Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования
Огромное значение для дальнейшего развития грамотности и образования в
России имело книгопечатание, появление первых печатных книг и создание
печатных азбук.
Потребность создания более высоких форм образования осознается
многими государственными и церковным деятелями. Так известно послание
Архиепископа Новгородского Геннадия Митрополиту Симону. Решение об открытии
училищ в Русском государстве было принято Стоглавым Собором. Борис Годунов
намеревался открыть в Москве университет. Однако создать более высокое
образование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые в этот
период получают широкое образование. Известно, что многие деятели, в том
числе и государственные, были высокообразованными, и даже всесторонне
образованными людьми: Иван Грозный, Андрей Курбский, Борис Годунов и др.
Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот период
существенно возросли и социокультурные потребности страны в образовании и
образованных людях. Особенно остро нуждались в высокообразованных людях
государство и церковь.
Во-первых, достаточно быстро шло развитие грамотности. Элементарные
школы открывались как в городах, так и в селах. К концу века не только
большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотны.
Так в Мещанской слободе Москвы в 70-е гг. было 40% грамотных, а в 90-е —
более 50%. Возрастает грамотность среди свободных крестьян, но падает среди
крепостных. Быстро развивается книгопечатание, растет спрос на учебную
книгу, так во второй половине века только Московский печатный двор выпустил
300 т. букварей. Известны буквари К. Истомина, Ф. Бурцева, С. Полоцкого.
Во-вторых, идет создание школ, дающих более высокое образование. Они
создаются при приказах: Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном,
Пушкарском, Оружейной палате. В 1632 г. открывается правительственная
школа; в 1649 г. на государственном дворе — греко-латинская школа, в ней
преподавал Арсений Грек. В 1648 г. создается школа в Спасском монастыре. В
1679 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия. Значительная роль в
ее создании принадлежит С. Медведеву. Основными преподавателями в ней стали
Ионикий и Софроний Лихуды.
Таким образом, XVII в. стал временем устойчивого роста и
распространения грамотности в России, временем создания школ, дающих более
высокое общее и профессиональное образование. Хотя в работе школ не было
преемственности, но сама устойчивая тенденция их открытия свидетельствовала
о настоятельной потребности России в более высоком образовании. Большой
вклад в развитие образования вносили российские цари, особенно Алексей
Михайлович, государственные деятели и деятели образования: Ф. Ртищев, Е.
Славинецкий, С. Полоцкий, С. Медведев, К. Истомин и др.
Точкой отсчета современного образования стал для России XVII век.
Фундамент его заложили реформы Петра, которые носили не только
политический, но и глубоко просветительский характер. Символично, что Петр
I всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра в развитие общего просвещения,
начиная с создания первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры.
С Петра начинают складываться основы современной школы. По его
указанию с 1714 года в России открываются цифирные училища. Открываются
другие начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа
начальной школы: цифирные школы, «русские» адмиралтейские школы и
гарнизонные школы [см.: 22], «русские школы» при горных заводах Урала.
С именем Петра I уместно связать судьбу средней и высшей школы
России. По его указаниям или с согласия была открыта школа математических
наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы,
иноязычные школы. В 1701 году по прямому указанию Петра I Яворским была
реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным
учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. В 1725 году
была открыта Петербургская Академия наук с университетом и гимназией.
Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и
образования в России.
Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли
ближайшие сподвижники Петра I — Ф. Прокопович и В.Н. Татищев. Первый
реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для
бедных детей и сирот, написана азбука, а второй открывал горнозаводские
школы на Урале. В своих трудах он выступал активным сторонником развития
просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого
человека.
Таким образом, реформы Петра I заложили основы современной школы,
современного образования. Вместе с тем, реформы Петра несли в себе и целый
ряд недостатков. Так форсированное развитие образования приводило к тому,
что общество не успевало за ним. А потому, открыв школы, приходилось
насильно набирать в них учеников, открыв Академию и университет, пришлось
завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для
университета. Усиление государственности и крепостной зависимости привели к
тому, что образование все меньше становилось потребностью широких слоев
населения, а потому уровень грамотности в России в XVIII в. упал по
сравнению с предшествующим веком. Вообще зависимость русского образования
от государства была настолько сильна, что до середины XIX века русский
человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной
службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в.
фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал
и жесткий характер отношений в школах, ннтернатный тип ряда учебно-
воспитательных учреждений лишал детей семейного воспитания. К тому же
реформы Петра едва ли не до середины XIX в. исключали участие
общественности в делах образования. Все это определило то, что новое
образование приживалось с большим трудом на русской почве. Примечательно,
что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в
XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве,
где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия.
Конечно, надо иметь в виду, что все это объясняется исторической ситуацией,
в которой оказалась Россия, когда ей пришлось срочно догонять передовые
страны Европы, а поэтому приходилось действовать сверху и быстро.
После смерти Петра идет реформирование учебных заведений, заложенных
им, открытие и совершенствование работы дворянских и церковных учебных
заведений, создание частных учебных заведений.
Заметных успехов достигло русское образование в середине XVIII века.
И связаны они, безусловно, с именем и деятельностью гениального русского
просветителя М.В. Ломоносова (1711 — 1766). Фактически его деятельность и
роль в судьбе русского образования сопоставима только с ролью Петра. Если
Петр заложил фундамент современного образования в России, то Ломоносов
стал основоположником отечественного (национального) образования, потому
что национальное образование начинается с национальной культуры, причем
культуры, освоенной образованием. Ломоносов стал основоположником
российской науки и многих областей отечественной культуры, благодаря ему
наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой. Тем
самым он подготовил почву для развития отечественного образования.
И он же выступил инициатором и создателем национального образования
[см.: 61, его просветительская деятельность отражена в работах 26, 56 и
др.]. М. В. Ломоносов совершенствовал работу Петербургской Академии наук,
которая была не только важным центром науки, но и важным центром
просвещения; совершенствовал работу Петербургского университета при
Академии наук, ставшего рассадником русской культуры; сыграл главную роль
в открытии Московского университета.
М.В. Ломоносовым и по его проектам были открыты первые жизненные
русские гимназии — со временем они стали главной формой подготовки к
университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова нашла свое продолжение в
работе многих его соратников и учеников.
Важнейшим событием для нашего образования стало правление Екатерины
II, которая знала педагогику, хорошо разбиралась в вопросах образования и
воспитания. Коротко ее роль в развитии русского воспитания и образования —
если брать ее педагогическое наследие от ее указов до ее литературных
сочинений — можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и
просвещения на первое место в общественном (по крайней мере,
официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания — воспитание
гражданина и человека, воспитание русского человека на основе
отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования
(пьесы Екатерины, высмеивающие слепое копирование заграничной
культуры); забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и
Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в
этой сфере проходили либо под ее руководством, либо при ее согласии. И
именно она привлекла к реформированию образования многих выдающихся людей
Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.
И.И. Бецкой (1704—1795). Подготовил доклад «Генеральное
учреждение о воспитании обоего пола юношества» [18], который в 1764 году
получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую
идеологию русского Просвещения — воспитание «новой породы людей», согласно
которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать
правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать
детей.
В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус
[19], создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало
созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России.
Бецкой открывает сиротские учреждения, училище при Академии художеств и
Коммерческое училище, усовершенствовал работу ряда других учебных
заведений.
Ф.И. Янкович (1744 — 1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава
народным училищам в Российской империи», в соответствии с которым в России
создавались малые и главные народные училища с двух-пяти - летним сроком
обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные — более
широкое чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика,
география, грамматика и т.д. В 1782 году Янковичем было открыто
Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для
народных училищ.
В конце XVIII века в России было открыто 315 народных училищ, в
которых училось около 20 тыс. человек.
Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот
период сыграл Н.И. Новиков (1744 — 1818), который попытался организовать
народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством
для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его
стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России),
просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на
пожертвованные деньги, им были открыты училища для народа. [О его
деятельности см. 101].
Начало XIX в. стало временем проведения крупных реформ в образовании.
В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к
разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав
учебных заведений, подведомственных университетам», который определил
строение и функционирование российского образования.
По Уставу в России установилась единая система образования, к
сожалению, это законодательное решение было отменено через год. Страна была
разбита на шесть учебных округов по числу университетов, в их подчинение
переходили все учебные заведения, подведомственные Министерству народного
просвещения. Согласно этому уставу в России устанавливалось четыре типа
школ: приходские, уездные училища, гимназии и университеты.
Первые годы XIX в. известны быстрым ростом числа всех учебных
заведений. В это время открывались принципиально новые учебные заведения, в
том числе и знаменитый лицей в Царском Селе.
