МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конфликты в педагогическом общении

    участниках конфликтов, переживаемых младшими школьниками; данные о сущности

    конфликтных ситуаций, их сценариях. И, конечно, о последствиях.

    В начальных классах состав конфликтующих достаточно устойчив и

    основными сторонами выступают ученики и учителя. Имеет место несколько

    сочетаний: конфликты, с одной стороны - слабо успевающими школьниками и

    детьми с высокими показателями в учебных успехах, авторитетными и

    неавторитетными, мальчиками и девочками, группами мальчиков и девочек. С

    другой - учителя различного уровня квалификации и степени мастерства. Среди

    них - очень авторитетные, деспотичные, средние по ученическому рейтингу и

    большие мастера педагогического дела. Заметно превосходство в числе

    конфликтующих составляют сильные учителя начальных классов. Количество

    учащихся начальных классов, оказывающихся в конфликтных отношениях с

    учителями по их успеваемости и авторитету в коллективе представляется в

    равной пропорции. Из этого следует, что та часть педагогов, стиль работы и

    практика общения с учащимися которых сопровождается конфликтами (напомним,

    они составляют приблизительно половину) включает все типы по рейтингу

    степени их профессионализма.

    Анализ и обобщение конфликтных происшествий в начальных классах по

    содержанию и сценарию можно условно разделить на три группы: дидактические,

    этические и прочие. Для получения по возможности реальной картины сценариев

    конфликтных столкновений обратимся к сжатому их описанию. После

    своеобразной их «инвентаризации можно перейти к обсуждению, комментариям,

    выводам.

    1. Конфликты дидактического характера

    Стрессогенные события в процессе обучения младших школьников по

    существу не отличаются многообразием. Доминирует три группы взаимоотношений

    ученик-учитель,, где возникают психотравмы школьников. Происходят они на

    уроке и касаются не методики в ее собственном значении, а поведения

    учителя, т. е. его тактики, стиля, реакции на поступки учащихся. Сильнее

    всего на психику учащихся влияют в негативном плане происшествия, вызванные

    приемами дисциплинирования младших школьников. Можно составить своеобразный

    инвентариум подобного рода примеров.

    - Все шумят, а удаляется из класса только один ученик.

    - Чтобы пригласить родителей к учительнице по поводу успеваемости их

    детей, у мальчиков отбирают портфель, шапку.

    - Ставят на ноги за парту надолго за мелочь.

    - Не разобравшись в мотивах строго наказывают девочки дома несчастье,

    а ее за опоздание на урок при всех стыдят.

    - Виноваты в нарушении порядка на уроке двое, а наказывают одного из

    них, явно не симпатичного учителю.

    - Новичок по неосторожности разбил в классе окно, за это одно

    учительница клеит ему ярлык недисциплинированного.

    - Пропадают в классе деньги из сумки учительницы, устраивается

    повальный обыск, а деньги никто не крал. Они в другом месте.

    - Весь класс не выучил стихотворения. Учительница предложила всем

    одеться и идти за родителями.

    - Снижают оценки за дисциплину на уроке развеселившимся ученикам.

    - Организуют следствие по поводу вырезанного на крышке стола в классе

    портрета школьника.

    - Наказывают упражнением встать-сесть» за негативное поведение на

    уроке, но оно не делает учеников дисциплинирпованнее.

    - Во время субботника в классе все так старались, но невзначай

    раздавили стекло. Все хорошее не принимают во внимание, а класс получает

    строгое внушение от директора и учительницы.

    - Учительница, обнаружив в тетради повторные ошибки, имела привычку

    рвать тетрадь и комментировать это повышенным тоном.

    - При попытке удалить недисциплинированного ученика из класса, встретив

    его нежелание подчиниться, учительница нервно и громко комментирует это

    событие.

    - Не разобравшись в причине ссоры двух групп учащихся, наказывают обе,

    в то время как одна из сторон была абсолютно права.

    - Пересаживают мальчиков и девочек, оказавшихся за одним столом, в

    разные места и вслух мотивируют это тем, что им еще рано сидеть так близко

    и надо одному из них лучше учиться, чем искать близости к однокласснице.

    - Ставят ученика в угол перед классом надолго, до двух уроков.

    - Рассерженная учительница выхватывает у ученика ручку и бросает ее на

    пол.

    - Под предлогом отсутствия у ученика старательности, вслух заявляют о

    своем отказе работать с ним.

