МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конфликты в педагогическом общении

    реализацию мер, где главным действующим лицом выступает сам человек.

    Активное участие индивида в коррекции образа жизни и поведения составляет

    основу психологической профилактики психотравм. К числу ведущих

    профилактических мероприятий относят а) психопрофилактику до- и

    послеродового периода, упорядочение межличностных отношений, обеспечение

    групповой совместимости в семье, установление совместимости в учебно-

    воспитательном коллективе, научную организацию труда, устранение

    перенапряжения, переутомления, ликвидацию профессиональных вредностей,

    психологическую подготовку к нейтрализации стрессоров, дезактуализацию

    стрессоров. К числу педагогических условий можно отнести воспитание

    адекватного обстоятельствам уровня притязаний личности, создание

    психологически здоровой атмосферы в референтной группе индивида,

    использование психологических ценностей взаимообогащения в коллективной

    деятельности.

    Медицинская профилактика пограничных нервно-психических расстройств, в

    свою очередь, может реализоваться благодаря таким мероприятиям, как система

    психического оздоровления и пропаганды основ медико-стрессологи ческих

    знаний среди населения и особенно среди учащихся и педагогов. Разработан

    довольно разнообразный комплекс первичной медицинской профилактики

    невротических расстройств. К ним относятся проведение массового методически

    продуманного психо-гигиенического просвещения с учетом возрастных и

    половых особенностей групп населения. Медицинские рекомендации по

    поводу выбора видов активного отдыха и организованного досуга.

    В число профилактических мероприятий на уровне пожеланий и медицинских

    предписаний относятся и такие, как тщательное наблюдение за беременными

    женщинами, предупреждение возникновения невропатий, содействие ликвидации

    внутрисемейных конфликтов и другие.

    В настоящее время в теории и практике педагогики накоплен значительный

    запас фактов и наблюдений для попытки ставить вопрос об оформлении

    теоретического направления - педагогической конфликтологии, как

    самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема

    педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое

    место во всех науках как социальных, так и технических. Там, где понятие

    конфликта и не обсуждается, фигурируют его терминологические аналоги:

    «противоречие», «антагонизм» и другие.

    Следуя принципу синергического рассмотрения проблемы конфликтов в

    педагогическом труде и учитывая всепроникающий характер этого феномена

    человеческой деятельности, подойдем к понятия конфликта со стороны его

    трактовки в различных областях знаний. Как же определяется понятие

    «конфликта» в различных науках?

    Конфликт по словарю С. И. Ожегова - столкновение, серьезное

    разногласие, спор. «Советский энциклопедический словарь» (1984) это же

    понятие определяет почти так же, т. е. как столкновение сторон, мнений,

    сил. В «Философском энциклопедическом словаре» (М. 1983) понятия «конфликт»

    не включено в состав лексических единиц. Его эквивалент - «противоречие» -

    определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и

    тенденций, предметов и явлений. Термин «конфликт» применяется лишь для

    обозначения острых враждебных столкновений классовых интересов,

    противоречий

    В «Логическом словаре» Н. И. Кондакова (М. 1975) определение

    рассматриваемого понятия почти полностью совпадает с приведенными выше.

    «Конфликт» - это столкновение противоположных сторон, взглядов, мнений,

    стремлений, интересов, сил. Далее тут же говорится, что конфликт означает

    разногласия, серьезный спор с далеко идущими осложнениями.

    «Социологический словарь» (М., 1991) дает толкование социального

    конфликта. Авторы определяют социальный конфликт как «предельный случай

    обострения социальных противоречий». В «Кратком политическом словаре» (М.,

    1988) определение конфликта в буквальном словесном сочетании повторяет то,

    что указано выше. Наконец, в словаре «Эстетика» (М., 1989) интерпретируется

    понятие «художественного конфликта». Оно определяется как прямое или

    опосредствованное отражение искусством жизненных противоречий.

