МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конфликты в педагогическом общении

    плана, вы в этом упражнении не нуждаетесь. В заключение еще два совета: а)

    если вам предстоит осветить несколько самостоятельных вопросов, обязательно

    выпишите в конспект (план) «формулы перехода» типа: «Не менее важным нам

    представляется остановиться на...»; б) все-таки конспект не оставляйте

    дома: пусть он лежит где-нибудь рядом на кафедре. Он вам не понадобится, но

    так будет спокойнее».

    Упражнения первой группы проводятся таким образом, чтобы охватывались

    различные элементы педагогического общения. Постепенно вводятся

    синтетические упражнения, в которых взаимодействуют отдельные элементы,

    отработанные ранее, а также упражнения из второй группы целостного

    педагогического тренинга.

    Второй цикл тренинга—обучение целостному процессу педагогического

    общения.

    В этой группе упражнений можно выделить две большие подгруппы.

    1. Действия в типичных ситуациях: упражнения на развитие умений

    наблюдать, выделять главное и существенное, вдумчиво подходить к оценке,

    анализу и решению любого педагогического факта; упражнения на действия в

    типичных педагогических ситуациях сообразно условиям педагогической

    деятельности.

    Наблюдение за работой учителей. Пронаблюдайте за тем, как ваш коллега

    учитывает особенности восприятия познавательного материала учащимися

    данного возраста на уроке, как он использует запланированные методы.

    Проанализируйте логику решения целей урока, какие приемы общения

    использует учитель и насколько они адекватны методике преподавания и

    методической структуре воздействия в целом.

    Сравните план урока и процесс его непосредственного развития, найдите

    отклонения, определите, насколько соответствует 'запланированным методам

    система общения на уроке. Попытайтесь определить стиль общения педагога с

    классом и степень управления им педагогическим общением.

    Попытайтесь определить настроение учителя на уроке и его возможности в

    управлении своим самочувствием.

    Попытайтесь определить элементы целесообразного педагогического

    переживания в общении на уроке.

    Эти наблюдения проводятся непосредственно в школе, но можно

    использовать и специально отснятые кинофрагменты. В этот же раздел мы

    включили занятия по развитию навыков педагогической наблюдательности,

    педагогического зрения и внимания при наблюдении. Можно проводить все эти

    упражнения в одном и том же классе, так как лучшее знание учащихся поможет

    понять целенаправленность действий учителя, способствует устранению шаблона

    в педагогической деятельности. Полезно посещать уроки разных учителей. Это

    дает возможность выявить особенности «педагогического почерка» учителя, его

    творческую педагогическую индивидуальность.

    Тренировка педагогической наблюдательности.

    Определите эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии

    изображены различные эмоциональные состояния— удовольствие, смущение при

    затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи,

    хитрости, розыгрыша и т. п.); определите эмоциональное состояние детей с

    помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к

    снимкам; определите эмоциональное состояние группы детей, эмоциональное

    состояние класса во время урока, эмоциональное состояние отдельных

    учащихся. Сопоставьте свои наблюдения с информацией классного руководителя.

    Выявление и решение педагогической задачи:

    а) Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты,

    требующие вмешательства учителя. Например, наблюдая за учеником Н.,

    зафиксируйте все случаи, когда он отвлекался, когда работал наиболее

    интенсивно.

    Пронаблюдайте за активностью учащихся при объяснении нового материала.

    Постарайтесь по их внешнему виду определить,. как они усвоили новый

    материал. Все ли учащиеся работали одинаково активно? Кто был менее

    активен, на каких этапах урока? Соответствуют ли план урока и методика

    возможностям данного класса?

    б) Развитие умений оценить свои действия. Какие ваши действия привели к

    разрешению (неразрешению) педагогической задачи? Проанализируйте свои

    запланированные и импровизационные действия на уроке, приспособления,

    использованные при общении. Выделите положительное и спорное в вашей

    методике педагогического общения. Дайте целостный коммуникативный анализ

    урока (стадии общения, система приспособлений, решение неожиданно

    возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответствие стиля

    общения состоянию класса, опора на коммуникативную атмосферу предыдущего

    урока и т. п.).