    - Не разобравшись, обвиняют ученицу в подсказках, которых не было, и

    удаляют с контрольной работы из класса.

    - Удаляют ученика, из класса, одновременно выбрасывая его портфель. А

    выкатившиеся из него посторонние предметы (шарики, колесики и еще что-то)

    забирают себе...

    В каждой иллюстрации, взятой из практики, налицо конфликтующие и

    свидетели конфликта. Есть основание думать, что следы нервных переживаний,

    вызываемых этими и подобными столкновениями между детьми и их наставниками,

    имеют неодинаковые последствия. Острее переживают столкновение сами

    конфликтующие и, конечно, прежде всего школьники. Что касается свидетелей,

    то их реакция, вероятно, индивидуальна. Сила психического переживания

    определяется как объективными причинами, т. е. законами и механизмами

    восприятия человеком человека, конформности, значимости для малыша

    наблюдаемых событий, так и множеством индивидуальных различий наблюдающих

    за подобного рода происшествиями.

    Вторую группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют

    поступки учителей, которые могут объединяться термином «дискриминация» по

    отношению к учащимся. Формы их проявления не отличаются разнообразием.

    Поэтому не сложно каждому студенту в процессе формирования своего

    педагогического профессионализма составить на этот счет своебразные кредо,

    самозапреты. Как далее можно увидеть, дискриминационные формы общения

    учителей начальных классов с детьми достаточно живучи. И это особенно важно

    для тех, кто намерен сократить или исключить из своего стиля работы с

    малышами психотравмирующие формы общения. Обратимся к форме инвентариума и

    приведем ряд иллюстраций, которые почерпнуты из практики.

    - Делят учеников на способных и неспособных. Открыто говорят об этом

    при всех учащихся. Предрекают неспособным второгодничество.

    - Отличникам дают поручения. Остальные оказываются свидетелями их

    успешной работы.

    - Часть учеников называют по имени, часть по фамилиям, подчеркивая этим

    свое неуважение и отчуждение к тем, кто не нравится.

    - Чрезмерно хвалят успевающих и дисциплинированных учащихся.

    - При ссорах отличников и остальных наказывают неотличников.

    - Во внеурочное время беседуют о разных вещах преимущественно с

    отличниками и хорошо успевающими. С остальными и особенно с теми, кто по

    успеваемости слаб, держатся сухо.

    — Превозносят отличников, ставят рядом неуспевающих. Последним

    предсказывают серое будущее.

    - Снисходительно комментируют факты невыучеиных уроков отличниками и

    наказывают за это же слабоуспевающих учащихся.

    Необъективность во всем по отношению к школьникам с неодинаковыми

    успехами в учебе.

    - Автоматически ставят высокую оценку за слабую успевамость по

    рисованию отличникам по другим предметам.

    - Не открыто, но явно больше отдают себя хорошо успевающим ученикам.

    Остальные не чувствуют педагогической теплоты.

    - Дети учителей пользуются послаблением, благодаря взаимной

    солидарности «педагогинь-мамочек».

    - Из-за плохого зрения ученика сажали за первый стол, и это заметно

    раздражало учительницу. Видно, что она не хотела с ним возиться.

    Очень трудно найти позицию в общении с учениками, вызыающими у педагога

    естественные чувства симпатии и антипатии. Еще А. С. Макаренко выступал

    против тактики «ровного голоса» по отношению к учащимся. Нельзя

    игнорировать и известные в теории педагогики принципы индивидуального

    подхода к личности школьника. Профессионально естественным считается

    неодинаковые отношения учителя к учащимся с разными способностями и

    трудолюбием, характером и даже внешним видом, не говоря уже о поведении и

    культуре вообще. И в то же время следует считаться с травмами, которые

    наносятся психике младшего школьника со стороны учителя, если он игнорирует

    болезненные переживания ребенком фактов дискриминации.

    Третью группу дидактических конфликтов образуют события, происходящие в

    ситуациях оценки успеваемости младших учащихся. Студенту уже в период

    подготовки к школьной практике следует основательно продумать свою тактику

    в этом деле. Что же вызывает наибольшие нервные переживания при оценке

    учителем знаний и умений на уроке?

    - Допускается двуличие в оценке, когда в тетради ставят «З», а в

    журнале - «4».

    - Оценивают устные ответы и письменные работы несправедливо.