    В целях дальнейшего приближения к понятию «педагогического

    конфликта»целесоо6разно рассмотреть его толкование на наднаучном уровне.

    Интерес представляет собой работы, посвященные теории

    конфликта. Не вдаваясь в подробности, подчеркнем ее основные положения

    в тезисной форме.

    Социальный прогресс неразрывно связан с конфликтами и их разрешением.

    «Конфликт — это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и

    зло» //. Если природа, по мнению Эйнштейна, сложна, но не злонамеренна, то

    с конфликтами дело обстоит иначе. Конфликтующие силы могут быть

    злонамеренными, доброжелательными или нейтральными. Как отмечают авторы

    известной научной монографии «Введение в теорию конфликта» //, современная

    наука не идет дальше прагматично узкого или декларативного освещения теории

    конфликтов. Конфликт как социальный или технический феномен присущ сложным

    системам. Конфликтность и слабопредсказуемость — существенное свойство

    сложных систем. Следовательно, рассмотрение конфликтов в педагогической

    сфере имеет смысл только тогда, когда они анализируются как атрибут

    функционирующей и развивающейся педагогической, дидактической,

    управленческой н других систем. А такие параметры систем, как слабая

    предсказуемость отдаленных последствий, может быть с полным основанием

    отнесена к образовательно-воспитательной системе, системе работы школы,

    вуза, института повышения квалификацни педагогов.

    Специалисты по теории конфликтов считают возможной при исследовании и

    управлении конфликтами их метризацию. Конфликт определяется как «способ

    взаимодействия сложных систем». Он может служить фактором разъединения и

    объединения конфликтующих сторон. Конфликты двух систем могут приводить к

    образованию надсистемы, которая представляет собою новую целостность. В

    управлении системами, вступающими в конфликт, существенное значение имеет

    дефицит информированности конфликтующих о состоянии друг друга. Важнейшим

    гносеологическим инструментом могут служить системные модели, которые могут

    строиться на уровне их генерализации, сложных конструкций при возможности

    их экспериментальной проверки. Одним из типичных социальных явлений,

    социальных конфликтов выступает столкновение между нормативными

    предписаниями и реальным положением дел. Приведем еще несколько утверждений

    теоретиков конфликта.

    1. Конфликт - главный имманентный фактор прогресса.

    2. Возрастает число крупномасштабных конфликтов, требующих эффективного

    решения в сжатые сроки.

    3. Конфликтно есть нечто исключительное. Это не конфронтация. Это

    способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем. Т.

    е. вполне нормальное явление.

    4. Понятийный аппарат К. включает такие периферийные термины, как

    «качество», «эффективность', «процесс», «сила». К ним примыкают специальные

    понятия из социальных, психологических,

    технических наук.

    5. Конфликт может нарушать порядок, поддерживать порядок,

    устанавливать новый порядок.

    6. Современная концепция конфликтов охватывает сферы: ноосферу,

    биосферу, акосферу, техносферу, живую и неживую материю.

    7. Предлагаются два пути системного исследования конфликта с

    применением математического аппарата. Первый предполагает описание

    взаимодействия систем в общем виде с учетом всех существенных факторов.

    Зафиксировать характеристики конфликтующих сторон, причины, механизмы, ход,

    исход конфликта. В результате образуются крупные модели, дающие

    многоплановый результат. Второй путь исследования конфликта представляет

    собой проникновение аналитика в предварительно выделенные факторы конфликта

    и построение простейшей модели для оценки весомости причин и последствий

    столкновения.

    8. Конфликт означает борьбу за достижение конкретных целей

    конфликтующих сторон. Существуют общие законы, на основании которых

    развиваются процессы противоборства.

    9. Проблема конфликта раскрыта в обширной научной литературе, однако,

    как подчеркивают авторы аннотируемого источника по теории конфликта,

    единого согласованного и общепринятого определения конфликта не существует.

    10. Конфликты, даже будучи типовыми, всегда ситуационны и

    уникальны.

