войны погибли, либо выехали из страны сотни

    тысяч интеллигентов, что прямо сказалось и на культуре, и на образовании.

    При Ленине началась высылка интеллигенции из страны. Жесточайшие гонения на

    православную церковь привели к деформации или духовной жизни и духовного

    воспитания. Развитие советской школы в целом можно представить так:

    центральной идеей строительства советской школы стала идея создания единой

    общеобразовательной трудовой политехнической школы. К этой идее, как к

    основе, в стране возвращались каждый раз при всяком новом реформирования,

    совершенствовании школы вплоть до начала 80-х гг.

    Развитие всех форм учебно-воспитательных учреждений от детских садов

    до университетов с первых дней установления советской власти. Политика,

    направленная на максимальный охват всего населения образованием, на

    предоставление одинаковых прав и условий для получения образования всеми

    детьми. Государственная забота о поддержке и развитии образования

    (благодаря этой заботе удалось сохранить образование даже в годы

    Отечественной войны). Постоянное освоение новых рубежей всеобщего

    образования от начальной школы в 30-е гг. до среднего к 80-м. Внимание

    государства и общества не только к развитию образования, но и воспитания.

    Сознание и совершенствование достаточно эффективной системы подготовки

    учителя, позволяющей готовить высококвалифицированные кадры учителей, не

    только профессионалов, но высоконравственных и высокообразованных людей.

    Все его позволило создать достаточно стройную, эффективную, одну из

    лучших в мире систему образования.

    Вместе с тем в работе советской школы был целый ряд недостатков:

    формализм, чиновничий подход к решению многих школьных проблем,

    неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и

    нравственных ценностей.

    С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирование

    образования. С одной стороны, оно позволило открыть ряд новых, как

    общественных, так и частных школ, дало право государственным школам

    работать по индивидуальным и альтернативным программам; в определенной

    мере позволило освободить учителя от формальных моментов в работе и т.д.

    К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому

    существованию отечественного образования: отказ государства от всеобщего

    бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение

    общественного престижа образования, сокращение расходов на образование и

    т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад государства, многих

    общественных институтов, моральное разложение и экономический кризис

    привели к неопределенности самого существования образования, даже его

    бессмысленности для общества и каждого человека.

    Таким образом, российская школа пережила целый ряд этапов своего

    развития. Важнейшими из них являются: XI в., когда с принятием христианства

    началось становление русского образования; вторая половина XIV в. — подъем

    образования, утверждение духовной и нравственной основы его; XVIII в. —

    становление современной национальной школы; середина XIX и. — создание

    современной организации образования; начало XX в. (после Октябрьской

    революции) – построение единой общеобразовательной школы.

    Глава 3. Содержание и технологии обучения в российской школе

    Как уже подчеркивалось в предыдущей главе, образование, в прямом

    смысле этого слова, стало складываться на Руси еще до принятия

    христианства. Однако только принятие христианства заложило фундамент

    создания развитой системы образования на Руси, и соответственно, появлению

    достаточно строгого и устойчивого содержания образования.

    Первоначальное содержание обучения включало в себя чтение – Часослов,

    Псалтырь, Апостол, некоторые произведения древнерусской литературы чаще

    всего может быть во всех школах, «житие Бориса и Глеба»; письмо – в начале

    по образцам учились писать на навощенных дощечках (церах), затем на

    бересте; счет – обучение «счислению шло при помощи суставов (изгибов)

    пальцев с учетом возможности концом большого пальца прикоснуться при счете

    к каждому из 12 суглубовостальных четырех пальцев. Суставам на других

    пальцах приписывалось значение совокупности (дюжины)» [10, 13]; пение -

    «пение составляло излюбленное занятие наших предков, именно церковное, оно

    входило в курс нашей древней школы» [69, 16], а обучение пению

    осуществлялось с голоса.

    В целом же и содержание и методика первоначального обучения

    соответствовали аналогичным образцам других государств Европы. Но были в

    ней и свои отличия: во-первых, обучение шло на понятном и доступном детям

    старославянском языке; во-вторых, школам Древней Руси, как отмечает ряд

    исследователей, было присуще мягкое и любовное отношение учителей к

    ученикам.

    В школах «книжного учения» учили иностранным языкам – прежде всего

    древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках

    упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский,

    живые языки соседних народов. Далее изучались предметы тривиума:

    грамматика, риторика, диалектика.

    Главным предметом обучения была грамматика, здесь учили правильному

    чтению и пониманию текста, анализу речи. Основным пособием была «Книга

    осмочастная», «Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и

    толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалось в том,

    чтобы обнаружить скрытый аллегорический, символический его смысл" [67, 20].