    Проследите, всегда ли методика педагогического воздействия

    соответствует структуре вашего общения с классом.

    в) Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении.

    Упражнения могут выглядеть так: на уроке установите, отвлекался ли ученик

    Н., когда и почему? Вовремя ли вы обратили внимание на этого ученика и

    какими способами решили возникшую задачу? Чувствовалось ли соответствие

    педагогической и коммуникативной задач? Чем вы руководствовались в выборе

    способов воздействия? Можно ли было предотвратить возникшую задачу и как?

    Существуют ли другие способы решения данной педагогической задачи? Какие?

    Обоснуйте их.

    г) Решение педагогических задач с целевыми установками. Участникам

    предлагаются конкретные педагогические ситуации, ставится цель

    проанализировать причины их возникновения и ответить на вопрос, как бы они

    вели себя в аналогичной ситуации'. Особое внимание следует обратить на

    развитие умений найти и сформулировать педагогическую задачу, представить в

    общем виде ее решение, разделить ее на более частные подзадачи, найти

    оптимальный вариант решения.

    Более усложненными упражнениями являются инсценированные педагогические

    задачи:

    — сделайте замечание ученику;

    — поговорите с учеником, не выполнившим домашнее задание}

    — сделайте короткое внушение нарушителю дисциплины;

    — прокомментируйте какую-либо отметку.

    Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации,

    формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального

    благополучия в процессе педагогического общения.

    д) Действия учителя в предлагаемых обстоятельствах. Например, спрашивая

    ученика Н., вы выяснили, что домашнее задание он выполнил недобросовестно.

    После школы он остается один. Мать работает. Отец в длительной

    командировке. Выберите систему коммуникативного воздействия.

    Для выбора педагогической ситуации можно использовать ранее указанные

    педагогические задачники, а также материалы уроков, педагогической и

    художественной литературы, детских и юношеских фильмов.

    Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах предполагают, с

    одной стороны, выбор верной методики педагогического воздействия, а с

    другой — умение, используя тот или иной метод, найти верную систему

    коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с

    учащимися.

    На отдельные занятия следует приглашать опытных педагогов, классных

    руководителей, использовать магнитофонные записи уроков, кинофильмы.

    Непосредственно следующее за исполнением обсуждение мотивов поведения,

    топа, мимики и т. д. дает возможность прямо на занятии внести определенные

    коррективы в деятельность учителей. Беседы можно записывать на пленку, с

    тем чтобы вернуться к ним спустя длительное время.

    е) Инсценированные педагогические задачи с вводными. Подобные

    упражнения способствуют развитию внутренней собранности, решительности,

    навыков проектирования и моделирования предстоящей деятельности, готовности

    к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных

    педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение,

    интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.

    Вот возможные типы упражнений:

    — вызовите ученика спокойно;

    — вызовите ученика весело, жизнерадостно;

    — вызовите ученика равнодушно;

    — вызовите ученика доброжелательно;

    — вызовите ученика с юмором;

    — вызовите ученика с иронией и т. п.;

    — войдите в класс и поговорите с тремя учениками с разными

    эмоциональными нагрузками.

    Учитывая, что важнейшим компонентом педагогического ма стерства

    является правильный выбор методик, мы ввели в систему упражнений

    инсценирование педагогического требования .

    Возможны такие варианты упражнений: обратитесь к ученику с требованием-

    просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-

    советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-

    условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации

    общения-все время меняются, вводятся новые данные: например ученик долго

    болел или у ученика конфликт с классом и т. п.

    Подобные занятия вооружают навыками использования различных методик при

    предъявлении педагогического требования.

    На занятиях по педагогическому требованию также важную роль играет

    психолого-педагогическая аргументация выбора требования.

    2. Вторая подгруппа—упражнения на развитие педагогического воображения,

    интуиции, навыков педагогической импровизации в общении.

