МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

    КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВКР.

    Степень бакалавра в соответствии с Государственным образовательным

    стандартом (ГОС), ориентирована на научно-исследовательский вид

    профессиональной деятельности и соответствует первой научной степени в

    структуре непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных

    педагогических кадров.

    Научная степень бакалавра образования присваивается выпускнику

    педагогического вуза, проходящему подготовку по соответствующему научному

    направлению и выбранному квалификационному профилю на основании успешной

    защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в Государственной

    аттестационной комиссии.

    Квалификационная характеристика бакалавра по соответствующему

    направлению педагогического образования и выбранному профилю подготовки

    определена Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего

    профессионального образования [5, 6].

    Основным требованием к квалификационной характеристике выпускника

    является научно-педагогический уровень выпускной квалификационной работы.

    Выпускная квалификационная работа в настоящих методических

    рекомендациях оценивается как научный труд, полученный в результате

    проведенной бакалавром научно-исследовательской работы на завершающем этапе

    обучения.

    3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ [7-31]

    3.1. Научные основы ВКР.

    Под теоретическим базисом ВКР, выполняемой бакалавром физико-

    математического образования понимается знание основ научных исследований

    для качественной разработки ВКР, оформленной как научный труд выпускника

    педагогического вуза, по которому оценивается его готовность к будущей

    профессиональной деятельности в образовательном учреждении, в других

    отраслевых организациях системы образования (научно-исследовательских

    институтах, административных образования и т.п.) или в подразделения

    Российской академии образования (научно-исследовательских лабораториях,

    опытно-экспериментальных центрах, вычислительных центрах и т.п.).

    При изучении дисциплины «Основы научных исследований» происходит

    систематизация знаний о принципах научной работы, которые были получены

    бакалаврами в процессе освоения профессионально-образовательной программы и

    формирование теоретического базиса научного подхода необходимого для

    качественного выполнении ВКР [9, 10].

    Целью дисциплины «Основы научных исследований» является формирование

    личностно-ориентированного тезауруса «Общие сведения о науке и научных

    исследованиях». Этот курс формирует у бакалавров физико-математического

    образования профиля информатика знания, умения и навыки в области теории и

    практики основ научных исследований, т.е. науковедческих аспектов,

    необходимых для научного сопровождения технологических этапов исследований

    в процессе разработки ВКР.

    Важнейшими задачами курса являются:

    - ознакомление бакалавров с общими сведениями о науке и научных

    исследованиях;

    - обучение бакалавров методам и методологии научных исследований;

    - ознакомление бакалавров с формами и методами работы с литературой;

    - усвоение бакалаврами методики оформления результатов научно-

    исследовательской работы;

    - приобретение бакалаврами необходимых знаний в области презентации

    научно-исследовательской работы.

    Методика изучения курса «Основы научных исследований» предусматривает

    усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, приобретение

    навыков в форме практических занятий по методам научных исследований, а

    также выполнение заданий по самостоятельной работе бакалавра при изучении

    отдельных тем, подготовке докладов, научных статей, написании курсовых

    работ и рефератов.

    Условием успешного усвоения данного курса является выполнение

    индивидуальных заданий по тематике будущей выпускной квалификационной

    работы.

    Программа курса «Основы научных исследований», методика его изучения и

    тематика практических занятий, темы рефератов и вопросы для самоконтроля

    знаний, а также список необходимой литературы, приведенные в приложении 1,

    обеспечивают необходимый теоретический базис ВКР.

    3.2. Общие сведения о науке и научных исследованиях [11, 12]

    3.2.1. Наука[13, 14]

    Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов

    природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную

    производительную силу общества в результате социально-экономической

    деятельности.

    Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее

    результатов. Под особым образом познавательной деятельности понимается

    методологические и мировоззренческие принципы, обеспечивающие научный

    подход к выбору, постановке и реализации исследования. Термин наука

    применяется также и для обозначения отдельной области знаний.

    Основная цель науки – познание объективного мира (теоретическое

    отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью

    получения полезных обществу результатов.

    Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской

    деятельности общества.

    3.2.2. Научное исследование [15]

    Научное исследование – это форма существования и развития науки. Структуру

    организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех

    компонентов (Рис.1.)

    - первый - общие вопросы научных исследований (теория,

    методология и методы);

    - второй – процессы научных исследований (формы, методы и

    средства познания);

    - третий – методика научных исследований (выбор конкретных

    форм, методов и средств, эффективных для соответствующей

    области науки или отрасли профессиональной деятельности);

    - четвертый – технология научных исследований (совокупность

    знаний о процессах научных исследований и методике их

    выполнения);

    3.2.3. Научная теория [16]

    Научная теория – это высшая форма организации теоретического знания,

    представляющая собой совокупность объединенных в единую систему основных

    элементов теории (подтвержденных гипотез, понятий, суждений) в

    соответствующей отрасли (в данном случае в информатике). Критерием

    истинности теории является ее практическое подтверждение.