    Не меньшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и

    красиво говорить было необходимо и священникам и государственным деятелям.

    Кроме того, риторика включала в себя и этические знания. Ее изучали по

    трактату Георгия Хировску «О образех».

    И завершалось обучение знакомством с диалектикой, или философией,

    которые были связаны с теологией, толкованием священного писания. Обучение

    шло по книге Иоанна Дамаскина «Источник знаний».

    Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или

    читались) сборники поучений, например, "Пчела"; право – «Повесть временных

    лет», литературные произведения и т.д.

    Основной формой обучения, как и в западноевропейской школе, были

    индивидуально-групповые занятия. «Изложение и истолкования содержания

    учебного материала осуществлялось, тремя методами: экзегетическим,

    художественным и научным... Особое место отводилось «прениям» и

    «состязаниям», которые считались высшей формой проявления знаний» [10, 21].

    Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке. В

    этом отношении большое значение имеет работа Р.А. Симонова которому

    удалось, может быть, пока только отчасти, реконструировать общее содержание

    математической культуры Древней Руси – не уступающей культуре других

    народов этого времени, и методику обучения арифметическим расчетам с

    помощью абака. Он пишет: «Если допустить, что Кирик использовал абак, то

    проблема «второй грамотности» на Руси, по крайней мере, персонифицируется.

    Можно утверждать, что Кирик не только продукт средневековой

    компьютеризации, но и первый известный по имени педагог, разрабатывавший

    методические принципы использования вычислительной техники в научных (для

    своей эпохи) вопросах времясчисления. Можно полагать, что благодаря

    использованию абака Кирик достиг результатов, которые являются вершиной

    интеллектуального подъема на Руси XII в.» [93, 33]

    В академии, кроме этих знаний, если не изучали, то в любом случае при

    переводе книг, получали «сведения по всемирной истории, космогонии,

    философии, филологии, этике, географии, математике, медицине» [10, 10].

    Таким образом, уже в XI веке сложилось определенное, достаточно

    сложное и устойчивое содержание образования, предназначенное для каждой

    ступени школы. Важнейшей особенностью содержания образования древнерусской

    школы был старославянский язык обучения, близкий древнерусскому, поскольку

    православную веру Русь приняла на старославянском языке, литературно-

    художественная направленность всего процесса обучения, тесная связь

    народной и православной культуры (народная культура входит во все жанры

    литературы от проповеди до художественных произведений). Основы содержания

    образования, выработанные в начале XI в., просуществовали в российской

    школе едва ли не до XVIII в.

    В этот же период начинают складываться соответствующие образовательные

    технологии, отчасти аналогичные европейским: буквослагательный метод

    обучения чтению, «ручной счет», индивидуально-групповая форма обучения и

    свои особенные, объясняющиеся тем, что обучение шло на старославянском

    языке, учителя относились к ученикам с любовью, по-отечески.

    Важные перемены в содержании образования стали происходить со второй

    половины XIV века.

    В принципе, содержание само по себе в этот период не претерпело

    значительных перемен. В начальной школе обучали чтению, читали Часослов,

    Псалтырь, Апостол, другие религиозные книги. В некоторых школах преподавали

    основы грамматики и некоторые другие предметы.

    Более высокое образование давалось, видимо, не в школах, а в общении с

    высокообразованными людьми. Самое же важное, что произошло в этот период, —

    выдвижение в образовании на первое место духовно-нравственных ценностей,

    которые можно выразить такими понятиями, как боголюбие, человеколюбие,

    родинолюбие и др., т.е. образование, его содержание в первую очередь стали

    служить целям воспитания человека, а не только его интеллектуальному

    развитию.

    XVII в. правомерно считать своего рода «предысторией» перемен в

    содержании образования, которые произошли в XVIII веке.

    В этот период значительно расширилось содержание образования. В

    широкое обращение входят такие предметы, как древнегреческий, латинский,

    польский языки, грамматика, риторика и диалектика, богословие, история,

    география, математика.

    В это же время в само образование, в жизнь школы прочно входят

    учебники. В XVII в. появляются широко известные и достаточно совершенные в

    дидактическом отношении буквари Василия Бурцева, Федора Поликарпова,

    Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Отличительной чертой их было то, что

    они не только учили читать, но и содержали наставления по этике.

    Появляются учебные пособия и для повышенных школ, среди них — по

    грамматике, риторике, истории, географии, иностранным языкам, в частности,

    латинскому. Особой известностью пользовалась грамматика Мелентия

    Смотрицкого, напечатанная в 1648 г. «В XVI — XVII вв. появились учебные

    пособия по математике — «Цифирная счетная мудрость», «Считание удобное»,

    «Геометрия» Альбертуса Долмацкого [78, 55].