    а) Развитие педагогического воображения, критического отношения к

    своему опыту и навыков прогнозирования условий предстоящей деятельности.

    Упражнения опираются на результаты, достигнутые в заданиях первого цикла.

    Вспомните особенности прошедшего урока: ученик К. отказался дать вам

    дневник. Как вы поступили? Почему? Возможны ли другие варианты поведения в

    аналогичной ситуации?

    Что вы будете делать, если ученик опоздал на урок, отвлекается во время

    объяснения нового материала, мешает другим и т. п.?

    В начале урока оказалось, что все ученики не поняли домашнее задание.

    Что вы будете делать?

    При объяснении нового материала оказалось, что ученики слабо

    ориентируются в старом. Как вы себя поведете?

    Ученики плохо слушают объяснения нового материала—определите возможные

    причины и предложите план действия.

    Упражнения на прогнозирование межличностных отношений и организацию

    общения с детьми.

    Вы собирались поговорить с учеником после урока, но события

    разворачиваются так, что разговор необходим немедленно. Как вы построите

    разговор?

    Ученик вам нагрубил — ваши возможные действия.

    Ученик и ученица дружат, все время проводят вместе, но заметно слабее

    стали заниматься. Что вы будете делать? Приведите план возможной беседы с

    ними, как вы ее проведете и т. п.

    б) Исполнение инсценированных задач по общению с введением элементов

    педагогической деятельности в условиях, приближенных к действительности. В

    этой группе упражнения в основном создаются самими участниками и

    исполняются, а затем обсуждаются. При анализе необходимо концентрировать

    внимание на стадиях решения педагогической задачи, на планировании

    возможных действий и общения, на прогнозировании способов решений ситуации.

    Особое внимание уделяется педагогическому анализу осуществленного и

    планируемого общения (в зависимости от характера задания). Это необходимо

    для того, чтобы при выполнении любых заданий участники почувствовали

    необходимость планирования и прогнозирования педагогической деятельности,

    создания своеобразной модели предстоящего педагогического воздействия.

    Эти упражнения не только развивают навыки педагогической импровизации в

    общении, но и активно формируют педагогическое мышление, на основе которого

    педагогическая импровизация может оформляться.

    Задания на действия в ситуациях, приближенных к действительности, и

    реальная работа в школе. Сюда входят упражнения типа:

    Обоснуйте необходимость использования наглядных пособий в классе на

    уроке по определенной теме (дается только дидактическая цель урока).

    Спланируйте методическую структуру урока в соответствии с особенностями

    вашего стиля общения и взаимоотношения с коллективом, органичную для вашей

    творческой индивидуальности. Подготовьте и обоснуйте план обсуждения книги

    (указывается воспитательная цель мероприятий). Вам поручается провести

    беседу с учеником Н. о его дисциплине (успеваемости) и т. п.; составьте

    план беседы, учитывая особенности его взаимоотношений с классом и

    индивидуальные особенности. Составьте и обоснуйте план урока или

    воспитательного мероприятия. Возможны и другие варианты упражнений.

    Любое задание обязательно анализируется группой тренинга, отмечаются

    моменты, в которых участник отошел от намеченного плана, анализируются

    причины импровизации и .ее продуктивность, подробно рассматривается

    структура общения, органичность и свобода общения с классом и управление

    этим процессом, анализируются способы достижения поставленной цели, их

    соответствие особенностям общения педагога с классом, эффективность и

    степень соответствия запланированным приемам. Оцениваются возможности

    управления своими эмоциями, психическими состояниями, выразительными

    возможностями (мимикой, речью). Все это дополняет методический и

    дидактический анализ деятельности учителя.

    В специальную группу выделяются упражнения по ознакомлению с методикой

    изучения учащихся, определению мотивов их поступков, составлению психолого-

    педагогических характеристик на ученика и классный коллектив, ведению

    педагогической документации, развитию умения анализировать урок и

    воспитательные мероприятия.

    Приведенные упражнения подкрепляются разнообразной общественной и

    практической педагогической работой, способствующей накоплению опыта

    общения в самых разнообразных сферах.