    - Завышают оценки по просьбе родителей, по знакомству с ними.

    - Занижают оценки новичкам, чтобы продемонстрировать свои якобы более

    высокие требования к знаниями по предмету.

    - Неравномерны требования к ответам. Нередко они зависят от настроения

    учительницы и непонятно от чего-то еще.

    - Могут ставить оценки по инерции:предыдушие отметки «5» влияют на

    последующие.

    - Не принимают во внимание старательность, с которой выполнены

    практические задания.

    - Ставят двойку за неумение рисовать, которому еще не научили.

    - Снижают оценку за грязные записи в безупречно по содержанию

    выполненной контрольной работе. Ученик никак не может понять, почему

    правильно выполненная работа получает заниженную оценку.

    - За одинаковые ошибки в диктанте выставляются разные оценки. Ученики

    приходят к выводу, что у учительницы есть «любимчики».

    Есть основание подчеркнуть несколько причин недоразумений возникающих в

    ситуации оценивания успехов учащихся на уроке. Одна из них — это отутствие

    строгих единых критериев и измерителей уровня знаний учащихся, особенно по

    гуманитарным дисциплинам. К этому следует прибавить зависимость оценки,

    которая формируется в сознании учителя, от его состояния, настроения,

    подготовленности к восприятию, внимания к ответу ребенка на вопросы, к

    тексту письменной работы и др. Наконец, существует негласное правило

    использовать оценку как стимул познавательной активности, старательности

    ребенка. И еще одна тонкость ситуации оценивания - гибкость использования

    самого результата и трудоемкости его достижения со стороны ученика. Бывают

    такие случаи, когда мальчик или девочка проявили титанические, не

    свойственные для себя усилия над выполнением задания. И в подобной ситуации

    их результат может казаться всем ниже, чем результат отличника, обладающего

    превосходной памятью и способностью без особых усилий осваивать материал.

    Именно тут и возникает впечатление о несправедливости оценок учителя.

    Резюмируя приведенные факты и комментарии, подчеркнем главное -

    профессиональную значимость осознания студентом сложности и

    труднопредсказуемости последствий ошибок при проверке учебных успехов

    учащихся младшего возраста. Необходимость максимального аналитического

    внимания к процедуре контроля успеваемости.

    Среди прочих конфликтных ситуаций в условиях дидактических

    взаимодействий учителя с младшими школьниками встречаются такие, как

    служебная недисциплинированность учителя, наблюдаемая его подопечными,

    пренебрежение к отстающим, демонстративное потакание школьникам, чьи

    родители имеют ту или иную форму власти над учителем, публичное посрамление

    ученика за дурные привычки (грызет ногти, шмыгает носом, уходит в себя) и

    пр.

    2. Конфликты этики

    Переходим к наиболее стрессогенным конфликтным ситуациям, которые

    граничат с фактами профессиональной слабости и даже непригодности человека

    выполнять функции учителя младших школьников вообще. Классификация грубых

    нарушений педагоги ческой и человеческой этики учителей начальных классов

    дает основание выделить прежде всего типы проявлений бескультурья педагога,

    его бестактности, оскорбительного обращения к малышам. Крайний ряд

    конфликтных ситуаций составляют факты жестокости и криминальных форм и

    поступков учителя в обращении с учащимися.

    Именно в таком порядке можно будет представить фактический материал,

    взятый из практики путем экспертизы отдаленных последствий учительского

    произвола в начальной школе. Хотелось бы предупредить студентов от ошибки

    переноса конкретных фактов на всю систему дидактики младшего школьного

    возраста. Дело в том, что в обзор конфликтных ситуаций включены реальные

    события без статистического их представления. Может возникнуть

    неправомерное расширение их частоты. И тогда вся система обучения младших

    школьников предстанет в мрачном свете. Продумывая факты непедагогического

    поведения учителей начальных классов, следует помнить, что мх состав дан в

    перечислительной форме. Следовательно, в общий перечень могут попасть

    редкие случаи и, возможно, уникальные. Тем не менее будущему учителю

    следует учесть и единичные факты аномалий.

    Одним из источников анализа конфликтных событий в начальной школе могут

    служить и собственные воспоминания студента о той поре своего школьного

    детства. Вообще можно допустить мысль, что изучение данных этого ученика

    может стимулировать воспоминания студента и поиски подобных или близких

    столкновений, свидетелем или участником которых он оказывался, будучи

    учеником начальных классов.