    11. Конфликт - сложная система противоборства со слабо предсказуемым

    поведением конфликтующих.

    12. В условиях научно-технического прогресса происходит изменение

    эргатических систем, («эргатическая» означает единство индивида социума и

    техники). Некоторые специалисты по конфликтологии считают, что и в человеке

    имеют место явления эргатичности поведения и мышления.

    13. Важнейшим фактором формирования единой генерализованной модели

    конфликта является информативность процессов и явлений в условиях

    конфликтного взаимодействия. Определенное значение для понимания конфликтов

    в педагогических системах имеют теоретические описания социальных

    конфликтов. Один из вариантов моделирования социальных конфликтов дан в

    комментируемой монографии. Авторы выдвигают в качестве конфликтующих систем

    ситемы действий «функционеров», «интеллектуалов», «руководителей». Основным

    полем противоборства назван «бюрократизм» этих трех категорий

    взаимодействующих лиц. Социальный конфликт протекает в трех сферах:

    индивидуальной, общественной и технической. Если между критериями всех

    трех сфер наступает единство, конфликт исключается.

    Таковы основные характеристики конфликтов с точки зрения теоретиков

    конфликтологии. Для того, чтобы опуститься на землю со столь абстрактных

    высот отражения противоборства систем как естественной формы их

    жизнедеятельности, можно воспользоваться известными приемами модальной

    логики и наложения выше приведенных концептуальных утверждений о сущности

    конфликта на педагогические системы, предметы, объекты. В результате можно

    получить ответ на вопрос, является ли выдвинутая модель конфликта

    универсальной и работает ли она при, попытке описать педагогические

    конфликты.

    1.3. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах.

    Возрастные особенности младших школьников излагаются, как известно, в

    вузовских курсах педагогики и, главным образом, возрастной и педагогической

    психологии. Поэтому отметим только те строго установленные истины, которые

    необходимы для верного толкования конфликтных ситуаций, участниками которых

    является контингент младших учащихся общеобразовательной школы. Для

    школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность

    эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких

    потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная

    переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности

    психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний

    учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм

    давления на него под предлогом, что все будет забыто. Лишь бы привести

    поведение или сознание его в сиюминутно требуемое состояние.

    Еще одна психологическая истина состоит в том, что для детей начального

    школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и

    прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой

    взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее

    потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с

    переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя

    ребенок получает противоположное.

    Из теоретических положений по конфликтологии отметим несколько

    педагогически значимых разъяснений. Конфликтующими сторонами. могут быть

    все участники учебно-воспитательного процесса. В том числе и родители

    школьников, руководители методических служб и управленческого аппарата. По

    характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными,

    непредсказуемыми. Это наиболее опасный вариант конфликта, т. к. здесь

    требуется безошибочная реакция педагога в условиях дефицита времени. Именно

    в подобных случаях импровизация часто подводит учителя, и последствия

    внезапных столкновений с непродуманными реакциями со стороны учителя могут

    оказаться болезненными.

    Кроме внезапных происходят и такие конфликты, характер и протекание

    которых типичны. Здесь в опыте учителя обычно уже имеются более или менее

    отработанные сценарии реагирования. Остается лишь откорректировать их в

    связи с данной ситуацией.

    Наконец, в поле зрения учителя должны быть ситуации, где предстоит

    создать направленный конфликт, вовлечь своих подопечных в его разрешение и

    этим обеспечить продвижение вперед. Прежде чем перейти к освещению

    конфликто-стрессогенных ситуаций в учебно-воспитательном процессе начальной

    школы, обозначим основные содержательные блоки. Ответим на несколько

    вопросов: а) какова частота конфликтов в работе учителей с младшими

    школьниками, 6) между кем реально возникают конфликты, в) каково содержание

    конфликтных ситуаций, г) интерпретация последствий конфликтно-стрессогенных

    происшествий в жизни начальных классов общеобразовательной школы.