    Для того чтобы теория и методика профессионально-педагогического

    общения были хорошо освоены и активно внедрены в непосредственную

    педагогическую деятельность, начинающему педагогу необходимо систематически

    работать над собой, увеличивать и усложнять свой личный опыт общения с

    детьми.

    Заключение.

    1. Невозможно ожидать от школьников способности от природы к умению к

    психологической и нравственной самореализации.

    2. Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование

    высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством

    выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.

    3. Организация эффективного педагогического взаимодействия требует высокого

    уровня эмоциональной идентификации с объектом воздействия.

    4. Необходима разработка индивидуальной лексики приспособления к объекту

    воздействия, приемы их чередования, уместность использования.

    5. На основе программы педагогического тренинга, указанной в приложении,

    необходимо в каждом конкретном конфликте стремиться развивать

    плодотворные стороны собственно педагогического общения и вести борьбу с

    негативными наслоениями в общении.

    Библиография.

    1. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – Л.,

    1987.

    2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение,

    1987.

    3. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики [сборник]. – М., 1996.

    4. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. –

    Казань, 1994.

    5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.:

    Просвещение, 1991.

    6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.

    7. Эффективный учитель. – Ростов, 1995.

    8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.

    9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-Пб., 2000.

    10. Методика воспитательного процесса. – М., 1969.

    11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.

    12. Макаренко А.С. Собрание сочинений. – М., 1958. – т.5.

    13. Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность учителя // Филология на

    рубеже тысячелетий. Материалы межд. научн. конф. Ростов: Донской изд.

    дом, 2000. 2.4. с 16.

    14. Зубарева Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального

    педагогического общения // Теория и практика развивающего обучения.

    Сборник статей. Выпуск 12. Челябинск: Изд. ЧГПУ, 2001.

    15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов

    вузов. Ростов: Феликс, 1997.

    16. Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996, 441

    с.

    17. Левитан К.М. Культура педагогического общения. – Иркутск: Изд.

    Иркутского университета, 1985. 102 с.

    18. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1995, 365 с.

    19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972, 575 с.

    20. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Сборник статей. М.: Наука,

    1981, с. 3-24.

    21. Лотман Ю.М. Общение. Текст. Высказывание. – М.,1989.

    22. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы //

    Психологическая наука и образование. 1999, № 3-4, с. 5-21.

    23. Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический

    тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989, 216 с.

    24. Прохоров Н.О. Психологическое состояние школьников и учителя в процессе

    их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии, 1990, №5, с. 156-162.

    25. Рыдалова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998, 319 с.

    26. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998, 488 с.

    27. Тарасов Е.Ф. Речевое общение как воздействие // Актуальные проблемы.

    Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. Челябинск: Изд. ЮурГУ, 1999, с 98.

    28. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы

    психологии. 1991, № 1, с. 44-53.

    29. Icinner B.P. Verbal Behavior. N.-Y., 1957.

    30. Stubbs M. Analysis: The sociolinguistics Analysis of Natural Language.

    Chicago, 1983.

    -----------------------

    Какой ты невоспитанный!

    ЗАМЕЧАНИЕ ИЗ «СЛОВАРЯ ЛЯГУШКИ»

    Учитель

    раздражение

    КОДИРОВАНИЕ

    КОДИРОВАНИЕ

    РАСКОДИРОВАНИЕ

    Учитель

    Ученик

    раздражение

    Он думает, что я – плохой

    ЗАМЕЧАНИЕ ИЗ «СЛОВАРЯ ЛЯГУШКИ»

    Какой ты невоспитанный!

    КОДИРОВАНИЕ

    РАСКОДИРОВАНИЕ

    Учитель

    Ученик

    раздражение

    Он раздражен

    Я раздражаюсь, когда меня перебивают

    Столкновение ценностей

    Проблемы ученика

    Беспроблемная

    зона

    Изменение учебной среды

    Использование «Словаря принца»

    Применение способа сотрудничества

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.