    Обратимся к конкретным эпизодам учительской бестактности в обращении с

    младшими учащимися и окунемся в реальные события школьной действительности.

    1. Учительница с широким набором проявлений бестактности:

    несдержанность, грубость, отсутствие гибкости; малейшее нарушение порядка

    вызывает у нее бурю гнева, по любому поводу вызывает родителей, абсолютное

    невнимание к чувствам ученика, никогда не благодарит даже если ученица

    подняла с пола ее очки, неуважение к детям. И в то же время - заискивание

    перед директором.

    2. Эпизоды проявления бестактности и грубости:

    - приходят в возбужденное состояние из-за невыполненных домашних

    заданий и обзывают учеников оскорбительными словами;

    - интересуются на уроках неблагополучными семейными делами, спрашивают

    о разводах родителей, употреблении ими спиртных напитков;

    - преувеличивают тяжесть поступка учеников: девочка забыла дома галстук

    и получила от учительницы при всех замечание в форме: «вот такие ученицы

    позорят нашу школу». Ученица проплакала весь урок;

    - в ответ на желание ученицы читать стихи на утреннике к 8-му марта,

    последовал отказ и поручение тому, кто не хочет, но умеет читать лучше;

    - для выяснения, кто бегал по окрашенному полу, всех разули и

    предложили поставить обувь вверх подошвами возле себя;

    - удаляют из класса, сопровождая это сильными криками;

    - учитель, заметив подаренные девочке духи одноклассником, высмеял его

    перед всеми. Тот со слезами выбежал из класса;

    - учительница собрала всех девочек класса и объяснила, как неприлично

    ходить в кино по приглашению мальчика, купившего билет за свой счет;

    - третьеклассникам рассказали о том, какие нехорошие у них родители:

    пьянствуют, не следят за детьми. Девочка, мать которой отнесли к подобного

    рода дурным родителям, плакала и возражала, говоря, что ее мать хорошая;

    - после обнаружения ошибки в тетради ученицы учительница сказала:

    «ничего путевого из тебя не выйдет»;

    - комментируя сочинение «Моя мама», учительница, которая была в плохих

    отношениях с матерью девочки, сказала: «Твоя мама недостойна такой хорошей

    оценки»;

    - в ответ на невыполненное задание учеником, отец которого пил и ушел

    от семьи, учительница заявила: «Ну, конечно, отец тебя всем обеспечивает.

    Зачем тебе учиться.»;

    - обсуждают при всех неполадки в семье отдельных учащихся;

    - грубо высказываются по поводу комплекции ученика;

    - первого сентября на третьем уроке девочка под партой ест пирожок.

    Учительница высмеяла ее перед всеми и поставила в угол;

    - учительница, обнаружив у двух девочек на уроке записки «Люда + Витя»,

    «Оля + Коля» провела расследование, кто же эти Витя и Коля. Расплакавшиеся

    авторы записок не могли ответить на вопросы, т. к. Витя и Коля были ими

    выдуманы;

    - учительница на уроке, обнаружив двух учениц с челками, закрывающими

    лоб, ставит их перед классом, стыдит и выгоняет с предложением очистить лоб

    от челок;

    - ученик нечаянно испачкал тетрадь отличника, за что учительница

    обвинила его в зависти, будто ему такой чистой тетради не вести никогда;

    - в ответ на незначительное нарушение дисциплины учительница заявила,

    что этому мальчику никогда не «светит» быть настоящим человеком, а быть ему

    пьяницей, как его отец;

    - у второклассника не было отца, и он поэтому не мог ответить на вопрос

    учительницы, как его отчество. Та стала выспрашивать, за что отец оставил

    семью;

    - учительница передразнивала произношение учеников;

    - ученица не подготовилась к уроку и сказала об этом наедине

    учительнице, сославшись на неблагополучную обстановку в семье. Позже, когда

    эта ученица слабо отвечала на вопрос, учительница сказала: «Что опять у

    тебя дома... ?» при всех;

    - учительница накануне праздника 23 февраля поручила ученикам (3 класс)

    поздравить своих отцов с праздником, добавив «пока они не пьяные»;

    - учительница, замети» что второклассник провожает девочку домой и

    несет ее портфель, спросила, получили ли они квартиру, раз мальчик идет в

    другую от своего дома сторону; - слабоуспевающий мальчик благодаря помощи

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.