    Рис.1 Структура организации научных исследований

    3.2.4.Научная методология [17, 18, 19]

    Основой любой науки и, в частности, науковедения является методология,

    которая представляет собой учение о структуре, логической организации,

    методах и средствах деятельности.

    В научной литературе под методологией обычно понимается, прежде всего,

    система научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и

    способах научно-познавательной деятельности.

    Методология может быть специально-научная и философская. Специально-

    научная методология разделяется на несколько уровней: общенаучные

    методологические концепции и направления, методология отдельных специальных

    наук, методика и технология исследований.

    Философская методология определяет систему философских знаний. Частным

    способом реализации методологии на практике является метод, как система

    действий в различных видах человеческой деятельности направленных на

    достижение поставленной задачи.

    3.2.5. Научный метод [20, 21]

    Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих

    человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную,

    научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели.

    Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих

    достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных

    результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика,

    показывающая как лучше всего идти этим путем.

    3.3.Процессы научных исследований [22, 23]

    3.3.1. Общие понятия процесса научных исследований [32]

    К процессам научных исследований относят формы, средства и методы

    познания, совокупность которых составляет методику исследований конкретной

    научной области знаний, представляющий собой один из уровней специальной

    научной методологии.

    3.3.2.Постановка проблемы научных исследований.

    Процесс научных исследований, как организационная форма выполнения научно-

    исследовательской работы (НИР), определяется поставленной проблемой и может

    быть наглядно представлен моделью информационных взаимосвязей при

    выполнении этапов ВКР как особого вида НИР (Рис. 2)

    Научные исследования начинаются с постановки проблемы на основе

    обнаружения имеющихся противоречий между потребностью научных знаний об

    объекте и фактическими знаниями об объекте (процессе, явлении) которыми

    располагает наука на данный период ее развития.

    3.3.3. Выбор темы научных исследований.

    Постановка проблемы определяет выбор темы исследования, уточняет ее

    название и обеспечивает обоснование актуальности разработки.

    Для уточнения задач исследования осуществляется информационный поиск и

    также проводится научный поиск, обеспечивающий получение научных

    результатов [24, 27, 28].

    Решающее значение для научных исследований имеют интеллектуальные

    способности исследователя, его научное мировоззрение, широта научных

    знаний, системное мышление, ассоциативное восприятие, информационная

    культура, творческая активность, толерантность. Научные работники должны

    хорошо владеть психологией научной работы и грамотной организацией научных

    исследований.

    3.3.4. Обобщенная информационно-технологическая модель процесса

    научных исследований

    Таким образом, на основании выполненного анализа структурных

    компонентов и необходимых этапов проведения исследования, можно

    констатировать, что процесс научных исследований состоит из четырех

    последовательных и взаимосвязанных этапов (подпроцессов) (Рис.2).

    3.4. Методика научных исследований

    3.4.1. Общие понятия методики научных исследований [25, 26]

    Приступая к научным исследованиям необходимо выбрать методы, средства

    и формы исследования и научно обосновать методику исследования.

    Методика научных исследований это совокупность конкретных форм,

    методов и средств теоретических и прикладных исследований в определенной

    области знаний (направления профессиональной деятельности исследователя).

    Запрос практики – социальный заказ

    (постановки проблемы)

    Этап №1 Этап №2

    Этап №3 Этап №4

    Рис.2. Процесс научных исследований (структура информационных

    взаимосвязей этапов НИР)

    Методика научных исследований выбирается для решения научной задачи в

    соответствии со сформулированной целью изучения конкретного объекта

    исследований (структуры, характеристики, информационные связи и другие

    свойства объекта) с помощью научных принципов и методов познания для

    получения запланированных результатов, определяющих целесообразную

    деятельность для достижения определенного эффекта при дальнейшем

    использовании научных результатов в теории и практике (внедрение в

    производство, науку, образование и т.п.).

    3.4.2. Методическая система научных исследований [1]

    В соответствии с перечисленными этапами процесса научных исследований

    (рис.2), отраженными в обобщенной модели (выбор темы – информационный поиск

    – научный поиск - внедрение), методическая система научных исследований

    должна включать ряд частных методик, ориентированных на выполнение работ на

    каждом из указанных этапов (рис.3).