    Период с XVIII до середины XIX в. стал временем кардинальных перемен

    в российском содержании образования, технологиях обучения.

    Во-первых, в этот период произошло складывание принципиально нового

    содержания образования. Его важнейшим составляющим стала национальная

    культура. Величайшая роль в создании и утверждении нового содержания

    принадлежит М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов,

    известных в школе, им написаны учебники, — некоторые из них использовались

    в школе десятилетия.

    Во-вторых, в этот период складываются новые формы и методы обучения во

    всех школах.

    В области начального образования важнейшие перемены в содержании и

    технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Им и под его

    руководством было подготовлено много учебников, пособий, таблиц для

    учащихся народных школ и учебных пособий для учителей. Им были предложены

    многие новые формы и методы обучения. Многое сделал он и для введения в

    России класcно-урочной системы.

    В первой половине XIX века наиболее значительную роль в развитие

    содержания и технологий первоначального обучения внесли Е.О. Гугель,

    своими учебниками [31, 32], и В.Ф. Одоевский [79] своими книгами,

    методическим разработками.

    Крайне сложным было становление содержания в средней школе. На

    протяжении этих десятилетий оно менялось многократно, причем нередко

    противоположным образом. Но в любом случае общую тенденцию его в этот

    период можно определить как становление неоклассического содержания

    образования.

    В высшей школе основу содержания составила наука. Как важный момент

    надо отметить, что обучение в Московском университете шло на русском языке.

    С середины XIX в. началось формирование современного содержания и

    технологий обучения. (Заметим, что отношение этого содержания к содержанию

    XVIII в. примерно таково же, как и отношение литературы XIX в. к литературе

    XVIII в.)

    Важнейшие перемены в содержании образования этого периода связаны с

    деятельностью К.Д. Ушинского, который выработал его главные принципы:

    народный, научный и православный характер его, доступность ученику,

    нравственное и развивающее начало и др.

    Самое существенное изменение в содержании начального образования

    состояло в том, что значительно был расширен его объем и предназначение.

    Оно стало служить не средством выработки умений писать, читать, считать и

    петь, а средством знакомства ребенка с окружающим миром, средством его

    духовного, нравственного и умственного развития.

    Дидактические идеи, выдвинутые К.Д. Ушинским, были реализованы им в

    его учебниках «Родное слово» и «Детский мир».

    Им же были предложены новые технологии обучения в начальной школе,

    которые должны были служить не только целям формирования знаний и умений,

    но и целям развития (идея «развивающего обучения») и воспитания (К.Д.

    Ушинский считал, что первоначальное образование в первую очередь должно

    формировать ребенка духовно и нравственно, вырабатывать в нем

    «мировоззрение», готовить к труду, а потому само должно быть серьезным

    трудом ученика).

    Большой вклад в развитие содержания и технологий обучения внес Л.Н.

    Толстой, который организовал начальную школу в Ясной Поляне, где ему

    удалось реализовать свои идеи на практике [См.: 100]. Им также были

    написаны прекрасные учебники для начальной школы.

    К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой своими теоретическими и практическим

    работами существенно изменили взгляды на содержание и технологии обучения в

    начальной школе. А их идеи стали основой дальнейшего совершенствования этих

    компонентов образования, что нашло отражение в деятельности многих

    педагогов перед революцией, подготовивших свои прекрасные учебники для

    начальной школы, — учебники В.И. Водовозова, H.A. Корфа, С.И. Миропольского

    и др.

    Основную тенденцию развития содержания образования в средней школе

    можно определить одним вектором: от неоклассической и реальной школы к

    школе национальной.

    Как известно, идеологами классического, правильнее неоклассического,

    содержания выступили многие известные деятели России, в том числе и Н.И.

    Пирогов. И это направление педагогической мысли было реализовано на

    практике министром просвещения России 60 — 70-х гг. Д.А. Толстым.

    Немало было в России теоретиков реального образования. Его наиболее

    видным идеологом был Д.И. Писарев. Многие ученые выступали в его поддержку,

    в том числе и Д.И. Менделеев [71].

    Наконец, работы К.Д. Ушинского заложили основу формирования

    национального образования в России. И хотя идеи К.Д. Ушинского о

    «необходимости сделать русские школы русскими», не были услышаны при его

    жизни, но в начале XX века переход на национальное содержание уже

    становится состоявшимся фактом. Это особенно ярко видно в проектах реформ

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.