После Отечественной Войны 1812 года в образовании начинается
усиливаться консерватизм, особенно во второй четверти XIX века с принятием
Устава 1828 года, который еще более жестко изолировал разные ступени
образования друг от друга, жестко связав их с определенными сословиями.
Однако в это время наблюдается рост числа разных школ. Наиболее видную роль
в организации начальных школ сыграл В.Ф. Одоевский (1804-1869) [79]. В этот
же период открываются разные профессиональные школы: сельскохозяйственные,
технические, коммерческие, в том числе и высшие, например, технологический
институт, институт гражданских инженеров и др.
Таким образом, в XVIII — середине XIX в. в России сформировалась идеология
и философия нового образования; утвердилось понимание в широком
общественном сознании важности научного образования в судьбе государства и
каждого человека, по существу, сложилась определенная система образования,
состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений,
начиная с малых народных училищ, а затем приходских, и кончая университетом
и Академией. Вместе с тем новое образование (и воспитание) во многом
оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной
культуры, что нередко вело к пренебрежению отечественной культурой,
отчуждению образованных и необразованных людей и даже к перекосам во всем
строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной области.
Середина XIX в. — время коренных реформ всех сфер жизни России, в том
числе и образования. Несколько лет после 1855 г. вопросы образования
находились в центре внимания общества и государства. Результатом широкого
обсуждения стала серия Уставов, принятых в 60-е гг., которые определили
дальнейшее развитие школы России. В эти же годы сложилось мощное
общественно-педагогическое движение, которое, несмотря на периоды
затухания, начинает играть все возрастающую в судьбе образования России.
В образовании эти перемены выражались в быстрых темпах появления
разных школ, от начальных до высших, появлении массовых форм такого
образования, как народное, женское.
Начальная школа. Создаются разные типы начальных школ — в начале XX в.
их было в России до 60-ти. Главными становятся государственные, земские и
церковно-приходские школы. В 1912 г. в России учреждаются высшие народные
школы с 3-х летним сроком обучения. С 70-х гг. XIX в. стали открываться
учительские семинарии.
Средняя школа. В 60-е годы в России не только совершенствуется
классическая гимназия, но и создается реальная школа, хотя она и не
получает прав классической, реформируются средние школы разных ведомств,
духовного и т.д.
60-е гг. стали временем создания новой системы женского образования.
Ранее существовавшие, как светские, так и духовные женские заведения,
целиком реформируются, наиболее яркий пример – Смольный институт. Создается
новый тип женского учебного заведения – женская гимназия. Первую женскую
гимназию в России в 1856 году в Петербурге открыл В.И. Вышнеградский.
Особенно плодотворным в развитии средней школы России было начало XX
века. В этот период в стране функционировали самые различные школы:
государственные — гимназии, коммерческие училища, военные школы (кадетские
корпуса) и т.д.; общественные — реальные гимназии, женские гимназии и т.д.;
частные – гимназии, особенно женские, школы, училища. И практически все эти
школы дают высокий уровень образования.
В 60-е годы продолжается рост разных профессиональных учебных заведений, в
том числе и высших.
Заметный подъем в этот период переживали национальные школы во всех
районах России.
Высшая школа. В результате реформ 60-х гг. увеличиваются расходы на
высшую школу, возросло число университетов и институтов. Университеты
получили автономию. Серьезные изменения претерпело содержание образования.
В целом высшее образование развивалось достаточно быстрыми темпами,
особенно в начале XX в. По своему качеству оно соответствовало высшим
мировым достижениям. В ней работают десятки ученых с мировыми именами.
В целом, несмотря на разнообразие школ, основной тенденцией в
образовании становилась тенденция создания единой национальной системы
образования. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы образования
министра П.Н. Игнатьева, который предполагал мягкий вариант единой школы.
(Деятельность Игнатьева на посту министра поразительна: несмотря на военное
время, наблюдается быстрый рост числа всех видов школ, переход к массовому
осуществлению всеобщего народного образования, осуществлялось сочетание
усилий государства и общества в делах образования, был подготовлен целый
ряд новых учебных планов, учебных пособий.)
В этот период сложилось достаточно мощное общественное движение,
которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую
роль в судьбе российского образования.
Конец XIX – начало XX вв. были временем, с одной стороны, расцвета
российского образования, а с другой, - временем его больших потрясений. О
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|