    Как ранее указывалось научные исследования начинаются с постановки

    проблемы [2], поэтому методика должна позволить вскрыть противоречия между

    имеющимися знаниями об объекте исследования, которые необходимы для

    практического решения задачи, т.е. на лицо недостаточность теоретических

    сведений об объекте исследования для получения необходимого результата

    (этап 0).

    Постановка проблемы позволяет выбрать тему исследования на основе

    методики формулирования темы и обоснования ее актуальности для решения

    конкретной задачи исследования (этап 1).

    Выбор темы, ее формулирование и обоснование актуальности разработки

    позволяет перейти к следующему этапу – информационному поиску путей решения

    проблемы на основе методики анализа литературных источников для обобщения

    имеющихся научных результатов в данной области знаний (обзор литературных

    источников и использование информационных ресурсов Internet). Результатом

    будет являться план проведения научных исследований по поставленной

    проблеме (этап 2).

    Методика научного поиска обычно формируется на основе выбора из уже

    имеющихся методик, которые ранее применялись для других объектов

    (процессов, явлений) в смежных областях или если прототип такой методики

    отсутствует, то разрабатывается новая авторская методика для решения

    задачи, поставленной в теме (этап 3).

    Среди методик научного поиска обычно выделяются две группы [2, 3]:

    - Методики теоретических исследований;

    - Методики экспериментальных исследований.

    3.4.3. Методики теоретических исследований

    Методики теоретических исследований определяют общую структуру

    теоретического исследования и методики решения главной и вспомогательной

    задач в соответствии с названием темы и поставленной проблемой.

    |Методическое обеспечение этапов научных исследований |

    | |

    |Этапы научных исследований |

    |Этап 0. Методика постановки научной проблемы на основе вскрытия|

    |противоречий между имеющимися на данный момент знаниями об |

    |объекте исследования и знаниями необходимыми для практического |

    |решения задачи, востребованной обществом |

    | |

    |Этап 1. Методика выбора темы и научное обоснование ее |

    |актуальности для развития науки и практического применения |

    | |

    |Этап 2. Методика информационного поиска путей решения проблемы |

    |и формулировка гипотезы с уточнением задач исследования, |

    |разработка плана научного исследования |

    | |

    |Этап 3. Методика научного поиска – проведение научного |

    |исследования (теоретические и экспериментальные работы) |

    | |

    |Этап 4. Методика формулирования тезисов научного положения на |

    |основе обобщения научных результатов |

    Рис.3. Методическая система научных исследований

    Теоретические исследования являются творческими, направленными на

    создание новых научных гипотез, глубокое объяснение неизученных явлений или

    процессов, обобщение отдельных явлений или процессов, обоснование стратегии

    и тактики научных исследований, а также решении других подобных задач.

    Научные исследования базируются на интеллектуальной деятельности

    (мышлении) человека – исследователя. Важнейшим элементом теоретического

    исследования является умственный труд. Существует большое количество

    методик теоретического исследования, поэтому выбор можно делать только в

    соответствии с конкретной научной проблемой (см. раздел 4 настоящих

    рекомендаций).

    Отметим некоторые принципы научного труда, в котором теоретические

    исследования составляют базисный компонент научного результата:

    1. Постоянно думать о предмете исследования. Так И.Ньютон на вопрос о

    том, как он сумел открыть законы небесной механики, ответил: «Очень

    просто, я все время думал о них». Из этого принципа следует два

    практических вывода: нельзя заниматься научной работой только на

    работе, человек должен думать о предмете своего исследования

    постоянно.

    2. Не работать без плана. При научном исследовании сначала пишется

    укрупненный план, а затем в процессе теоретических исследований его

    детализируют и корректируют.

    3. Контролировать ход работы в процессе теоретических исследований. По

    результатам постоянного контроля хода исследований осуществляется

    корректировка работ и выполняется анализ научных результатов.

    3.4.4. Методики экспериментальных исследований [2, 3, 32]

    Методики экспериментальных исследований – это общая структура,

    последовательность и приемы выполнения экспериментальных исследований.

    Экспериментальные исследования подтверждают теоретические понятия, законы,

    принципы на практике и являются базой для подтверждения достоверности

    полученных научных результатов сформулированных в гипотезе научных

    исследований по выбранной теме.

    Эксперимент и теория взаимосвязаны:

    . теория позволяет обосновывать методику эксперимента;

    . эксперимент позволяет оценить справедливость теории.

    Экспериментальные исследования состоят из трех этапов: планирование,

    эксперимент и анализ (обработка результатов).

    В подавляющем большинстве случаев эксперимент является многофакторным

    опытом. Многофакторность эксперимента дает возможность изложения его

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.