    Сравнение частоты возникновения стрессогенных конфликтных ситуаций в

    младших, подростковых, старших классах позвляет сделать заключение о том,

    что 'младшие школьники существенно реже своих старших товарищей оказываются

    вовлеченными в события конфликтного рода. Можно назвать статистически

    постоянную при массовом опросе бывших школьников относительно сохранившихся

    в памяти на всю жизнь конфликтных столкновений в период обучения в

    начальной школе. Около половины опрашивамых не могут назвать ни одного

    конфликтного события, которое бы оставило в их памяти неприятный знак,

    негативно сказавшийся на облике их бывшей учительницы.

    Высказывания на эту тему выражаются в формах, которые нельзя не

    воспринимать как профессионально поучительные для студентов, которым

    предстоит быть участниками, организаторами разноплановых событий с нервными

    их переживаниями той и другой стороной.

    Ретрооценки учителей, работающих бесконфликтно:

    - первая учительница была идеальной

    - остается образцом педагога, к которому хотят стремиться всю жизнь

    - никаких промахов, учительница-идеал

    - принимали безоговорочно как образец

    - самые хорошие воспоминания об уроках учительницы младших классов

    - вспоминается только хорошее

    - исключительно опытная, мастер своего дела

    - сохранились самые светлые и радостные воспоминания

    - за четыре года сменилось семь учительниц, все были прекрасными людьми

    - ни разу при мне не было ни одного промаха учительницы начальных

    классов

    - любили учительницу очень и помним до сих пор

    - учительницей была мама, ее очень любили

    - конфликтов не было, авторитет учительницы был настолько высок, что

    каждое ее слово было для нас законом

    - конфликтов не было, ибо учительница пользовалась непререкаемым

    авторитетом среди учащихся и родителей

    - была богом, лишенным каких-либо недостатков...

    Как видим, основу ретрооценки учителей начальных классов составляет как

    бы нерасчлененный немотивированный облик человека, который встретился в

    школе впервые. Вместе с тем обращает на себя внимание та часть оценок, где

    они сопровождаются мотивированием, обоснованием. К мотивам высшей оценки

    профессионализма учителей, способных работать без травмирующих конфликтов,

    отнесены такие, как прекрасный человек, хороший педагог, интересная

    личность, заботливая к детям, по-матерински ласковая, научила чувствовать

    локоть товарища, не оставляла без внимания отстававших, сдружила учеников,

    проявляла строгость и справедливость, была тактичной.

    Редко, но встречались факты, когда у идеального учителя его учащиеся

    находили недостатки: много внимания уделяла своим нарядам и внешности;

    очарованные ее красивой одеждой и внешностью, ученицы нередко плохо слушали

    объяснение; часто хвалила успевающих и упрекала учащихся с меньшими

    достижениями в знаниях, допускала вспыльчивость и переход к крикливому

    тону.

    Можно предположить, что многие конфликтогенные столкновения остались в

    стороне от наблюдений и переживаний. Что-то исчезло из памяти по другим

    причинам. Но для профессионального мышления будущего учителя важен факт

    возможности такой атмосферы взаимодействия с малышами в школе, когда

    господствует психологическая уравновешенность и психические травмы не

    допускаются принципиально. К этому следует добавить еще один вывод из

    фактов существования бесконфликтных взаимоотношений учители с младшими

    школьниками. Вывод о возможность каждого будущего учителя выдвинуть

    собственную цель и построить модель своего педагогического профессионализма

    по образцу учителей, о которых шла речь.

    Перейдем к освещению конфликтогенных событий, следы которых остаются в

    сознании школьников надолго, на всю жизнь. В результате научной обработки

    фактографических сведений конфликт ные ситуации в учебной деятельности

    первой ступени общего образования открывается возможность подойти к теме с

    нескольких сторон. Существенное значение для осознания всей картины

    конфликтно-стрессовых событий имеют такие группы фактов, как сведения об

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.